Жалоба на суд

Судебное обжалование гражданами нарушенных прав и свобод.

Судебная жалоба также подразделяется на общую и специальную.

Мы рассматриваем общую. Общая судебная жалоба регулируется Законом РФ от 27.04.1993 №4866-1 «Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан». Порядок их рассмотрения регулируется статьей 25 ГПК. Общую судебную жалобу может подать любой гражданин, если считает, что действиями или решениями государственных муниципальных органов или учреждений, предприятий нарушены его права и свободы. В ст. 7 данного закона указано, какие действия, решения могут быть обжалованы в суд.

Во-первых, в результате которых нарушены права и свободы граждан.

Во-вторых, созданы препятствия для осуществления гражданином его прав и свобод

В-третьих, на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность, либо он незаконно привлечен к какой-либо ответственности.

Специальную жалобу может подать только ограниченный круг субъектоа, с установленной подведомственностью и т.п. Закон РФ «Об обжаловании в суд…» не применяется, если рассматривается жалоба на незаконные действия (решения) государственных муниципальных органов, и в другом нормативном акте установлен иной, специальный порядок судебного обжалования. Так, например, главой 30 КоАП регулируется порядок рассмотрения жалоб в производстве по делам об АП. Или параграф 2 главы 25 АПК: регулирует порядок производства по схожим делам, но в арбитражных судах.

Срок подачи общей судебной жалобы:

  1. 3 месяца со дня, когда гражданину стало известно о нарушении его права.

  2. 1 месяц со дня получения гражданином письменного уведомления об отказе вышестоящего органа в удовлетворении жалобы или со дня истечения месячного срока после подачи жалобы, если гражданином не был получен на нее письменный ответ.

  3. 10 дней по истечении месячного срока. Указанные сроки можно восстановить, если заявить ходатайство в суд и указать уважительные причины, по которым был пропущен срок подачи жалобы.

Срок рассмотрения общей судебной жалобы (ст. 257 ГПК): в течение 10 дней (с момента подачи или с момента назначения времени и места – не ясно). Обращение гражданина с требованием восстановить права – желоба. А в ГПК этот документ называется заявлением.

В части 4 статьи 4 Закона «Об обжаловании в суд…» установлена территориальная подведомственностьподачи жалобы в суд: по усмотрению гражданина жалоба подается в суд по месту его жительства, либо в суд по месту нахождения органа должностного лица, действия которого обжалуются. Если в результате незаконных действий, решений государственных муниципальных органов и их должностных лиц гражданину причинены убытки, моральный вред, то они возмещаются по правилам, установленным в статьях 1069-1071 ГК РФ. Это значит, что в таких случаях надо применять ГК, а не КоАП – эти нормы относятся к ГП.

Органы исполнительной власти как субъекты административного права

Вопросы:

  1. Понятие и виды органов ИВ;

  2. Административный статус ОИВ;

  3. Полномочия Президента РФ в сфере ИВ;

  4. Правительство РФ: состав, полномочия, организационно правовые формы деятельности;

  5. Система и структура федеральных органов ИВ;

  6. Правовое положение федерального министерства, федеральной службы, федерального агентства;

  7. Территориальные органы федеральных ОИВ;

  8. Органы ИВ субъектов РФ;

  9. Органы местного самоуправления как субъект АП.

Акты:

  1. Указ Президента РФ от 09.03.2004 № 304 «О системе и структуре федеральных органов ИВ».

  2. Указ Президента РФ от 24.09.2007 № 1274 «Вопросы структуры федеральных органов ИВ».

  3. Постановление Правительства РФ от 01.06.2004 № 260 «регламент Правительства РФ»

  4. Постановление Правительства РФ от 25.07.2004 № 402 «Типовой регламент внутренней организации Федеральных ОИВ».

  5. Постановление Правительства РФ от 19.01.2005 № 30 «Типовой регламент взаимодействия Федеральных ОИВ»

Понятие и виды ОИВ

Орган исполнительной власти осуществляет задачи государства, выступает от его имени и наделён государственно-властными полномочиями. Государственно-властные полномочия состоят в праве органа исполнительной власти издавать юридические акты от имени государства, являющиеся обязательными для тех, кому адресованы. Также органы власти могут применять меры принуждения в случае не исполнения юридического акта.

Органы исполнительной власти специально созданы для осуществления повседневного управления сферами общественной жизни. ОИВ образуются путём избрания или назначения.

ОИВ – это коллективное самостоятельное образование. Каждый орган имеет свою внутреннюю структуру: центральный аппарат и территориальные органы. Территориальные органы делятся на министерства. В федеральных службах создаются отделы, департаменты.

Структура может быть примерной, типовой, индивидуальной. Она отражается в штатном расписании – перечень структурных подразделений и частей.

Орган исполнительной власти– это целостное, структурно-оформленное, самостоятельное социальное образование, осуществляющее исполнительную и распорядительную деятельность для решения задач возложенных на государство.

Все органы исполнительной власти обладают административной правосубъектностью. Они наделены правом распорядительства, издавать подзаконные юридические акты. ОИВ также подотчётны и подконтрольны вышестоящим органам ИВ. ОИВ обладают оперативной самостоятельностью в рамках своей компетентности.

Компетенция включает: направление деятельности и властные полномочия.

Виды ОИВ:

  • По основаниям образования:

  1. Предусмотренные конституцией.

  2. Органы создаваемые на основе текущего законодательства, подзаконных актов.

  • По порядку образования:

    1. Избираемые

    2. Назначаемые

    • В зависимости от характера компетенции:

    1. Органы общей компетенции.

    2. Органы отраслевой компетенции: министерства обороны, иностранных дел и другие.

    3. Органы межотраслевой компетенции – осуществляют межотраслевое управление в виде надзорно контрольной деятельности.

  • В зависимости от порядка разрешения подведомственных вопросов:

    1. Коллегиальные.

    2. Единоначальные органы – разрешаются вопросы в министерствах и федеральных службах.

    • По территориальным масштабам деятельности:

    1. Центральные федеральные ОИВ.

    2. Территориальные органы ФОИВ.

    3. Органы исполнительной власти субъектов РФ.

    4. Территориальные органы органов ИВ субъектов (загсы).

    5. Органы местного самоуправления.

  • По содержанию властных полномочий, компетенции:

    1. Органы, осуществляющие выработку государственной политики. Федеральные министерства.

    2. Органы исполнительной власти, осуществляющие надзорные контрольные функции (федеральные службы).

    3. Органы, осуществляющие управление государственной собственностью, предоставление федеральных услуг.

    Административно-правовой статус ОИВ.

    Определяет характер, назначение, вид и место данного органа в общей системе.

    Включает:

    • официальное название;

    • порядок и способы его образования;

    • территория деятельности;

    • цели, задачи, функции, объём и характер властных полномочий;

    • компетенция – основные направления деятельности и властные полномочия;

    • формы методы деятельности;

    • ответственность;

    • порядок разрешения в органе подведомственных споров;

    • наличие или отсутствие прав юридического лица – орган исполнительной власти не является юридическими лицами. Статус юридического лица необходим для вступления в гражданско-правовые отношения;

    • источник финансирования;

    • внутренняя структура;

    • право и обязанность пользоваться государственными знаками, можно создавать свои.

    АП статус очень динамичен, подвержен изменениям. Статус органа исполнительной власти регулируется различными актами, основным является положение об органе.

    Полномочия Президента РФ

    Президент РФ не входит в какую-либо систему государственной власти, однако обладает большими полномочиями в сфере исполнительной власти – закреплено в статьях 83-90 Конституции РФ.

    Полномочия в сфере ИВ:

    1. Назначает с согласия ГД РФ председателя правительства;

    2. Имеет право председательствовать на заседаниях правительства;

    3. Принимает решение об отставке правительства;

    4. По предложению председателя правительства назначает на должность и освобождает от должности заместителей и председателей министров;

    5. Назначает руководителей федеральных органов ИВ подведомственных президенту;

    6. Принимает положения о федеральных органах ИВ подведомственных президенту;

    7. Формирует систему и структуру ИВ;

    8. Представляет ГД кандидатуру председателя центрального банка;

    9. Формирует и возглавляет совет безопасности;

    10. Формирует администрацию Президента;

    11. Назначает на должность и освобождает от должности полномочных представителей Президента;

    12. Назначает и освобождает от должности руководство вооружённых сил;

    13. Является верховным главнокомандующим;

    14. Может вводить на всей территории РФ чрезвычайное и военное положение с незамедлительным сообщением ФС;

    15. Президент издаёт указы и распоряжения, которые обязательны для исполнения на территории всей РФ. Указы Президента могут носить нормативный характер. Также указами оформляется назначение на должность федерального министра. Указы и распоряжения президента не должны противоречить Конституции ФЗ. В свою очередь Президент может отменять постановления и распоряжения правительства. А также приостанавливать действия актов исполнительных органов субъектов РФ до решения суда.

    Таким образом, президент обладает широкими полномочиями в сфере ИВ. Фактически (но не юридически) Президент является главой ИВ.

    Правительство РФ: состав, полномочия, организационно-правовые формы деятельности.

    ИВ в масштабах всей страны осуществляет правительство РФ. Это орган ИВ общей компетенции.

    Правовое положение Правительства закреплено статьями 110-117 Конституции РФ, ФКЗ «О правительстве РФ» от 17.12.1997 года, регламентом Правительства РФ утверждённым постановлением Правительства РФ от 01.06.2004 года №260.

    Согласно статье 1 ФКЗ РФ, Правительство– это высший исполнительный орган государственной власти РФ. Правительство РФ осуществляет исполнительную власть РФ.

    Правительство является коллегиальным органом, возглавляющим единую систему исполнительной власти в РФ.

    Состав Правительства РФ:

    • Председатель Правительства

    • 5 заместителей

    • Федеральные министры

    Состав правительства регулируется указом Президента «Вопросы структуры ФО ИВ». В пункте 10 установлено, что председатель Правительства имеет 5 заместителей. В том числе двух первых заместителей. Третий является руководителем аппарата правительства, заместителем председателя Правительства. Четвёртым заместителем является министр финансов. Пятый – просто заместитель.

    Председатель правительства назначается Президентом с согласия правительства. Остальные члены правительства назначаются также президентом, но по представительству председателя.

    Полномочия председателя правительства (ст. 24 ФКЗ):

    1. Возглавляет правительство.

    2. Определяет основные направления деятельности Правительства.

    3. Ведёт заседания Правительства.

    4. Подписывает акты Правительства.

    5. Предлагает кандидатуры заместителей председателя для назначения или освобождения.

    6. Распределяет обязанности.

    7. Информирует Президента о работе Правительства.

    Заместители председателя Правительства (ст. 25 ФКЗ):

    1. Участвуют с правом решающего голоса в заседаниях

    2. Участвуют в подготовке актов правительства

    Федеральные министры (ст. 26 ФКЗ):

    1. Участвуют в заседаниях правительства с правом решающего голоса

    2. Обеспечивают исполнение актов

    Полномочия правительства:

    1. Разрабатывают проект государственного бюджета, обеспечивает его исполнение и отчитывается об этом перед государственной думой.

    2. Проведение в стране единой кредитной, денежной политики.

    3. Обеспечивает проведение единой политики в сфере культуры, науки, образования

    4. Управляет федеральной, государственной собственностью.

    5. Осуществляет меры по борьбе с преступностью

    6. Издаёт постановления и распоряжения. Постановления носят нормативный характер, распоряжения – индивидуальный характер.

    Организационно-правовые формы деятельности правительства– это внешнее выражение деятельности Правительства:

    1. Заседания Правительства.

    2. Президиум Правительства.

    3. Издание актов Правительства.

    Заседание Правительства:

    Проводятся не реже одного раза в месяц. Заседания могут быть очередными и внеочередными; открытыми и закрытыми. Очередные заседания проводятся по в заранее утверждённому плану не реже одного раза в месяц, вне очередные заседания проводятся, а в его отсутствие по мере необходимости.

    Лица заседания регистрируются аппаратом правительства. Заседание считается правомочным, если на нём присутствует не менее половины членов правительства. Председательствует на заседаниях Председатель правительства. Также они могут проводиться под председательством Президента. На заседании с докладами выступают члены правительства. Ведётся протокол заседания правительства аппаратом правительства.

    Президиум Правительства:

    Для решения оперативных вопросов Правительство может организовать президиум. Решения Президиума принимается большинством голосов от большего числа правительства. Президиум правительства может принимать решения только по тем вопросам, которые отнесены к исключительному рассмотрению на заседаниях Правительства (ст. 28 ФКЗ) ст. 23:

    Акты по оперативным и другим вопросам, не имеющих нормативного характера издаются в форме распоряжений.

    Территориальные органы ФОИВ

    Осуществляют руководство на подведомственных территориях, входит в систему ФОИВ, осуществляют свою деятельность под руководством соответствующих органов ФОИВ.

    В зависимости от территории, на которую распространяется компетенция ФОИВ их можно подразделить:

    1. Межрегиональные окружные. Они распространяют действие на территорию нескольких субъектов РФ;

    2. Региональные территориальные органы ФОИВ. Они распространяют свою деятельность на территорию одного субъекта;

    По объёму компетенции:

    1. Общей компетенции (Правительства РФ могут создавать свои органы);

    2. Отраслевой компетенции, управляющие отдельной отраслью государственной отрасли на подведомственной территории;

    3. Межотраслевой компетенции, осуществляющие надведомственные межотраслевые функции.

    Создание, реорганизация, ликвидация территориальных органов производится соответствующим центральным органом самостоятельно или по согласованию с администрацией субъектов РФ. Часть должностей может взять на себя субъект. Назначение на должность и освобождение от должностей руководителей территориальных органов производится соответствующим центральным органом ФОИВ, иногда по согласованию с главами администраций субъектов РФ.

    Численность аппарата, структура, штаты и фонд оплаты территориальных органов определяются с учётом особенностей региона по согласованию с органами ИВ субъектов РФ. Финансирование территориальных органов производится за счёт федерального бюджета. Но определённое количество должностей может финансироваться и из бюджета субъекта. Задачи и функции территориальных органов ФОИВ определяется исходя из задач и функций соответствующих центральных органов исполнительной власти.

    Территориальные органы ФОИВ осуществляют:

    1. Представляют соответствующие ведомства в отношении с органами ИВ субъекта РФ;

    2. Участвуют в работе соответствующих органов ИВ, фактически выполняют возложенные на данный орган задачи и функции;

    3. Вносят предложения в центральные органы ФОИВ и органы ИВ субъектов;

    4. Информируют соответствующие центральные ведомства о проводимой работе в регионах;

    5. Территориальные органы могут запрашивать и получать от других органов государства, предприятий, учреждений необходимую информацию, сведения.

    Территориальные органы выполняют те же функции за исключением издания нормативных актов.

    Территориальные органы ФОИВ отличаются от органов ИВ субъектов:

    • Территориальные органы утверждаются центральными органами;

    • Положение о территориальном органе утверждает руководитель;

    • Финансируются за счёт федерального бюджета.

    Органы ИВ субъектов (на примере Свердловской области).

    Указ губернатора Св. обл. от 29.11. №949-УГ «О правительстве Свердловской области и исполнительных органов Св. обл.»; указ Губернатора Св. обл. от 25. .2005. 1054-УГ «О создании территориальных отраслевых исполнительных органов государственной власти Св. обл.».

    Система органов ГИВ:

    1. ФОИВ

    2. Органы ИВ субъекта РФ

    Организация и деятельность государственной власти базируется на принципе разделения предметов ведения и полномочий органов ГВ на сферы федерального веденияст.71 К РФ,совместного веденияст. 72 К РФ,исключительного ведениясубъекта РФ ст. 73 К РФ.

    Для осуществления государственного ведения и исключительного ведения субъекта в С РФ создаются ОИВ субъектов РФ и представляют собой систему.

    Система ОИВ субъекта РФ– это совокупность органов субъекта РФ, осуществляющих государственную ИВ на территории субъекта РФ. Средством взаимодействия с другими ГО и органами местного самоуправления. Система ОИВ субъекта учреждается главой субъекта. Также глава субъекта учреждает положение.

    Примерная система органов ИВ субъекта:

    1. Глава ИВ субъекта РФ (Губернатор, Президент, Глава администрации)

    2. Исполнительный орган государственной власти общей компетенции (Правительство Св. обл., администрация)

      1. Исполнительные органы государственной власти специальной компетенции: отраслевые и межотраслевые. Область: департаменты, управления; Республики: министерства.

    3. Территориальные органы ИВ общей и специальной компетенции.

    В настоящее время нет единого стандарта органов ИВ субъекта, существует разнообразие органов ИВ субъекта РФ (кабинет министров, правительство, администрация, государственный совет, Президент, премьер министр, губернатор и т.д.).

    Глава администрации(Президент, Председатель правительства, Губернатор).Полномочия:

    1. Представляет интересы субъекта во взаимоотношениях с другими государственными, муниципальными органами.

    2. Разрабатывает и представляет проект бюджета, обеспечивает исполнение бюджета.

    3. Назначает на должность и освобождает от должности руководителей органов ИВ субъекта.

    4. Формирует систему органов ИВ субъекта.

    5. Издаёт распоряжения.

    Администрация субъекта– является коллегиальным исполнительным и распорядительным органом государственной власти, который подотчётен главе субъекта или имеет статус высшего органа ИВ.

    Ораны исполнительной власти Свердловской области:

    Правительство Свердловской области – высший законодательный орган. Состав: председатель, два первых заместителя председателя, три заместителя председателя, десять министров, управляющий делами Губернатора Свердловской области и правительством Свердловской области, пять управляющих управленческими округами Свердловской области.

    Губернатор возглавляет систему. Но глава администрации – это другое лицо.

    Система и структура ИВ Свердловской области:

    • 14 министерств;

    • 3 департамента (по делам молодёжи);

    • 4 управления (управление Загсов);

    • 2 главных управления (гражданской защиты и пожарной безопасности Свердловской области, лесами Свердловской области);

    • Комитет по развитию малого предпринимательства Свердловской области;

    • Региональная энергетическая комиссия;

    Центральные органы ИВ субъектов могут учреждать свои территориальные органы.

    Органы местного самоуправления.

    Не входят в систему государственных органов, осуществляют местное самоуправление:

    • Принятие и изменение устава;

    • Владение, пользование, распоряжение собственностью;

    • Контроль за использованием земель;

    • Озеленение территории;

    • Местные финансы, налоги, сборы;

    • Обеспечение населения водо-, газо-, теплоснабжением.

    Система органов местного самоуправления:

    1. Глава;

    2. Администрация;

    3. Органы отраслевой и межотраслевой компетенции.

    Система местных органов зависит от территориального устройства.

    № 6 Полномочия президента (продолжение)

    Президент РФ не входит в какую-либо систему государственной власти, однако обладает большими полномочиями в сфере исполнительной власти – закреплено в статьях 83-90 Конституции РФ.

    Полномочия в сфере ИВ:

    1. Назначает с согласия ГД РФ председателя правительства;

    2. Имеет право председательствовать на заседаниях правительства;

    3. Принимает решение об отставке правительства;

    4. По предложению председателя правительства назначает на должность и освобождает от должности заместителей и председателей министров;

    5. Назначает руководителей федеральных органов ИВ подведомственных президенту;

    6. Принимает положения о федеральных органах ИВ подведомственных президенту;

    7. Формирует систему и структуру ИВ;

    8. Представляет ГД кандидатуру председателя центрального банка;

    9. Формирует и возглавляет совет безопасности;

    10. Формирует администрацию Президента;

    11. Назначает на должность и освобождает от должности полномочных представителей Президента;

    12. Назначает и освобождает от должности руководство вооружённых сил;

    13. Является верховным главнокомандующим;

    14. Может вводить на всей территории РФ чрезвычайное и военное положение с незамедлительным сообщением ФС;

    15. Президент издаёт указы и распоряжения, которые обязательны для исполнения на территории всей РФ. Указы Президента могут носить нормативный характер. Также указами оформляется назначение на должность федерального министра. Указы и распоряжения президента не должны противоречить Конституции ФЗ. В свою очередь Президент может отменять постановления и распоряжения правительства. А также приостанавливать действия актов исполнительных органов субъектов РФ до решения суда.

    Таким образом, президент обладает широкими полномочиями в сфере ИВ. Фактически (но не юридически) Президент является главой ИВ.

  • ВИДЫ СУДЕБНЫХ ЖАЛОБ

    Обращения граждан в суд закон называет жалобами и исками, и общее название — судебная жалоба — является в определенной степени условным. Средиоонихооможнооовыделитьоожалобы:

    • 1. жалобы на административные акты, рассматриваемые в порядке административнойооюстиции;
    • 2. жалобыоопоооделамоочастногооообвинения;
    • 3. кассационные;
    • 4. надзорные.

    Эти жалобы граждан являются юридическими фактами, приводящими в действие механизм правосудия, и результат рассмотрения которых — акт правосудия, решающий судьбу возбужденного жалобой уголовного или гражданского дела.

    В настоящее время нужно выделять два варианта судебного обжалования: по общему праву и на основе специальных норм. Соответственно есть общие и специальные судебные жалобы.

    Судебные жалобы граждан можно различать и по адресатам: в суды общей юрисдикции, в арбитражные суды и в конституционные (уставные) суды.

    Обжалование по общему праву в суды общей юрисдикции регламентируется Законом РФ «Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан». В соответствии с этим Законом каждый гражданин вправе обратиться с жалобой в суд, если считает, что неправомерными действиями или решениями государственных органов, органов местного самоуправления, учреждений, предприятий, общественных объединений, должностных лиц, государственных служащих нарушены его права и свободы.

    В суд могут быть обжалованы коллегиальные и единоличные действия (решения), в результате которых:

    • а) нарушены права и свободы гражданина;
    • б) созданы препятствия осуществлению гражданином его прав и свобод;
    • в) незаконно на гражданина возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к какой-либо ответственности.

    Суды рассматривают жалобы на любые действия (решения),нарушающие права и свободы граждан, кроме тех, в отношении которых законодательством предусмотрен иной порядок судебного обжалования.

    Гражданин вправе обратиться с жалобой на действия (решения), нарушающие его права и свободы, либо непосредственно в районный суд, либо к вышестоящему в порядке подчиненности органу, учреждению, предприятию или объединению, общественному объединению, должностному лицу. Административную жалобу обязаны рассмотреть в месячный срок. Если гражданину в удовлетворении жалобы отказано или он не получил ответа в течение месяца со дня ее подачи, он вправе обратиться с жалобой в суд .

    По закону судебная жалоба может быть подана гражданином, права которого нарушены, или его представителем, а также по просьбе гражданина уполномоченным представителем общественной организации, трудового коллектива.

    Жалоба направляется по усмотрению гражданина либо в суд по месту его жительства, либо в суд по месту нахождения ответчика.

    В таком же порядке военнослужащий вправе обратиться в военный суд с жалобой на действия (решения) органов военного управления и воинских должностных лиц, нарушающих его права и свободы.

    Как написать жалобу в суд

    Обращаясь к органу правосудия, граждане рассчитывают на справедливое, всестороннее и беспристрастное рассмотрение спорной ситуации или установление юридически значимого факта. Но случается, что ввиду недостаточно объективного разбирательства или возникновения новых обстоятельств по делу решение суда нельзя назвать правомерным. Такие ситуации законодательством предусмотрены.

    Сторона, неудовлетворённая исходом судопроизводства, вправе подать жалобу на неверное судебное решение, постановление или определение в компетентный по этим вопросам суд. Но перед тем, как сделать это, рекомендуется ознакомиться с порядком обжалования, видами жалоб и иерархией инстанций в судебной системе РФ.

    Кто может пожаловаться

    Согласно действующему процессуальному законодательству, правом обжалования судебных актов обладают все стороны и участники процесса, а также иные лица, законные права и интересы которых были затронуты оспариваемым решением (определением, постановлением). В их число входят:

    • истец (потерпевший, заявитель);
    • ответчик (обвиняемый, оправданный);
    • частный обвинитель;
    • представители сторон;
    • прокурор (с представлением о пересмотре решения).

    Порядок и сроки обжалования

    Жалоба на вынесенный судьей акт подаётся с учётом особенностей судопроизводства и положения рассматривающего его суда в системе органов правосудия.

    Частная и апелляционная жалоба

    Различия данных жалоб заключаются в предмете оспаривания. Для частной это определения суда, препятствующие дальнейшему ходу дела, и другие, установленные процессуальным законодательством судебные действия. В их число входят постановления:

    • об отказе в возбуждении уголовного дела или принятия иска;
    • о приостановлении рассмотрения дела;
    • о наложении штрафа за нарушение порядка судопроизводства и порядок взыскания иных судебных расходов;
    • об отказе в обеспечении доказательств;
    • об оставлении жалобы (заявления, иска) без движения и т. п.

    Этот вид жалобы подаётся до вынесения судом окончательного решения — в ходе судопроизводства первой инстанции. В ходе апелляции можно оспорить судебное решение, принятое по первой инстанции, но еще не вступившее в действие.

    Порядок их подачи идентичен и может совершаться одновременно, если определение не относится к категории обжалуемых отдельно (препятствующих допуску гражданина к правосудию, нарушающих разумные сроки рассмотрения дела и оставляющих его без движения).

    Частная/апелляционная жалоба направляется в судебный орган второй инстанции, вышестоящий по отношению к суду, вынесшему решение или постановление. На акт, принятый мировым судьей, заявление об оспаривании подается в суд, закрепленный за районом населенного пункта, где осуществляет свои полномочия мировой судья. В свою очередь, определение районного суда правомочен рассматривать областной или верховный в пределах субъекта, так как в судебной системе именно эта инстанция — высшая по иерархии.

    Подсудность дел, связанных с разрешением экономических споров, определяется по отдельной схеме. Для их пересмотра по второй инстанции существует отдельная судебная инстанция — арбитражный апелляционный суд. Акты, принятые в ходе или по окончанию судопроизводства по делам военнослужащих, оспариваются в окружном или флотском военном суде.

    Решения и определения, вынесенные Судебными коллегиями Верховного судебного органа, также могут быть обжалованы. Полномочиями в этих вопросах наделена специализированная Апелляционная коллегия того же Верховного суда. При этом, заявление об апелляции решения/определения подаётся не компетентную в их обжаловании инстанцию, а через суд, принявший неправомерный акт.

    Сроки

    Сроки, отведенные на подачу частной/апелляционной жалобы по гражданским, административным делам и экономическим спорам, составляют 15 дней для оспаривания определения и 30 — для апелляции. На те же действия в уголовном судопроизводстве устанавливается 10 дней, не зависимо от типа обращения.

    Срок обжалования исчисляется со дня вынесения оспариваемого акта и восстанавливается по ходатайству заинтересованного лица при наличии веских причин пропуска. Отказ суда при этом может быть также обжалован в вышестоящей инстанции.

    Период рассмотрения частных/апелляционных жалоб судами по гражданским, административным делам и экономическим спорам (уголовным делам):

    • районным, верховным судом субъекта, окружным (флотским) военным судом — 60 дней (15 — районным и 30 — верховным);
    • ВС РФ — 90 дней (45).

    Срок начинает течь с момента подачи заявления об оспаривании. Для всех дел, кроме уголовных — это общий срок принятия заявления, открытия судопроизводства и вынесения решения. По Уголовно-процессуальному кодексу указанный период устанавливается только для начала рассмотрения, а, следовательно, окончательный акт может быть принят позже.

    Кассационная

    Потребность в кассации возникает при оспаривании неправомерных судебных актов после их вступления в законную силу. Кассационное производство является третьей инстанцией и может быть открыто только вследствие неудовлетворительного для заявителя апелляционного обжалования.

    Суды третьей инстанции и подсудные им дела:

    1. Президиум верховного суда субъекта, окружного (флотского) военного суда. Правомочны принимать заявления об оспаривании действующих решений районных, военных гарнизонных и мировых судей, апелляционные определения районных, окружных (флотских) и верховных судов в субъектах.
    2. Арбитражный суд округа. Осуществляет кассационное судопроизводство в отношении актов, изданных арбитражным и арбитражным апелляционным судом.
    3. Судебные коллегии Верховного суда РФ. Компетентны в вопросах оспаривания вступивших в действие решений районных (военных гарнизонных) судов, обжалованных по второй инстанции президиумом верховного судебного органа субъекта, а также апелляционных определений верховных судов и постановлений их президиумов.

    Промежуток времени, в течении которого заинтересованный участник процесса вправе подать заявление о кассации, устанавливается процессуальными кодексами по отдельным категориям дел:

    • по гражданским и административным — полгода с момента вступления я в силу обжалуемого акта;
    • по уголовным — не ограничен;
    • по экономическим спорам — 2 месяца.

    Срок, пропущенный по уважительной причине, может быть восстановлен на основании ходатайства заинтересованного лица, поданного не позднее, чем через полгода со дня вступления в силу акта.

    Ну рассмотрение кассационной жалобы уходит:

    • 1 месяц — при рассмотрении судом соответствующей инстанции без необходимости истребовать дело;
    • 2 месяца — кассационным судом, если дело подлежит истребованию, арбитражным, а также ВС РФ, без истребования;
    • 3 месяца — ВС РФ, когда дело истребуется у хранящего его органа.

    Согласно п. 3 ст. 382 ГПК РФ, период рассмотрения особо сложных кассационных жалоб может быть продлен Председателем ВС РФ или его заместителем не более, чем на 2 месяца.

    Течение срока, отведённого на кассационное судопроизводство по гражданским, уголовным и административным делам, начинается со дня поступления жалобы. Время, потраченное на истребование дела, при этом из него исключается.

    Арбитражный суд округа считает началом срока рассмотрения заявления момент его поступления вместе с делом, но не раньше окончания 2х месяцев со дня вступления обжалуемого решения в законную силу.

    Надзорная

    Пересмотр судебных актов, вступивших в законную силу, осуществляет Президиум ВС РФ в порядке надзора.

    К надзорным относятся жалобы на решения и определения:

    • принятые верховным судом субъекта или окружным (флотским) военным, предварительно рассмотренные в порядке апелляционного судопроизводства ВС РФ;
    • Судебной коллегии по экономическим спорам ВС, прошедшие апелляционное обжалование;
    • ВС РФ после апелляции;
    • Апелляционной коллегии ВС РФ;
    • вынесенные в результате рассмотрения Судебной коллегией ВС по второй инстанции;
    • рассмотренные по третьей инстанции Судебной коллегией ВС.

    Надзорная жалоба направляется в ВС РФ не позднее, чем через три месяца с момента обретения обжалуемым решением законной силы. Это касается актов по всем делам кроме уголовных — по УПК заявление об их оспаривании подается без ограничений по времени.

    Пропущенный ввиду уважительных причин срок может быть восстановлен, если соответствующее ходатайство будет подано заинтересованным лицом не позднее, чем через полгода после вынесения оспариваемого акта.

    На пересмотр судебного акта Президиумом отводится 2 месяца без истребования дела и 3 месяца с истребованием (1–2 месяца по УПК). При этом Председатель ВС РФ или его заместитель вправе продлить срок еще на 2 месяца, если в этом возникнет объективная необходимость.

    Конституционная

    Предметом обращения является нарушение конституционных прав и свобод граждан при разрешении конкретного дела в порядке судебного производства.

    Иными словами, если судебный акт был принят на основании закона, идущего в разрез с положениями Конституции РФ, он может быть оспорен в КС РФ по заявлению заинтересованного лица. Но сделать это можно только в течение одного года со дня принятия неконституционного решения.

    УПК, ГПК, АПК и КАС РФ сходятся в определении содержания жалоб. В них должна быть включена следующая информация:

    1. Наименование судебной инстанции, принимающей заявление на рассмотрение.
    2. ФИО адрес сторон процесса.
    3. Предмет и название, например, «Апелляционная жалоба на решение Судебной коллегии по административным делам Верховного суда РФ» (пишется посередине строки, сразу под вводной частью).
    4. Номер, дата обжалуемого акта и полное наименование органа, вынесшего его.
    5. Основания для оспаривания.
    6. Требования заявителя и законодательные положения, подкрепляющие их правомерность.
    7. Перечень приложений.

    К заявлению должны прилагаться:

    • копия обжалуемого решения;
    • квитанция об оплате госпошлины (ходатайство о рассрочке или отсрочке платежа, документ, подтверждающий льготу);
    • бумага, свидетельствующая о получении копии жалобы и недостающих документов остальными участниками судебного процесса (почтовое уведомление о вручении, расписка);
    • акт, подтверждающий правомочия на подписание жалобы.

    Образцы

    Структура и содержание заявлений идентична, но для удобства ниже представлены примеры каждого из них.

    Апелляционная жалобаКассационная жалоба
    Надзорная жалобаКонституционная жалоба

    Как подать

    Заявление о пересмотре дела в Федеральные суды общей юрисдикции и Федеральные арбитражные инстанции подаются в письменном виде лично в приемную органа либо заказным письмом по почте. Все необходимые контактные данные рабочие графики можно найти на официальных сайтах судов. Их полный перечень со ссылками представлен по следующему электронному адресу:

    • https://sudrf.ru/index.php?id=300 (поисковик Федеральных судов общей юрисдикции);
    • http://arbitr.ru — портал арбитражных инстанций.

    В Верховный суд РФ направить жалобу можно двумя способами:

    1. Почтой по адресу — ул. Поварская ул., д.15, Москва, 121260.
    2. Через Приемную ВС — ул. Поварская, 13г. Москва (понедельник–четверг —с 9:00 до 18:00, пятница — до 16:30, перерыв — с 13:00 до 13:35).

    Конституционный суд принимает заявления:

    1. Почтовым отправлением по адресу — 190000, Санкт-Петербург, Сенатская площадь, дом 1.
    2. Лично от заявителя — г. Санкт-Петербург, ул. Галерная, дом 1 (в будние дни с 10:00 до 17:00, в пятницу и предпраздничные дни до 16:00, перерыв с 12:00 до 13:00).
    3. На электронный ящик — ksrf@ksrf.ru (при наличии усиленной квалификационной электронной печати — КЭП).
    4. Через официальный сайт — https://petition.ksrf.ru (требуется регистрация с обязательным прикреплением цифровой копии паспорта).

    Подаче жалобы должна предшествовать оплата государственной пошлины: за апелляцию или кассацию — 150 руб., надзорную — 300 руб. (в порядке арбитражного судопроизводства— 3000 руб. и 6000 руб. соответственно), конституционную — 450 руб.

    Законодательная база

    Актуальное законодательство по составлению и подаче жалоб в суд:

    1. ФКЗ «Об арбитражных судах в Российской Федерации» от 28.04.1995 N 1-ФКЗ.
    2. «Налоговый кодекс Российской Федерации» от 31 июля 1998 года N 146-ФЗ.
    3. ФКЗ «О Конституционном Суде Российской Федерации» от 21.07.1994 N 1-ФКЗ.
    4. «Кодекс административного судопроизводства Российской Федерации» от 08.03.2015 N 21-ФЗ.
    5. «Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации» от 24.07.2002 N 95-ФЗ.
    6. «Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации» от 14.11.2002 N 138-ФЗ.
    7. «Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации» от 18.12.2001 N 174-ФЗ.

    Грамотное составление жалобы в суд важно для дальнейшего ее рассмотрения. Сделать это в соответствии с правилами и требованиями законодательства, с учетом всех юридических тонкостей помогут наши специалисты. При необходимости опытные юристы проконсультируют и по другим вопросам.

    Апелляционная жалоба: злоупотребление правом и основания для возврата

    С сожалением следует признать, что введение института оставления апелляционной жалобы без движения имеет не только положительные последствия (такие, как гарантия обеспечения прав на судебную защиту и повышения оперативности правосудия), но и негативные – в тех случаях, когда злонамеренное использование данного института позволяет затягивать судебный процесс. Злоупотребление правом участниками процесса, связанное с несовершенством законодательства об оставлении жалобы без движения 1. Суд вправе оставить АЖ без движения по мотиву невыполнения заявителем обязанности направления копии АЖ другим участникам процесса. Для того чтобы обойти данное требование, недобросовестные лица, не заинтересованные в нормальном течении процесса и оперативном разрешении судом дела, направляют другой стороне процесса пустые конверты или чистые листы без текста, а в суд представляют оригиналы квитанций с отметкой почтового отделения, на основе которых жалоба принимается к производству. Это получило некоторое распространение и по той причине, что действующим АПК РФ не предусмотрена ответственность за неуведомление других участвующих в деле лиц о поданной АЖ. Исключить подобные ситуации возможно только путем изменения действующего законодательства. Необходимо требовать не только представления оригиналов квитанций об отправке почтовой корреспонденции, но и представления внутренних описей вложения в заказные письма с отметкой почтового отделения в виде штампа с датой отправления. Вряд ли такое положение будет введено в арбитражное процессуальное законодательство в ближайшее время, однако следует признать, что только в таком виде заявитель может надлежащим образом подтвердить факт направления судебных документов другой стороне процесса. 2. После постановления судебного решения об удовлетворении заявленных исковых требований ответчик, стремящийся оттянуть момент исполнения вынесенного решения, подает АЖ, заведомо содержащую дефекты. В результате истец (или заявитель), в чью пользу разрешено дело, длительное время не имеет возможности исполнить решение. 3. Податель АЖ (после того, как его жалобу суд апелляционной инстанции оставил без движения) может обратиться с кассационной жалобой на определение об оставлении без движения, что затянет процесс еще на некоторое время. Таким образом, нормы, регулирующие обращение с жалобой на судебные акты арбитражных судов, нуждаются в совершенствовании для целей исключения возможностей злоупотреблений со стороны заинтересованных в затягивании процесса лиц. Целесообразно было бы установить в АПК РФ правило, согласно которому арбитражный суд принимал бы к производству АЖ, отвечающую общим требованиям, установленным ст. 260 АПК РФ (в том числе и с некоторыми дефектами), но в случае обнаружения ее дефектов мог бы требовать от апеллянта их устранения. Такой подход, безусловно, способствовал бы скорейшему рассмотрению дел. Спорные вопросы оснований для возврата апелляционной жалобы Необходимо уделить некоторое внимание и возврату апелляционной жалобы – закономерному следствию непринятия мер к устранению ее недостатков в период нахождения без движения. Наибольший интерес вызывает возврат АЖ в случае отклонения ходатайства о предоставлении отсрочки, рассрочки уплаты государственной пошлины или об уменьшении ее размера. До настоящего времени единой судебной практики в отношении данного вопроса не сложилось. Нередки ситуации, когда арбитражный суд апелляционной инстанции в соответствии со ст. 264 АПК РФ возвращает АЖ заявителю, а суд кассационной инстанции отменяет это определение апелляционного суда как принятое при неправильном применении норм процессуального права и передает дело на рассмотрение во вторую инстанцию. Например, в Постановлении ФАС Московского округа от 20.01.2005 N КГ-А40/11792-04 указано, что, отказывая в удовлетворении ходатайства об отсрочке уплаты государственной пошлины в связи с непредставлением необходимых документов, апелляционная инстанция, правильно сославшись на разъяснения пленума ВАС РФ от 20.03.1997 N 6 «О некоторых вопросах применения арбитражными судами законодательства Российской Федерации о государственной пошлине», не применила институт оставления АЖ без движения. Из другого Постановления Федерального арбитражного суда Московского округа следует, что отказ в удовлетворении ходатайства об отсрочке уплаты государственной пошлины служит основанием для оставления без движения, а не возвращения АЖ (см. Постановление ФАС Московского округа от 31.01.2005 N КГ-А40/13217-04). Между тем, как было сказано выше, действующий АПК РФ не предусматривает такого основания для оставления без движения (при том что ст. 264 АПК РФ четко регламентирует основания возвращения АЖ заявителю). Резюмируя вышеизложенное, хотелось бы подчеркнуть необходимость доработки положений ст. 263 и 264 АПК РФ, что позволит, с одной стороны, способствовать реализации заинтересованными лицами их права на судебную защиту, а с другой стороны – способствовать исключению злоупотреблений со стороны недобросовестных лиц. Итак, в случае несоблюдения требований, предъявляемых к содержанию и форме апелляционной жалобы, она не возвращается заявителю, как это было предусмотрено АПК РФ 1995 г., а оставляется определением без движения. Данное правило введено с целью предупреждения случаев необоснованного возвращения жалоб, исключения случаев отказа в защите нарушенных и оспоренных прав и повышения оперативности правосудия. Данный институт следует расценивать как дополнительную гарантию обеспечения заявителю апелляционной жалобы права на судебную защиту его нарушенных прав, с учетом того, что исключается возможность отказа в такой защите по формальным основаниям. Евгений Матвеев Источник: Первый пермский правовой портал

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *