Собрание акционеров

Статья 48. Компетенция общего собрания акционеров

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 7 августа 2001 г. N 120-ФЗ пункт 1 статьи 48 настоящего Федерального закона изложен в новой редакции, вступающей в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

См. текст пункта в предыдущей редакции

1. К компетенции общего собрания акционеров относятся:

1) внесение изменений и дополнений в устав общества или утверждение устава общества в новой редакции;

2) реорганизация общества;

3) ликвидация общества, назначение ликвидационной комиссии и утверждение промежуточного и окончательного ликвидационных балансов;

4) определение количественного состава совета директоров (наблюдательного совета) общества, избрание его членов и досрочное прекращение их полномочий;

5) определение количества, номинальной стоимости, категории (типа) объявленных акций и прав, предоставляемых этими акциями;

6) увеличение уставного капитала общества путем увеличения номинальной стоимости акций или путем размещения дополнительных акций, если уставом общества в соответствии с настоящим Федеральным законом увеличение уставного капитала общества путем размещения дополнительных акций не отнесено к компетенции совета директоров (наблюдательного совета) общества;

7) уменьшение уставного капитала общества путем уменьшения номинальной стоимости акций, путем приобретения обществом части акций в целях сокращения их общего количества, а также путем погашения приобретенных или выкупленных обществом акций;

Федеральным законом от 3 июня 2009 г. N 115-ФЗ в подпункт 8 пункта 1 статьи 48 настоящего Федерального закона внесены изменения

См. текст подпункта в предыдущей редакции

8) образование исполнительного органа общества, досрочное прекращение его полномочий, если уставом общества решение этих вопросов не отнесено к компетенции совета директоров (наблюдательного совета) общества, а также случаи, предусмотренные пунктами 6 и 7 статьи 69 настоящего Федерального закона;

Подпункт 9 изменен с 19 июля 2018 г. — Федеральный закон от 19 июля 2018 г. N 209-ФЗ

См. предыдущую редакцию

9) избрание членов ревизионной комиссии общества и досрочное прекращение их полномочий, если в соответствии с уставом общества наличие ревизионной комиссии является обязательным;

10) утверждение аудитора общества;

Федеральным законом от 29 июня 2015 г. N 210-ФЗ в подпункт 10.1 пункта 1 статьи 48 настоящего Федерального закона внесены изменения

См. текст подпункта в предыдущей редакции

10.1) выплата (объявление) дивидендов по результатам первого квартала, полугодия, девяти месяцев отчетного года;

Федеральным законом от 29 июня 2015 г. N 210-ФЗ подпункт 11 пункта 1 статьи 48 настоящего Федерального закона изложен в новой редакции

См. текст подпункта в предыдущей редакции

11) утверждение годового отчета, годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности общества, если уставом общества решение этих вопросов не отнесено к компетенции совета директоров (наблюдательного совета) общества;

Федеральным законом от 29 июня 2015 г. N 210-ФЗ пункт 1 статьи 48 настоящего Федерального закона дополнен подпунктом 11.1

11.1) распределение прибыли (в том числе выплата (объявление) дивидендов, за исключением выплаты (объявления) дивидендов по результатам первого квартала, полугодия, девяти месяцев отчетного года) и убытков общества по результатам отчетного года;

12) определение порядка ведения общего собрания акционеров;

13) избрание членов счетной комиссии и досрочное прекращение их полномочий;

14) дробление и консолидация акций;

Федеральным законом от 3 июля 2016 г. N 343-ФЗ в подпункт 15 пункта 1 статьи 48 настоящего Федерального закона внесены изменения, вступающие в силу с 1 января 2017 г.

См. текст пункта в предыдущей редакции

15) принятие решений о согласии на совершение или о последующем одобрении сделок в случаях, предусмотренных статьей 83 настоящего Федерального закона;

Федеральным законом от 3 июля 2016 г. N 343-ФЗ в подпункт 16 пункта 1 статьи 48 настоящего Федерального закона внесены изменения, вступающие в силу с 1 января 2017 г.

См. текст подпункта в предыдущей редакции

16) принятие решений о согласии на совершение или о последующем одобрении крупных сделок в случаях, предусмотренных статьей 79 настоящего Федерального закона;

17) приобретение обществом размещенных акций в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом;

Федеральным законом от 27 июля 2006 г. N 146-ФЗ в подпункт 18 пункта 1 статьи 48 настоящего Федерального закона внесены изменения

См. текст подпункта в предыдущей редакции

18) принятие решения об участии в финансово-промышленных группах, ассоциациях и иных объединениях коммерческих организаций;

19) утверждение внутренних документов, регулирующих деятельность органов общества;

Федеральным законом от 29 декабря 2012 г. N 282-ФЗ пункт 1 статьи 48 настоящего Федерального закона дополнен подпунктом 19.1, вступающим в силу по истечении двухсот семидесяти дней после дня вступления в силу названного Федерального закона

19.1) принятие решения об обращении с заявлением о листинге акций общества и (или) эмиссионных ценных бумаг общества, конвертируемых в акции общества, если уставом общества решение указанного вопроса не отнесено к компетенции совета директоров (наблюдательного совета) общества;

Федеральным законом от 29 декабря 2012 г. N 282-ФЗ пункт 1 статьи 48 настоящего Федерального закона дополнен подпунктом 19.2, вступающим в силу со 2 января 2013 г.

19.2) принятие решения об обращении с заявлением о делистинге акций общества и (или) эмиссионных ценных бумаг общества, конвертируемых в его акции;

20) решение иных вопросов, предусмотренных настоящим Федеральным законом.

Статья 48. Компетенция общего собрания акционеров. 1. К компетенции общего собрания акционеров относятся следующие вопросы:

1) внесение изменений и дополнений в устав общества или утверждение устава общества в новой редакции;
2) реорганизация общества;
3) ликвидация общества, назначение ликвидационной комиссии и утверждение промежуточного и окончательного ликвидационных балансов;
4) определение количественного состава совета директоров (наблюдательного совета) общества, избрание его членов и досрочное прекращение их полномочий;
5) определение предельного размера объявленных акций;
6) увеличение уставного капитала общества путем увеличения номинальной стоимости акций или путем размещения дополнительных акций;
7) уменьшение уставного капитала общества путем уменьшения номинальной стоимости акций, приобретения обществом части акций в целях сокращения их общего количества или погашения не полностью оплаченных акций в соответствии со статьей 29 настоящего Федерального закона, а также путем погашения приобретенных или выкупленных обществом акций в соответствии с пунктом 3 статьи 72 и абзацем вторым пункта 6 статьи 76 настоящего Федерального закона;
8) образование исполнительного органа общества, досрочное прекращение его полномочий, если уставом общества решение этих вопросов не отнесено к компетенции совета директоров (наблюдательного совета) общества;
9) избрание членов ревизионной комиссии (ревизора) общества и досрочное прекращение их полномочий;
10) утверждение аудитора общества;
11) утверждение годовых отчетов, бухгалтерских балансов, счета прибылей и убытков общества, распределение его прибылей и убытков;
12) принятие решения о неприменении преимущественного права акционера на приобретение акций общества или ценных бумаг, конвертируемых в акции, предусмотренного статьей 40 настоящего Федерального закона;
13) порядок ведения общего собрания;
14) образование счетной комиссии;
15) определение формы сообщения обществом материалов (информации) акционерам, в том числе определение органа печати в случае сообщения в форме опубликования;
16) дробление и консолидация акций;
17) заключение сделок в случаях, предусмотренных статьей 83 настоящего Федерального закона;
18) совершение крупных сделок, связанных с приобретением и отчуждением обществом имущества, в случаях, предусмотренных статьей 79 настоящего Федерального закона;
19) приобретение и выкуп обществом размещенных акций в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом;
20) участие в холдинговых компаниях, финансово — промышленных группах, иных объединениях коммерческих организаций;
21) решение иных вопросов, предусмотренных настоящим Федеральным законом.
2. Решение по вопросам, указанным в подпунктах 1 — 18 пункта 1 настоящей статьи, относится к исключительной компетенции общего собрания акционеров. Вопросы, отнесенные к исключительной компетенции общего собрания акционеров, не могут быть переданы на решение исполнительному органу общества.
Вопросы, отнесенные к исключительной компетенции общего собрания акционеров, не могут быть переданы на решение совету директоров (наблюдательному совету) общества, за исключением решения вопросов о внесении изменений и дополнений в устав общества, связанных с увеличением уставного капитала общества в соответствии со статьями 12 и 27 настоящего Федерального закона.
3. Общее собрание акционеров не вправе рассматривать и принимать решения по вопросам, не отнесенным к его компетенции настоящим Федеральным законом.
Комментарий к статье 48
1. Основной смысл содержания данной статьи Закона — определение компетенции (полномочий) общего собрания акционеров как высшего органа управления общества.
В п. 1 комментируемой статьи непосредственно определено двадцать позиций, составляющих компетенцию общего собрания. Однако данный перечень (пп. 1 — 20) не является исчерпывающим, поскольку указано, что общее собрание вправе решать иные вопросы, предусмотренные Законом.
Отсюда следует, что компетенция общего собрания является ограниченной в том смысле, что она определена и предопределена самим Законом; за его пределы она не может выйти: ни устав общества, ни само общее собрание не вправе наделить собрание полномочиями, не предусмотренными Законом. Решение, вынесенное общим собранием с нарушением указанных положений, может быть обжаловано в суд на предмет признания его недействительным по аналогии с порядком, предусмотренным п. 8 ст. 49 Закона (см. комментарий к указанной статье).
2. С точки зрения соотношения компетенции общего собрания, с одной стороны, совета директоров (наблюдательного совета) и исполнительного органа — с другой, различаются общая и исключительная компетенции.
Общую компетенцию составляют любые полномочия, которыми согласно Закону наделено общее собрание, независимо от того, как она осуществляется. Общая компетенция определена п. 1 настоящей статьи.
Исключительной признается компетенция, которую составляют полномочия, осуществляемые только общим собранием. С позиций Закона можно выделить безусловно (абсолютно) исключительную и условно (относительно) исключительную компетенцию.
Безусловно (абсолютно) исключительную компетенцию общего собрания составляют полномочия, которые осуществляются только общим собранием и не могут быть переданы им никакому иному органу — ни совету директоров (наблюдательному совету), ни исполнительному органу, ни иному внешнему органу. Таковыми являются полномочия, указанные в пп. 1 (кроме изменений и дополнений устава общества в связи с увеличением уставного капитала) и в пп. 2 — 7, 9 — 18 п. 1 настоящей статьи Закона.
Условно (относительно) исключительную компетенцию общего собрания составляют те его полномочия, которые в силу настоящего Закона осуществляются общим собранием, однако могут быть переданы совету директоров (наблюдательному совету). Возможность подобной передачи полномочий может быть зафиксирована заранее в самом уставе общества, либо решение может быть принято самим общим собранием в каждом отдельном конкретном случае. К этому виду исключительной компетенции отнесены полномочия, предусмотренные пп. 1 п. 1 настоящей статьи Закона в части, касающейся внесения изменений и дополнений в устав в связи с увеличением уставного капитала (см. также п. 2 ст. 28), пп. 8 п. 1 (см. также п. 3 ст. 69), пп. 19 — 20 п. 1 настоящего Закона, а также полномочия, предусмотренные подп. 21 п. 1 настоящего Закона (к ним отнесены полномочия, определенные п. 2 ст. 33 Закона).
С точки зрения порядка (способа) осуществления компетенции общим собранием различаются автономная и зависимая компетенции.
Автономной признается компетенция, осуществляемая общим собранием самостоятельно. Зависимой следует считать компетенцию, осуществляемую общим собранием во взаимодействии с советом директоров (наблюдательным советом). К такого рода компетенции, осуществляемой общим собранием во взаимодействии с советом директоров (наблюдательным советом), относятся те полномочия, которые общее собрание осуществляет по представлению (предложению) совета директоров (это полномочия, предусмотренные п. 2 ст. 16, п. 2 ст. 17, п. 2 ст. 18, п. 2 ст. 19, п. 2 ст. 20, п. 2 ст. 21, п. 1 ст. 56 Закона) либо по рекомендации совета директоров (п. 3 ст. 42 Закона).
3. В качестве общего принципа действует положение, согласно которому общее собрание не вправе принимать решения по вопросам, не отнесенным к его компетенции.
Это означает, что общее собрание:
а) не вправе осуществлять полномочия, составляющие исключительную компетенцию совета директоров (наблюдательного совета) (см. комментарий к ст. 65 Закона); от этого случая необходимо отличать случаи, указанные в п. 1 ст. 64 Закона, когда в соответствии с уставом функции совета директоров (наблюдательного совета) выполняет само общее собрание;
б) не вправе осуществлять функции, носящие характер руководства текущей деятельностью и входящие в компетенцию исполнительного органа, либо иным образом вмешиваться в компетенцию исполнительного органа.

Общее собрание акционеров

О́бщее собра́ние акционе́ров — высший орган управления в акционерном обществе, состоящий из акционеров-владельцев именных обыкновенных акций общества, а в некоторых случаях, предусмотренных Федеральным законом РФ от 26.12.1995 № 208-ФЗ «Об акционерных обществах», также из акционеров-владельцев привилегированных акций. Акционеры общества для решения вопросов, отнесённых к их компетенции Уставом общества и Законом РФ «Об акционерных обществах», собираются на своё общее собрание периодически, но не реже, чем раз в год (на годовое общее собрание акционеров). Дополнительные требования к порядку подготовки, созыва и проведения общего собрания акционеров содержатся в Положении, утвержденном приказом ФСФР России от 02.02.2012 N 12-6/пз-н.

Эта статья или раздел описывает ситуацию применительно лишь к одному региону, возможно, нарушая при этом правило о взвешенности изложения. Вы можете помочь Википедии, добавив информацию для других стран и регионов.

Разновидности общего собрания акционеров

Общие собрания акционеров подразделяются на внеочередные, созываемые советом директоров либо исполнительным органом общества периодически для решения конкретных вопросов, отнесённых к компетенции общего собрания и требующих безотлагательного решения, и на очередные (годовые), созываемые раз в год в период с 1 марта по 30 июня для решения вопросов, обязательных для утверждения на годовом общем собрании акционеров, в частности, для:

  • утверждения годового отчёта о деятельности общества;
  • утверждения годовой бухгалтерской отчётности;
  • избрания совета директоров;
  • распределения прибыли (убытков) общества и др.

Компетенция общего собрания акционеров

Вопросы, относящиеся к компетенции общего собрания акционеров, перечислены в статье 48 Федерального закона «Об акционерных обществах». К таковым, в частности, относятся такие вопросы как:

  • учреждение, реорганизация и ликвидация общества;
  • увеличение или уменьшение величины уставного капитала;
  • утверждение изменений (принятие новых редакций) Устава общества;
  • избрание совета директоров общества и др.

Уставом непубличного общества может быть предусмотрена передача в компетенцию совета директоров (наблюдательного совета) общества вопросов, отнесенных Федеральным законом «Об акционерных обществах» к компетенции общего собрания акционеров, за исключением вопросов, предусмотренных подпунктами 1 — 5, 11.1, 16 и 19 пункта 1 статьи 48. Положения, связанные с такой передачей, могут быть предусмотрены уставом непубличного общества при его учреждении либо внесены в его устав, изменены и (или) исключены из его устава по решению, принятому общим собранием акционеров единогласно всеми акционерами общества.

Общее собрание акционеров публичного общества не вправе рассматривать и принимать решения по вопросам, не отнесенным к его компетенции Федеральным законом «Об акционерных обществах». Уставом непубличного общества может быть предусмотрено отнесение к компетенции общего собрания акционеров вопросов, не отнесенных к его компетенции Федеральным законом «Об акционерных обществах». Соответствующие положения могут быть предусмотрены уставом непубличного общества при его учреждении либо внесены в его устав, изменены и (или) исключены из его устава по решению, принятому общим собранием акционеров единогласно всеми акционерами общества.

> Аналоги

Аналогично общему собранию акционеров в акционерном обществе, в обществе с ограниченной ответственностью действует общее собрание участников.

> См. также

  • Акционерное общество
  • Совет директоров
  • Орган управления
  • Корпоративное управление

Примечания

  1. Положение о дополнительных требованиях к порядку подготовки, созыва и проведения общего собрания акционеров. Консультант.
  2. Закон РФ «Об акционерных обществах», глава VII
  3. Бюджетный кодекс РФ, часть II, раздел I, глава 3, статья 12
  4. п.2.1 ст. 48 Федерального закона от 26.12.1995 № 208-ФЗ «Об акционерных обществах».
  5. пп. 3-4 ст. 48 Федерального закона от 26.12.1995 № 208-ФЗ «Об акционерных обществах».

Это заготовка статьи по экономике. Вы можете помочь проекту, дополнив её.
Для улучшения этой статьи желательно:

  • Найти и оформить в виде сносок ссылки на независимые авторитетные источники, подтверждающие написанное.
  • Проверить достоверность указанной в статье информации.

Пожалуйста, после исправления проблемы исключите её из списка параметров. После устранения всех недостатков этот шаблон может быть удалён любым участником.

5 (100%) 1 vote

Давайте рассмотрим такое понятие или точнее статус, как «акционер». Что он дает, как им стать физическому лицу — читайте далее.

Оглавление
1. Кто такой акционер простым языком
2. Как стать акционером
3. Права акционера
4. Собрание акционеров

1. Кто такой акционер простыми словами

Акционер — это владелец акций компании (совладелец). Он является участником акционерного сообщества, может быть физическим или юридическим лицом. Обязанности и права, должны быть прописаны в уставе общества. Во время создания сообщества формируется уставной капитал.

Акции компании позволяют владеть бизнесом. В зависимости от количества ценных бумаг во владении, каждый акционер имеет различные права. Он может быть как единоличным собственником, так и мелким участником.

Все решения по управлению компаний принимаются на заранее известном всем годовом общем собрании акционеров (ГоСА). Бывают очередные и внеочередное собрания (ВоСА). На первом могут присутствовать все, кто владеет хотя бы одной акцией. Для участия на внеочередных нужны довольно крупные пакеты акций (от 1%).

Виды акции делятся на два больших типа:

  1. Обыкновенные (англ. «common stock»). На сленге говорят «обычка».
  2. Привилегированные (англ. «preferred stock»). На сленге говорят «префы». Далеко не всегда делается выпуск этого типа.

Акционер может владеть любым типом акций. Различие заключается лишь в том, что вторые не дают право голоса на годовых собраниях, но зато дают возможность получать большие дивиденды (не является обязательством, но в большинстве случаев так есть). Более подробно про различия префов и обычки можно прочитать в статье:

  • Привилегированные и обыкновенные акции — основные различия
  • Сбербанк обычка или префы

Можно ли назвать инвестора — акционером

Если инвестор владеет акциями, то можно назвать его акционером. В большинстве случае инвесторы держат в инвестиционных портфелях большую часть денег в акциях, поскольку этот способ хранения денег обеспечивает куда большую прибыль.

2. Как стать акционером физическому лицу

Как было написано чуть ранее в определении: акционер — это человек владеющий акциями. Даже одной достаточно, поскольку их количество никто не регламентировал. Купить акции можно на фондовой бирже ММВБ. Большинство людей с небольшим капиталом заинтересованы в спекулятивных действиях (купить дешевле, продать дороже). Торговлю на бирже называют трейдингом.

Прямого доступа на фондовую биржу у физических лиц нету. Поэтому используется посредник в виде биржевого брокера:

  • Финам
  • БКС Брокер

Это две крупные брокерские компании в России. У них минимальные комиссии на торговый оборот, бесплатный ввод и вывод средств, в наличии есть доступ ко всем видам финансовых инструментов (акции, облигации, фьючерсы, опционы, ETF, валюты, товары).

Можно начать торговлю с любой суммой денег. Нет каких-то ограничений.

Все торговые операции полностью принимаете Вы: что купить, по чем, когда продать. Брокер лишь предоставляет доступ к торгам.

Более подробно про ценные бумаги, про то как ими торговать читайте в статьях:

  • Вложения в ценные бумаги — просто о сложном
  • Торговля на фондовой бирже — инструкция
  • Как купить зарубежные акции
  • Заработать деньги на бирже и инвестициях
  • Как выбирать недооцененные акции по мультипликаторам
  • Стратегии для торговли на бирже

3. Права акционера

Каждый акционер вне зависимости от количества акций имеет следующие права:

  • Получать прибыль в виде дивидендов на каждую акцию
  • Участвовать в управлении обществом
  • В случае ликвидации, получить часть денег от продажи имущества
  • Получать информацию о деятельности общества

Объем пакета акций находящийся собственности дает разные права. Принято выделять следующие ступени:

  1. Единственный акционер.
  2. Мажоритарий. Владелец крупного пакета ценных бумаг (более 5%)
  3. Розничный акционер. Мелкий участник, который купил акции через фондовую биржу.
  4. Миноритарий. Владеют от 1% до 5% акций

Акционеры владеющие 1% имеют следующие права:

  • Доступ к реестру акционеров
  • Возможность обжаловать в суде функции директора
  • Могут присутствовать при выборе совета директоров

Акционеры владеющие 10% имеют следующие права:

  • Могут организовывать внеочередные мероприятия
  • Выноса вопросов на повестку дня
  • Требовать выполнение проверок

Более про пакеты акций можно прочитать:

  • Миноритарий и мажоритарий — что дают пакеты акций

4. Собрание акционеров

Собрание акционеров проводится минимум раз в год. На нем могут присутствовать все владельцы компании. На нем решаются важнейшие вопросы касающиеся деятельности компании:

  1. Внесение изменений и дополнений в устав общества или утверждение устава общества в новой редакции
  2. Реорганизация общества
  3. Определение количествен нового состава совета директоров (наблюдательного совета) общества
  4. Определение количества, номинальной стоимости, категории (типа) объявленных акций и прав
  5. Увеличение или уменьшение уставного капитала общества путем увеличения или уменьшения номинальной стоимости акций
  6. Избрание членов ревизионной комиссии
  7. Размер выплаты дивидендов
  8. Утверждение годовых отчетов, годовой бухгалтерской отчетности
  9. Дробление и консолидация акций
  10. Принятие решений об одобрении крупных сделок
  11. Определяет сколько человек войдет в состав совета директоров

Смотрите также видео «Кто такой акционер. Почему нужно покупать акции и как выйти из нищеты»:

Алгоритм созыва и проведения общего собрания акционеров

Журнал «Акционерное общество: вопросы корпоративного управления» № 1 (128), январь 2015

Бланк Наталия Робертовна, директор Департамерта корпоративного права юридической фирмы «АВЕНТА»

Высшим органом управления общества является общее собрание акционеров.

Общество обязано ежегодно проводить годовое общее собрание акционеров. Проводимые помимо годового общие собрания акционеров являются внеочередными.

Как правило, алгоритм созыва и проведения общего собрания акционеров выглядит следующим образом *1:

*1 Уставом непубличного акционерного общества, принятым единогласно всеми акционерами общества, алгоритм подготовки и проведения собрания может быть изменен.

Этап 1. Инициирование проведения общего собрания акционеров

Годовое общее собрание акционеров проводится в сроки, установленные уставом общества, но не ранее чем через два месяца и не позднее чем через шесть месяцев после окончания финансового года.

На годовом собрании акционеров должны решаться вопросы:

  • об избрании совета директоров (наблюдательного совета) общества;
  • об избрании ревизионной комиссии (ревизора) общества;
  • об утверждении аудитора общества;
  • об утверждении годовых отчетов, годовой бухгалтерской отчетности, в том числе отчетов о прибылях и об убытках (счетов прибылей и убытков) общества, а также распределение прибыли (в том числе выплата (объявление) дивидендов, за исключением прибыли, распределенной в качестве дивидендов по результатам первого квартала, полугодия, девяти месяцев финансового года) и убытков общества по результатам финансового года.

А также могут решаться иные вопросы, отнесенные к компетенции собрания акционеров.

Внеочередное собрание акционеров проводится на основании решения совета директоров по собственной инициативе или по требованию одного из следующих лиц:

  • акционера(ов), являющегося(-ихся) владельцем(-ами) не менее 10 процентов голосующих акций общества на дату предъявления требования;
  • ревизионной комиссии (ревизора) общества;
  • аудитора общества.

Рассмотрение требований о проведении внеочередного собрания и принятие по ним решений входит в компетенцию следующих органов:

1. Совета директоров (наблюдательного совета), если данный орган образован в обществе.

2. Органа (лица), определенного уставом общества, в случае, если совет директоров не сформирован и его функции осуществляет общее собрание акционеров.

Требование о проведении внеочередного собрания должно содержать:

1. Информацию о том, кто направляет требование. Если требование исходит от акционера общества, то в нем дополнительно должны быть указаны количество, категория (тип) принадлежащих ему акций.

2. Формулировки вопросов повестки дня (могут содержаться формулировки проектов решений).

3. Сведения о выдвигаемом кандидате, а также наименование органа, для избрания в который он предлагается, а также иные сведения о нем, предусмотренные уставом или внутренними документами общества (в случае если требование содержит предложение о выдвижении кандидатов).

В процессе рассмотрения требования о проведении внеочередного общего собрания устанавливается:

  • вправе ли лицо либо орган, предъявившие требование, предъявлять его в соответствии с ФЗ «Об акционерных обществах» и уставом;
  • соблюден ли порядок направления требования, предусмотренный действующим законодательством, уставом либо внутренним документом общества, регулирующим деятельность общего собрания;
  • относятся ли предложенные к рассмотрению вопросы к компетенции общего собрания.

Внеочередное общее собрание акционеров, созываемое по требованию, должно быть проведено:

  • в течение 50 дней с момента представления требования;
  • в течение 95 дней с момента представления требования, если повестка дня содержит вопрос об избрании членов совета директоров (наблюдательного совета) общества. Уставом общества может быть предусмотрен меньший срок.

Мотивированное решение об отказе направляется акционерам (акционеру), представившим требования, не позднее 3 дней с даты принятия такого решения.

Лица (орган), требующие его созыва, вправе обратиться в суд с требованием о понуждении общества провести такое собрание, если в течение 5 дней с даты предъявления требования уполномоченным органом (лицом) общества:

  • не принято решение о созыве внеочередного общего собрания акционеров;
  • принято решение об отказе в созыве внеочередного общего собрания акционеров.

Акционеры или акционер, владеющие не менее чем 2 процентами голосующих акций общества, вправе предложить кандидатов для избрания в совет директоров (наблюдательный совет) общества, число которых не может превышать количественный состав совета директоров (наблюдательного совета) общества, если предлагаемая повестка дня внеочередного общего собрания акционеров содержит вопрос об избрании членов совета директоров (наблюдательного совета) общества. Вышеуказанные предложения должны поступить в общество не менее чем за 30 дней до даты проведения внеочередного общего собрания акционеров, если уставом общества не установлен более поздний срок.

Акционеры или акционер, владеющие не менее чем 2 процентами голосующих акций, вправе направить в общество не позднее чем через 30 дней после окончания финансового года, если уставом общества не установлен более поздний срок, предложения о внесении вопросов в повестку дня годового общего собрания акционеров или выдвижении кандидатов в совет директоров (наблюдательный совет) общества, коллегиальный исполнительный орган, ревизионную комиссию (ревизоры) и счетную комиссию общества, число которых не может превышать количественный состав соответствующего органа, а также кандидата на должность единоличного исполнительного органа.

В течение 5 дней с даты окончания срока, в течение которого акционеры могут направить свои предложения в повестку дня годового или внеочередного собрания акционеров, совет директоров или иной орган, в компетенции которого находятся вопросы подготовки и созыва общего собрания акционеров, обязан рассмотреть предложения и принять решение о включении их в повестку дня общего собрания акционеров или об отказе во включении.

Помимо вопросов, предложенных акционерами для включения в повестку дня общего собрания, или в случае отсутствия таких предложений, а также отсутствия или недостаточного количества кандидатов, предложенных акционерами, совет директоров (наблюдательный совет) общества вправе включать в повестку дня общего собрания акционеров вопросы или кандидатов в список кандидатур по своему усмотрению.

В случае если предлагаемая повестка дня общего собрания акционеров содержит вопрос о реорганизации общества в форме слияния, выделения или разделения и вопрос об избрании совета директоров (наблюдательного совета) общества, создаваемого путем реорганизации, акционер или акционеры, владеющие не менее чем 2 процентами голосующих акций реорганизуемого общества, вправе выдвинуть кандидатов:

  • в совет директоров (наблюдательный совет) создаваемого общества;
  • в коллегиальный исполнительный орган;
  • в ревизионную комиссию или кандидата в ревизоры, число которых не может превышать количественный состав соответствующего органа, указываемый в сообщении о проведении общего собрания акционеров общества в соответствии с проектом устава создаваемого общества;
  • на должность единоличного исполнительного органа создаваемого общества.

Предложения о выдвижении кандидатов должны поступить в реорганизуемое общество не позднее чем за 45 дней до дня проведения общего собрания акционеров реорганизуемого общества.

Этап 2 Подготовка к общему собранию акционеров

Далее материал статьи будет изложен с учетом того, что решение о проведении общего собрания акционеров, в том числе — внеочередного, полномочен принимать совет директоров (наблюдательный совет) общества.

Совет директоров принимает решение по следующим вопросам повестки дня:

1. О созыве общего собрания акционеров.

2. О форме проведения общего собрания акционеров (заочное голосование или собрание).

Собрание в форме заочного голосования не может быть проведено, если повестка дня содержит один из следующих вопросов:

  • об избрании совета директоров (наблюдательного совета) общества;
  • об избрании ревизионной комиссии (ревизора) общества;
  • об утверждении аудитора общества;
  • об утверждении годовых отчетов, годовой бухгалтерской отчетности, в том числе отчетов о прибылях и об убытках (счетов прибылей и убытков) общества; о распределении прибыли (в том числе выплата (объявление) дивидендов, за исключением прибыли, распределенной в качестве дивидендов по результатам первого квартала, полугодия, девяти месяцев финансового года) и убытков общества по результатам финансового года.

3. Об определении даты, места, проведения общего собрания акционеров общества, а при голосовании бюллетенями — почтовый адрес, по которому могут направляться заполненные бюллетени. В случае же проведения собрания в форме заочного голосования — дата окончания приема бюллетеней для голосования и почтовый адрес, по которому заполненные бюллетени должны направляться.

Собрание акционеров проводится в месте нахождения общества, если иное место его проведения не установлено уставом общества. При определении в уставе места проведения общего собрания акционеров, отличного от места нахождения общества, рекомендуется учитывать интересы и возможности акционеров принять личное участие в собрании акционеров.

4. Об определении времени начала регистрации лиц, участвующих в общем собрании акционеров.

5. Об определении даты составления списка лиц, имеющих право на участие в общем собрании акционеров.

6. Об утверждении повестки дня общего собрания акционеров.

7. Об утверждении формы и текста бюллетеней для голосования в случае голосования бюллетенями.

8. О порядке сообщения акционерам о проведении общего собрания акционеров.

9. Об утверждении перечня информации (материалов), предоставляемой акционерам при подготовке к проведению собрания, и порядке ее предоставления.

Этап 3. Подготовка списка лиц, имеющих право на участие в собрании акционеров

Дата составления указанного списка не может быть установлена ранее чем через 10 дней с даты принятия решения о проведении общего собрания и более чем за 50 дней до даты его проведения.

В случае, если предлагаемая повестка дня собрания акционеров содержит вопрос об избрании членов совета директоров (наблюдательного совета) общества, дата составления списка лиц должна быть установлена не более чем за 80 дней до даты проведения общего собрания акционеров.

Список лиц, имеющих право на участие в общем собрании акционеров, составляется на основании данных реестра акционеров. С 01.10.2014 г. функции по ведению реестра должны быть переданы специализированной организации — регистратору.

Этап 4. Уведомление акционеров о проведении собрания акционеров

В сообщении о проведении общего собрания акционеров должны быть указаны:

  • полное фирменное наименование общества и место нахождения общества;
  • форма проведения общего собрания акционеров (собрание или заочное голосование);
  • дата, место, время проведения общего собрания акционеров и в случае, когда заполненные бюллетени могут быть направлены обществу, почтовый адрес, по которому могут направляться заполненные бюллетени, либо, в случае проведения общего собрания акционеров в форме заочного голосования, — дата окончания приема бюллетеней для голосования и почтовый адрес, по которому должны направляться заполненные бюллетени;
  • время начала регистрации лиц, участвующих в общем собрании (в случае проведения общего собрания, проводимого в форме собрания);
  • дата составления списка лиц, имеющих право на участие в общем собрании акционеров;
  • повестка дня общего собрания акционеров;
  • порядок ознакомления с информацией (материалами), подлежащей предоставлению при подготовке к проведению общего собрания акционеров, и адрес (адреса), по которому с ней можно ознакомиться.

Сообщение о собрании должно быть сделано:

  • не позднее чем за 20 дней до даты его проведения;
  • не позднее чем за 30 дней до даты проведения собрания, если повестка дня содержит вопрос о реорганизации общества;
  • не позднее чем за 70 дней до дня проведения собрания — в случаях избрания на внеочередном общем собрании акционеров членов совета директоров (наблюдательного совета) общества, а также в случае, если предлагаемая повестка дня содержит вопрос об избрании совета директоров (наблюдательного совета) общества, создаваемого путем реорганизации в форме слияния, выделения или разделения.

В настоящий момент общество может уведомить о проведении общего собрания акционеров одним из следующих способов:

1. Направить сообщение каждому лицу, указанному в списке лиц, имеющих право на участие в общем собрании акционеров, заказным письмом, если уставом общества не предусмотрен иной способ направления этого сообщения в письменной форме.

2. Вручить сообщение каждому лицу под роспись.

3. Опубликовать сообщение в определенном уставом общества печатном издании и разместить его на определенном уставом общества сайте общества в Интернете.

4. Разместить на определенном уставом общества сайте общества в Интернете.

Кроме того, изменился порядок уведомления номинального держателя акций о проведении общего собрания акционеров. В случае, если зарегистрированным в реестре акционеров общества лицом является номинальный держатель акций, то сообщение о проведении собрания акционеров, а также информация к собранию направляются в электронной форме (в форме электронных документов, подписанных электронной подписью) номинальному держателю акций. Номинальный держатель акций обязан довести до сведения своих депонентов сообщение о проведении общего собрания акционеров, а также информацию (материалы) по вопросам повестки дня собрания, полученную им.

Общество вправе дополнительно информировать акционеров о проведении общего собрания акционеров через иные средства массовой информации (телевидение, радио).

Этап 5. Подготовка информации (материалов), предоставляемых акционерам по вопросам повестки дня

Состав подготавливаемых документов зависит от повестки дня собрания и определяется действующим законодательством. Так, при подготовке к годовому общему собранию акционерам предоставляются годовой отчет, годовая бухгалтерская отчетность, заключения аудитора и ревизионной комиссии, сведения о кандидатах, предложенных для избрания в органы общества, рекомендации совета директоров (наблюдательного совета) общества по распределению прибыли, в том числе по размеру дивиденда по акциям общества и порядку его выплаты, и убытков общества по результатам финансового года и т. д.

Уставом или внутренними документами общества состав предоставляемой акционерам информации может быть расширен.

Этап 6. Проведение собрания акционеров

Собрание правомочно (имеет кворум), если в нем приняли участие акционеры, обладающие в совокупности более чем половиной голосов размещенных голосующих акций общества.

Принявшими участие в общем собрании считаются акционеры, зарегистрировавшиеся для участия в нем, а в установленных законом случаях — акционеры, бюллетени которых получены не позднее двух дней до даты проведения собрания.

Регистрация лиц, имеющих право на участие в общем собрании, но не зарегистрировавшихся для участия в общем собрании до его открытия, заканчивается после завершения обсуждения последнего вопроса повестки дня общего собрания (последнего вопроса повестки дня общего собрания, по которому имеется кворум) и до начала времени, которое предоставляется для голосования лицам, не проголосовавшим до этого момента.

На практике применяется следующий порядок регистрации:

  • установление личности лица (его представителя), прибывшего для участия в собрании;
  • проверка полномочий лица (его представителя) на предмет наличия права участвовать в общем собрании акционеров;
  • проставление подписи в журнале регистрации (листе регистрации) лицом (его представителем), подтвердившим свое право на участие в общем собрании.

При передаче акций после даты составления списка лиц, имеющих право на участие в общем собрании акционеров, и до даты проведения собрания лицо, включенное в такой список, обязано выдать приобретателю доверенность на голосование или голосовать на общем собрании в соответствии с указаниями приобретателя акций, если это предусмотрено договором о передаче акций.

До определения круга наследников и получения ими свидетельства о праве на наследство от их имени в собрании акционеров может участвовать назначенный нотариусом доверительный управляющий.

После открытия общего собрания председательствующий выносит на обсуждение каждый из вопросов повестки. Перед голосованием возможно проведение обсуждения по каждому из них.

Лица, зарегистрировавшиеся для участия в общем собрании, проводимом в форме собрания, вправе голосовать по всем вопросам повестки дня с момента открытия собрания и до его закрытия. После завершения обсуждения последнего вопроса повестки дня общего собрания и до закрытия собрания лицам, не проголосовавшим до этого момента, должно быть предоставлено время для голосования.

Голосование в обществах с числом акционеров – владельцев голосующих акций более 100, а также голосование на общем собрании акционеров, проводимом в форме заочного голосования, осуществляются исключительно бюллетенями для голосования.

По итогам голосования лицо (орган), выполняющее функции счетной комиссии, не позднее 3 рабочих дней после закрытия общего собрания акционеров составляет протокол об итогах голосования. Протокол подписывается лицом, выполняющим функции счетной комиссии, а если функции счетной комиссии выполнял регистратор, то лицами, уполномоченными регистратором.

Принятие общим собранием решения и состав присутствующих акционеров должны подтверждаться следующим образом:

  • в отношении публичного акционерного общества — лицом, осуществляющим ведение реестра акционеров общества и выполняющим функции счетной комиссии;
  • в отношении непубличного акционерного общества — нотариусом или лицом, осуществляющим ведение реестра акционеров общества и выполняющим функции счетной комиссии.

Если решение принимает единственный акционер, которому принадлежат все голосующие акции общества, подтверждать состав участников и принятие решения одним из перечисленных выше способов не требуется.

С 01.07.2014 г. изменился порядок уведомления об итогах голосования на общем собрании акционеров. Решения, принятые общим собранием акционеров, и итоги голосования могут оглашаться на общем собрании акционеров, в ходе которого проводилось голосование, а также должны быть доведены до сведения лиц, включенных в список лиц, имеющих право на участие в общем собрании акционеров, в форме отчета об итогах голосования в порядке, предусмотренном для сообщения о проведении общего собрания акционеров, не позднее 4 рабочих дней после даты закрытия собрания акционеров или даты окончания приема бюллетеней при проведении общего собрания акционеров в форме заочного голосования.

В случае, если на дату составления списка лиц, имеющих право на участие в общем собрании акционеров, зарегистрированным в реестре акционеров общества лицом являлся номинальный держатель акций, отчет об итогах голосования направляется в электронной форме (в форме электронного документа, подписанного электронной подписью) номинальному держателю акций. Номинальный держатель акций обязан довести до сведения своих депонентов отчет об итогах голосования, полученный им в соответствии с настоящим пунктом, в порядке и в сроки, которые установлены нормативными правовыми актами Российской Федерации или договором с депонентом.

Если голосование по вопросам повестки дня осуществлялось без использования бюллетеней для голосования, к протоколу счетной комиссии об итогах голосования должен прилагаться список лиц, принявших участие в общем собрании, с указанием по каждому вопросу повестки дня общего собрания, по которому имелся кворум, варианта голосования каждого такого лица, либо того, что оно не приняло участия в голосовании.

Не позднее 3 рабочих дней после закрытия общего собрания акционеров по итогам проведения внеочередного общего собрания акционеров составляется протокол общего собрания.

К протоколу общего собрания приобщаются:

  • протокол об итогах голосования;
  • принятые или утвержденные на собрании документы.

Ответственность за нарушения

КоАП РФ предусматривает административную ответственность за несоблюдение процедуры созыва и проведения собраний акционеров. Санкции применяются Центральным Банком Российской Федерации в отношении правонарушителей регулярно.

Остановимся на наиболее распространенных правонарушениях, совершаемых акционерными обществами.

1. Нарушение порядка или срока направления (вручения, опубликования) сообщения о проведении общего собрания акционеров влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до четырех тысяч рублей; на должностных лиц — от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей или дисквалификацию на срок до одного года; на юридических лиц — от пятисот тысяч до семисот тысяч рублей.

Для избежания штрафа по данному основанию необходимо знать процедуру (способы, сроки и т. д.) направления сообщения о проведении собрания и четко ее соблюдать с учетом последних изменений законодательства.

Кроме того, несоблюдение сроков направления сообщения может послужить основанием не только для наложения штрафов, но и для отмены принятых на собрании решений. Так, согласно п. 24 Постановления Пленума ВАС РФ от 18.11.2003 г. № 19 неизвещение или несвоевременное извещение акционера о дате проведения общего собрания может послужить основанием для удовлетворения иска о признании решений, принятых на общем собрании, недействительными.

По вопросу о том, является ли ненадлежащее уведомление (неуведомление) акционера о проведении общего собрания существенным нарушением, влекущим признание решения общего собрания недействительным, в судебной практике существует две позиции.

Позиция 1. Ненадлежащее уведомление (неуведомление) акционера о проведении общего собрания не является существенным и достаточным основанием для признания недействительным решения общего собрания акционеров (Постановление ФАС Волго-Вятского округа от 23.12.2011 г. по делу № А11-9221/2010).

Позиция 2. Ненадлежащее уведомление (неуведомление) акционера о проведении общего собрания является существенным нарушением закона «Об акционерных обществах», что, в свою очередь, влечет признание решения общего собрания акционеров недействительным (Определение ВАС РФ от 04.07.2012 г. № ВАС-8235/12 по делу № А32-22145/2011).

2. Нарушение требований к составлению списков лиц, имеющих право на участие в общем собрании акционеров, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до четырех тысяч рублей; на должностных лиц — от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей или дисквалификацию на срок до одного года; на юридических лиц — от пятисот тысяч до семисот тысяч рублей.

Как показывает практика, несоставление списка лиц, невключение в список лиц, имеющих на это право, а также составление данного списка на дату, определенную с нарушением норм действующего законодательства, может послужить для заинтересованного лица, права которого нарушены, основанием для подачи искового заявления в суд, а также привести к признанию недействительными всех принятых на этом собрании решений (Постановление ФАС Уральского округа от 08.11.2005 г. № Ф09-3722/05-С5). Однако анализ арбитражной практики показывает, что суд, несмотря на то, что вышеперечисленные нарушения являются существенными, при рассмотрении иска о признании решений собраний акционеров недействительными может встать на сторону акционерного общества и отказать в удовлетворении исковых требований. Решение суда в таких случаях во многом зависит от того, какое количество акций принадлежит акционеру, подавшему иск. Если данное лицо имеет не слишком большую долю от общего количества акций общества, суд, как правило, отказывает в удовлетворении иска, основываясь на том, что истец не мог повлиять на исход голосования (Постановление ФАС Московского округа от 01.06.2007 г. № КГ-А41/2902-07 по делу № А41-К1-21799/06).

Основаниями для привлечения к административной ответственности могут также являться такие нарушения, как

  • незаконный отказ в созыве собрания;
  • рушение требований законодательства в отношении формы, срока, места проведения собрания;
  • проведение собрания при отсутствии кворума;
  • нарушения, допущенные при регистрации участников собрания, подсчете результатов голосования, оформлении протоколов и т. д.

Для справедливости следует указать на тот факт, что суд при изучении обстоятельств дела может признать правонарушение малозначительным и не являющимся основанием для привлечения административной ответственности. Но стоит ли рисковать и доводить ситуацию до судебного разбирательства вместо того, чтобы соблюдать предусмотренные законодательством требования к процедуре подготовки, созыва и проведения собрания акционеров, в том числе и требования к оформлению всей сопутствующей документации (уведомления, бюллетени, протоколы и др.)?

Подводя итог вышенаписанному хочется порекомендовать акционерным обществам уделить пристальное внимание процедуре созыва, подготовки и проведения общего собрания акционеров.

Главный принцип при проведении любого собрания акционеров — соблюдение требований, предусмотренных действующим законодательством, с учетом последних изменений, произошедших за текущий год, а именно:

  • изменение порядка определения даты составления списка лиц, имеющих право на участие в общем собрании акционеров;
  • изменение порядка уведомления о проведении общего собрания акционеров;
  • изменение порядка уведомления о проведении общего собрания акционеров номинального держателя акций;
  • изменение уведомления об итогах голосования на общем собрании акционеров;
  • отмена деления акционерных обществ на открытые и закрытые и введение деления на публичные и непубличные;
  • введение способа подтверждения факта принятия решения и состава присутствующих акционеров в зависимости от типа акционерного общества;
  • обязательная передача функции по ведению реестра акционеров регистратору и иные изменения.

Энциклопедия решений. Общее собрание акционеров АО

Общее собрание акционеров АО

Общее собрание акционеров является высшим органом управления акционерного общества.

Основной целью функционирования общего собрания является контроль акционеров за деятельностью АО, а также принятие акционерами наиболее важных решений в пределах компетенции общего собрания в соответствии с уставом АО и законодательством РФ.

Основными регулирующими деятельность общего собрания акционеров АО нормами являются:

— ст.ст. 65.3, 66.3, 67.1 ГК РФ;

— Федеральный закон от 26.12.1995 N 208-ФЗ «Об акционерных обществах» (далее — Закон об АО);

— Положение о дополнительных требованиях к порядку подготовки, созыва и проведения общего собрания акционеров, утв. приказом ФСФР России от 02.02.2012 N 12-6/пз-н (далее — Положение о требованиях к порядку проведения общего собрания акционеров).

При определении правил функционирования общего собрания акционеров АО также необходимо принимать во внимание положения Кодекса корпоративного управления, направленного письмом Банка России от 10.04.2014 N 06-52/2463.

Подробный порядок подготовки и проведения общего собрания акционеров рекомендуется закрепить в отдельном документе — внутреннем регламенте (положении), утверждаемом общим собранием акционеров (п. 5 ст. 52, пп. 1 п. 3 ст. 66.3 ГК РФ, пп. 19 п. 1 ст. 48 Закона об АО).

В системе органов управления АО общее собрание акционеров занимает главенствующую позицию. Общее собрание акционеров АО определяет состав иных органов управления АО:

— формирует коллегиальный орган управления АО (совет директоров, наблюдательный совет) для осуществления общего руководства деятельностью АО и контроля деятельности исполнительных органов общества (п. 4 ст. 65.3 ГК РФ, п. 1 ст. 66 Закона об АО);

— выбирает (по общему правилу, если уставом АО не предусмотрено иное) единоличный и/ или коллегиальный исполнительный орган АО, которые осуществляют текущее управление деятельностью общества (п. 3 ст. 69 Закона об АО).

Общие собрания акционеров подразделяются на годовое общее собрание и на внеочередные общие собрания (ст. 47 Закона об АО).

Общее собрание АО проводится не менее одного раза в год ежегодно в сроки, устанавливаемые уставом общества с учетом требования законодательства (абз. третий п. 1 ст. 47 Закона об АО). Проведение годового общего собрания является обязательным для любого АО.

Проводимые помимо годового общие собрания акционеров являются внеочередными (абз. третий п. 1 ст. 47 Закона об АО). Такие собрания созываются для решения текущих вопросов, входящих в компетенцию общего собрания акционеров АО.

Правом на участие в общем собрании обладают только акционеры АО, внесенные в список лиц, имеющих право на участие в собрании. Список составляется регистратором АО в соответствии с данными его учета прав на акции в реестре акционеров, а также в соответствии с данными о правах на акции, полученными от номинальных держателей, которым в реестре акционеров открыты лицевые счете номинального держателя (п. 1 ст. 51 Закона об АО, п. 2 ст. 8.7-1 Федерального закона от 22.04.1996 N 39-ФЗ «О рынке ценных бумаг», п. 2.11 Положения о требованиях к порядку проведения общего собрания акционеров).

Компетенция общего собрания акционеров АО может быть как исключительной, так и неисключительной. Круг вопросов, составляющих исключительную компетенцию общего собрания акционеров, различается в зависимости от того, является ли АО публичным либо непубличным.

К исключительной компетенции общего собрания акционеров относятся вопросы, предусмотренные п. 2 ст. 65.3, п. 2 ст. 67.1 ГК РФ и п. 1 ст. 48 Закона об АО. Перечень вопросов, входящих в компетенцию общего собрания АО, должен быть предусмотрен в уставе. Вопросы, отнесенные законом к исключительной компетенции общего собрания АО, не могут переданы на решение других органов АО, за исключением случаев, предусмотренных ГК РФ и Законом об АО.

В непубличном акционерном обществе большинство вопросов, отнесенных к компетенции общего собрания акционеров, могут быть переданы на решение коллегиального органа управления (совета директоров, наблюдательного совета) или коллегиального исполнительного органа общества (правления, дирекции), за исключением предусмотренных пп. 1 п. 3 ст. 66.3 ГК РФ.

Решение о передаче отдельных вопросов на решение соответствующему органу (или органам) общества должно быть принято общим собранием акционеров непубличного АО единогласно. Такая передача должна быть отражена в уставе непубличного акционерного общества

На практике компетенция общего собрания акционеров публичного и непубличного акционерного общества может различаться. Например, в непубличном АО, количество акционеров-владельцев голосующих акций в котором менее 50, не обязательно образование совета директоров, поэтому полномочия совета директоров может выполнять общее собрание акционеров. Соответствующие положения должны содержаться в уставе общества (абз. второй п. 1 ст. 64 Закона об АО).

Созыв годового и внеочередного общего собрания акционеров относится к компетенции совета директоров (наблюдательного совета) АО (пп. 2 п. 1 ст. 65 Закона об АО). В АО с числом акционеров менее пятидесяти устав может предусматривать, что функции совета директоров (наблюдательного совета) осуществляет общее собрание акционеров. В этом случае устав должен содержать указание об определенном лице или органе общества, к компетенции которого относится решение вопроса о проведении общего собрания акционеров и об утверждении его повестки дня (п. 1 ст. 64 Закона об АО).

Общее собрание акционеров АО может проводиться в форме собрания (совместного присутствия акционеров) или в форме заочного голосования (ст. 50 Закона об АО).

Внимание

Совместное присутствие не обязательно означает физическое присутствие акционеров в месте проведения собрания: с 01.07.2016 АО могут использовать информационные и коммуникационные технологии, позволяющие дистанционно участвовать в собрании (п. 11 ст. 49 Закона об АО).

Общее собрание акционеров правомочно, если имеется кворум для принятия решений (п. 1 ст. 58 Закона об АО). В зависимости от вопросов, вынесенных на обсуждение, общее собрание акционеров принимает решения:

— простым большинством голосов (п. 2 ст. 49 Закона об АО);

— квалифицированным большинством в три четверти голосов (п. 4 ст. 49 Закона об АО).

Уставом непубличного АО может быть предусмотрено иное число голосов акционеров — владельцев голосующих акций, необходимое для принятия решения общим собранием акционеров, которое не может быть меньше числа голосов, установленного Законом об АО для принятия собранием соответствующих решений (п. 5.1 ст. 49 Закона об АО).

Принятие общим собранием акционеров решений в отсутствие кворума влечет за собой ничтожность таких решений (п. 2 ст. 181.5 ГК РФ).

Особые функции в структуре общего собрания акционеров АО выполняют председательствующий (президиум) и секретарь собрания (ст. 63 Закона об АО).

Функции счетной комиссии в АО (проверка полномочий и регистрация лиц, участвующих в общем собрании акционеров, определение кворума, подсчет голосов и подведение итогов голосования и т.д.) выполняет лицо, осуществляющее ведение реестра акционеров (регистратор). В непубличном АО регистратор может не выполнять функции счетной комиссии; в этом случае состав акционеров, присутствовавших на общем собрании, и принятые ими решения могут подтверждаться путем нотариального удостоверения (пп.пп. 1, 2 п. 3 ст. 67.1 ГК РФ, п. 4 ст. 56 Закона об АО).

Компетенция общего собрания акционеров

Компетенция общего собрания акционеров раскрывается в ст. 48 и иных статьях Закона об АО. Систематику вопросов (полномочий), образующих компетенцию общего собрания акционеров, можно провести, беря за основу различные критерии содержательного и иного ракурса. Так, широкое распространение получила классификация составляющих компетенции собрания на организационные (внесение изменений и дополнений в устав, определение порядка ведения собрания, утверждение внутренних документов и др.), имущественные (изменение уставного капитала, выплата дивидендов и др.) и смешанные (реорганизация и ликвидация общества и др.).

Однако наибольшую практическую значимость представляет классификация компетенции с точки зрения полномочности иных органов (нежели собрание) рассматривать и решать тот или иной вопрос функционирования акционерной компании. Используя данный критерий, компетенцию собрания по действующему законодательству можно подразделить на следующие виды:

1) исключительная компетенция, когда принятие решения по вопросу составляет прерогативу только общего собрания (ее образует большинство вопросов, перечисленных в п. 1 ст. 48, а также вопросы, о которых идет речь в иных статьях закона, например п. 3 ст. 10, п. 4, 7 ст. 22, п. 2 ст. 64, п. 1 ст. 85 Закона об АО).

Особо необходимо отметить, что содержание термина «исключительная компетенция общего собрания акционеров», используемого нами и употребляемого в ГК РФ, неидентично. Это связано с тем, что кодификационный гражданско-правовой акт «исключительной» считает компетенцию, «не переносимую» только на исполнительные органы, возможность же передачи определенного вопроса на решение наблюдательного совета прямо не запрещается. Именно такой вывод может быть сделан в результате формального сравнительно-правового анализа предписаний п. 1 ст. 103 ГК РФ (не допускающих передавать вопросы исключительной компетенции исполнительным органам, к числу которых совет директоров не относится); поддержан он и судебной практикой (см. решение ВС РФ от 08.12.1998 «О признании частично недействительным пункта 8.1 “Стандартов эмиссии акций при учреждении акционерных обществ, дополнительных акций, облигаций и их проспектов эмиссии”, утв. постановлением ФКЦБ РФ от 17.09.1996 № 19»). Но нельзя не увидеть в подобном подходе лингвистическую несостоятельность, ибо исключительность компетенции не может означать ничего иного, как принадлежность компетенции строго определенному органу. Немудрено, что Закон об АО отказался от обозначения компетенции собрания в качестве исключительной; скорректированы должны быть и положения ГК РФ (что, кстати, уже сделано в отношении обществ с ограниченной ответственностью Федеральным законом от 30.12.2008 № 312-ФЗ «О внесении изменений в часть первую Гражданского кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации»). Тем не менее «…полный отказ от термина “исключительная компетенцияя” применительно к компетенции общего собрания акционеров… не совсем оправдан»; другое дело, что, как обоснованно заявляет Д. В. Ломакин, «логично относить к исключительной компетенции… вопросы, которые не могут быть переданы ни совету директоров, ни исполнительным органам…»;

2) неисключительная компетенция, когда вопрос может быть рассмотрен иным органом (за исключением исполнительного! – п. 2 ст. 48 Закона об АО). Данный вид компетенции может быть подразделен на несколько подвидов.

А. Прежде всего, это так называемая альтернативная компетенция, которую образуют вопросы, право принятия решения по которым может быть делегировано в силу устава совету директоров. Это – вопросы:

  • – об увеличении уставного капитала путем размещения дополнительных акций (п. 2 ст. 28, подп. 6 п. 1 ст. 48 Закона об АО), кроме случаев, предусмотренных п. 3, 4 ст. 39 Закона об АО;
  • – об образовании и досрочном прекращении полномочий исполнительного органа (подп. 8 п. 1 ст. 48, п. 3 ст. 69 Закона об АО), за исключением случаев, указанных в п. 5–7 ст. 69 Закона об АО (подробно об этих «экстремальных» ситуациях см. 16.2.2 учебника);
  • – о размещении эмиссионных ценных бумаг, конвертируемых в акции (п. 2 ст. 33 Закона об АО), кроме случаев, предусмотренных п. 3, 4 ст. 39 Закона об АО;
  • – о приобретении обществом размещенных им акций не в целях сокращения их общего количества (п. 2 ст. 72 Закона об АО).

При подобных ситуациях перераспределения компетенции полагаем неприемлемым и не основанным на законе вариант, при котором вопрос, отнесенный уставом к компетенции совета директоров, мог бы быть рассмотрен и на общем собрании. Однако в судебной практике встречается и иное видение данной проблемы. Так, ФАС Северо-Западного округа по одному из дел отметил, что предусмотренная законом возможность передать решение некоторых вопросов, отнесенных к компетенции общего собрания акционеров, совету директоров не лишает собрание права принимать решение по этим вопросам (например, по вопросу об увеличении уставного капитала) (постановление от 21.06.2003 по делу № А05-11771/02-582/17). Такое решение вопроса встретило справедливое «сопротивление» в юридическом мире. Например, К. С. Санин обоснованно указывает на то, что «…перераспределения полномочий дестабилизируют работу органов управления, провоцируют конфликтные ситуации в обществах, поэтому необходимо придерживаться принципа “строго определенной компетенции”». Данный принцип вытекает и из буквального прочтения подп. 6 и 8 п. 1 ст. 48 Закона об АО, редакция которых не оставляет никаких «шансов» для легального обоснования обратного толкования: вопросы об увеличении уставного капитала путем размещения дополнительных акций и образовании (досрочном прекращении полномочий) исполнительного органа только тогда включаются в компетенцию собрания, когда уставом их решение не отнесено к компетенции совета директоров. Кроме того, признание за собранием полномочия по решению вопроса наряду с советом директоров приводило бы к тупиковой ситуации в случае, когда руководящие органы (собрание и совет директоров) принимают различные акты по одному и тому же вопросу.

Б. Особый подвид образует смешанная компетенция, содержащая вопросы, решение по которым (хотя и принимаемое по общему правилу в силу закона или устава советом директоров) способно при определенных обстоятельствах быть вынесено и общим собранием акционеров; однако обсуждение вопроса на собрании носит «вторичный» характер, поскольку обусловлено невозможностью принятия (непринятием) решения советом директоров. Вариант смешанной компетенции предусмотрен п. 5–7 ст. 69, абз. 3 п. 1 ст. 77, п. 2 ст. 79, а также п. 2, 3 ст. 83 Закона об АО.

В. Наконец, позволительно выделять общую компетенцию, при которой вопрос полномочен рассмотреть любой из названных в законе органов, в том числе общее собрание. В настоящее время такой вопрос сформулирован в п. 3 ст. 85 Закона об АО.

Значительным своеобразием обладает подход к подразделению компетенции на исключительную и неисключительную применительно к общему собранию акционеров народного предприятия. Исключительность компетенции здесь подразумевает принципиальную невозможность передачи вопросов для решения каким бы то ни было органам управления. Полномочия же собрания по иным вопросам могут быть переданы, причем:

  • – такая передача осуществляется по решению общего собрания акционеров;
  • – решение принимается квалифицированным большинством голосов – не менее чем 3/4 голосов от общей численности акционеров;
  • – в роли «дублеров» собрания могут выступить наблюдательный совет или контрольная комиссия;
  • – «изъятие» того или иного вопроса из компетенции высшего органа управления носит срочный характер – не более чем на один год (п. 2 ст. 10 Закона о народных предприятиях).

Характеристика общего собрания как высшего органа управления акционерной компании не превращает его в некое «всевластное», «довлеющее» над иными органами образование. Это проявляется прежде всего в том, что компетенция собрания небезгранична, ибо, как верно замечает В. В. Залесский, «…при всей значимости как формы волеизъявления акционеров общее собрание все же является недостаточно гибким инструментом для руководства… деятельностью общества», вследствие чего не может не иметь места «сужение» полномочий собрания в пользу иных органов, способных более оперативно осуществлять управленческую деятельность. В соответствии с этим уместно, полагаем, говорить об ограничении компетенции рассматриваемого органа управления, которое осуществляется в императивном либо диспозитивном порядке по двум основным направлениям:

  • 1) с точки зрения «наполнения» компетенции конкретными вопросами, решения по которым принимаются на собрании, и допустимости ее расширения либо сужения обществом (объемно-содержательный аспект);
  • 2) в ракурсе механизмов организационного плана, «препятствующих» собранию рассмотреть тот или иной вопрос (организационный аспект).

Ограничения объемно-содержательного плана выражаются в следующих, достаточно разнородных моментах:

  • а) многие важные для функционирования общества вопросы относятся законом (например, вопрос об определении приоритетных направлений деятельности общества) или могут быть отнесены уставом (в частности, вопрос увеличения уставного капитала путем размещения дополнительных акций) к компетенции иных органов корпорации;
  • б) перечень вопросов, образующих компетенцию собрания, дается исключительно в Законе об АО (подп. 20 п. 1 и п. 3 ст. 48 Закона об АО); он не может быть расширен по усмотрению акционеров уставом общества (в отличие, например, от компетенции совета директоров – см. подп. 18 п. 1 ст. 65 Закона об АО). Следовательно, российское акционерное право избрало путь строгой законодательной формализации компетенции высшего органа управления. Как справедливо подчеркивает В. В. Долинская, «это, во-первых, гарантия соблюдения принципа «разделения властей»…; во-вторых, противодействие произволу акционеров, которые подчас требуют обсуждения… узкоспециальных вопросов, относящихся к компетенции совета директоров, правления и даже структурных органов. Объективно же это ограничение компетенции… собрания акционеров».

    Важно учитывать, что распределение компетенции может и не носить раз и навсегда заданный, статичный характер. Припомним, что ст. 84.6 Закона об АО предусматривает временное перераспределение компетенции (в силу закона!) «в пользу» общего собрания акционеров после получения открытым обществом добровольного или обязательного предложения о приобретении более 30% акций корпорации (см. 12.2.4 учебника);

    в) право собрания принять решение по какому-либо вопросу, относящемуся к его компетенции, может быть обусловлено наличием либо отсутствием соответствующих уставных положений. Например, общество может приобретать размещенные им акции по решению собрания об уменьшении уставного капитала путем приобретения части размещенных акций в целях сокращения их общего количества, если это прямо разрешено уставом (п. 1 ст. 29, п. 1 ст. 72 Закона об АО); наоборот, незаконным будет решение общего собрания открытого акционерного общества о размещении акций и эмиссионных ценных бумаг, конвертируемых в акции, посредством закрытой подписки, если уставом ограничена возможность ее проведения (п. 2 ст. 39 Закона об АО). Несмотря на то что собрание правомочно определить форму выплаты дивидендов, решение о неденежной форме допускается только тогда, когда устав предусматривает случаи выплаты дивидендов не деньгами, а иным имуществом (п. 1, 3 ст. 42 Закона об АО).

    Особый случай ограничений последнего вида связан с ситуациями, при которых вопрос (а именно: о сроке и порядке выплаты дивидендов – п. 4 ст. 42, определении количественного состава совета директоров – п. 3 ст. 66) может быть разрешен как уставом, так и решением общего собрания. Представляется совершенно очевидным, что если внутренний документ компании регламентировал соответствующий вопрос, то собрание не может «выйти за пределы» данной регламентации без предварительного внесения изменений в устав, поскольку:

    • – требования устава обязательны для исполнения всеми органами акционерной компании (п. 2 ст. 11 Закона об АО), включая общее собрание;
    • – в силу п. 7 ст. 49 Закона об АО решение собрания не должно противоречить не только требованиям правовых актов, но и устава (п. 7 ст. 49 Закона об АО);
    • г) в некоторых случаях собрание, уполномоченное на принятие решения, содержательно «сковано» решением иного органа. Так, в силу п. 3 ст. 42 Закона об АО вопрос о размере дивиденда причислен к компетенции высшего органа управления; вместе с тем размер не может быть больше рекомендованного наблюдательным советом.

    Применительно к организационному аспекту ограничения компетенции стоит выделить следующие формы «умаления» возможностей собрания:

    • а) решение по целому ряду вопросов хотя и принимается общим собранием, однако только по предложению совета директоров; следовательно, акционеры, желающие рассмотрения нижеперечисленных вопросов на собрании, связаны необходимостью получения «поддержки» со стороны наблюдательного совета в виде инициирования последним проведения собрания с соответствующей повесткой дня. К числу таких вопросов относятся:
      • – реорганизация общества;
      • – увеличение уставного капитала;
      • – дробление и консолидация акций;
      • – принятие решений об одобрении крупных сделок и сделок, в совершении которых имеется заинтересованность;
      • – приобретение обществом размещенных акций;
      • – принятие решения об участии в финансово-промышленных группах, ассоциациях и иных объединениях коммерческих организаций;
      • – утверждение внутренних документов, регулирующих деятельность органов общества (п. 3 ст. 49 Закона об АО);
      • – ликвидация общества и назначение ликвидационной комиссии (п. 2 ст. 21 Закона об АО);
      • – уменьшение уставного капитала путем уменьшения номинальной стоимости акций (п. 3 ст. 29 Закона об АО);
      • – передача полномочий единоличного исполнительного органа управляющей организации (управляющему) (п. 1 ст. 69 Закона об АО).

    К большому сожалению, Закон об АО не лишен недостатков в плане регламентации взаимодействия собрания и совета директоров в аспекте исследуемого ограничения. Во-первых, непонятно, почему законодатель в общей норме (п. 3 ст. 49), посвященной случаям рассмотрения собранием вопросов по предложению наблюдательного совета, дает исчерпывающий перечень таких случаев (как мы видели, закон предусматривает и иные ситуации – п. 2 ст. 21, п. 1 ст. 69). Во-вторых, при дублировании положений п. 3 ст. 49 в иных статьях наблюдается противоречие с точки зрения правомерности изменения легального режима. Дело в том, что п. 3 ст. 49 формулирует норму диспозитивным образом, допуская возможность предусмотреть иное в уставе. Однако п. 2 ст. 16, п. 2 ст. 17, п. 2 ст. 18, п. 2 ст. 19, п. 2 ст. 20 Закона об АО предписывают принятие решения по вопросу о реорганизации по предложению совета директоров в императивном порядке. Думается, что разночтение следует решать в пользу диспозитивной нормы, как устанавливающей расширенный вариант возможных схем взаимодействия между органами управления общества и акционерами при его реорганизации;

    • б) иногда собрание может принять легитимное решение лишь при наличии решения по этому же вопросу иного органа. Такое положение дел имеет место в уже упоминавшемся случае с утверждением размера дивиденда (п. 3 ст. 42 Закона об АО); другие примеры содержатся, в частности, в п. 2 ст. 78 и п. 7 ст. 83 Закона об АО;
    • в) общее собрание акционеров не вправе принимать решения по вопросам, не включенным в повестку дня собрания, а также изменять повестку дня (п. 6 ст. 49 Закона об АО). В отличие от иных рассмотренных ограничений приведенное правило имеет главной целью не столько обеспечение соблюдения принципа «разделения властей» в обществе (в данном случае эта задача вторична), сколько защиту акционеров, которые должны иметь ясное представление о тематике предстоящего собрания для того, чтобы определиться, принимать ли в нем участие.

    В заключение подчеркнем, что ограничительные механизмы нацелены не на ущемление прав и интересов акционеров, а на обеспечение стабильности работы управленческого организма.

    • Ломакин Д. В. Очерки теории акционерного права и практики применения акционерного законодательства. – С. 115–116.
    • Санин К. С. Вопросы компетенции общего собрания акционеров как высшего органа управления общества // Право и экономика. 2004. №11. С. 19.
    • Комментарий к Федеральному закону «Об акционерных обществах» / под общ. ред. М. Ю. Тихомирова. – М., 2002. – С. 230.
    • См.: Долинская В. В. Акционерное право: учебник. – С. 282–283.

    Данной линии четко придерживается и судебная практика. См., например, определение ВАС РФ от 19.05.2009 № ВАС-5653/09.

Принятие решений общим собранием акционеров

  • Решение общего собрания акционеров; срок действия, обжалование

    Действие решения высшего органа управления по общему правилу сроком не ограничивается, однако: 1) для некоторых случаев закон устанавливает императивные правила о сроке действия управленческого акта (см., например, п. 6 ст. 83 Закона об АО); 2) временные пределы могут быть заданы самим решением:…
    (Акционерное право России)

  • Фальсификация решения общего собрания акционеров (участников) хозяйственного общества или решения совета директоров (наблюдательного совета) хозяйственного общества

    (введена Федеральным законом от 01.07.2010 № 147-ФЗ) 1. Умышленное искажение результатов голосования либо воспрепятствование свободной реализации права при принятии решения на общем собрании акционеров, общем собрании участников общества с ограниченной (дополнительной) ответственностью или на…
    (Комментарий к Уголовному кодексу Российской Федерации)

  • Фальсификация решения общего собрания акционеров (участников) хозяйственного общества или решения совета директоров (наблюдательного совета) хозяйственного общества (ст. 185.5 УК РФ)

    Объектом преступления являются отношения по поводу легитимности принятия решения общего собрания акционеров или решения совета директоров. Объективная сторона включает в себя следующие поведенческие акты: 1) искажение результатов голосования; 2) воспрепятствование свободной реализации права…
    (Уголовное право. Особенная часть)

  • Фальсификация решения общего собрания акционеров (участников) хозяйственного общества или решения совета директоров (наблюдательного совета) хозяйственного общества (ст. 1855 УК РФ)

    Норма ст. 1855 УК РФ принадлежит к числу «антирейдерских» норм. Общественная опасность преступления состоит в возможности незаконного захвата управления в юридическом лице, причинении ущерба акционерам юридического лица. Объектом преступления является установленный порядок проведения собрания…
    (ПРЕСТУПЛЕНИЯ В СФЕРЕ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ)

  • Фальсификация решения общего собрания акционеров (участников) хозяйственного общества или решения совета директоров (наблюдательного совета) хозяйственного общества (суп. 1855 УК).

    Объективная сторона (ч. 1 ст. 1855 УК) заключается в двух самостоятельных формах (умышленное искажение результатов голосования и воспрепятствование свободной реализации права при принятии решения), обе из которых могут быть осуществлены: — на общем собрании акционеров; — общем собрании участников…
    (ПРЕСТУПЛЕНИЯ В СФЕРЕ ЭКОНОМИКИ)

  • Фальсификация решения общего собрания акционеров (участников) хозяйственного общества или решения совета директоров (наблюдательного совета) хозяйственного общества (ст. 185.5 УК РФ).

    Объектом преступления являются отношения по поводу легитимности принятия решения общего собрания акционеров или решения совета директоров. Объективная сторона включает в себя следующие поведенческие акты: 1) искажение результатов голосования; 2) воспрепятствование свободной реализации права принятия…
    (ПРЕСТУПЛЕНИЯ В СФЕРЕ ЭКОНОМИКИ)

  • Фальсификация решения общего собрания акционеров (участников) хозяйственного общества или решения совета директоров (наблюдательного совета) хозяйственного общества (ст. 1855 УК).

    Объективная сторона (ч. 1 ст. 1855 УК) заключается в двух самостоятельных формах (умышленное искажение результатов голосования и воспрепятствование свободной реализации права при принятии решения), обе из которых могут быть осуществлены: — на общем собрании акционеров; — общем собрании участников…
    (УГОЛОВНОЕ ПРАВО)

  • Объективная сторона преступления включает искажение результатов голосования либо воспрепятствование свободной реализации права при принятии решения на общем собрании акционеров, общем собрании участников общества с ограниченной (дополнительной) ответственностью или на заседании совета директоров…
    (УГОЛОВНОЕ ПРАВО РОССИИ )
  • Принятие решения собрания.

    Согласно ст. 181 См.: ст. 12 Федерального закона от 26 октября 2002 г. № 127-ФЗ «О несостоятельности(банкротстве)». ГК РФ решение собрания считается принятым, если за него проголосовало большинство участников собрания и при этом в собрании участвовало не менее 50% от общего числа участников соответствующего…
    (ГРАЖДАНСКОЕ ПРАВО )

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *