Центр детского досуга

Досуговый центр для младших и старших школьников – это возможность не только занять детей после обязательных занятий, но и найти прибыльную нишу, еще никем не занятую в вашем районе или городе. Обычно подобные центры располагаются в больших помещениях, площади которых достаточно для проведения занятий c детьми любого возраста.

Что такое детский досуговый центр

Традиционный досуговый центр ориентирован на детей и подростков не старше 18 лет. В основном центры такой направленности предоставляют услуги детям от семи до 16 лет, поскольку программы для этих возрастов не слишком отличаются.

Досуговый центр может быть муниципальным, то есть государственным, или частным. В первом случае многие услуги предоставляются безвозмездно – особенно это относится к центрам, которые также называются творческими объединениями и домами творчества или культуры. Но список программ для посещения в государственном центре обычно не слишком обширен. Кроме того, бесплатных центров и дома творчества мало, а родителям может быть неудобно добираться туда из другой части города. Большое количество занятий и удобное расположение — преимущества частных досуговых объединений.

Что нужно, чтобы открыть детский творческий центр

Для того, чтобы открыть свой детский творческий центр, специализирующийся на досуговых программах, вам нужно будет выбрать форму регистрации. Это важный момент в составлении бизнес-плана вашего центра. Вы можете стать индивидуальным предпринимателем, открыть общество с ограниченной (неполной) ответственностью или выбрать форму частного образовательного учреждения, то есть бывшего НОУ.

Большинство занятий, которые могут проводиться в центре (кружки для детей, практические семинары для молодежи, лекции и воркшопы на различные тематики, клубы по интересам, уроки по подготовке к государственным экзаменам), подпадают под досуговую консультационную деятельность. Код ОКВЭД, который понадобится указать при открытии ООО, ИП или ЧОУ (НОУ), — 92.51 — Деятельность архивов, библиотек и клубных учреждений. Код относится к разделу по предоставлению прочих социальных и персональных услуг.

Сопутствующий код 92 — организация отдыха, развлечений, спортивных и культурных мероприятий. Вам может пригодиться подкод 92.5, обозначающий любую другую деятельность из области культуры и искусства.

Что сюда входит:

  • Научная деятельность
  • Читальные залы
  • Залы для общего прослушивания
  • Залы для просмотра
  • Лектории
  • Планетарии
  • Архивы (только государственные)
  • Организации, подбирающие и составляющие каталоги, выдающие и хранящие книги и библиографические издания любого формата
  • Клубы
  • Дворцы и дома культуры
  • Дома народного творчества

Досуговый центр полностью попадает в эту категорию. Центр не нужно лицензировать или собирать несколько сертификатов на его открытие. Это правило работает в случае открытия ООО или ИП.

Преимущества регистрации досугового центра для детей в качестве ИП

При регистрации ИП вы можете выбрать УСН — упрощенную систему налогообложения. Она подразумевает выплату в виде налогов 15 процентов от всей прибыли (разницы между доходами и расходами) организации за месяц, или 6 процентов от общего дохода. Кроме того, к ИП предъявляются более лояльные требования, чем к ЧОУ или ООО. Вы останетесь физическим лицом, при этом получите регистрацию индивидуального предпринимателя.

Для регистрации вам нужно принести заявку на оформление вас как индивидуального предпринимателя, копию паспорта и выписку из банка, подтверждающую оплату пошлины, в федеральную налоговую службу. Вы можете воспользоваться любым филиалом службы в вашем городе или регионе вне зависимости от прописки. Подать заявление на регистрацию ИП можно онлайн на официальном сайте налоговой службы.

Вы можете зарегистрировать себя как индивидуального предпринимателя через юриста, который будет представлять ваши интересы. Если тратиться на специалиста вам не хочется, лучшим выходом из ситуации станет самостоятельная регистрация. Это займет не более рабочих дней, после чего вы получите официальную бумагу и сможете начать свою деятельность.

Регистрация ООО подразумевает под собой сбор гораздо более объемного пакета документов и уплату пошлины в четыре тысячи рублей. Фирма может иметь два адреса – номинальный, то есть юридический, и физический, и может быть зарегистрирована на нескольких человек. Для функционирования ООО потребуется создать отдельный расчет счет, с которого можно будет снимать деньги только на выплату дивидендов и оплату деятельности компании. С этих средств будет платиться основной налог в размере девяти процентов. Налог с заработной платы каждого сотрудника ООО — 13 процентов в месяц.

Из-за того, что деньги с расчетного счета предприятия можно будет тратить только на нужды компании, а отчет придется вести по всем расходам (и нанимать бухгалтер в штат), ООО считается одним из наиболее невыгодных вариантов юридического оформления небольшого досугового центра.

Если вы решите основать ЧОУ (бывшее НОУ), потребуется получить лицензию на разрешение ведения образовательной деятельности. Поэтому последняя форма юридического оформления своего дела, а именно – частная образовательная организация, является достаточно трудоемкой в получении. Регистрация ЧОУ обойдется в более чем 15 тысяч рублей (с минимизацией всех расходов).

Пошаговый план, как открыть детский творческий центр

Рассмотрим пошаговый план открытия детского творческого центра.

Шаг 1. Составить бизнес-план, прописать финансовый план.

Бизнес план включает подробное описание вашего центра, предоставляемых услуг и его преимуществ, анализ конкурентов, рисков, целевой аудитории, а также производственный, маркетинговый и финансовый план.

В финансовый план, где будет размещена информация о затратах, включите стоимость первоначального открытия (для небольшого центра в регионе — 250-500 000 тысяч рублей), время выхода на окупаемость (в среднем 4-6 месяцев), стоимость ваших услуг. Не забудьте указать ежемесячные расходы на аренду и заработную плату, закупку необходимых материалов, рекламу и даже уборку помещения (как того требует САНПИН). Перед открытием уведомите о старте нового бизнеса городской финансовый департамент.

Шаг 2. Найти подходящее для постоянной работы помещение. Эксперты считают, что наиболее выгодно будет арендовать квартиру на первом этаже жилого дома или свободное помещение, которое было создано для проведения образовательных инициатив или встреч. При аренде квартиры стоит помнить о необходимости ее перевода из жилого фонда в так называемый нежилой фонд. Иначе вы не сможете открыть свой досуговый центр именно в квартире.

Вам подойдет спальный район, в котором много школ и детских садов. Количество бюджетных образовательных учреждений можно найти и оценить на сайте вашего города. Чем больше в районе детей и чем меньше других образовательных центров, тем лучше для вас.

Шаг 3. Регистрциия бизнеса. Этот момент мы подробно разобрали в предыдущем разделе.

Шаг 4. Подготовка помещения и ремонт, покупка мебели. Выбрав помещение под аренду, подготовьте его к началу деятельности. Площадь (хоть двадцать, хоть пятьдесят квадратов) должна соответствовать правилам противопожарной безопасности и требованиям общего САНПИНа. Не путайте досуговый центр с детским садом – получать разрешения множества департаментов в данном случае не потребуется.

Скорее всего, вам потребуется капитальный или косметический ремонт. Закладывайте его стоимость в общий финансовый план организации. Вы можете арендовать помещение, которое уже будет отделано, на территории бывшего дома творчества или коммерческой школы. Так получится сэкономить не только на отделке помещения, но и на рекламе.

После ремонта вам потребуется вложить средства в мебель – столы, стулья, стеллажи и полки, доски, дополнительные материалы – вешалки, ковры, реквизит, инструменты, методички с книгами и учебными пособиями, материалы для демонстрации чего-либо. Список может дополняться в зависимости от направленности вашего центра.

Шаг 5. Составьте список занятий, часы проведения и цену каждого занятия. Проанализируйте и оцените досуговые цены конкурентов, прежде чем составить свой прайс. Посмотрите, как они работают и как принимают оплату — по часам, или продают месячные/годовые абонементы. Чтобы найти своего клиента, ваш центр должен выгодно отличаться от конкурентов. Отличие возможно в одной из двух сфер:

  1. По цене. Предложите услуги дешевле (как минимум — не дороже), чем предлагают конкуренты.
  2. По ассортименту. Предложите то, чего ни у кого другого пока нет.

Вы можете организовать в досуговом центре разные кружки (пение, рисование, актерское мастерство), а также спортивные и развлекательные игры, чтение книг, — что угодно. Ориентируйтесь на потребности детей и их родителей. Также вы можете разбавить досуговые программы обучающими курсами.

Шаг 6. Вам потребуется нанять нескольких специалистов. Для небольшого центра на первое время достаточно двух педагогов; администратором и менеджером досугового центра можете стать вы как владелец бизнеса. На заработную плату наемным сотрудникам в таком случае будет уходить примерно 100 тысяч рублей в месяц.

Шаг 7. Пропишите свой маркетинговый план – как вы планируете рекламировать проект и сколько средств на это понадобится. Учитывайте особенности досуговых центров для подростков и студентов – их реклама лучше всего действует через социальные сети и крупные городские сайты, где могут быть размещены баннеры. Если вы ориентированы на дошкольников и младших школьников, ваша цель — группы мам в вашем городе/районе.

Создайте свой сайт и аккаунты проекта во всех социальных сетях – Инстаграм, ВКонтакте, Фейсбук. Твиттер и остальные соцсети, не настолько популярные среди вашей аудитории, можно будет подключить на более поздних этапах.

Досуговый центр для студентов

У досугового центра для студентов будет другая направленность занятий и стратегия продвижения. Сам план открытия ничем не отличается от детского досугового центра. При запуске такого центра ориентируйтесь на потребности и пожелания студентов вашего города и составляйте план занятий с учетом этих пожеланий.

Учтите сезонность бизнеса. Самым продаваемым месяцем в году традиционно считается сентябрь (конец августа также входит в статистику). В это время большинство родителей подыскивают досуговые или развивающие центры для своих детей школьного возраста, а подростки и студенты ищут интересные мероприятия рядом с домом. Центр может успешно работать даже летом, если вы не будете превращать его в детский лагерь, что потребует сбора новых бумаг и новых затрат. Рассчитывайте свои расходы согласно наиболее прибыльным месяцам в индустрии. Посмотреть статистику продаж можно как на агрегаторах, так и на сайтах крупных бизнес-акселераторов, которые предоставляют сведения о динамике роста и развития всех участвовавших в бизнес-проекте компаний.

Читайте также, как открыть детский развлекательный центр.


Загрузка…

Бизнес-идея, как открыть досуговый центр для детей, студентов и взрослых

Рациональное планирование досуга и ритма жизни – залог успеха в любом деле: будь то офисная работа или учеба. Провести свободное время качественно и полезно помогают досуговые центры, которые могут специализироваться на занятиях для детей всех возрастов, а таке для взрослых. Как открыть досуговый центр и зарабатывать, пока другие отдыхают – читайте в статье.

Читайте также, как с нуля открыть частный детский сад.

Что такое досуговый центр для детей

Детям всех возрастов необходимо место, где они могли бы играть, общаться, веселиться и развиваться. Одна из проблем современных родителей – их занятость: как правило, и мама, и папа работают, дети предоставлены сами себе. Хорошо, если в семье есть бабушки, дедушки и близкие родственники, которые могут занять ребенка, но так бывает не всегда.

Досуговые центры для детей могут стать площадкой для игр, обучения, развлечения. Игры в досуговом центре должны быть полезными для физического или умственного развития и безопасными; приветствуется наличие профессиональных педагогов и воспитателей.

Еще один профиль деятельности досугового центра – организация семейного отдыха для укрепления психологического комфорта ребенка, установление доверительных отношений внутри семьи.

В детском досуговом центре важно организовать игровые площадки для детей всех возрастов, предусмотреть возможность пребывания родителей с ребенком и совместных развлечений. Кинотеатры, игровые площадки, игровые автоматы с развивающими играми, профессиональные аниматоры и педагоги помогут создать нужную атмосферу и занять детей. В качестве бонуса в центре можно открыть кабинет, где детский психолог будет отвечать на вопросы родителей, связанных с воспитанием ребенка.

Студенты – отдельная группа, которая требует особенного подхода в организации досуга. Вырвавшись из-под опеки родителей многие из них пускаются во все тяжкие: клубы, вечеринки, случайные компании.

Для организации свободного времени студента и сплочения студенческих групп могут пригодиться досуговые центры. В них лучше сделать упор на коллективные настольные игры, квесты, игры вроде “Мафии”, организовать доступ к безалкогольным напиткам фаст-фуду и всему, что любит молодежь.

Досуговый центр для взрослых

Самая сложная группа – работающие взрослые. После тяжелого рабочего дня, который похож на предыдущий, людям хочется отдохнуть. Организовать досуговые центры для взрослых – непростая задача, так как надо честь интересы и мужчин, и женщин с разным достатком, разными интересами и из разных слоев населения.

Частыми посетителями такого центра могут быть офисные работники, учителя, бухгалтеры, иные профессии, если их работа связана с монотонными ежедневными операциями.

Взрослым необходимо обеспечить спокойную не шумную атмосферу с приятной музыкой и книгами, интеллектуальными играми, в уютной обстановке. Можно открыть также комнату психологической поддержки, бар с безалкогольными напитками и угощениями. Посетителями такого заведения будут люди, которые устали на работе, но не имеют возможности отдохнуть дома и желания идти в бар. Такие люди будут платить за обстановку, уют и возможность провести время спокойно и в то же время интересно и не банально.

Досуговый центр: пошаговый план

Разберем пошаговый план запуска досугового центра.

  1. Определение и анализ целевой аудитории: дети, студенты, взрослые. В статье рассмотрим процесс открытия досугового центра для детей.
  2. Поиск места, в котором будет открыт центр. Рационально расположить его на верхних этажах торгового центра, предварительно обеспечить звукоизоляцию. Когда место найдено, нужно заключить договор аренды зала с собственником помещения.
  3. Анализ конкурентов в выбранной локации. Нужно определить сильные и слабые стороны: что клиентам особенно нравится в этих центрах.
  4. Составление проекта помещения (самостоятельно или при помощи дизайнера).
  5. Составление бизнес плана. Определение ценовой политики, составление прейскуранта. Поиск названия центра.
  6. Ремонт помещения
  7. Регистрация бизнеса в налоговой, в реестре, получение разрешения от Роспотребнадзора, пожарных служб.
  8. Закупка оборудования и мебели для работы центра.
  9. Найм персонала для работы.
  10. Запуск рекламной кампании.

Как открыть детский досуговый центр

Рост количества детей и государственная поддержка бизнеса в этой сфере делают ее привлекательной для предпринимателей. Целевая аудитория – взрослые со средним достатком и выше, родители, которые нацелены на развитие своих детей. Цель клуба – помочь развить ребенку качества и навыки, которые помогут ему во взрослой жизни.

Занятия будут рассчитаны на следующие группы детей:

  • дети 2-5 лет: общеразвивающие занятия;
  • дети 5-7 лет: занятия с педагогами, направленные на подготовку к школе и упрощению адаптации в коллективе;
  • дети школьного возраста. Секции с упором на определенные области знаний и предметы в школе: математику, русский, иностранные языки и.т.д.

Для каждой из групп разработана программа занятий с педагогами. Занятия можно посещать как разово, так и приобретать абонементы на несколько занятий ( 4 в месяц, 8 в месяц, 12 в месяц). Постоянным клиентам предлагаются скидки.

Перед открытием надо изучить СанПиНы и законы и подзаконные акты. Например, закон “Об образовании в РФ” и Постановление от 28 октября 2013 года N 966 “О лицензировании образовательной деятельности (с изменениями на 29 ноября 2018 года)”.

Регистрация бизнеса

Форма организации бизнеса – ИП или ООО. Система налогообложения – УСН с процентом от доходов.

Виды деятельности согласно ОКВЭД-2:

85.41.9 – Образование дополнительное детей и взрослых прочее, не включенное в другие группировки;

90.04.3 – Подгруппа «Деятельность учреждений клубного типа: клубов, дворцов и домов культуры, домов народного творчества».

Аренда помещения для открытия досугового центра

В нашем примере для открытия центра выбрано помещение на 4 этаже торгового центра в спальном районе города. Площадь помещения 150 м2, арендная плата ежемесячно составит 70 000 рублей, плюс 30 000 коммунальные платежи и услуги уборщика.

Стоимость ремонта составит 200 000 рублей, услуги дизайнера – 100 000 рублей. Итого зал, коммуникации и ремонт в первый месяц будет стоить 400 000 рублей.

Покупка мебели и оборудования

Для работы досугового центра, рассчитанного на 15 детей, понадобится следующее оборудование.

Наименование

Стоимость, руб

Столы

75 000

Стулья для детей

30 000

Столы для преподавателей и психолога

10 000

Стулья для преподавателей и психолога

5 000

Компьютер

30 000

Проектор

5 000

Доски для рисования мелом и маркером

15 000

Игровая зона для маленьких детей (ограничение, игрушки, коврики)

50 000

Книжные полки

20 000

Книги, учебники, печатные материалы (пополнять по потребности)

30 000

Расходные материалы (бумага, карандаши, фломастеры, пластилин и.т.д.)

50 000

Пуфики, 4 шт

5 000

Шкафчики для одежды и обуви

75 000

Скамейки для переодевания

10 000

Шкаф для продуктов

10 000

Кресла, 2 шт

10 000

Итого

430 000

По мере необходимости количество мебели будет увеличиваться, расходные материалы и игрушки – закупаться и обновляться. С учетом резерва на непредвиденные расходы для начала потребуется около 500 000 рублей.

Как найти персонал для работе в досуговом центре

Для работы с детьми требуются профессиональные учителя и воспитатели с соответствующими дипломами о высшем и среднем специальном образовании.

В штате клуба будут работать воспитатели и учителя, их количество зависит от размеров центра, количества занятий и других факторов. Также вам понадобится администратор.

Фонд заработной платы составит 100 000 – 150 000 рублей.

Ценовая политика

Важно грамотно определить ценовую политику центра, чтобы не отпугнуть клиентов слишком высокими ценами и как можно быстрее выйти на окупаемость. Обычно такие центры берут деньги за определенные занятия или за час посещения. Цена за занятие или за час может колебаться от 250 рублей (в регионах) до 1000 рублей.

Если цена составляет 500 рублей и в месяц через ваш центр пройдет 600 человек, выручка составит 300 000 рублей. Все расчеты должны основываться на анализе рынка и конкурентов. Эти цифры нужно прописать в финансовом плане бизнес-плана сразу за описанием затратной части проекта.

Как организовать рекламную кампанию

Наиболее эффективными средствами продвижения детского досугового центра будут:

  1. Создание собственного сайта и организация форума посетителей. Сайт можно рекламировать через социальные сети. На сайте в личных кабинетах можно располагать информацию для родителей об успехах их детей.
  2. Ведение страниц в соцсетях – Фейсбук, Инстаграм, ВКонтакте. Можно использовать также таргетированную рекламу – например, на пользователей вашего района, имеющих детей.
  3. Размещение рекламы в СМИ. Хотя современные родители все реже смотрят телевизор или слушают радио, этот источник информации не теряет своей актуальности.
  4. Распространение листовок в детских садах, школах и.т.д.
  5. Проведение конкурсов, акций, распространение подарков с целью привлечения новых клиентов.

Основная часть рекламных мероприятий придется на первые месяцы открытия центра. Конкуренция в этой нише высокая, поэтому рекламе надо уделять большое внимание и выделить для раскрутки центра не менее 50 000 – 60 000 рублей.

Проект досугового центра

Досуговый центр будет располагаться на 4 этаже торгового центра, общая площадь арендуемых помещений 150 м2. Все помещение нужно разграничить на несколько зон: образовательную, игровую, кабинет психолога, прихожую (где будут располагаться шкафчики с одеждой) и “кухню” (шкаф с угощениями, напитками и.т.д.).

Стены и пол выполнены в спокойных пастельных тонах. Игровой зал – помещение 50 м2 – отгорожен от остальных залов перегородками. Здесь хранятся игрушки, есть мячи, лестницы и стенки для игры и спортивных упражнений. Пол зала покрыт ковром с мягким ворсом. Стены зала расписаны яркими красками.

Остальная зона задействована для учебного процесса. Расставлены столы и стулья, напротив стол преподавателя. Оставшееся свободное пространство используется для подвижных игр в свободное от занятий время. Стены и пол выполнены в спокойных светлых тонах, оттенков голубого или зеленого или желтого цветов спектра.

Вам нужно составить дизайнерский, архитектурный и инженерный проект – с описанием ремонта, расположения розеток, схемой коммуникаций. Эти планы понадобятся для получения разрешений на открытие.

Детская и развлекательная тема остаются востребованными и быстрорастущими нишами. Количество досуговых центров увеличивается, ведь родители хотят занять ребенка чем-то полезным и интересным. Продумайте план открытия, оцените потребности возможности целевой аудитории, проработайте ценовую политику и зарабатывайте на досуговом центре.

Читайте также обзор партнерских программ в нише детских товаров.

Елена Пронина

Бизнес-тренер, действующий предприниматель
Окончила Московский экономический институт, направление бизнес-информатика
Эксперт в построении отделов продаж

Организация детского досуга (стр. 1 из 3)

Принципы организации и функции детского досуга…………………..3

Формы организации досуга детей………………………………………10

Принципы организации и функции детского досуга

Всякая деятельность зиждется на общих закономерностях ее развития. Досуг детей, подростков и юношества развивается по своим законам, принципам, теоретически обоснованным и апробированным на практике.

Принцип всеобщности и доступности — возможность приобщения, вовлеченности всех детей, подростков и юношества в сферу деятельности досуговых учреждений с целью удовлетворения творческих потенций подрастающего поколения, их досуговых запросов и интересов.

Принцип самодеятельности реализуется на всех уровнях детского досуга: от любительского объединения до массового праздника. Самодеятельность — сущностное свойство личности, обеспечивающее высокий уровень достижений в любой индивидуальной и коллективной деятельности. Принцип самодеятельности основывается на творческой активности, увлеченности и инициативе детей, подростков и юношества, с одной стороны, и их поощрении, стимулировании организаторами детского досуга, с другой.

Принцип индивидуального подхода — учет индивидуальных запросов, интересов, склонностей, способностей, возможностей, психофизиологических особенностей и социальной среды обитания детей, подростков и юношества при обеспечении их досуга. Дифференцированный подход обеспечивает комфортное состояние каждого участника досуговой акции, будь то эпизодическое мероприятие или стабильный коллектив.

Принцип систематичности и целенаправленности в организации детского досуга — целесообразное осуществление этой деятельности на основе планомерного и последовательного сочетания непрерывности в работе всех социальных институтов, призванных обеспечивать досуг детей, подростков и юношества. Семья, школа, средства массовой информации, досуговые учреждения и др. должны осуществлять деятельность по организации досуга в выходные и будни, во время учебы и в каникулы на основе четко разработанной педагогической системы при единстве целей и задач, разнообразия содержания, форм и методов воздействия.

Принцип преемственности в организации досуга — культурное взаимодействие и взаимовлияние поколений. Необходимо активизировать деятельность родителей, всех взрослых на передачу детям социального знания и опыта, на проведение разумного досуга, его философии. Принцип преемственности означает также поддержание норм и традиций при переходе детей из одной возрастной группы в другую, из одного воспитательного учреждения в другое.

Принцип занимательности в организации досуга — создание непринужденного эмоционального общения посредством выстраивания всего досуга на основе игры и театрализации, ибо сухость, блеклость, отсутствие эмоциональной привлекательности способны обречь на неудачу любые формы и методы работы. Детский досуг должен быть красочно оформлен и дополнен самой разнообразной атрибутикой, что превращает его в праздник.

В процессе организации детского досуга реализуются самые различные функции.

Функции досуга — самореализационная, творческая, коммуникативная, мировоззренческая, просветительская, профориентационная, рекреационная, гедонистическая, прокреативная.

Характерологические особенности детского досуга являются основополагающими для определения его функций. Творческое самоосуществление личности ребенка (подростка, юноши) и актуализация генетически запрограммированных задатков, а также реализация сформированных в процессе социальной деятельности способностей как нельзя лучше протекает в досуговое время, сущностью которого является свободная творческая деятельность.

Детский досуг — это своеобразная «зона невмешательства», так необходимая для самопроверки, оценки собственного «Я». Досуг для детей, подростков, юношества — это сфера, в которой, выступая в новых социальных ролях, отличных от семейных и школьных, они особенно остро раскрывают естественные потребности в свободе и независимости, активной деятельности и самовыражении. Таким образом, детскому досугу свойственна самореализационная функция.

Творческая деятельность — природная сущность человека, реализуя которую он «преобразует мир». Пик творческой деятельности человека приходится на детско-юношеский возраст. Творческие процессы во всей своей силе обнаруживаются в детской игре, в узнавании окружающего мира, в присвоении детьми самых разнообразных социальных амплуа и т.д. Причем преимущественно эти процессы осуществляются в досуговое время. Через механизм эмоционального восприятия и переживания дети, подростки и юноши (девушки) максимально активно усваивают элементы творческой деятельности, которые закрепляется в их сознании и поведении и откладывают отпечаток на настоящую и всю последующую жизнь. Стало быть, детскому досугу свойственна еще одна функция — творческая.

Досуг — это зона активного общения, удовлетворяющая потребности детей, подростков и юношества в контактах. Такие формы досуга, как самодеятельные объединения по интересам, игровые программы, массовые праздники и др. — благоприятная сфера для осознания себя, своих качеств, достоинств и недостатков в сравнении с другими людьми. Дети оценивают себя, ориентируясь на социально принятые критерии и эталоны, ибо самосознание социально, по своему содержанию по самой своей сути и невозможно вне процесса общения. Именно в условиях досуга формируются общности, дающие детям, подросткам и юношеству возможность выступать в самых разнообразных социальных амплуа. Таким образом, можно обозначить еще одну функцию детского досуга — коммуникативную.

В процессе коллективного досугового времяпрепровождения происходит упрочение чувства товарищества, возрастание степени консолидации, стимулирование трудовой активности, выработка жизненной позиции, научение нормам поведения в обществе.

Отличительной особенностью детского досуга является его театрализация. Художественные образы, воздействуя через эмоциональную сферу, заставляют его переживать, страдать и радоваться; их воздействие часто намного острее жизненных коллизий. Иначе говоря, детский досуг благоприятен для формирования возвышенных идеалов и выработки системы ценностных предпочтений. Досуг — это сфера социализации, в которой происходит подготовка подрастающего поколения к жизни, и таким образом осуществляется мировоззренческая функция.

Досуговое время подрастающего поколения оказывает огромное влияние на познавательную деятельность детей, подростков и юношества. В досуге происходит узнавание нового. В самых разнообразных областях знания расширяется художественный кругозор, постигается процесс технического творчества, происходит знакомство с историей спорта, повышается эффективность изучения школьных предметов, осуществляется вооруженность досуговыми видами деятельности. Это значит, что детскому досугу свойственна просветительская функция.

Одна из важных задач детского досуга — помочь в выборе профессии. От первого периода детства до юношеского возраста все актуальнее становится вопрос об избрании профессии.

От тривиального «кем быть?» в детстве, до мучительного поиска своего места в жизни в юношеские годы, вопрос выбора профессии волнует все возрастные группы подрастающего поколения. Большинство детей находят ответ на этот важный вопрос в сфере досуга. Именно во время досуга дети посещают музеи, где многие из них находят путь к своей профессии. Во время досуга дети читают книги, смотрят кинофильмы, телепередачи, где открывают для себя мир профессий. Наметив для себя профессиональный путь преимущественно на досуге, приобретают знания и развивают способности, навыки, специфические для того или иного вида деятельности. Таким образом, детский досуг предполагает осуществление профориентационной функции.

Жизнедеятельность современных детей, подростков и юношества предельно насыщена, строго регламентирована и требует больших затрат физических, психических и интеллектуальных сил. На этом фоне детский досуг осуществляется преимущественно на основе игровой деятельности, помогает снять создавшееся напряжение в процессе занятий техническим и художественным творчеством, спортом и туризмом, коллекционированием и т.п.

Рекреационная функция — восстановление и воспроизводство утраченных сил в рамках досугового времени.

Более того, заложенное от природы стремление человека к получению удовольствия также преимущественно реализуется в сфере досуга. Гедонистическая функция — получение наслаждения от самых разнообразных досуговых занятий: игры и победы в ней; узнавание нового и возможность творить на этой основе балетное «па» или модель самолета.

Разнообразные по форме, содержанию и эмоциональной насыщенности досуговые занятия детей, подростков и юношества вызывают широкий резонанс в их душах, в кругу друзей и знакомых, в классе и семье, порождая, таким образом, заданное досуговым мероприятием общение на предмет услышанного, увиденного, совершенного. Как результат, осуществляются виды деятельности, которые сам ребенок не совершил бы не будь побуждений извне, то есть, детский досуг предполагает прокреативную функцию.

Таким образом, реализация всех функций позволяет активно использовать досуг в качестве средств, реализующих самые разнообразные задачи. Почему подчас не осуществляются лучшие наши намерения? По-видимому, это происходит и от незнания общих условий успешного решения педагогических задач, в том числе при организации досуга в самых разных обстоятельствах — обычных и необычных, предусмотренных и неожиданных, но требующих немедленного выхода из трудного положения. Назовем главные из этих условий.

Первое условие — совместность, сотрудничество, содействие.

Организация досуговой деятельности детей

Наталия Кочеткова
Организация досуговой деятельности детей

На современном этапе развития общества педагогической наукой определена проблема организации досуговой деятельности подрастающего поколения. В то же время и у народной педагогики имелись такие находки, на которые педагогическая наука не обращала внимания, несмотря на их бесспорную воспитательную ценность. Многие отечественные педагоги – исследователи И. П. Сахаров, Терещенко, Е. А. Авдеева исследовали достояние народного фольклора, пытаясь «оживить» его, вернуть в народное педагогическое сознание, в том числе – и родителям как естественным воспитателям. Опыт исследователей и педагогов практиков В. Ф. Кудрявцева, Д. Н. Садовникова, И. Голышева, Ф. Д. Нефедова, В. Секретова, Е. Добрынкиной, П. П. Чубинского, Я. Ф. Головацкого показал, что досуг важен для стабилизации, снятия напряженности, предотвращения общественных конфликтов, укрепления солидарности, взаимосвязи поколений, общения, удовлетворения потребности личности в радости, удовольствии и т. д. Современный человек только тот может быть успешен в жизни который целенаправленно может организовать свою досуговую деятельность направленную на расширение интереса развитие своих способностей. А готовить человека к самостоятельной деятельность педагоги должны уже с раннего детства.

Для того чтобы дать определение понятию досуг, необходимо обратиться к толкованиям различных словарей и исследованиям достаточно большого круга общественных наук: социологии, философии, педагогики, психологии.

Определение досуг дано в толковом словаре живого великорусского языка В. И. Даля, по его мнению, это – свободное, незанятое время, гулянки, гулячая пора, простор от дела.

В большой советской энциклопедии дана следующая трактовка досуговой деятельности: досуг это – свободное время.

В толковом словаре русского языка Д. Н. Ушакова дано определение досугу – как время, не занятое работой или другим делом.

В социологии досуг рассматривался как синоним понятия свободное время.

В педагогических исследованиях значительный вклад в уточнение понятия досуг внесли такие отечественные теоретики как М. Г. Бушканец, А. Ф. Воловик, В. А. Воловик, И. А. Новикова, Э. В. Соколов, В. Я. Суртаев, Б. А. Титов, С. А. Шмаков и др. ими рассматривался досуг как предоставляемая человеку возможность заниматься в свободное время разнообразной деятельностью по своему усмотрению, удовлетворяя свои интересы и потребности.

Исследования отечественных педагогов показали, что в настоящее время нет общепринятого определения этого понятия. Выше перечисленными теоретиками установлено, что досуг является благоприятной почвой для испытания детьми фундаментальных человеческих потребностей. В процессе досуга ребенку гораздо проще формировать уважительное отношение к себе, даже личные недостатки можно преодолеть посредством досуговой деятельности.

В современных условиях особую актуальность приобретает вовлечение детей дошкольного возраста в процесс освоения культуры, которая обладает огромным потенциалом в их воспитании. Именно этот возрастной период, как показывают исследования ученых, является наиболее сензитивным для приобщения ребенка к культуре своего народа, своей страны. В этот период дошкольника характеризует эмоциональность, активность, проявление интереса, что позволяет ему приобщиться к культуре.

Перед воспитателями стоят задачи направленные на изучение выбора и использования разнообразных средств, методов и приёмов организации досуговой деятельности дошкольников. К эффективным средствам организации досуга педагоги-теоретики К. Д. Ушинский, Т. И. Осокина, Н. А. Ветлугина, Т. С. Комарова относили такие как музыкальное сопровождение, художественная литература, разные виды театров, дидактические игры, изобразительное творчество, спортивные игры. Немаловажную роль в организации детского досуга играло и устное народное творчество, в частности потешный фольклор как один из малых жанров. Значимое место при организации досуговой деятельности занимают словесные игры, молчанки, сечки, скороговорки, перевёртыши, загадки характеристика и разновидность которых дана в трудах М. Н. Мельникова и Г. С. Виноградова.

К детскому фольклору как к одному из малых жанров устного народного творчества обращались такие исследователи как В. И. Даль, Д. К. Зеленин, П. Тихонов, А. Молотилов и многие другие знатоки языка. По их утверждению Фольклор представлял собой специфическую область народного творчества, объединяющую мир детей и мир взрослых, включающую целую систему поэтических и музыкально — поэтических жанров фольклора.

Организация детского досуга в ДО и семье

Организация детского досуга в ДО и семье.

Организация культурно-досуговой деятельности в период дошкольного детства и проблема свободного времени, их сущность, объем, и структура были и остаются актуальными в философии, социологии, психологии и являются объектом исследования многих авторов.

Организация свободного времени главным образом определяется духовным и экономическим уровнями развития общества и семьи. Процесс трансформации сложившейся социальной инфраструктуры обострил проблемы социальной и индивидуальной адаптации детей к быстро меняющимся условиям жизни, эволюции различных форм их обучения, воспитания и развития, подготовки социально успешной личности. Анализ ситуации, сложившейся в детской среде, свидетельствует о том, что отсутствие внимания семьи и общества к организации свободного времени детей и подростков ведет к самым негативным последствиям. Кризис детства настолько очевиден, что данную проблему обсуждают представители государственных структур, и руководители различных общественных движений, и средства массовой информации. В связи с новыми концепциями образования, его модернизации необходимо пересмотреть и отношение к организации свободного времени, досуговой деятельности детей. Все это обусловило необходимость поиска решения проблем взаимодействия ДОУ с семьей, создания условий для повышения педагогической культуры родителей.

Развивающий потенциал детского досуга значительно менее исследован в теории дошкольной педагогики. Вместе с тем, содержательный досуг – мощное средство развития личности человека, показатель общего уровня его культуры.

С позиции современных исследователей , досуг – сложное социальное явление, позволяющее по собственному усмотрению использовать свое свободное время для самообогащения, развития имеющихся способностей и склонностей. Культура досуга начинает складываться под влиянием семейных традиций и воспитания уже в период дошкольного детства. Данное обстоятельство стало решающим при определении приоритетов в исследовании детского досуга.

Досуг дошкольника организуется взрослыми не только в ДОУ, но и в семье. Анализ изученных рекомендаций для родителей (Свирской Л.А, Осиповой Л.И. ) показывает, что здесь превалирует традиционный подход к детскому досугу как отдыху и развлечению, но не как к средству развития. Предлагаемые рекомендации в большей степени касаются проведения детских праздников и развлечений в семье, различных видов отдыха и релаксации ребенка. Не отрицая значимости этих работ, следует отметить, что культурно-досуговая деятельность ребенка в семье рассматривается в них узко. Практически не исследована проблема взаимосвязи ДОУ и семьи как партнеров педагогического взаимодействия в организации детского досуга.

Семья – одна из важнейших базовых социокультурных ценностей, созданных человечеством за всю историю своего существования. В ее позитивном развитии, сохранении, укреплении заинтересовано общество, государство, в прочной надежной семье нуждается каждый человек, независимо от возраста. Существует много сложных проблем в вопросах семьи и семейного воспитания. Одной из таких проблем является организация досуговой деятельности детей. Чем выше культура человека, чем выше его экономическое благосостояние, тем больше у него возможностей уделять внимание отдыху, самообразованию и творческой деятельности. Но родители часто не умеют пользоваться такими возможностями. В связи с этим и должно происходить укрепление и развитие тесной связи и взаимодействия семьи и ДОУ для обеспечения благоприятных условий жизни и воспитания ребенка, формирования основ полноценной, гармонической личности. Досуг – важная сторона семейного быта, а организация досуга – одна из функций семьи, связанная с ее воспитательной функцией. По тому, чем заполнен досуг родителей и детей в семье, в какой мере родители являются его организаторами, можно судить об эффективности семейного воспитания. Совместное содержательное проведение досуга, когда родители и дети вместе отдыхают, занимаются творческой деятельностью, способствует укреплению и углублению духовных связей между ними.

В работах таких великих педагогов, как Я.А.Коменский, Ж.Ж.Руссо, И.Г.Песталоцци даются рекомендации, как нужно организовать деятельность ребенка, чтобы он раскрыл свои природные задатки, приобщился к культуре своего народа, используя для этого свободное время от занятий и труда.

Особое значение придается организации свободного времени в научных трудах отечественных педагогов: Н.К.Крупской, В.А.Сухомлинского, Т.И.Осокиной, Н.П.Сакулиной, Н.А.Ветлугиной, Т.С.Комаровой и других. Их исследования свидетельствуют о том, что продуманная организация свободного времени имеет большое значение для его всестороннего развития в процессе разнообразных занятий, выбранных самим дошкольником. У детей закрепляются навыки, умения, полученные на занятиях, формируются интересы, развивается творчество. Организация детского досуга, свободного времени тесно связана с общей культурой, образованием и мастерством педагога, эстетическими наклонностями родителей.

Успешное взаимодействие ДОУ и семьи, которое является эффективным средством организации досуга детей дошкольного возраста, будет реализовано при соблюдении следующих условий:

единого понимания педагогов и родителей особой роли культурно-досуговой деятельности дошкольников;

создание предметно-развивающейся среды в ДОУ для работы с дошкольниками;

повышение педагогической компетентности педагогов и педагогической культуры родителей в области организации детского досуга.

Список литературы:

1. Васильева М.А. Программа воспитания обучения и развития в детском саду: Эстетическое воспитание: Культурно-досуговая деятельность Дошкольное воспитание.2004.№2.

2. Доронова Т.Н. Взаимодействие дошкольного учреждения с родителями.- Москва,2002.

3. Евдокимова Е.С., Додокина Н.В., Кудрявцева Е.А. Детский сад и семья: Методика работы с родителями. Пособие для педагогов и родителей – М.: Мозаика- Синтез, 2008.

4. Жаркова А.Д., В.М. Чижикова. Культурно-досуговая деятельность: Учебник/ Под научной редакцией академика .- М.: МГУ, 2004.

5. Зацепина М.Б. Культурно-досуговая деятельность в детском саду. Программа и методические рекомендации.2-е изд., исп. и доп. М.:Мозаика-Синтез.2009.

6. Зацепина М.Б. Организация культурно-досуговой деятельности дошкольников.- Москва, 2004.

7. Комарова Т.С., Антонова А.В., Зацепина М.Б. «Красота. Радость. Творчество»: Программа эстетического воспитания детей 2-7 лет. – М.: Педагогическое общество России, 2000.

8. Козлова А.В., Дешеулина Р.П. Работа ДОУ с семьей- Москва, 2004.

9. Осипова Л.Е. Работа детского сада с семьей — М. «Издательство Скрипторий 2003», 2008.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *