Процесс самопознания: цель, методы и средства

Самосознание – это биологически обусловленная способность человека осознавать самого себя.

Самопознание и развитие личности

Самопознание и развитие личности

Обучая себя и своих детей вежливости и тактичности, мы занимаемся психопрофилактикой нанесения психических травм другим людям. Обучая вежливости и тактичности, мы прививаем себе и своим детям элементарные правила психогигиены. Можно добавить лозунги: «Психогигиена – залог здоровья семьи и нации!» и «Психопрофилактика дешевле психотерапии!».

Хорошо и легко говорить само собой разумеющиеся вещи, твердить банальные истины. Множество изданных книг и учебников типа «Как заработать миллиард», «Как похудеть за три часа», «Как изменить свою оставшуюся жизнь к лучшему за 6 шагов» и т.д. и т.п. также являются показательным явлением такого подхода. Читая эти книги, начинаешь понимать, что, в принципе, всего легко добиться в этой жизни, даже не сходя с собственного дивана. Но, по большей части, это получается лишь в наших фантазиях.

Все мы понимаем, что быть вежливыми очень приятно, а быть тактичными еще и полезно, как самому носителю этой черты характера, так и окружающим его людям. Быть взаимно вежливым легко, если первый проявил вежливость не ты сам, а другой. Вторым быть вежливым более легко, потому что «спасибо» на «спасибо», «спасибо» на «пожалуйста» легче произносить, чем «спасибо» на «подвинься» или «пожалуйста» на «куда прешь». Исходя из вышенаписанного, что вежливость не что иное, как психопрофилактика, мы сможем рассмотреть психолгию как самую перспективную науку прикладного характера в ближайшем будущем.

Психологическая тренировка людей станет в ближайшем будущем такой нормой, как и утренняя гимнастика. Правда, с такими же суррогатами замены, как электровибраторы для мышц и упражнения типа «за 2 недели – стальные мышцы и тонкая талия и крепкие нервы», не приводящие к положительным эффектам и приносящие чаще вред психике человека. Необходимость тренировки психики станет подтверждаться и принятием законов о взаимной вежливости, которые уже сейчас подразумевают снисхождение при состояниях аффекта, хотя это состояние очень сложно оценить при различных психотипах людей. Не говоря уж о возмещении морального вреда.

Не говоря уж о рекламе. Ее воздействие требует пристального внимания управленцев с привлечением психологов-экспертов. Скорее всего нам будет необходима специальная тренировка на реагирование на рекламу, хотя, в конечном счете, придется запретить размещение рекламы в средствах массовой информации и перенести ее полностью в рекламные издания. Меньше будет неврозов и психических заболеваний, включая алкоголизм, табакокурение, наркоманию и сексуальные расстройства. Постепенно в этом отношении рынок выравняется при создании равных условий для всех рекламодателей.

Психология, как уже говорилось выше, будет одной из важнейших дисциплин, помогающей адаптироваться и самореализоваться человеку в среде информационного общества без ущерба для своего психического здоровья и поэтому навсегда исчезнут болезни (а их процентов 90 из всех известных), спровоцированные расстройством нервной системы.

Подводя итог всему вышесказанному и возвращаясь к обсуждаемой теме самопознания – от простого психологического знания к сложным процессам психики, мне хочется отметить, что постоянное удерживание рамки психопрофилактики (как проявление внимания к другому человеку, и наоборот) и психогигиены (самопознания и самопринятия) позволит уже сейчас вести работу по распространению и развитию психологической грамотности населения, к чему и призываем всех психологов, работающих в образовании, медицине, управлении и других социальных областях.

Структура самосознания

Традиционным принято рассмотрение самосознания как вершины человеческой психики, состоящей из трех тесно связанных компонентов:

  1. Самопознание.
  2. Самоконтроль (или саморегуляция).
  3. Самосовершенствование.

Самопознание, в свою очередь, формируется самонаблюдением и самооценкой. Причем именно в самооценке, как одном из важнейших личностных образований лучше всего прослеживается временнáя динамика развития самосознания. Это связано с тем, что при формировании самосознания эмоционально-ценностное отношение человека к самому себе достигает максимальной интенсивности и глубины. Многообразие чувств и эмоциональных состояний, которые были пережиты личностью в разное время в различных жизненных ситуациях, не только образует особый эмоциональный «фонд» самосознания, но и закладывает основы самооценки, преобразует ее. При этом именно самооценка направляет и предопределяет весь процесс саморегуляции, результат которого соотносится с устойчивостью и динамикой самооценки.

При рассмотрении других точек зрения на структуру самосознания, необходимо отдельно представить мнение одного из последователей школы Д. Н. Узнадзе – А. А. Налчаджяна, который предложил использовать при описании самосознания следующую обобщенную схему:

Структура самосознания

Рисунок 1. Структура самосознания личности (по А. А. Налчаджяну). Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Таким образом, структура самосознания центрирована вокруг «Я», которое посредством устойчивых структур Я-концепции координирует познавательные процессы, регулируя их и направляя на познание себя и окружающего мира. Проявление активности самосознания связано и с ситуативными Я-образами, которые «окружают» центральное «Я» и его Я-концепцию.

Читайте также:  Осознанность — самое доступное лекарство от неспокойной жизни

Кроме того, в собственно самосознании, то есть в Я-концепции, возможно выделение нескольких разновидностей формирующих ее элементов: элементы самосознания, относящиеся к схеме тела личности; элементы настоящего (реального) «Я»; элементы идеального «Я» и др.

Итак, на основании вышесказанного можно сделать вывод, что структура самосознания не способна функционировать без трех важнейших образований: образа себя, самооценки и самоотношения. С вопросом о структуре самосознания тесно связано рассмотрение его важнейших функций.

Что такое самопознание?

Самопознание – это процесс осознания себя: своей глубинной сути, смысла жизни, своих физических и психических возможностей. Эта потребность изначально заложена в человеке, в отличие от животных. Во всех религиях, особенно восточных, самопознание считается средством постижения единства с Богом, оно дает возможность найти внутри себя неисчерпаемый потенциал и успешно применить его в жизни.

Я-концепция и этапы ее эволюции

Я-концепция – это представления человека о себе и о своей роли в окружающем мире. Она может не соответствовать реальному положению вещей и приводить к конфликтам с реальностью. Если  она адекватна реальности, то человек благополучно приспосабливается к миру и достигает в нем  определенных успехов. В своем развитии осознание себя проходит несколько этапов:

  1. Первичное самопознание – оно предполагает доверчивое восприятие мнений о себе других людей.
  2. Кризис первичного самопознания – в определенный момент человек понимает, что мнения различных людей отличаются и могут быть противоположными. Человек начинает формировать свое собственное мнение.
  3. Вторичное самопознание – происходит изменение привычных представлений человека о себе и начинается активное самопознание. Старая Я-концепция отвергается или существенно пересматривается, человек  приходит к необходимости переделывать себя. Происходит то, что Дейл Карнеги назвал «Я – это не то, что вы обо мне думаете».

Методы самопознания

Самопознание начинается в тот момент, когда человек обнаруживает в себе определенные черты или характерные особенности поведения, оно  происходит с использованием следующих методов:

  1. Самонаблюдение. Этот процесс в психологии называется интроспекция и его цель заключается в наблюдении за своими внутренними ощущениями и поведением.
  2. Сравнение. Человек начинает себя соотносить с другими людьми, со своими идеалами и нормами поведения в обществе.
  3. Моделирование личности. Этим методом определяются личные симпатии и антипатии, исследуются причины конфликтов и на основе полученных выводов строятся новые отношения с людьми.
  4. Метод единства противоположностей. Человек начинает понимать, что определенные его качества в зависимости от ситуации могут быть как положительными, так и отрицательными. Здесь решающую роль играет приятие себя как есть (со всеми достоинствами и недостатками).
  5. Познание других людей с позиций новых знаний. Человек сравнивает себя с другими и дает оценку их поведения.

Средства самопознания

Самопознание приводит человека к лучшему пониманию себя, повышению его самооценки. Периодически возникает необходимость самопроверки, для которой используются следующие средства:

  1. Самоотчет. Он может быть в форме дневника, блога, статей на тему личного развития, а может, в форме простого размышления и сопоставления.
  2. Фильмы, книги, театральные спектакли дают возможность поставить себя на место героев и оценить реально свои способности.
  3. Изучение психологии поможет точнее ориентироваться в происходящих событиях и давать оценку своего поведения уже с научной точки зрения.
  4. Прохождение различных тестов даст возможность оценить достигнутый уровень личностного роста.
  5. Консультации психолога помогут человеку выявить проблемы внутри себя и найти пути их решения.
  6. Социально-психологические тренинги – отличное средство ускорить и стимулировать дальнейший процесс самопознания.

Материалы по теме:

  • Открываем Сердце! Включаем Разум! Вспоминаем о Вечном!
  • Осознание чувств – Задумайтесь!
  • Главное – сформулировать желание. Сила мысли – Намерение
  • Осознание силы молитвы для помощи в жизни
  • Смотри… на своем пути человек. Видеоролик
  • Реинкарнация. Вы пришли сюда, чтобы познать Бога
  • Что такое подсознание человека? (продолжение)

Понятие самосознания

В психологии самосознание личности рассматривается как совокупность представлений личности о себе, которая выражается посредством Я-концепции, а также как оценка самой личностью данных представлений, то есть самооценка.

В рамках психологического анализа самосознание может быть рассмотрено в качестве сложного психического процесса, сущность которого кроется в восприятии личностью многочисленных образов самой себя в разных ситуациях повседневности и видах деятельности, формах поведения, во всех способах взаимодействия с окружающими людьми и в соединении данных образов в единое целостное образование – понятие «Я».

Читайте также:  Поза льва для лечения горла повышает настроение и омолаживает лицо

Готовые работы на аналогичную тему

Получить выполненную работу или консультацию специалиста по вашему учебному проекту Узнать стоимость

Самосознание человека (и детей, в частности) проанализировано С. Л. Рубинштейном в работе «Сознание и его границы» (1989). Исследователь отмечает, что формирование самосознания человека является своеобразным этапом в развитии сознания, подготавливается данный этап развитием речи и произвольных движений, появлением самостоятельности. В соответствии с этим С. Л. Рубинштейн предлагает рассматривать несколько последовательно сменяющих друг друга моментов становления самосознания в онтогенезе человека:

  • овладение собственным телом;
  • возникновение произвольных движений;
  • самостоятельное передвижение и самообслуживание;
  • постижения своего «Я» в прошлом, настоящем и будущем;
  • принятие оформленного самосознания.

Таким образом, по утверждению исследователя, самосознание начинает формироваться уже с самого раннего возраста. Однако некоторые авторы (Л. И. Божович, Л. С. Выготский, И. С. Кон, М. Кун) не согласны с данной точкой зрения и утверждают, что становление самосознания начинается лишь в подростковом возрасте. Принято считать, что одним из первых многостороннее исследование самосознания предпринял Л. С. Выготский, по мнению которого, самосознание подростка является не только феноменом его личности и сознания, но и особым моментом развития личности – от самопознания к самоотношению и саморегуляции.

Лень читать?

Задай вопрос специалистам и получи ответ уже через 15 минут!

Задать вопрос

На протяжении развития личности самосознание все более усложняется, а по мере того, как увеличивается число образов в его структуре, образуется адекватный, глубокий и интегративный образ собственного «Я».

Самосознание последовательно проходит стадии своего развития по мере того, как ребенок становится личностью, сознательно выделяющей себя из мира других людей. Таким образом, в общей структуре личности самосознание – это сложное интегративное свойство ее психической деятельности.

Самосознание, оформившись, оказывает влияние на все дальнейшее развитие личности, являясь одним из наиболее необходимых внутренних условий непрерывности данного процесса, устанавливает устойчивое равновесие между внешними воздействиями, внутренними ощущениями личности и формами ее поведения.

Замечание 1

Наиболее важную роль в структуре самосознания играют самопознание, самосовершенствование и поиск смысла жизни.

Процесс самопознания

Процесс самопознания по утверждению ученых и философов, длится всю жизнь. По мере изменения внешних обстоятельств, внутренних характеристик меняется отношение субъекта, его способы самовыражения и виды самореализации.

В процессе самопознания выделяют следующие элементы, обеспечивающие возможность изучения собственного образа Я:

  • самонаблюдение или интроспекция, выделение своих чувств, эмоций, реакций на те или иные события;
  • самоанализ полученных путем интроспекции данных о себе с выделением причин, аспектов проявления различных личностных характеристик;
  • социально ориентированное сравнение образа себя и его описательных данных с идеальным, поиск соотношения Я-реального и Я-идеального.

На основе проведенного анализа, постановки целей и задач, позволяющих приблизиться к идеальному образу себя проводится внутренняя работа над слабыми сторонами, выделение сильных, актуализация ранее незадействованных возможностей.

Процесс самопознания

Самопознание и развитие

Самопознание и развитие личности – базис гуманитарного направления психологии. Осознание себя как личности с уникальными характеристиками позволяет понимать и реализовывать те потребности, которые важны именно для данного индивидуума.

Удовлетворение потребностей в социальном признании, самореализации невозможно без понимания наиболее ценных для субъекта способов самовыражения. Обеспечение посредством самопознания развития поля вероятностей актуализации возможностей, путей самовыражения позволяет находить индивидуальный смысл жизни.

Тренинги самопознания

Психолог М. Ю. Орлов отмечал, что эффективное самонаблюдение, составляющее первую ступень самопознания, саморазвития и актуализации личности, практически неосуществимо без знаний об основах психологии личности и чувств. Знать, что представляет собой чувство, к примеру, обиды или стыда и иметь возможность не только поддаваться этому чувству, но разделять его на части, проводить поиск мотивов, оценку уровня и способов разрешения ситуации, составляет базис интроспективной методики. Без навыков самонаблюдения, интроспекции невозможна рефлексия и получение объективных знаний о себе. Фактически самонаблюдение в таких случаях трансформируется в привычку «копаться в себе», вызывать травмирующие образы и заново переживать болезненные ситуации.

Для предотвращения начала и/или закрепления подобных процессов проводят тренинги самопознания, саморазвития или самоактуализации. Основное условие эффективности занятий – личность ведущего тренинг. Соответствующее образование (психологическое, педагогическое), опыт групповой или индивидуальной работы обеспечат значительную часть успешной помощи клиентам или студентам.

Второй важный аспект – желание клиента проводить субъектную работу над собой, осваивать навыки отстраненной интроспекции, анализировать свое состояние без развития ригидных качеств. При индивидуальной работе основным преимуществом является более высокая степень открытости клиента, при групповой наличие сторонних людей способствует интенсификации личностных процессов.

Самопознание: план тренинга

При проведении тренингов по самопознанию в план включаются четыре основных этапа и, при необходимости, несколько вспомогательных.

Процесс самопознания

Первый этап состоит из психологической подготовки к началу работы, расслабления, возможно применение медитативных техник, упражнения на психогигиену. Цель данного этапа – снятие напряжение, нежелательного эмоционального фона, фокусировка внимания на задачах по самопознанию. План занятия при этом составляется заранее.

Читайте также:  Легкость и сила: как открыть студию йоги

На втором этапе клиент выбирает или формулирует травмирующую ситуацию, оценивает результаты предыдущей деятельности на основе дневника наблюдений, концентрируется на новом направлении или аспекте процесса, описывая и анализируя его при помощи тренера.

На третьем этапе проводится анализ ситуации, чувства, выбранной задачи, выбираются методы работы с нею.

Четвертый этап – заключительный момент тренинга, позволяющий закрепить новые цели, обеспечить клиенту выполнение правил самонаблюдения без перехода процесса интроспекции в «самокопание», подведение итогов, закрепление эмоционального состояния.

Виды самопознания

Научная концепция, получившая название «Я», прекрасно характеризует способность человека осознавать свою роль в современном мире. Конечно, если представления индивида надуманы или недостаточно правдивы – неизбежно наступает противоречие с реальной жизнью. Разумеется, если оценка соответствует действительности, то человек продолжит развиваться до тех пор, пока не достигнет серьезного прогресса. В процессе совершенствования своих навыков индивид, как правило, проходит такие виды самопознания:

Первичное самопознание

Предполагает доверительное отношение индивида к другим людям, которые высказывают какое-либо мнение о нем.

Конфликт с первичным самопознанием

Виды самопознания

Приходит время, когда человек начинает осознавать, люди высказывают различные мнения, которые никак не состыковываются друг с другом. Именно поэтому индивид делает определенные выводы, полагаясь на личный опыт.

Вторичное самопознание

Этот процесс предполагает кардинальное изменение представлений человека о собственной жизни. В результате начинается активное развитие индивида – старые принципы полностью или частично отвергаются, поэтому человек меняет свою сущность. По сути, происходит явление, которое можно описать фразой «Я – не совсем такой, как вы представляли в своей голове».

Все вышеперечисленные этапы самопознания могут проходить по-разному, ведь каждый человек – это индивидуальность со своим характером и жизненными принципами.

Инструмент 1: StrengthsFinder (платный)

StrengthsFinder 2.0, разработанный Институтом Гэллапа, помогает выделить пятьосновных талантов. По определению, таланты – это повторяющиеся паттерны мышления,чувств и поведения, которым можно найти продуктивное применение 38. Наши талантыпомогают нам понять, кто мы такие. Они:

  • характеризуют нас;
  • влияют на наш выбор;
  • направляют наши действия;
  • объясняют, почему одно удается нам лучше, чем другое;
  • помогают отфильтровывать работу;
  • несут в себе колоссальный потенциал.

Подробнее см.

Самосознание и развитие личности

Самосознание личности не является качеством, присущим человеку при рождении. Оно проходит долгий период эволюции и усовершенствования. Тем не менее, первые зачатки идентичности наблюдаются в младенческом возрасте. В целом, развитие самосознания личности проходит несколько последовательных стадий, которые символично можно разделить на следующие:

1 стадия (до года) — выделение ребенком себя от мира людей и предметов. Поначалу он не выделяет себя среди окружающих, не отличает собственные движения от тех, что осуществляются родными при уходе за ним. Игры – первое время с ручками и ножками, а затем с объектами внешнего мира, которые указывают на первичное различение ребенком активной и пассивной собственной роли в моторной деятельности. Этот опыт дает ребенку возможность осознать собственный потенциал. Возникновение и развитие детской речи имеет особое значение. Это фактически вливает его в сферу отношений с окружающими людьми.

2 стадия (1-3 лет) – ознаменовывается напряженным и значительным психическим развитием. Самосознание личности ребенка связано с порывами к выполняемым действиям и координированием их во времени. Противопоставление себя окружающим зачастую негативное. Именно с этого, несмотря на не безупречность и неустойчивость этих первых форм мотивации, начинается различение духовного «Я» ребенка.

3 стадия (3-7 лет) – развитие осуществляется плавно и равномерно. На третьем году жизни ребенок перестает говорить о себе в третьем лице, желает испытать собственную независимость и противопоставить себя окружающим. Эти попытки завоевания личностью самостоятельности приводят к ряду конфликтов с окружающими.

4 стадия (7-12 лет) — продолжают накапливаться резервы, и процесс самосознания происходит без ощутимых кризисов и скачков. Отмечаются яркие и существенные изменения в сознании, связанные, прежде всего, с изменениями социальных условий (школа).

5 стадия (12-14 лет) — ребенок вновь начинает интересоваться собственной личностью. Развивается новый кризис, когда ребенок стремится отличаться и противопоставлять себя взрослым. Ярко выражено социальное самосознание.

6 стадия (14-18 лет) — имеет особую значимость, поскольку именно здесь личность поднимается на новый уровень и сама неизмеримо влияет на дальнейшее становление самосознания. Найти себя, собрать знания о собственной идентичности является первостепенной задачей. Это знаменует начало зрелости.