Меры предотвращения банкротства

Банкротством является признание фирмы несостоятельности, вследствие невозможности выполнения долговых обязательств. Если меры по оздоровления предприятия не дают положительных результатов, компания признается несостоятельности и ликвидируется, а её собственность распродается. Для того чтобы предупредить несостоятельность предприятия, принимаются определенные меры.

Содержание

Понятие предупреждения банкротства

Предупреждение несостоятельности фирмы — это методы по восстановлению финансового состояния задолжавшей компании. Во 2 главе №127ФЗ сказано, что при появлении признаков несостоятельности, управленцы задолжавшей компании в десятидневный период с момента возникновения подобной ситуации обязаны отправить данные об этих признаках владельцу собственности организации (в случае если организация является унитарной) а также лицам, которые могут организовывать внеочередное собрание акционеров.

В соответствие с п3 ст30 этого же закона, учредители предприятия и владелец собственности до подачи заявления в судебную инстанцию о признании компании несостоятельной осуществляются меры по восстановлению финансового положения фирмы. Также в этом процессе могут принимать участие заимодатели и иные лица, сотрудничающие с компанией. В некоторых ситуациях реализовывать методы предупреждения несостоятельности предприятия должны и гос. органы.

Избежать банкротства компании можно как на досудебном этапе, так и в период, когда процесс признания предприятия несостоятельным начался. Управленцы фирмы и другие заинтересованные лица выявляют эффективные способы по возврату нестабильной компании платежеспособности. Для кредитных предприятий и компаний в стратегической отрасли определены добавочные способы по предотвращению несостоятельности. Они реализуются управленцами компании и другими заинтересованным лицами до подачи заявления в судебную инстанцию.

Определение симптомов несостоятельности

Изначальными действиями по профилактики банкротства предприятия является определение симптомов несостоятельности. Если подобные симптомы будут выявлены вовремя, предприятие сможет пресечь банкротство компании, реализовав нужные мероприятия.

К таким симптомам относятся:

  • существующие обязательства по сформированным соглашением на поставки, выполнение работ;
  • обогащение, не имеющее основания;
  • существующая задолженность по оплате труда сотрудникам и перечислением в разнообразные фонды;
  • долги перед участниками организации;
  • задолженность, взаимосвязанная с нанесением ущерба имуществу заимодателя.

Главный фактор приближающейся несостоятельности — имеющиеся долговые обязательства, которые задолжавшее предприятие выполнить не в состоянии. Если сумма задолженностей стала практически такой же как доход фирмы, это тоже тревожный симптом для финансового положения компании.

Причины несостоятельности компании

Фирма может обанкротиться, когда предприятие не способно выполнять долговые обязательства перед заимодателями и оплачивать текущие счета. Невыплаченные долговые суммы в течение трех месяцев говорят о полной неплатежеспособности фирмы, что является поводом для начала процедуры по признанию предприятия несостоятельным.

Факторы, которые могут отрицательно повлиять на экономическое состояние предприятия могут быть как внутренними, так и внешними.

Внешние факторы включают в себя:

  • влияние политической среды;
  • влияние экономической среды;
  • высокую конкуренцию;
  • демографическую ситуацию.

Влияние политической ситуации предполагает социальные колебания, отсутствие стабильности в рыночной конъюнктуре, разрыв внешнеэкономических связей.

Влияние экономики предполагает возможный экономический кризис, повышение инфляции, числа налоговых вычетов и т. д.

При быстром научно-техническом развитии, компания может не успевать за новыми тенденция в её сфере и, вследствие этого, значительно отстать от конкурентов, а следовательно и потерять получаемую прибыль.

Что касается демографической ситуации, то здесь подразумевается снижение числа населения, приобретающего продукцию или пользующегося услугами компании.

Диапазон внутренних причин наиболее большой, они могут варьироваться, исходя от сферы деятельности предприятия.

В общем, можно выделить следующие факторы:

  • отсутствие регулирования возрастающей хозяйственной деятельности;
  • нестабильная клиентская база;
  • использование несовременного оборудования;
  • дефицит оборотного капитала;
  • отсутствие сбытовых сфер;
  • наличие производственных остатков свыше нормы.

Отсутствие регулирования возрастающего положения хозяйственной деятельности способствует повышению затрат, которые невозможно будет покрыть прибылью предприятия.

Нестабильная клиентская база подразумевает под собой невыполнение или несвоевременное выполнение платежных обязательств клиентами.

Использование несовременного оборудования влечет за собой снижение конкурентоспособности, так как деятельность предприятий, применяющих модифицированное оборудование, будет пользоваться наибольшим спросом.

Дефицит оборотного капитала нарушает баланс между собственными средствами и заемным капиталом, где финансовые средства, полученные от займодателей, значительно выше собственного капитала. Данный фактор понижает доверие у кредитных организации, что впоследствие может послужить причиной отказа в очередном займе.

Факторами, которые провоцируют отсутствие сфер сбыта могут являться: неудачные маркетинговые ходы, отсутствие прогнозирования или неверная реализация данного этапа. Эти факторы негативно влияют на прибыль организации, что может привести к ее банкротству.

Если на предприятие остатки формируются в количестве, превышающем норму, значит часть продукции не реализуется, следовательно у компании отсутствует с нее прибыль.

Предотвращения несостоятельности предприятия

Любое предприятие без регулярной финансовой поддержки в ситуации большой конкуренции рискует стать нерентабельным. Признание фирмы несостоятельной не избежать если своевременно не совершить необходимые мероприятия по его предотвращению посредством профилактических действий. Предупреждение банкротства является не простым, состоящим из нескольких этапов, процессом.

Чтобы вычислить факторы, негативно влияющие на деятельность предприятия, и стабилизировать экономическое состояние фирмы необходимо хорошо разбираться в экономике, менеджменте, бухгалтерии и маркетинге, а также уметь интуитивно просчитывать ходы.

Меры по предупреждению вероятности предприятия обанкротиться направлены, главным образом, на предупреждение и выявление угрозы несостоятельности. В период данной процедуры обнаруживаются причины, которые отрицательно влияют на деятельность компании, осуществляются меры по снижению и устранению угроз.

Для реализации профилактических действий используются разнообразные способы, посредством которых своевременно выявляются признаки банкротства организации. Что помогает управленцам вовремя принять необходимые меры и исключить признание компании несостоятельной. Эффективность профилактической методики по снижению рисков появления несостоятельности зависит от объема и качества выявленной информации, которую применяют для анализа.

Прогнозирование

Важной процедурой при профилактике несостоятельности является выявление ее причин. В соответствии с законодательством России, каждое юр. лицо, являющееся самостоятельным субъектом, должно своевременно принять необходимые меры по исключению несостоятельности. Существует система методов по профилактике возникновения неплатежеспособности предприятия.

Системой предупреждения несостоятельности компании является обобщение органов гос. управления и предприятий, которые совместно вычисляют необходимые способы по предотвращению банкротства и оценивают вероятность компании стать неплатежеспособной. Самым эффективным способом предотвращение несостоятельности является своевременное прогнозирование и вычисление провоцирующих ее факторов. Это предоставляет возможность в срок принять меры по исключению данных факторов.

Для каждой организации выбираются свои методы прогнозирования. Рассмотрим основные из них.

Экстраполяция

Данный метод предполагает анализирование деятельности предприятия за небольшой временной отрезок в сравнении с таким же по сроку отрезком в прошлом. Этот способ основывается на применении статистического ряда, а его итог прямо пропорционален экономической ситуации в стране.

Иными словами, к примеру, если рассмотреть отрезок 2016г., когда были введены определенные санкции, наибольшая угроза несостоятельности сформировалась у фирм, сотрудничающих с зарубежными партнерами, но в случае их отмены, угроза снижается.

Экспертная оценка

Такой способ применяется при прогнозировании на долгий срок в будущем. Управленцы предприятия формируют круг экспертов, которые на профессиональном уровне анализируют ситуацию в организации, и предоставляют оценку положения фирмы.

Данный способ основан на анализировании будущих изменений через призму важности каждого из установленных признаков.

Для реализации экспертного способа, группе профессионалов, оценивающих положение фирмы, выдаются анкеты с определенными вопросами, где нужно проставить ответы, к примеру, от одного до десяти.

Экспертам нужно оценить перемены в организации по выбранным параметрам. В итоге вычисляется среднее арифметическое из полученных ответов и формируется прогноз прибыльности компании в будущем. Такой способ считается одним из более точных, так как организация оценивается профессионалами в разнообразных сферах: экономике, менеджменте и т.д.

Моделирование

В настоящее время наиболее часто применяемый вариант прогнозирования несостоятельности предприятия в РФ и других странах — это моделирование. Оно осуществляется за счет специального программного обеспечения, которое по внесенной информации проводит статистику и анализирует платежеспособность предприятия. Посредством способа моделирования в прогнозировании финансового положения отражается информация сразу из различных сфер: экономики, статистики, бухгалтерии и т.д.

Этот способ не просто так является самым популярным, с помощью него просто вычисляются как внутренние, так и внешние угрозы, которые могут спровоцировать возникновение неплатежеспособности компании. К примеру, выявляется влияние одного из работников на другого, которое приводит к действиям, не соответствующим законам, и влечет за собой снижение финансового уровня организации.

Что делать после прогнозирования

Прогнозирование является начальным этапом в процессе предупреждения несостоятельности. Основываясь на него, определяется полная система мер по профилактике банкротства предприятия. В некоторых случаях, при предотвращении неплатежеспособности, может быть затронута коммерческая тайна. Иногда для предприятия устанавливают ограничения в его правовых действиях. Но такие способы используются нечасто, и находятся в соответствии с законодательными нормами.

Субъекты, которые осуществляют профилактические меры несостоятельности, совершают действия исключительно в рамках закона. Им необходимо не только вычислить угрозу несостоятельности, но и выявить факторы, спровоцировавшие ее. К таким субъектам, в том числе относятся налоговые органы, прокуратура.

В соответствии со 2 главой №127ФЗ, участники организации при появлении первых признаков несостоятельности обязаны принять необходимые меры по избежанию возможной неплатежеспособности фирмы.

Устранить угрозы и избежать банкротства предприятия возможно несколькими методами:

  1. Финансовая поддержка от участников предприятия или других лиц. Если компанию самостоятельно не может предотвратить возникновение несостоятельности, можно найти инвесторов, которые захотят предоставить средства на определенных условиях.
  2. Увеличение уставного капитала компании.
  3. Посредствам нового распределения структуры пассивов и активов фирмы.
  4. Иные методы, соответствующие законодательным нормам страны.

Если методы по предотвращению несостоятельности выявлены, формируется план по возвращению платежеспособности предприятия. Затем данные направляются в гос. органы, которые осуществляют контроль за деятельностью компании. Это отражено в ст183.2 №127ФЗ.

В плане по возобновлению платежеспособности предприятия в деталях расписывается финансовое положение фирмы, выбранные методы по предотвращению банкротства и период их исполнения. Данный период не может длиться более полугода с момента возникновения признаков несостоятельности предприятия. Вместе с планом предоставляется документация, которая отражает реальность выполнения мер.

Контроль за выполнением плана по восстановлению финансового состояния компании осуществляют соответствующие гос. органы — налоговая полиция или прокуратура. Чтобы избежать нарушения законодательных норм, необходимо своевременно осуществлять анализирование деятельности предприятия на платежеспособность и финансовую состоятельность. Если итоги анализа оказываются отрицательными, то необходимо искать действенные методы по предотвращению банкротства. Если своевременно осуществить правильные действия, то деятельность фирмы не разрушится, а,наоборот, со временем станет стабильно прибыльной.

Меры, используемые при небольших затруднениях в деятельности компании

К таким мерам относятся:

  1. Прогнозирование несостоятельности посредством разнообразных способов в период нормального функционирования организации. Такой метод способствует выявлению коэффициента банкротства, помогает выявить и устранить возможные угрозы для возникновения неплатежеспособности или разрешить их на этапе появления, не доводя до критической ситуации.
  2. Санация. Это финансовая поддержка предприятию, оказываемая его участниками, владельцами собственности, заимодателями и другими субъектами для возобновления платежеспособности фирмы. В нее также входят возможность осуществления текущих выплат, оплаты труда и выходных пособий сотрудникам и прочее. Санация может быть предоставлены как на определенных условиях, которые подразумевают выполнение ряда обязательств задолжавшего по отношению к субъекту, предоставившему такую поддержку, так и на безвозмездной основе.
  3. Реструктуризации задолженности. Это может быть отсрочка платежа, его рассрочка на более долгий период, конвертация, полное списание суммы долга, перекредитование в другой кредитной компании, перенос задолженности на иное лицо, обмен на ценные бумаги или другое участие в уставном капитале организации.
  4. Восстановление финансовой стабильности задолжавшего предприятия посредством перемены состава его активов и пассивов. К примеру, путем реализации собственности для выплаты задолженности, его арендование, возрастание уставного капитала посредством дополнительного выпуска ценных бумаг либо взносов учредителей, реализация долей в уставном капитале других предприятий.

Меры, применяемые при критическом положении предприятия

В критических ситуациях в финансовом положении предприятия возможно проведение реорганизации задолжавшей фирмы. Согласно ст57 ГК России она может быть осуществлена в следующих вариантах:

  1. Слияние. Оно подразделяется на горизонтальное (с компаниями с аналогичной сферы деятельности), вертикальное (со взаимосвязанными или смежными предприятиями, к примеру потребитель и поставщик) и конгломератное (соединяются, не имеющие ничего общего в своей деятельности, предприятия). При этом задолжавший утрачивает статус юр. лица, на его месте образуется другой хозяйствующий субъект. Средства с обоих предприятий объединяются, тем самым увеличивается стабильность и платежеспособность вновь образовавшегося юр. лица.
  2. Присоединение. В такой ситуации присоединяемое предприятие прекращает свое существование, а все финансовые потоки и обязательства перенаправляются присоединенному юр. лицу.
  3. Выделение. Формируется новое предприятие на основе собственности прежней фирмы. Права и обязанности распределяются в зависимости от распределения собственности.
  4. Преобразование. Под ним понимается замена организационно-правовой формы юр. лица. К примеру, возможно формирование акционерного общества, что способствует росту размера уставного капитала и присоединение новых владельцев и инвесторов посредством выпуска ценных бумаг.

Судебные меры

В них включены процессы, нацеленные на предотвращение ситуации, в которой компания может обанкротиться и возобновление стабильной деятельности предприятия, осуществляемые после направления заявления и другой необходимой документации в судебный орган, установление реализации финансового оздоровления компании или внешнего управления.

При этих процессах, в отличие от досудебных мероприятий, возобновление платежеспособности протекает при участии займодателей и арбитражного суда.

Финансовое оздоровление

Финансовое оздоровление регламентируется пятой главой ФЗ «О банкротстве». Начать оздоровительный процесс финансового состояния предприятия решается собранием займодателей и утверждается в судебном порядке. Также представители задолжавшей компании могут направить ходатайство о его осуществлении.

Обязательной процедурой для начала данного процесса является формирование запланированных действий и графика уплаты долгов. Эта документация утверждается на собрании займодателей. Финансовое оздоровление задолжавшего предприятия может длиться не более двух лет.

Важная особенность процедуры — это ограничение действий управленцев задолжавшей компании. В судебном порядке определяется арбитражный управляющий, кандидаты на это место рассматриваются на собрании займодателей.

Если управленцами задолдавшей фирмы не исполняются запланированные действия финансового оздоровления, то на основании решения собрания займодателей или арбитражного управляющего в судебном порядке они могут быть лишены права руководства.

Управленцы предприятия без согласия собрания займодателей не имеют права:

  • осуществлять сделки, в заключении которых они имеют интерес, или сделки, которые предполагают приобретение больше пяти процентов стоимости активов предприятия-должника либо предполагают предоставление гарантий, кредитов, передачу собственности задолжавшего в доверительное управление;
  • осуществлять процедуры, которые влекут за собой дополнительные обязательства, если задолженности, образовавшиеся после реализации процесса финансового оздоровления компании достигли двадцати процентов от суммы, отраженной в перечне требований к задолжавшему.

Помимо всего, без утверждения займодателей и лиц, осуществляющих обеспечение долговых обязательств, управленцы не имеют право реализовывать реорганизацию предприятия. А также у них отсутствует право без согласования с арбитражным управляющим заключать сделки, взаимосвязанные с:

  • предоставлением задолжавшей компании финансовых средств в долг;
  • с переводом задолженности либо передачей прав требований;
  • с приобретением или отчуждением собственности (помимо сбыта продукции);
  • с задолженностью по займу свыше 5% части от доли суммы, отраженной в перечне требований к задолжавшим в момент начала процесса оздоровления.

Внешнее управление

Внешнее управление отражено в шестой главе закона о несостоятельности. Этот процесс стабилизации экономической ситуации компании предполагает отстранение лиц, занимающихся управлением фирмы, от обязанностей и перенаправление их полномочий на утвержденного в судебном порядке внешнего управляющего.

Внешнее управление утверждается судебным органом посредством ходатайства собрания займодателей на временной период до 18 мес. Если возникнет такая необходимость, срок данного процесса может быть увеличен еще на 6 мес. На этот временной промежуток управляющий формирует план необходимых для восстановления платежеспособности действий, который должен быть одобрен собранием займодателей. Цель этого планирования — восстановление стабильного платежеспособного финансового положения компании.

Кроме осуществления плана внешнего управления, возобновлению стабильной деятельности задолжавшего предприятия способствует ввод моратория на исполнение задолжавшим обязательств перед заимодателями.

Существуют особые организацию, которые включены в реестр, утвержденный на федеральном уровне, осуществляющие свою деятельность в стратегически важных для страны сферах, к примеру, в оборонно-промышленном комплексе.

Для предотвращение их банкротства согласно ст91 ФЗ о несостоятельности, правительство России способствует реализации следующих мер:

  1. Анализирование платежеспособности и экономического положения предприятия.
  2. Осуществление реорганизации компании.
  3. Реструктуризация долга по налоговым выплатам, сборам в гос. бюджет и платежам во внебюджетные фонды.
  4. Санация до судебного этапа.
  5. Нахождение путей (включая оформление гос. гарантии) для осуществления договоренности между данными предприятиями и их заимодателями о реструкторизации накопившегося долга.
  6. Возврат задолженности гос. органов власти перед предприятиями, осуществляющими свою деятельность в сфере гособоронзаказа, если возникшая несостоятельность появилась по данной причине.
  7. Другие меры.

Внешнее управление утверждается в судебном процессе. Для предотвращения несостоятельности данных предприятий, в согласно ст189.9 того же закона реализуются следующие мероприятия:

  • финансовое оздоровление компании в досудебном этапе;
  • утверждение временной администрации, помимо ситуаций, которые взаимосвязаны с лишением лицензий на исполнение банковских операций.
  • осуществление реорганизации предприятия;
  • мероприятие, которые реализуются совместно с Агентством по страхованию вкладов, берущем на себя обязательства конкурсного управляющего в ситуации несостоятельности кредитных компаний.

Все вышеперечисленные мероприятия должны быть осуществлены до момента лишения лицензии на осуществление банковских операций.

Таким образом, дестабилизация финансового положения предприятия не является нерешающейся ситуацией. Существует многочисленное количество методов улучшения платежеспособного состояния компании, в том числе на этапе после начала судебного процесса. Существенную помощь в подобном положении могут предложить юристы и финансовые консультанты.

Дополнительные сведения

Перед осуществлением всех необходимых мероприятий по предотвращению банкротства предприятия необходимо выявить причины, из-за которых проявились симптомы возникновения неплатежеспособности. Именно в зависимости от них определяется порядок принимаемых мер. Необходимо найти фактор, влияющий на снижение финансового положения компании, и только потом осуществлять действия непосредственно в этом направлении.

К примеру, фактор, негативно влияющий на платежеспособность фирмы — многочисленные задолженности клиентов перед предприятием. Реализация продукции либо оказание услуг производится в кредит, а средства за них своевременно не поступают. Вследствие этого у предприятия снижается число собственных средств, и соответственно у нее начинает отсутствовать возможность оплачивать свои обязательства. В данной ситуации целесообразно будет провести следующие мероприятия:

  • приостановка сбыта продукции и оказания услуг в кредит;
  • использование системы, которая автоматизирует работу с дебиторами;
  • формирование взаимодействий с должниками (отправление оповещений, звонки и т.д.).

Нет какой-то единой схемы по предотвращению отсутствия возможности оплаты по финансовым обязательствам предприятия. В каждом конкретном случае, методы предупреждения банкротства выявляются, исходя из индивидуальных особенностей фирмы.

Завершение банкротства

Мероприятия по предупреждению несостоятельности предприятия оказывают влияние на улучшение экономического состояния фирмы, в связи с этим знание данных мероприятий имеет огромное значение в кризисной ситуации.

Лицам, занимающимся управлением любого предприятие, перед тем как заявлять о несостоятельности компании, необходимо реализовать различные методы по его предотвращению. В некоторых случаях, реализация правильно подобранных способов, восстанавливает финансовое положение фирмы и ее платежеспособность в полной мере.

Мероприятия по предотвращению возможного банкротства предприятия способствуют определению целой системы необходимых действий и способов для устранения самого плохого варианта развития событий. Период проведения запланированных мероприятий по стабилизации финансового положения предприятия, должны быть осуществлены в определенный срок, которой не должен превышать шести месяцев.

Координирование и контролирование выполнения плана установленных мероприятий выполняют специализированные органы и службы. К ним относятся органы федеральной налоговой службы и прокуратура. Реализация прогнозирования и применение необходимых мероприятий может предотвратить кризисное развитие деятельности любого предприятия. В связи с этим относится с пренебрежением к данной профилактической стадии точно не стоит.

Пути предотвращения банкротства предприятий

В развитии любого предприятия просматриваются определенные закономерности, которые могут отличаться скоростью протекания и амплитудой уровня развития. Проследим их по схеме жизненного цикла предприятия (см. рис.). В нем можно выделить следующие стадии: стадия I —зарождение; стадия II —развитие; стадия III — бурный рост, стадия IV —стабильное развитие; стадия V— появление тенденции спада; стадия VI—активный спад; стадия VII — банкротство; стадия VIII—ликвидация деятельности.

Рис 1. Жизненный цикл предприятия: А, Б, В — жизненные циклы деятельности предприятия

Однако ликвидация деятельности предприятия не всегда совпадает с ликвидацией самого предприятия. Так, на рисунке между жизненными циклами Б и В существует временной лаг Т, т.е. предприятие, исчерпав все свои резервы в период функционирования в цикле Б, может продлить свою жизнь в цикле В лишь при условии сторонних финансовых инъекций. В период же Т предприятие претерпевает кризис. Такой жизненный путь характерен для большинства отечественных предприятий, адаптированных к бюджетным ассигнованиям.

Однако существует и другой путь. Кризис можно предотвратить, если вовремя переориентировать направление деятельности предприятия. Это означает необходимость выделения финансовых средств из прибыли, получаемой от успешно развивающейся деятельности в период стабильного развития предприятия, на маркетинговые исследования и перепрофилирование этой деятельности в будущем. Причем стадия развития нового вида деятельности должна совпасть со стадией появления тенденции спада в результатах осуществляемой деятельности. В этом случае скачок в развитии предприятия в переходный период будет сглажен (на рисунке — линия О), так как влияние негативной тенденции на жизнедеятельность предприятия будет ослаблено наложением позитивной тенденции в развитии новой деятельности. Таким образом жизненный цикл предприятия можно продлить. Это идеальная модель жизни предприятия. В действительности предпринимательская деятельность всегда связана с риском. При наступлении рискового случая возникает потребность в финансовом оздоровлении «неудачников».

Различают два вида тактики финансового оздоровления:

* Защитная — проведение сберегающих мероприятий, основу которых составляет сокращение всех расходов, связанных с производством и сбытом продукции, содержанием основных фондов и персонала.

В ходе реализации защитной тактики решаются следующие задачи:

установление жесткого контроля затрат с целью устранения убытков;

определение порога рентабельности; сокращение доли накладных расходов и фиксированных издержек, норм расхода ресурсов всех видов; снятие с производства убыточной продукции;

анализ по причинам и центрам ответственности; продажа или передача в аренду лицензий, патентов, имущества бесперспективных производств, объектов незавершенного строительства;

реализация долгосрочных финансовых вложений, сверхнормативных запасов товарно-материальных ценностей; установление обоснованных цен на продукцию с учетом норм рентабельности и эластичности спроса;

франчайзинг;

выявление и использование внутрипроизводственных резервов;

проведение перепрофилирования производства, реструктуризация и погашение просроченной задолженности; списание безнадежных долгов;

кадровые перестановки, высвобождение персонала; укрепление дисциплины труда и производства; совершенствование организации труда;

улаживание дел с кредиторами; истребование дебиторской задолженности;

повышение культуры труда;

аудит и совершенствование бухгалтерского учета, учетной политики, формирование управленческого и финансового учета на предприятиях и т.д.

* Наступательная — проведение мероприятий реформаторского характера, направленных на приток инвестиций извне либо обеспечение условий для их поступлений в любой форме: от реализации производства, венчурного капитала, кредитов, капитала за счет повышения эффективности использования имущества, включая фондовый портфель, истребование государственной поддержки, налоговых льгот, участие в конкурсах инвестиционных проектов.

В данном случае решаются следующие задачи:

смена руководства (собственника);

укрепление имиджа предприятия в деловом мире;

проведение активного маркетинга; политики более высоких цен; повышение инвестирования собственного производства;

обновление основных фондов;

повышение оборачиваемости оборотных средств;

сокращение норм расходов ресурсов всех видов в результате внедрения прогрессивных технологий;

сокращение трудоемкости производства;

изменение видов деятельности;

обновление ассортимента;

максимальное повышение объемов производства перспективных видов продукции и обеспечение их заказами;

обеспечение нематериальными активами (лицензиями, патентами);

разработка пакета бизнес-планов;

проведение экспертизы платежеспособности заказчиков;

повышение культурно-технического уровня персонала;

реструктуризация;

выпуск дополнительной эмиссии ценных бумаг;

налаживание управленческого учета и т.д.

Из сказанного можно сделать вывод, что основная задача управления банкротством предприятий заключается не в том, чтобы предотвратить кончину какой-либо деятельности его, которая неизбежна в силу объективных обстоятельств, а в том, чтобы при выявлении диагноза этой кончины направить все усилия на качественное преобразование этой деятельности на базе умирающей.

Пути предотвращения банкротства предприятий

Как уже отмечено выше, в развитии любого предприятия просматриваются

определенные закономерности, которые могут отличаться скоростью протекания и амплитудой уровня развития. Проследим их по схеме жизненного цикла предприятия (рис.1). В нем можно выделить следующие стадии: стадия 1 — зарождение; стадия II — развитие; стадия III — бурный рост; стадия IV -стабильное развитие; стадия V — появление тенденции спада; стадия VI — активный спад, стадия VII — банкротство; стадия V1I1 — ликвидация деятельности.

Однако ликвидация деятельности предприятия не всегда совпадает с ликвидацией самого предприятия. Так, на рисунке между жизненными циклами Б и В существует временной лаг Т, т.е. предприятие, исчерпав все свои резервы в период функционирования в цикле Б, может продлить свою жизнь в цикле В лишь при условии сторонних финансовых инъекций. В период же Т предприятие претерпевает кризис. Такой жизненный путь характерен для большинства отечественных предприятий, адаптированных к бюджетным ассигнованиям.

Рисунок.1. Жизненный цикл предприятия

банкротство предотвращение несостоятельность

Однако существует и другой путь. Кризис можно предотвратить, если вовремя переориентировать направление деятельности предприятия. Это означает необходимость выделения финансовых средств из прибыли, получаемой от успешно развивающейся деятельности в период стабильного развития предприятия, на маркетинговые исследования и перепрофилирование этой деятельности в будущем.

Причем стадия развития нового вида деятельности должна совпасть со стадией появления тенденции спада в результатах осуществляемой деятельности. В этом случае скачок в развитии предприятия в переходный период будет сглажен (на рисунке — линия О), так как влияние негативной тенденции на жизнедеятельность предприятия будет ослаблено наложением позитивной тенденции в развитии новой деятельности. Таким образом, жизненный цикл предприятия можно продлить. Это идеальная модель жизни предприятия. В действительности предпринимательская деятельность всегда связана с риском.

Рисунок 2. Управление кризисными ситуациями предприятия

Различают два вида тактики финансового оздоровления:

Защитная тактика (рис. 2) основана на проведении сберегающих мероприятий, основой которых является сокращение всех расходов, связанных с производством и сбытом, содержанием основных фондов и персонала, что приводит к сокращению производства в целом. Такая тактика применяется, как правило, при очень неблагоприятном стечении внешних обстоятельств. Однако подобная тактика, которая может оказаться эффективной для отдельных предприятий, ожидающих оживления деловой активности и благоприятной рыночной конъюнктуры, неприемлема для основной части предприятий. Очевидно, что массовое применение защитной тактики большинством предприятий вызывает еще более глубокий кризис национальной экономики и поэтому не приводит к финансовому благополучию применяющих ее предприятий, что вполне объяснимо — ведь главные причины кризисной ситуации находятся вне предприятия. Защитная тактика предприятия ограничивается, как правило, применением соответствующих оперативных мероприятий: устранение убытков, сокращение расходов, выявление внутренних резервов, кадровые перестановки, укрепление дисциплины, попытка улаживания дел с кредиторами (отсрочка долгов) и с поставщиками и др.

Более эффективна наступательная тактика, т. е. проведение не столько оперативных, сколько стратегических мероприятий. В этом случае наряду с ресурсосберегающими мероприятиями проводятся активный маркетинг, изучение и завоевание новых рынков сбыта, установление более высоких цен, увеличение расходов на совершенствование производства за счет его модернизации, обновления основных фондов, внедрения перспективных технологий. В то же время происходит смена или укрепление руководства предприятия, осуществляются комплексный анализ и оценка ситуации, при необходимости корректируются философия, основные принципы деятельности предприятия, т.е. изменяется его стратегия, в соответствии с чем пересматриваются производственные программы, происходят укрепление позиций предприятия на рынке и завоевание новых сегментов рынка, обновление номенклатуры выпускаемой продукции.

Из сказанного можно сделать вывод, что основная задача управления банкротством предприятий заключается не в том, чтобы предотвратить кончину какой-либо деятельности его, которая неизбежна в силу объективных обстоятельств, а в том, чтобы при выявлении диагноза этой кончины направить все усилия на качественное преобразование этой деятельности на базе умирающей.

>Меры для предупреждения несостоятельности и банкротства

Когда возникает необходимость предупреждающих действий?

Нормальная деятельность любого субъекта подразумевает получение прибыли, однако в силу разных обстоятельств предприятие может терпеть убытки, получить отказ от должников в возврате средств или из-за других факторов терять свою платежеспособность. Если такой процесс затягивается во времени, то можно смело начинать предупреждение банкротства, иначе компании может грозить финансовая гибель.

К мерам по предотвращению несостоятельности относят ряд превентивных действий, которые могут оказать существенное влияние на финансовое положение фирмы и помочь ей избежать банкротства.

Возможные меры по предупреждению банкротства регулируются ст. 30 Федерального закона от 26.10.2002 г. N 127-ФЗ “О несостоятельности (банкротстве)”.

В частности, при возникновении признаков банкротства, описанных в п. 2 ст. указанного закона, когда юридическое лицо неспособно удовлетворить требования кредиторов по уплате обязательных платежей и (или) денежным обязательствам с задержкой в 3 и более месяца, руководитель такого юридического лица обязан направить участникам (учредителям), унитарному предприятию-собственнику имущества должника сведения о наличии признаков банкротства. Закон обязывает указанных адресатов, а в отдельных случаях и федеральные органы исполнительной власти, органы местного самоуправления, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, принять своевременные меры по предупреждению банкротства организаций.

В п. 3 ст. 30 Федерального закона №127-ФЗ предусмотрено, что участник (учредители) предприятия-должника должны принять меры для предупреждения банкротства и по возможности восстановить платежеспособность должника до момента подачи заявления о признании должника банкротом в арбитражный суд. Предупреждение банкротства включает меры, принятые кредиторами или другими лицами на основе соглашения с предприятием-должников. Такие меры в первую очередь должны быть направлены на восстановление платежеспособности организации.

Санация как инструмент восстановления платежеспособности

Предупреждение банкротства в законодательстве сводится к призыву к собственнику имущества и учредителям принять своевременные меры. И хотя такая норма сформулирована как обязательная, однако ее не подкрепляют никакие меры государственного воздействия на указанный круг лиц, если норма не будет соблюдена. Поэтому предупреждение банкротства участниками и собственниками имущества является декларативным.

В ст. 31 Федерального закона установлена возможность оказания безвозмездной финансовой помощи должнику. Такая мера называется санация, она выделяется только при наличии определенных законодательно признаков банкротства и только в размере, достаточном для восстановления платежеспособности. Санацию как вариант меры по предупреждению банкротства вправе проводить унитарные предприятия-собственники имущества должника, участники (учредители), кредиторы и иные лица для восстановления платежеспособности и предупреждения банкротства.

Санация может быть применена и на любой стадии рассмотрения дела про банкротство. Согласно п. 1 ст. 31 Федерального закона санация предоставляется в размере, достаточном для погашения обязательных платежей и денежных обязательств и восстановления платежеспособности предприятия. Санация может предоставляться как на безвозмездной основе, так и сопровождаться принятием должником или иными лицами обязательств в пользу оформивших финансовую помощь.

Не следует считать санацию беспроцентным займом. Последний может оформляться в любой период деятельности предприятия, тогда как санация только во время банкротства. Средства, полученные в результате санации, вовсе не обязательно должны возвращаться. Таким образом, санация является исключением из правил, закрепленных ст. 575 Гражданского кодекса Российской Федерации, которые запрещают дарение между коммерческими организациями.

Прочие варианты восстановления платежеспособности

Помимо законодательного попущения в виде санации, дозволенной организациям, пребывающим на грани банкротства, существуют и другие меры. Меры по предупреждению банкротства в зависимости от организационно-правовой формы и совокупности других причин в рамках досудебной стадии могут носить разный характер, как:

  • получение финансовой помощи;
  • заключение соглашения об отступном, новации или прекращение обязательств другим способом;
  • взыскание дебиторской задолженности;
  • частичная продажа имущества;
  • увеличение уставного капитала за счет дополнительных взносов участников или третьих лиц;
  • исполнение собственником имущества, третьими лицами или участниками (учредителями) обязательств должника;
  • дополнительный выпуск акций;
  • продажа предприятия;
  • другие меры.

Участники (учредители), собственники имущества самостоятельно определяют предпочтительность тех или иных мер для предупреждения банкротства. В зависимости от их решения выбранные варианты воплощаются в жизнь. Существуют некоторые нюансы для нерядовых организаций относительно банкротства. Если предприятие трудится в специфической отрасли, например стратегического направления для страны или является банком, для него могут быть применены дополнительные меры для предупреждения банкротства, недоступные другим предприятиям.

Стратегические предприятия и организации

Для предупреждения банкротства стратегических организаций и предприятий предусмотрена ст. 191 Федерального закона, которая регламентирует особенные меры. Для таких предприятий при угрозе банкротства правительство Российской Федерации в установленном законом порядке выполняет следующие действия:

  • организовывает проведение анализа и учета финансового состояния и платежеспособности в частности;
  • проводит реорганизацию;
  • если в результате несвоевременной оплаты государственного оборонного заказа возникла задолженность федерального бюджета перед стратегическими организациями и предприятиями, которые исполняют работу по государственному оборонному заказу, то осуществляет погашение такой задолженности;
  • обеспечивает проведение реструктуризации задолженности перед государственными внебюджетными фондами и федеральным бюджетом;
  • содействует достижению соглашения между стратегическими организациями и предприятиями и их кредиторами о реструктуризации задолженности, в частности предоставляя государственные гарантии оплаты;
  • проводит досудебную санацию;
  • осуществляет иные меры.

Все меры для предотвращения банкротства стратегически важных для государства предприятий и организаций направлены на поддержку и выведение последних из условий несостоятельности и кризиса, чтобы такие юридические лица не исчезли с экономического пространства государства.

Кредитные организации

Ввиду специфики своей деятельности особый статус для государства и кредитные организации, меры по предупреждению банкротства которых установлен ст. 3 Федерального закона от 25.02.1999 г. N 40-ФЗ “О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций”. Несостоятельность кредитных организаций подтверждается отзывом лицензии на осуществление банковских операций. До этого момента реализуются следующие меры недопущения банкротства:

  • назначение временной администрации;
  • финансово оздоровление кредитных организаций;
  • реорганизация.

В случае возникновения угрозы банкротства участники (учредители) кредитной организации, члены наблюдательного совета (совета директоров), единоличный исполнительный орган кредитной организации и коллегиальный исполнительный орган обязаны принять своевременные и необходимые меры по финансовому оздоровлению и, в случае необходимости, реорганизации организации.

Банк России вправе потребовать от кредитной организации в случае возникновения предусмотренных ст. 4 Федерального закона №40-ФЗ оснований осуществления мер по финансовому оздоровлению, реорганизации и даже назначить временную администрацию. Такими основаниями являются:

  • неоднократное неудовлетворение требований кредиторов по денежным обязательствам на протяжении 6 месяцев;
  • неисполнение обязанности по уплате в срок до 3 дней обязательных платежей со дня наступления даты их исполнения из-за недостаточности или полного отсутствия денежных средств;
  • допущение снижения абсолютной величины собственных средств более 20% по сравнению с их максимальной величиной, что была достигнута за последние 12 месяцев с одновременным нарушением обязательных нормативов;
  • нарушение норматива текущей ликвидности больше чем на 10% за последний месяц;
  • допущение уменьшения величины собственных средств ниже размера уставного капитала по итогам отчетного месяца.

Последнее положение не является признаком банкротства для кредитных организаций, которые получили лицензию на осуществление банковских операций менее 2 лет назад. Мерам по предотвращению банкротства для кредитных организаций уделяется большое внимание на законодательном уровне, особенно в свете мировых финансовых кризисов. Поэтому в РФ разрабатываются специальные программы по предотвращению банкротства.

> Досудебное предупреждение несостоятельности (банкротства)

Общие меры по предупреждению несостоятельности (банкротства)

Возбуждению судебной процедуры банкротства может предшествовать досудебная процедура. Осуществление досудебных процедур банкротства не препятствует подаче заявления о банкротстве. В связи с этим меры по предупреждению банкротства необходимо отличать от мер по восстановлению платежеспособности, применяемых в рамках дела о банкротстве.

Порядок осуществления досудебных процедур регламентирован в ст. 30 и 31 Закона о банкротстве.

В отношении кредитных организаций применяются меры по предупреждению банкротства, предусмотренные ст. 3 Закона о банкротстве кредитных организаций.

В соответствии со ст. 30 Закона о банкротстве в случае возникновения такого критерия (признака) банкротства, как неплатежеспособность руководитель должника обязан направить учредителям (участникам) должника, собственнику имущества должника — унитарного предприятия сведения о наличии признаков банкротства.

В целях предупреждения банкротства организаций учредители (участники) должника, собственник имущества должника — унитарного предприятия до момента подачи в арбитражный суд заявления о признании должника банкротом принимают меры, направленные на восстановление платежеспособности должника. Меры, направленные на восстановление платежеспособности должника, могут быть приняты кредиторами или иными лицами па основании соглашения с должником.

К мерам, которые могут принять учредители (участники) или собственник имущества должника — унитарного предприятия, относятся реорганизационные мероприятия, перепрофилирование производства, закрытие или продажа нерентабельного бизнеса, продажа части имущества, усовершенствование системы управления, предоставление гарантий кредиторам и т.д.

Мерами, принимаемыми кредиторами, могут быть рассрочка или отсрочка, скидка с долга, исполнение обязательств должника, предоставление гарантий иным кредиторам и т.д.

Кроме того, согласно ст. 31 Закона о банкротстве учредителями (участниками) должника, собственником имущества должника — унитарного предприятия, кредиторами и иными липами в рамках мер по предупреждению банкротства должнику может быть предоставлена финансовая помощь в размере, достаточном для погашения денежных обязательств и обязательных платежей и восстановления платежеспособности должника (санация). На основании ст. 2 Закона о банкротстве это возможно на любой стадии рассмотрения дела о банкротстве.

Предоставление финансовой помощи может сопровождаться принятием на себя должником или иными лицами обязательств в пользу лиц, предоставивших финансовую помощь.

Особенности применения мер по предупреждению банкротства финансовых организаций установлены ст. 183.1 — 183.15 Закона о банкротстве.

Особенности досудебного финансового оздоровления в виде реструктуризации долгов сельскохозяйственных организаций установлены Федеральным законом от 9 июля 2002 г. № 83-ФЗ «О финансовом оздоровлении сельскохозяйственных товаропроизводителей».

Меры по предупреждению несостоятельности (банкротства) кредитных организаций

Согласно п. 2 ст. 3 Закона о банкротстве кредитных организаций меры по предупреждению банкротства кредитных организаций осуществляются при возникновении оснований, установленных ст. 4 этого же Закона.

Эти меры могут применяться как кредитной организацией, кроме назначения временной администрации (ст. 11 Закона о банкротстве кредитных организаций), так и по требованию Банка России, если еще не возникли основания для отзыва у кредитной организации лицензии па осуществления банковских операций, предусмотренные ст. 20 Федерального закона «О банках и банковской деятельности» (ст. 12 Закона о банкротстве кредитных организаций).

Основаниями для осуществления мер по предупреждению банкротства кредитной организации являются ситуации, когда кредитная организация: — не удовлетворяет неоднократно на протяжении последних шести месяцев требования кредиторов (кредитора) по денежным обязательствам (обязательству) и (или) не исполняет обязанность по уплате обязательных платежей в срок до трех дней со дня наступления даты их исполнения в связи с отсутствием или недостаточностью денежных средств на корреспондентских счетах кредитной организации;

  • — не удовлетворяет требования кредиторов (кредитора) по денежным обязательствам (обязательству) и (или) не исполняет обязанность по уплате обязательных платежей в сроки, превышающие три дня с момента наступления даты их удовлетворения и (или) даты их исполнения, в связи с отсутствием или недостаточностью денежных средств на корреспондентских счетах кредитной организации;
  • — допускает абсолютное снижение величины собственных средств (капитала) по сравнению с их (его) максимальной величиной, достигнутой за последние 12 месяцев, более чем на 20% при одновременном нарушении одного из обязательных нормативов, установленных Банком России;
  • — нарушает норматив достаточности собственных средств (капитала), установленный Банком России;
  • — нарушает норматив текущей ликвидности кредитной организации, установленный Банком России, в течение последнего месяца более чем на 10%;
  • — допускает уменьшение величины собственных средств (капитала) по итогам отчетного месяца ниже размера уставного капитала, определенного учредительными документами кредитной организации, зарегистрированными в порядке, установленном федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними нормативными актами Банка России. В случае возникновения указанного основания в течение первых двух лет со дня выдачи лицензии на осуществление банковских операций к кредитной организации не применяются меры по предупреждению банкротства.

Со дня возникновения указанных оснований и до дня их устранения кредитная организация обязана уведомлять Банк России:

  • 1) о проведении общих собраний учредителей (участников) кредитной организации, а также заседаний совета директоров (наблюдательного совета) в порядке, предусмотренном законодательством РФ для уведомления учредителей (участников), членов совета директоров (наблюдательного совета) кредитной организации;
  • 2) о совершении сделок (нескольких взаимосвязанных сделок):
    • — с заинтересованными или аффилированными в отношении кредитной организации лицами, определяемыми в соответствии с федеральным законом, либо с лицами, в отношении которых кредитная организация в соответствии с федеральным законом является заинтересованным лицом, либо с лицами, в отношении которых кредитная организация имеет возможность прямо или косвенно (через третье лицо) оказывать существенное влияние на решения, принимаемые их органами управления, либо с лицами, которые имеют возможность прямо или косвенно (через третье лицо) оказывать существенное влияние па решения, принимаемые органами управления кредитной организации;
    • — связанных с распоряжением имуществом кредитной организации, стоимость которого составляет более 1% балансовой стоимости имущества кредитной организации, определенной по данным ее бухгалтерской отчетности на последнюю отчетную дату, или превышает 15 млн руб., если 1% балансовой стоимости имущества кредитной организации составляет более 15 млн руб., в том числе связанных с распоряжением недвижимым имуществом, получением и выдачей кредитов и займов, учетом векселей, с проведением операций с ценными бумагами (включая выпуск собственных ценных бумаг), выдачей гарантий и поручительств, уступкой прав (требований), принятием и прощением долга, новацией, отступным, а также с учреждением доверительного управления;
    • — связанных с приобретением акций (долей) в уставном капитале хозяйственных обществ либо с участием в создании (учреждении) иных юридических лиц.

Кроме того, Банк России вправе потребовать от кредитной организации разработки и осуществления плана мер по финансовому оздоровлению, который должен в обязательном порядке содержать:

  • — оценку финансового состояния кредитной организации;
  • — указание на формы и размеры участия учредителей (участников) кредитной организации и иных лиц в ее финансовом оздоровлении;
  • — меры по сокращению расходов на содержание кредитной организации;
  • — меры по получению дополнительных доходов;
  • — меры по возврату просроченной дебиторской задолженности;
  • — меры по изменению организационной структуры кредитной организации;
  • — срок восстановления уровня достаточности собственных средств (капитала) и текущей ликвидности кредитной организации (ст. 13 Закона о банкротстве кредитных организаций).

В отношении кредитных организаций в соответствии со ст. 3 Закона о банкротстве кредитных организаций до дня отзыва лицензии на осуществление банковских операций реализуются следующие меры по предупреждению банкротства кредитных организаций:

  • 1) финансовое оздоровление кредитной организации;
  • 2) назначение временной администрации по управлению кредитной организацией, за исключением случая назначения временной администрации в связи с отзывом лицензии на осуществление банковских операций;
  • 3) реорганизация кредитной организации.
  • 1. В соответствии со ст. 7—10 Закона о банкротстве кредитных организаций под финансовым оздоровлением кредитной организации понимается осуществление во внесудебном порядке следующих мер:
    • — оказание финансовой помощи кредитной организации се учредителями (участниками) и иными лицами;
    • — изменение структуры активов и структуры пассивов кредитной организации;
    • — изменение организационной структуры кредитной организации;
    • — приведение в соответствие размера уставного капитала кредитной организации и величины ее собственных средств (капитала);
    • — иные меры, осуществляемые в соответствии с федеральными законами.

Финансовая помощь кредитной организации ее учредителями (участниками) и иными лицами может быть оказана в следующих формах:

  • — размещения денежных средств на депозите в кредитной организации со сроком возврата не менее шести месяцев и с начислением процентов по ставке, не превышающей процентной ставки рефинансирования (учетной ставки) Банка России;
  • — предоставления поручительств (банковских гарантий) по кредитам для кредитной организации;
  • — предоставления отсрочки и (или) рассрочки платежа; перевода долга кредитной организации с согласия ее кредиторов;
  • — отказа от распределения прибыли кредитной организации в качестве дивидендов и направления се на осуществление мер по финансовому оздоровлению данной кредитной организации;
  • — дополнительного взноса в уставный капитал данной кредитной организации;
  • — прощения долга кредитной организации;
  • — новации, а также в иных формах, способствующих устранению причин, вызвавших необходимость принятия мер но финансовому оздоровлению кредитной организации.

Решение о формах и об условиях оказания финансовой помощи кредитной организации принимается самой кредитной организацией и лицом, оказывающим ей финансовую помощь.

Изменение структуры активов кредитной организации может предусматривать:

  • — улучшение качества се кредитного портфеля, включая замену неликвидных активов ликвидными активами;
  • — приведение структуры активов по срочности в соответствие со сроками обязательств, обеспечивающее их исполнение;
  • — сокращение расходов кредитной организации, в том числе на обслуживание долга кредитной организации, и расходов на ее управление;
  • — продажу активов, не приносящих дохода, а также активов, продажа которых не будет препятствовать выполнению банковских операций кредитной организацией;
  • — иные меры по изменению структуры ее активов.

Изменение структуры пассивов кредитной организации может предусматривать:

  • — увеличение собственных средств (капитала);
  • — снижение размера и (или) удельного веса текущих и краткосрочных обязательств в общей структуре пассивов;
  • — увеличение удельного веса среднесрочных и долгосрочных обязательств в общей структуре пассивов;
  • — иные меры.

В случае если величина собственных средств (капитала) кредитной организации по итогам отчетного месяца оказывается меньше размера ее уставного капитала, кредитная организация обязана привести в соответствие размер уставного капитала и величину собственных средств (капитала).

Изменение организационной структуры кредитной организации может осуществляться путем:

  • — изменения состава и численности сотрудников кредитной организации;
  • — изменения структуры, сокращения и ликвидации обособленных и иных структурных подразделений кредитной организации, а также иными способами, способствующими устранению причин, вызвавших необходимость осуществления мер но финансовому оздоровлению кредитной организации.
  • 2. Временная администрация является специальным органом управления кредитной организацией, назначаемым Банком России (п. 1 ст. 16 Закона о банкротстве кредитных организаций).

Следует различать случаи назначения временной администрации при отзыве лицензии, что является обязанностью Банка России, и случаи назначения временной администрации как меры по предупреждению несостоятельности (банкротства) кредитной организации на стадии до отзыва лицензии, что является правом Байка России.

Временная администрация как мера по предупреждению несостоятельности (банкротства) кредитной организации назначается по специальным основаниям, перечисленным в п. 1 ст. 17 Закона о банкротстве кредитных организаций. В частности, Банк России вправе назначить временную администрацию, если:

  • — кредитная организация не удовлетворяет требования кредиторов (кредитора) по денежным обязательствам (обязательству) и (или) не исполняет обязанность по уплате обязательных платежей в сроки, превышающие семь дней и более с момента наступления даты их удовлетворения и (или) исполнения, в связи с отсутствием или недостаточностью денежных средств на корреспондентских счетах кредитной организации;
  • — кредитная организация допускает снижение собственных средств (капитала) по сравнению с их (его) максимальной величиной, достигнутой за последние 12 месяцев, более чем па 30% при одновременном нарушении одного из обязательных нормативов, установленных Банком России;
  • — кредитная организация нарушает норматив текущей ликвидности, установленный Банком России, в течение последнего месяца более чем на 20%;
  • — кредитная организация не исполняет требования Банка России о замене руководителя кредитной организации либо об осуществлении мер по финансовому оздоровлению или реорганизации кредитной организации в установленный срок.

В период деятельности временной администрации, назначенной в качестве меры по предупреждению банкротства кредитной организации, полномочия исполнительных органов кредитной организации актом Банка России о назначении временной администрации могут быть либо ограничены, что предполагает согласование принимаемых решений с временной администрацией, либо приостановлены (п. 3 ст. 16 Закона о банкротстве кредитных организаций).

Функции временной администрации в случае ограничения полномочий исполнительных органов кредитной организации установлены ст. 21 Закона о банкротстве кредитных организаций, а в случае приостановления полномочий исполнительных органов — ст. 22 Закона о банкротстве кредитных организаций.

Кроме того, в случае приостановления полномочий исполнительных органов кредитной организации и в случае если кредитная организация не удовлетворяет требования кредиторов по денежным обязательствам или не исполняет обязанность по уплате обязательных платежей в сроки, превышающие семь дней, Банк России вправе ввести мораторий на удовлетворение требований кредиторов кредитной организации на срок не более трех месяцев (ст. 26 Закона о банкротстве кредитных организаций).

Руководитель временной администрации в случае приостановления полномочий исполнительных органов кредитной организации вправе отказаться от исполнения договоров кредитной организации в порядке, предусмотренном Законом о банкротстве (ст. 27 Закона о банкротстве кредитных организаций).

Временная администрация назначается Банком России на срок не более шести месяцев (п. 1 ст. 18 Закона о банкротстве кредитных организаций).

Если к моменту окончания срока действия временной администрации по-прежнему имеются основания для ее назначения, она направляет в Банк России ходатайство об отзыве у кредитной организации лицензии на осуществление банковских операций (п. 3 ст. 18, ст. 24 Закона о банкротстве кредитных организаций).

Руководителем временной администрации назначается служащий Банка России. В состав временной администрации по согласованию с государственной корпорацией «Агентство по страхованию вкладов» могут включаться ее служащие (ст. 19 Закона о банкротстве кредитных организаций).

В отношении банков, являющихся участниками системы обязательного страхования вкладов физических лиц, в качестве временной администрации может выступать государственная корпорация «Агентство по страхованию вкладов» (ст. 8 Федерального закона от 27 октября 2008 г. № 175-ФЗ «О дополнительных мерах для укрепления стабильности банковской системы в период до 31 декабря 2014 года»).

Расходы временной администрации, связанные с ее деятельностью, осуществляются за счет кредитной организации (ст. 29 Закона о банкротстве кредитных организаций).

При устранении причин, послуживших основанием для ее назначения, деятельность временной администрации по решению Банка России прекращается, что влечет восстановление полномочий исполнительных органов кредитной организации. В случае признания кредитной организации банкротом или принятия решения о се принудительной ликвидации временная администрация передает документы и ценности соответственно конкурсному управляющему или ликвидатору (ст. 31 Закона о несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций).

3. Принудительная реорганизация, которая рассматривается как мера по предупреждению банкротства кредитных организаций, проводится по требованию Банка России при наличии оснований, установленных подп. 1—3 п. 1 ст. 17 Закона о банкротстве кредитных организаций. При этом следует обратить внимание, что Банк России лишь инициирует рассмотрение вопроса о реорганизации. Подбором кредитных организаций для слияния или присоединения он не занимается.

В таких случаях реорганизация кредитной организации осуществляется в форме слияния или присоединения в порядке, установленном федеральными законами и актами Банка России (ст. 32 Закона о банкротстве кредитных организаций).

В случае получения требования Банка России о реорганизации кредитной организации ее руководитель обязан в течение пяти дней с момента его получения обратиться в совет директоров (наблюдательный совет) кредитной организации с ходатайством о необходимости реорганизации кредитной организации, который, в свою очередь, обязан в срок не позднее 10 дней с момента получения требования Банка России о реорганизации известить Банк России о принятом решении (ст. 33 Закона о банкротстве кредитных организаций).

У любого субъекта в предпринимательской деятельности есть риск банкротства. Потому так важно корректно планировать деятельность предприятий. Что включает не только внедрение методов противодействия, но и их разработку с учётом конкретной обстановки.

Даже если появляется малейшее подозрение. Субъект хозяйствования признаётся банкротом, если долги превышают имущественные возможности.

Способы и меры для предупреждения банкротства

Когда банкротство пытаются предотвратить, переходят к деятельности, направленной на улучшение финансовых показателей.И на то, чтобы устранить саму угрозу появления несостоятельности. Это означает, что специалисты ищут причины сложившейся ситуации. И стараются найти способ избавиться от последствий.

Предупреждение банкротства.

Вырабатываются специальные мероприятия, целые системы по борьбе с несостоятельностью, контролю сложившейся ситуации.

Качество собираемой информации во время этого процесса во многом определяет результат. Кроме того, правильно должны проводиться исследования. Важно, чтобы учитывались особенности рынка, на котором работает предприятие.

Прогнозирование банкротства – наиболее подходящая методика для предотвращения неприятной ситуации. Именно при создании прогноза вырабатываются основные мероприятия, связанные с устранением опасности. В прогнозировании используется три метода, признанных основными:

  • Моделирование.
  • Экспертные оценки.
  • Экстраполяция.

Особенности экономических методов регулирования

Экстраполяция отличается тем, что позволяет создать прогнозы по небольшому промежутку времени. Оптимальный вариант, если причины есть, но они попадают под стандартный набор. И связаны либо с деятельностью самой организации, либо с нестабильной экономической ситуацией в стране.

Текущее прогнозирование предполагает использование тех же методов, что и в прошлом отчётном периоде. После того, как проведена экстраполяция, появляются статистические ряды. Они позволяет руководству оценивать риски по каждому конкретному временному промежутку.

То, насколько точным окажется результат в итоге, определяется рассматриваемыми временными отрезками и ситуации, которая складывается в стране экономически.

Метод экспертных оценок требуется, если создаётся информация по более длительному отрезку времени. Предприятие собирает сразу нескольких независимых экспертов, организует собрание.

Информация о моделировании

Именно оно получило наиболее широкое распространение среди всех методов. Благодаря этому методу воссоздаётся конкретная ситуация. А потом продумываются решения, позволяющие из неё выйти с наименьшими потерями. При анализе информации используется несколько видов данных:

  • Математические.
  • Статистические.

Подробного рассмотрения заслуживает каждый фактор, способный привести к банкротству. Что предполагает обработку огромного массива информации, связанной с положением в стране по демографии, экономике и социальному статусу.

Можно смоделировать поведение отдельных людей, деятельность которых напрямую привязана к предприятию. И которые могут повлиять на его результаты. Но есть методы борьбы с неплатёжеспособностью, которая уже возникла.

Что использует ЦБ, чтобы не обанкротится, расскажет это видео:

О диагностике состояния компаний и прогнозировании

Можно прибегнуть к санации, но она – лишь одно из возможных решений. Рекомендуется провести тщательную диагностику положения, в котором сейчас находится предприятие. И сформировать стратегии, направленные на преодоление кризиса. Либо провести полную реструктуризацию.

Проводя оценку финансового положения, изучают сразу несколько факторов:

  • Эффективность, с которой используются материальные активы.
  • Экономическая результативность деятельности.
  • Устойчивость в финансовом плане.
  • Наличие и эффективность производственных ресурсов.
  • Конкурентоспособность.
  • Состав и структура выпускаемой позиции.
  • Изучение процесса реализации.

Деструкция предполагает, что руководство полностью отказывается от способов ведения деятельности, которые применялись ранее.

Производство может быть не только закрыто. Допускается перевод его на другие профили и сферы деятельности. Иногда создаются открытые акционерные сообщества на той материальной базе, которая уже существует.

Что касается продажи имущества, то в этом процессе используются любые объекты, способные принести прибыль:

  1. Товарные знаки и обозначения для обслуживания.
  2. Права требования.
  3. Материальные ценности.
  4. Сырьё.
  5. Оборудование вместе с инвентарём.
  6. Здания и сооружения.
  7. Участки земли.

Досудебная санация.

При анализе показателей по деятельности важно учитывать, какая экономическая обстановка складывается в стране в целом. Существуют формулы, разработанные зарубежными учёными. Но их трудно использовать из-за того, что они не привязаны конкретно к обстановке в нашей стране. Иногда ситуация усложняется из-за появления факторов, которые невозможно контролировать.

Как ещё можно восстановить платёжеспособность

Есть меры, носящие разный характер. Их выбирают в зависимости от того, какая используется организационно-правовая форма. Хотя подходящий вариант зависит и от других факторов.

  • Полная продажа предприятия.
  • Увеличение Уставного Капитала, для чего привлекаются дополнительные средства в виде взносов.
  • Продажа части имущества.
  • Заключение соглашения, которое позволит отказаться от исполнения обязательств, мирным путём.
  • Оформление финансовой помощи в других организациях.

Учредители и руководители должны сами определить, какие меры наиболее востребованы в той или иной ситуации. Но есть и отдельные решения для некоторых предприятий, не относящихся к рядовым. Они могут использовать методы, недоступные для других сфер.

Предприятия в оборонной промышленности

Деятельность таких фирм регулируется статьёй 191 Федерального Закона о банкротстве. Какие действия могут выполняться в случае ликвидации?

  1. Проведение досудебной санации.
  2. Государство содействует при заключении соглашений относительно реорганизации действующей задолженности. Например, предоставляются государственные гарантии того, что оплата будет проведена.
  3. Реструктуризация долгов, возникших перед бюджетом государственных субъектов.
  4. Погашение задолженности, связанной с исполнением оборонных заказов.
  5. Реорганизация.
  6. Анализ и учёт финансового положения.

Государство делает всё возможное, чтобы предприятие вышло из кризиса настолько быстро, насколько это возможно.

Как действуют в кредитных организациях

Деятельность в данной сфере имеет свою специфику. Отзыв лицензии на осуществление операций с денежными средствами становится первым этапом для признания банкротства. До этого момента можно реализовать лишь некоторые меры:

  • Реорганизацию.
  • Оздоровление финансового состояния.
  • Назначение администрации для временного выполнения обязанностей.

Меры для финансового оздоровления должны предприниматься при обнаружении малейших подозрений на приближающееся банкротство. Центральный Банк России сам вправе требовать осуществления этих мер, если выполняются следующие условия:

  1. Собственные средства по итогам отчётного периода меньше Уставного Капитала по сумме.
  2. На протяжении последнего месяца норматив ликвидности нарушается больше, чем на десять процентов.
  3. По сравнению с максимальной величиной, абсолютная величина уменьшается более, чем на 20 процентов. При этом одновременно нарушаются все установленные ранее нормативы.
  4. Отсутствие выплат больше, чем за три дня после того, как возникла необходимость исполнить обязанность.
  5. Неудовлетворение требований кредиторов за последние полгода. В связи с недостатком денежных средств.

О некоторых особенностях санации

Федеральное Законодательство регламентирует эту процедуру, необходимую для предупреждения несостоятельности в финансовой сфере. Собственнику предприятия направляют предупреждение о том, что ему необходимо принять соответствующие меры.

Чтобы избежать банкротства нужно управлять ликвидностью, а как это делать, смотрите в этом видео:

При этом недопустимо никакое давление на субъект со стороны органов государственной власти. Хотя санация относится к обязательным мероприятиям по предупреждению. Сама санация становится доступна следующим лицам, представляющим средний и малый бизнес на территории России.

  1. Физические и юридические лица, способные сами решить текущие проблемы. И расплатиться по всем долгам перед кредиторами.
  2. Сами кредиторы. Это касается не только банковских организаций, но и частных предприятий.
  3. Унитарные организации, в собственности которых находится имущество должника.
  4. Учредители предприятий, вне зависимости от формы собственности.

Главное преимущество санации в том, что она может быть применена на любой стадии банкротства. Но она может быть предоставлена только в определённом размере, который устанавливается правительством РФ. Нужно учитывать, какую потребность испытывает то или иное учреждение в денежных средствах.

Это касается не только самих задолженностей, но и затрат, связанных с текущими расходами.

В виде заключения

В настоящее время разработаны современные методы борьбы с банкротством, позволяющие анализировать и обрабатывать информацию в больших объёмах. Есть и способы, позволяющие отслеживать поведение отдельных работников, влияющих на финансовое положение предприятия.

Только их комплексное применение позволит выстроить полную картину происходящего. И понять, как надо действовать дальше для того, чтобы решить большинство существующих проблем. Решения просто не будут приниматься, если данных собрано недостаточно.

Добавлено в закладки: 0

Предупреждение банкротства – это деятельность, направленная на улучшение характеристик и отношений фирмы с целью обнаружения и избежания угрозы банкротства. Процесс предусматривает поиск и разрушение явлений, которые способствуют распространению умышленного и фиктивного банкротства, признаков негативного влияния отдельных лиц на деятельность фирмы,устранение любых факторов, которые могут привести к банкротству.

Меры предупреждения

Для предотвращения фиктивного банкротства осуществляется разработка определенных систем и методов контроля и борьбы с несостоятельностью организации. Законодательно закреплено, что каждый субъект хозяйственной деятельности обязуется делать все, что возможно и не допустить банкротства. Успешность борьбы с этим негативным явлением определяется количеством и качеством информацию, доступной для анализа, а также исследованием ситуации в стране и среди других фирм в целом. Важным является определение типичных причин банкротства.

Система предупреждения банкротства – это совокупность всех органов государственного правления, общественных организаций, которые принимают необходимые меры по предупреждению, а также по предварительной оценке вероятности банкротства. Среди основных частей этой системы можно выделить субъектов предупреждения банкротства, их сотрудничество между собой, применение ими различных мер для предупреждения несостоятельности, которые образуют комплексные стратегии и программы борьбы с банкротством и его негативных последствий.

Основные способы

Лучшим способом предупреждения банкротства является его прогнозирование, принятие соответствующих мер для защиты и улучшения состояния компании. Учитывая размеры доступных данных, сроков и иных параметров, выделяют несколько методов прогнозирования банкротства:

  • метод экстраполяции;
  • метод экспертной оценки;
  • моделирование.

Метод экстраполяции предполагает прогноз в небольшом периоде, когда банкротство могут вызвать причины, которые влияют на общее финансовой положение, как компании, так и ситуацию в стране. Для прогнозирования возможного состояния неплатежеспособности используются те же параметры, которые использовались для прошлых периодов и в текущем периоде. В результате анализа имеющейся информации, создается некий статистический ряд, который продолжается для прогноза. Точность этого метода может изменяться в зависимости от рассматриваемого отрезка времени, общей экономической ситуации и т.д.

Если время, на которое необходимо сделать прогноз более длительное, а общее положение дел в стране более нестабильное – используется метод экспертных оценок. Этот метод довольно прост и заключается в том, что отбирается группа экспертов с определенной квалификацией, которым раздается список вопросов. Вопросы должны иметь численные ответы, то есть в ответах нужно оценить прогнозируемые изменения, а также их значимость среди определенных параметров.

Одним из распространенных методов прогнозирования банкротства компании является моделирование. Определенные факторы подвергаются анализу при помощи математических моделей и методов статистики, причем делается это все при помощи специального ПО на компьютере.

Благодаря этому методу, одновременно используется и анализируется большой массив информации разного вида: экономической, социальной, демографической и т.д. Особенностью является возможность прогнозирования поведения конкретных лиц или сотрудников организации, которые могут повлиять на состояние фирмы и привести к банкротству, нарушив существующее законодательство.

Нюансы предупреждения банкротства

Прогнозы – это начальные меры по предупреждению банкротства организации, которые подразумевают дальнейшие комплексные действия защиты от намеренного банкротства.

Борьба и попытки недопущения банкротства подразумевают нарушение коммерческой тайны. Случаются ситуации, когда могут ограничиваться некоторые возможности и законные права компаний. Субъекты предупреждения банкротства могут выполнять какие-либо действия только в тех рамках, которые им предоставляет закон.

Каждая страна имеет определенную систему организаций, которые занимаются делами, связанными с преступлением закона. Они должны обнаружить преступников, а также обеспечить им соответствующее наказание. Чтобы выполнить свои задачи, государственные органы должны выяснить, как и почему было совершено правонарушение. Меры по предупреждению банкротства включают выполнение части работы правоохранительными органами.

Среди правоохранительных органов можно выделить суд арбитров, государственная прокуратура, налоговая полиция и другие организации, связанные с налогообложением.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *