Кто отменил местничество

Содержание

Местничество

«Местничество. Строптивый боярин, не желая занять дальнего от царя места за столом, опускается со скамьи на пол». Кадр из фильма «Трёхсотлетие царствования дома Романовых».

Ме́стничество — система распределения должностей в зависимости от знатности рода, существовавшая в Русском государстве. Местничество было отменено при совещании служилых людей по отечеству наподобие Земского Собора 12 января 1682 года.

Формирование государственного аппарата с конца XV века осуществлялось по принципу местничества, в значительной степени воспринятому из польско-литовского законодательства. Система местничества была основана на критериях знатности происхождения (чем выше стояли предки претендента, тем более высокий пост в государственной иерархии он мог занять). Эта практика превращала боярство в замкнутую корпорацию, подменяла общесоциальные интересы сословными. Помимо знатности лица (принадлежности его к определённой фамилии) учитывалось и положение претендента внутри своего рода. Старшие в роду имели преимущество. Имели значение и заслуги предков — сын боярина, проявившего себя на службе, имел приоритет перед своим же двоюродным братом, чей отец никаким образом себя не прославил. Между аристократами часто возникали «местнические споры» — кто знатнее, кто имеет право на должность. Эти споры разрешал, как правило, сам царь с участием чиновников Разрядного приказа.

С 1559 года, на протяжении 25 лет, до кончины Ивана Грозного в 1584 году зафиксировано не более 50 случаев, в которых были споры или челобитья по местничеству. С учётом того, что в некоторых местнических делах участвовало по несколько человек, то можно говорить о 30-35 дел по местничеству за этот период. Все они происходили между военными чинами. О местнических делах придворных чинов или на придворных церемониях и за столом Царским — было три челобитья (Годунов с князем Сицким; на свадьбе царя Ивана Грозного). Оканчивались споры обычно тем, что челобитчика ставили ниже того на кого он жаловался, часто же прекращалось тем, что местничавшим лицам не давали между собой счета, а для избегания дальнейших споров, перемещали воевод на отдалённый город (по-тогдашнему — разводили).

В 1682 году система местничества была отменена решением служилых людей, собравшихся на Земском Соборе, в целях укрепления вооружённых сил правительством Фёдора Алексеевича.

Достоинства и недостатки

Оценки местнической системы у историков преимущественно негативные, поскольку подбор служилых людей по знатности, а не по личным способностям и талантам, существенно ухудшал эффективность кадровых решений.

Вместе с тем, историк Дмитрий Володихин считает, что несмотря на очевидные изъяны, местничество худо-бедно примиряло служилых аристократов, определяя, кому на какой должностной уровень можно претендовать. Знать Русского государства состояла из старомосковской аристократии, княжеских родов из присоединённых русских земель, беглых литовско-русских князей и служилых татарских царевичей. По мнению исследователя, без регулирующей системы знатные люди то и дело устраивали бы усобицы и перевороты, споря за место у кормила власти. Таким образом, местничество оберегало Русское государство от тяжёлых внутренних войн.

Сожжение местнических книг в 1682 году при Фёдоре Алексеевиче > См. также

  • Правовые акты регулировавшие местничество
  • Список местнических дел
  • Список лиц подписавших отмену местничества

Примечания

  1. Валуев Д. Исследования о местничестве. Типогр: Августа Семена. М., 1845 г. стр. 1—166.
  2. Володихин Д. М. Князь Дмитрий Иванович Хворостинин // Воеводы Ивана Грозного. Изд-во «Вече». Москва, 2009

Литература

  • Исаев И. А. История государства и права России. — М., 2006.
  • Под ред. Титова Ю. П. История государства и права России. — М., 2006.
  • Ключевский В. О. Курс русской истории.(Лекция XXVII). — М., 1992.
  • А. П. Богданов. Главы «Отмена местничества» и «События и факты» из книги «Несостоявшийся император Федор Алексеевич»
  • Ю. М. Эскин. Очерки истории местничества в России XVI—XVII веков. М. 1996 г. ISBN 978-5-904162-06-1.
  • П. О. Бобровский. Местничество и преступления против родовой чести в русском войске до Петра I. Военный сборник. 1888 г. № 12.
  • М. Я. Волков. Об отмене местничества в России. ИСССР. 1977 г. № 2.
  • Е. А. Василевская. Терминология местничества и родства. Труды МГИАИ. Т. 2. М. 1946 г.
  • А. А. Зимин. Источники по истории местничества в XV — первой половине XVI века. М. 1968 г.
  • В. Б. Кобрин. Из истории местничества XVI века. Исторический архив. М. 1959 г.
  • Маркевич А. И. О местничестве. Киев. 1879 г. — Одесса. 1888 г.
  • Мельников Ю. Н. Описание местнических дел 80-х годов XVI века. Исторический архив. М. 1977 г.
  • Хмыров М. Д. Местничество и разряды. — СПб.: Тип. Спиридонова и К°, 1862. — 57 с.

Словари и энциклопедии

Последовательность исторических событий XII – XV вв

а: Куликовская битва

б: Стояние на реке Угре

в: Битва на реке Калка

г: Невская битва

4. Невская битва состоялась в:

а: 1223 г.

б: 1240 г.

в: 1380 г.

г: 1480 г.

5. Первые летописные упоминания о Москве относятся к:

а: 988 г.

б: 1147 г.

в: 1240 г.

г: 1380 г.

6. Первое упоминание в летописи о Москве связано с именем князя:

а: Владимира Мономаха

б: Юрия Долгорукого

в: Даниила Александровича

г: Ивана Калиты

д: Андрея Боголюбского

Установите соответствие

а: Александр Невский

б: Дмитрий Донской

в: Иван III

г: Иван IV Грозный

1. Стояние на р. Угре

2. Куликовская битва

3. Взятие Казани

4. Ледовое побоище

8.Порядок занятия должностей по знатности происхождения в древнерусском государстве называется – это:__________________

9.»Великое стояние» на реке Угре русских и татарских ополчений привело к:

а: поражению Москвы, укреплению Большой Орды

б: ослаблению ига, уменьшению размера дани

в: распаду Большой Орды, укреплению Москвы

г: не имело никаких последствий.

10. В 1485 г. титул «Государь всея Руси» принял:

а: Иван III

б: Александр Невский

в: Дмитрий Донской

г: Владимир I

11. Двуглавый орел на российском гербе появился при:

а: Иване Грозном

б: Петре Великом

в: Дмитрии Донском

г: Иване III

Первое нашествие Батыя на Русь состоялось в

а: 1147 г

б: 1237г.

в: 1380 г.

г: 1480 г.

13. Сборник законов, принятый в XV в., сыгравший большую роль в централизации Российского государства:

а: «Русская правда»

б: «Соборное уложение»

в: «Судебник»

г: «Табель о рангах»

14. Грамота «На великое княжение», получаемая русскими князьями от ханов Золотой Орды называлась :_____________________

15. Куликовская битва состоялась в:

а: 1280 г.

б: 1380 г.

в: 1240 г.

г: 1480 г.

Семинар 5.

РОССИЯ В ПЕРИОД ЦАРСТВОВАНИЯ ИВАНА ГРОЗНОГО.

СМУТНОЕ ВРЕМЯ

Цели и задачи семинарского занятия:

Реконструировать портрет первого русского царя Ивана Грозного, как личности и политика. Выявить причины неоднозначной оценки его в истории. Рассмотреть внутреннюю и внешнюю политику Ивана Грозного и ее последствия для истории России. Выявить причины смутного времени и его последствия. Охарактеризовать особенности культуры в данный период.


План и регламент семинарского занятия:

I. Введение. 5 мин.
II. УЧЕБНЫЕ ВОПРОСЫ
1. Иван IV Грозный: судьба царя – судьба страны. 10 мин.
2. Первый период царствования Ивана IV. Реформы Избранной Рады (цели и итоги). 20 мин.
3. Опричнина: цели, сущность и последствия. 20 мин.
4. Внешняя политика Ивана Грозного (цели, направления, итоги). 10 мин.
5. Русская смута: причины, этапы, действующие лица и политические альтернативы. 40 мин.
6. Земский собор 1613 г.: начало династии Романовых 10 мин.
III. ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ 5 мин.
Итого 120 мин.

Учебно-материальное обеспечение семинара:

— Презентации по теме.

— Плазменный телевизор и компьютер.

— Наглядный материал в виде исторических карт, схем и т.п.

Темы докладов и сообщений:

1. «Избранная Рада» — неформальное правительство Ивана Грозного.

2. Опричнина Ивана Грозного в оценках современников и потомков.

3. Феномен самозванничества и русские самозванцы.

4. Медицина эпохи Ивана Грозного.

5. Культура в XV – XVI вв.

Основная литература:

1. Зуев М.Н. История России: учебное пособие. Рекомендовано Мин.образования / М. Н. Зуев. -М.: Высшее образование, 2008. С. 89 – 119, 143 – 154.

1. Дополнительная литература:

1. Краткий исторический словарь / А. А. Данилов. — М. : Проспект, 2009.

2. Отечественная история : учебно-методическое пособие / И. И. Николаева, О. Ю. Кузьмина. — Новосибирск : Сибмедиздат НГМУ, 2011.

3. История отечества : учебно-методическое пособие для студентов НГМУ очной формы обучения / И. И. Николаева, А. Г. Шатов, А. Ю. Охотников . — Новосибирск : Сибмедиздат НГМУ, 2013. С.46-52.

Рекомендуемая литература по теме:

1. Ахиезер А. История России: конец или новое начало? М., 2008.

2. Гумилёв Л.Н. История как форма движения энергии. М.: АСТ, 2008 и др. издания.

3. История России / А.С. Орлов и др. М., 2010.

4. История России с древнейших времен до наших дней / А.Н. Сахаров и др. М.., 2010.

1. Карамзин Н. М. История государства Российского. М.: Эксмо, 2010 и др. издания.

2. Ключевский В. О. Полный курс русской истории. СПб.: Астрель-СПб, 2010 и др. издания.

3. Кобрин В. Б. Иван Грозный: Избранная рада или опричнина. — М., 1986 и др. издания.

4. Костомаров Н.И. Русская история в жизнеописаниях её главнейших деятелей.- М., 2005 и др. издания.

5. Максимов Ю. История России. Краткий курс для поступающих в вузы: учебное пособие. М., 2010.

5. Платонов С.Ф. Полный курс лекций по русской истории. М.: АСТ, 2008 и др. издания.

6. Скрынников Р.Г. Россия в начале XVII века. Смута. — М.: Издательство: Мысль, 1988 и др. издания.

7. Скрынников Р.Г. Василий Шуйский. М.: АСТ, 2002 и др. издания.

8. Скрынников Р.Г. Три Лжедмитрия.- М.: АСТ, 2003 и др. издания.

9. Соловьёв С. М. История России с древнейших времён. М.: Эксмо, 2009 и др. издания.

10. Татищев В. Н. История Российская. Ч. 1 – 4. М., 2011 и др. издания.

Задание для самостоятельной работы(выполняется в тетради в виде конспекта):

1. Заполнить таблицу «Политика Ивана IV и Избранной Рады»:

Политические события Основные мероприятия и их содержание Значение и последствия
1. Принятие титула «царь» (1547 г.) Коронация в Успенском соборе Московского кремля. — Повышение внешнеполитического статуса государства. — Укрепление центральной власти. — …
2. Создание основ сословно-представительной монархии
3. Реформы центрального управления 1. Создание приказной системы управления. 2.…
4. Реформы местного управления
5. Военная реформа
6. Внешнеполитическая деятельность — Установление русско-английской торговли через Архангельск. 2.…
7.

2. Заполнить таблицу «Периоды Смутного времени»:

Период Кто у власти (претендует на власть) Основные события Последствия для страны
1.
2.

Задания для самоконтроля(выполняется в виде решения тестовых заданий):

1. Порядок занятия должностей по знатности происхождения в древнерусском государстве:

а: местничество

б: кормление

в: полюдье

г: пожилое

2. Территория, выведенная в середине XVI в. из-под управления Земским Собором и Боярской Думы:

а: опричнина

б: Государев двор

в: земщина

г: посад

3. Царь, впервые избранный на Земском Соборе:

а: Михаил Романов

б: Борис Годунов

в: Василий Шуйский

г: Алексей Михайлович Романов

4. Великая Смута в России происходила в:

а: начале XVII в.

б: в XVIII в.

в: в XV в.

г: в XIX в.

5. Годы правления Ивана IV:

а: 1505-1533гг.

б: 1533-1584гг.

в: 1584-1598гг.

г: 1598-1605гг.

6. Первый русский царь был венчан на царство в:

а: 1547 г.

б: 1682 г.

в: 1487 г.

г: 1359 г.

7. «Избранной радой» во времена Ивана IV называли:

а: Земский собор

б: Боярскую Думу

в: неформальный кружок реформаторов при царе

г: оппозиционную группу бояр

8. Сословно-представительная монархия в России оформилась:

а: в конце XV в. при Иване III

б: в середине XVI в. при Иване IV

в: при Петре I

г: при Александре I

9. В ходе реформы местного управления в 50-х гг.XVI в. полномочия были переданы:

а: наместникам

б: губернаторам

в: губным и земским старостам

г: воеводам

10. «Служилые люди по прибору» — это:

а: дворяне

б: стрельцы

в: наемные иноземцы

г: дети боярские

11. Опричнина была введена Иваном Грозным в:

а: 1550г.

б: 1564г.

в: 1565г.

г: 1572г.

12. Храм Покрова Богородицы на Рву (Василия Блаженного) был построен в честь:

а: взятия Казани

б: взятия Астрахани

в: покорения Сибири

г: в память о погибших в Ливонской войне

13. «Заповедные лета» — это:

а: срок сыска беглых крестьян

б: запрещение вести междоусобные войны и местнические споры

в: запрещение крестьянских переходов от одного землевладельца к другому

г: период, в который крестьяне могли совершить переход от одного владельца к другому за неделю до и после Юрьева дня

14. Казань и Астрахань были присоединены к России:

а: в XVIII в. Петром Великим

б: в XV в. Иваном III

в: в. XVI в.Иваном Грозным

г: в XVIII в. Екатериной Великой

15. Ополчение под руководством К. Минина и Д. Пожарского освободило Москву от польских оккупантов в:

Смотреть что такое «Местничество» в других словарях:

  • местничество — ведомственность, узковедомственность Словарь русских синонимов. местничество сущ. • ведомственность Словарь русских синонимов. Контекст 5.0 Информатик. 2012 … Словарь синонимов

  • МЕСТНИЧЕСТВО — МЕСТНИЧЕСТВО, система распределения служебных мест в русском государстве с 14 15 вв. при назначении на военную, административную и придворную службу с учетом происхождения, служебного положения предков и личных заслуг. Отменено в 1682. В… … Современная энциклопедия

  • МЕСТНИЧЕСТВО — система распределения служебных мест в Русском государстве с 14 15 вв. при назначении на военную, административную и придворную службу с учетом происхождения, служебного положения предков человека и его личных заслуг. Отменено в 1682. В… … Большой Энциклопедический словарь

  • МЕСТНИЧЕСТВО — МЕСТНИЧЕСТВО, система распределения служебных мест в Русском государстве. Складывалась с 14 15 вв. при назначении на военную, административную и придворную службу с учётом происхождения, служебного положения предков человека и его личных заслуг.… … Русская история

  • Местничество — 1) система распределения служебных мест в Русском государстве с 14 15 вв. при назначении на военную, административную и придворную службу с учетом происхождения, служебного положения предков человека и его личных заслуг. Отменено в 1682. В… … Политология. Словарь.

  • Местничество — МЕСТНИЧЕСТВО, система распределения служебных мест в русском государстве с 14 15 вв. при назначении на военную, административную и придворную службу с учетом происхождения, служебного положения предков и личных заслуг. Отменено в 1682. В… … Иллюстрированный энциклопедический словарь

  • МЕСТНИЧЕСТВО — в Русском государстве с XIV XVII вв. система распределения служебных мест при назначении на военную, административную и придворную службу с учетом происхождения (знатности рода) и служебного положения предков человека, а также прецедентов его… … Юридический словарь

  • Местничество — принятие органами местного управления решений, идущих в разрез с интересами государства, общества в целом. Словарь бизнес терминов. Академик.ру. 2001 … Словарь бизнес-терминов

  • МЕСТНИЧЕСТВО — , местничества, мн. нет, ср. (ист.). В Московской Руси 15 17 вв. порядок замещения государственных должностей боярами в зависимости от знатности рода и степени важности должностей, занимавшихся предками. Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков … Толковый словарь Ушакова

  • МЕСТНИЧЕСТВО — МЕСТНИЧЕСТВО, а, ср. 1. В России в 1417 вв.: порядок замещения должностей в зависимости от знатности рода и от того, какие должности занимали предки. 2. Соблюдение своих узкоместных интересов в ущерб общему делу. Проявлять м. | прил. местнический … Толковый словарь Ожегова

  • МЕСТНИЧЕСТВО — англ. regionalism; нем. Beschranktheit, lokale. Деятельность, направленная на обеспечение по преимуществу локальных, местных интересов в ущерб более широким (региональным, государственным и т. д.). Antinazi. Энциклопедия социологии, 2009 … Энциклопедия социологии

Добавлено в закладки: 0

Что такое местничество? Описание и определение понятия.
Местничество – на Руси в средние века так назывался порядок распределения служебных мест, когда принималось во внимание служебное положение и происхождение предков. Местничество способствовало монополизации князьями и боярами власти и мешало выдвижению поместного дворянства, невзирая на то, что именно поместное дворянство было опорой московских государей в укреплении и создании централизованного государства.

Рассмотрим, более детально, что значит местничество.

История появления местничества

Ме́стничество является системой распределения должностей зависимо от знатности рода, которая существовала в Русском государстве. Местничество было отменено приговором Земского Собора 12 января 1682 года.

К появлению местничества были некоторые исторические предпосылки. Образование государственного аппарата с конца пятнадцатого века производилось по принципу местничества, воспринятому в значительной степени из польско-литовского законодательства. Система местничества основывается на критериях знатности происхождения (чем выше были предки претендента, тем более высокий пост он мог занять в государственной иерархии). Эта практика боярство превращала в замкнутую корпорацию, подменяла сословными общесоциальные интересы. Кроме знатности лица (принадлежности его к определённой фамилии) учитывалось и положение претендента в своем роде. Старшие в роду имели преимущество. Значение имели заслуги предков — сын боярина, который проявил себя на службе, имел перед своим же двоюродным братом приоритет, чей отец не прославил себя никаким образом. Даже бояре, которые приглашены к царскому столу, сидели соответственно со своими титулами. Между аристократами зачастую появлялись «местнические споры» — кто имеет право на должность, кто знатнее. Эти споры разрешал обычно сам царь с участием чиновников Разрядного приказа.

Система местничества в 1682 году отменялась приговором Земского Собора, для укрепления вооружённых сил правительством Фёдора Алексеевича.

Недостатки и достоинства

Оценки местнической системы у историков обычно негативные, так как подбор служилых людей по знатности, а не по личным талантам и способностям, значительно ухудшал эффективность кадровых решений.

Вместе с тем, историк Володихин Дмитрий считает, что невзирая на очевидные изъяны, местничество как-то примиряло служилых аристократов, определяя, кому можно претендовать на какой должностной уровень. Знать Русского государства включала в себя старомосковскую аристократию, княжеские роды из беглых литовско-русских князей, присоединённых русских земель и татарских царевичей. По мнению исследователя, без контролирующей системы знатные люди то и дело устраивали бы перевороты и усобицы, споря за место возле кормила власти. Таким образом, местничество оберегало русское государство от внутренних тяжёлых войн.

Местничество — это право на занятие определённых должностей в государстве в зависимости от знатности, на которое влияет знатность и служебное положение предков, а также их заслуг перед Московским великим князем.

Суть местничества

Под этим определением следует понимать порядок служебных отношений, который в пятнадцатом и шестнадцатом веке сложился между родословными фамилиями в Московском государстве.

В период правления Ивана Грозного были осуществлены военные реформы, по этой причине достаточно весомо ограничили и местничество. Получение поста в армии предопределялось местническими счетами, то есть взаимными соотношениями между отдельными княжескими или боярскими фамилиями, а внутри фамилий бояр— взаимными соотношениями между отдельными членами этих фамилий. Это считалось привилегией, поэтому понятное дело, что знать феодалов поступаться этим не хотела.

Следовательно, командование армии лишалось возможности оперативного руководства властями, так как на посты назначались не политическими соображениями, а местнической иерархией. В такой ситуации трудно было надеяться на успех. В силу этого, царь Иван Грозный приказал изменить этот порядок: «во всяком разряде не местничатися, кого с кем куды на пошлют, чтоб воиньскому делу в том порухи не было».Видя в этом явную проблему, такое распоряженеии было своевременным. Но отменено местничество было решением Земского Собора лишь более сто лет спустя, 12 января 1682 года. И сделано это было с целью укрепить вооружённые силы при правлении царя Фёдора Алексеевича. Местнические книги были сожены в 1682 году по приказу этого русского царя.

Местничество превращало бояр в закрытую корпорацию. Бояре, как правило, больше тратили времени и сил не на продвижение дел государя и государства, а на выяснение своего положения перед царём, в глазах друг друга. Например приглашённые к царскому столу бояре, сидели последовательно и соответственно своим титулам. И известно, что между этими аристократами давольно часто возникали «местнические споры» — допустим, кто знатнее или кто имеет право на ту или иную почетную должность. Возникающие споры приходилось решать, как правило, самому царю, привлекая для этого чиновников Разрядного приказа. Проходят века, а атмосфера в высших эшелонах власти остаётся неизменной.

Известно, что некоторые историки выступают за положительные моменты в проявлении местничества при дворе. В так называемую знать Русского государства входили старомосковские аристократы, княжеские роды из присоединённых русских земель, беглые литовско-русские князья и те, кто служили татарским царевичам. Понятно, что такое положение вещей соответственно не устраивало местную аристократию, которая привыкла к своему исключительному положению вокруг великого московского князя. Жители Москвы всячески пытались оттеснить служилых княжат и их бояр от важных служб. По правде говоря в полной мере осуществить им это не удалось, однако со временем появляется система родовых счетов, а это способствовало установлению относительного равновесия среди семей, которые теперь входят в состав знати. Помимо этого такая система могла защитить их от претензий тех, кто остался за пределами высшего сословия. Так например историк Дмитрий Володихин, считает что такое положение примеряло аристократию, и уберегало государство от тяжёлых междуусобных войн. А вот другой русский историк С.М. Соловьёв отметил, что ещё одной весомой причиной появления местничества на Руси является то, что русская аристократия в значительно меньшей степени была привязана к конкретной территории, чем аристократия западноевропейская. Так как у западной аристократии к их именам присоединялось название территории, а на Руси имена предков. Вот как историк это комментирует: «Каким был действительно главный интерес боярина на Руси, так это было выражено в его имени: к имени, полученному при рождении или на момент крещения, он прибавлял имена своих отца деда и прадеда, он носит с собою свое родословие и крепко стоит за то, чтоб его роду не было порухи, унижения; отсюда понятно становится нам явление местничества -родовой интерес господствует». Очевидна крайне запутанная и сложная система, которая постоянно приводила к частым спорам и распрям. Местничество само по себе делало бояр неспособными к общему делу, к дружной деятельности в каком-либо направлении. Вот лишь один пример: во время Смутного времени московская боярская верхушка фактически предала Русь, е если бы не помощь из Нижнего Новгорода, то не было бы спасения. Конечно по этому вопросу спорят уже давно, но очевидны два момента: во-первых то, что царям было это невыгодно, так как не позволяло им контролировать власть в полной мере, но в то же время во-вторых это позволяло им ослаблять и разобщать аристократию. Истина, вероятно, где -то посередине. Даже спустя годы после отмены местничества не прекращались столкновения на почве родовой чести. С проявлением этого зла приходилось бороться и Петру I, который был вынужден часто напоминать об «отставке тех прежде бывших мест и разрядных споров отеческих», и он угрожал ослушникам истязаниями и казнями «по настоящему суду».

Рычаги управления и регулирования в государстве сегодня

Конечно, ни одно государство не будет отказываться от рычагов управления и регулирования, так как важнее всего их умелое использование.

В настоящее время для управления государством характерны следующие способы:

  1. общенормативное регулирование в отличие от индивидуально-распорядительного и регулирования прошлых лет. Управление на основе законодательства, приходит на смену командному и оперативному воздействию;
  2. использование методов официального признания хозяйствующих и иных субъектов;
  3. введение лицензирования субъектов и их деятельности;
  4. установление порядка осуществления видов хозяйственной деятельности;
  5. налогообложение;
  6. введение стандартизации продукции, работ и услуг;
  7. поддержка и стимулирование предпринимательства;
  8. проведение надзорных функций.

В административном, финансовом законодательстве должны быть закреплены правовые режимы осуществления этих и подобных им функций.

Для примера основных методов государственного управления и применения их на практике можно использовать Положение о Министерстве сельского хозяйства Российской Федерации. В этом положении указано, что Минсельхоз является центральным органом государственного управления сельским хозяйством государства и подчинено непосредственно Правительству.

В целях проведения единой государственной аграрной политики, направленной на обеспечение населения продуктами питания, а промышленности – сырьем, увеличение экспортных возможностей аграрного сектора в условиях развивающихся рыночных отношений Министерство:

  • обеспечивает разработку приоритетных государственных (национальных) программ развития отраслей сельского хозяйства и участие в их реализации;
  • подготовку проектов, законодательных актов и нормативных документов по аграрным вопросам;
  • содействие разгосударствлению и приватизации, а также демонополизации в агропромышленном комплексе (АПК);
  • развитие разнообразных форм хозяйствования и пр. управление сегодня связано с работой профессионального персонала.

Перспективы улучшения государственного контроля

Соответственно важным и актуальным является регулирование государственной службы и борьба с коррупцией и бюрократией. Такое управление является целенаправленным воздействием, и рассчитано на получение результатов. Для того чтобы иметь управлению контроль, важна такая ориентация. Данное назначение является гарантией целостностной мощи страны. Наше государство в настоящее время переживает момент, когда разрабатывается новое направление развития, но усилия и действия по его реализации крайне неэффективны. Набирающие силу сепаратизм и местничество с одной стороны, потом дурные традиции “командовать сверху” – с другой, всё это усугубляют эти тенденции. Следствие таких проявлений – неизбежное ослабевание государственности. Вот почему контроль, является мощным средством в преодолении указанных выше кризисных явлений и соответственно способствует укреплению государства. Важно отметить, что государственный контроль нельзя назвать атрибутом лишь одного политического режима. Контроль всегда присущ любому государству, которое стремится обеспечить реализацию политики, законодательства, защиту интересов государства.

Контроль в нашей стране рассматривается как одна из основных функций государства.

Он призван:

во-первых, выступать как постоянно осуществляемая государственная деятельность не одного а всей системы органов государства;

во-вторых, появляется возможность создать достаточно стройную, динамичную, неутяжеленную систему государственного контроля, которая охватит все его виды;

в-третьих, важно придавать контролю демократический гласный характер, позволить участвовать в нём общественности;

в-четвертых, государственный контроль не должен быть самодовлеющим институтом, а является инструментом эффективного решения государственных, экономических, социальных задач;

в-пятых, добиватся высоких показателей качества контроля можно при помощи правового контроля, основанного на законодательстве, которое исключает произвольные действия, жесткость и ничем не ограниченное усмотрение.

Есть ли местничество сегодня?

Обсуждая перспективы улучшения государственного контроля, можно сделать логический вывод, что государственный контроль будет эффективным только тогда, когда в его системе начнут трудиться высококвалифицированные специалисты и его защитят мощной правовой основой. К тому же, вышеупомянутые формы и методы государственного управления станут более совершенными, если будут основываться на глубоком и систематическом изучении ситуации. По этой причине отметим, что сегодняшнее государственное управление имеет потребность не только в совершенных методах контроля, но и в улучшении деятельности по использованию полной и достоверной статистической и тематической информации .

Конечно, в силу современной демократизации общества, о проблемах российской экономики говорят открыто. В целом отмечают и непрозрачность, и местничество, и неэффективность судебной системы, но, увы, пока это только лишь разговоры.

Мы коротко рассмотрели местничество и его историю возникновения, суть, а также достоинства и недостатки.

Местничество в истории и причины его отмены

Местничество — это специфическая система распределения должностей на Руси в Средние века. При получении служебного места брали во внимание знатность рода. Это породило монополизацию, которая давала способность получать высокие места только князьям и боярам, оставляя ни с чем поместных дворян являющихся опорой Русского государства и становлением централизованной системы в стране. … Вконтакте Facebook Twitter Google+ Мой мир Оглавление:

  • История появления местничества
  • Оценка местнической системы в истории
  • Основные проблемы местничества
  • Использование системы местничества сегодня
  • Заключение

Местничество — это система, позволяющая распределить должности в зависимости от знатности рода и служебного положения родственников. Появилась такая система ещё в начале XV века, но продержалась сравнительно недолго. 12 января 1682 года, местничество было отменено приговором Земского Собора.

Это интересно: битва на реке Сить — предпосылки, ход сражения, последствия.

Предпосылок к появлению местничества в Средние века было много. Основную роль сыграли перенятые элементы из польско-литовского законодательства. Именно там впервые стали активно развивать передачу власти по наследству или получение должности согласно знатности рода. Иерархия распределения должностных ролей запутана, из-за чего часто среди родственников вспыхивали скандалы, которые мог разрешить только царь с участием чиновников разрядного приказа.

Выделяют несколько критериев, оказывающих большое влияние на получение высокой должности.

  1. При распределении должностных мест учитывался возраст. Например, старший брат или сестра всегда имел приоритет при получении высокого служебного места.
  2. Положение на службе давало право иметь больший приоритет для продвижения по карьерной лестнице. Если человек проявил себя во время службы в армии или на работе, он получал незначительный перевес перед родственниками. Этот фактор учитывался, если члены семьи находятся в равном положении.
  3. Основную роль играла фамилия. В зависимости от занимаемой служебной ступени родственниками распределялись должности между остальными членами семьи.

Эта система была отменена 1682 году приговором Земского Собора по приказу Фёдора Александровича и причиной этому послужила борьба за укрепление вооружённых сил России.

Это интересно: Русская правда Ярослава Мудрого.

Оценка местнической системы в истории

Большинство историков склоняются к негативному влиянию местничества на развитие Русского государства, так как служебные места распределялись по знатности. Таким образом, большая часть контролирующих мест в государстве занимали люди, которые не имели способностей или талантов при руководстве страны. В истории есть немало примеров, когда глупость людей высокого сословия приводила к большим проблемам. Местничество также позволяло практически гарантировать высокое место людям из знатного рода и поэтому многие не проявляли должного старания в достижении высокого положения и обучению контролю государством.

Даже несмотря на большие отрицательные качества такой системы, находятся и положительные стороны. Местничество в каком-то роде примиряло аристократов из разных государств. На рубеже XV—XVII века аристократия состояла из татарских царевичей, русских князей, появившихся при присоединении новых земель, и литовско-русских беглых бояр. Каждый из них благодаря системе знал должность, которую он займёт, и что перейдёт по наследству благодаря знатному имени семьи. Подобное распределение должностей исключало множество споров и конфликтов, которые могли бы возникнуть среди людей различных по характеру, национальности и менталитету.

Это интересно: Ништадтский мир — условия и история подписания договора.

Основные проблемы местничества

Первая проблема, которая привела к ограничению системы местничества, связана с военными реформами. Они были проведены при правлении Ивана Грозного. При системе местничества посты в армии занимали согласно родословной, что негативно сказывалось на боевой подготовке. Многие члены семьи, получившие пост по наследству, не представляли, как руководить армией и тем более воевать. Первые поправки в этой системе коснулись как раз распределения должностей в русской армии. Иван Грозный запретил использовать местничество и оставил эту систему только политической системе, но и тут были свои проблемы.

Бояре, призванные на службу согласно своей родословной линии, перестали поддерживать и развивать государство. Основное время уходило на семейные споры и выяснение положения перед царём. Как правило, местническая система определяла даже место за столом с русским государем, и многие отстаивали свою позицию по этому вопросу, доказывая своё более высокое положение. Споры приходилось решать царю и в какой-то момент таких «местнических споров» стали слишком много.

Подобные негативные стороны местнической системы приводили к тому, что она теряла свою весомость при распределении должностей. Такому повороту событий способствовал и русский государь, который постоянно вносил свои поправки. В какой-то момент местничество полностью утратило свою работоспособность, но официально оно было отменено только через 100 лет, 12 января 1682 года решением Земского Собора. Все книги, которые описывали системы местничества, были сожжены в том же году.

Использование системы местничества сегодня

Современные государства официально не используют и негативно относятся к использованию местничества, но есть и неофициальное распространение. В большинстве стран СНГ на неофициальном уровне происходит передача власти или служебных мест по наследству. Это нарушает не только имидж государств, но и приводит к ухудшению работы в различных сферах. Например, если отец был первоклассным хирургом, это не значит что его сын или дочь будут иметь такие же знания и талант. Передача служебного положения по родословной негативно сказывается на работе и успехе самого человека, ведь груз ответственности и ожиданий после родственника возрастает.

В России с подобной проблемой борются такими путями, как:

  • привлечением молодых специалистов сразу после получения необходимого образования;
  • контролем качества выполненной работы.

Бывает даже что фирмы или государственные организации принимают на работу только 1–2 человек с семьи.

Изучая историю России обязательно нужно знать определение, когда было создано и причины отмены местничества. Википедия, различные литературные издания, видеоматериалы и мнения множества историков помогут шире разобраться в этом вопросе и, возможно, раскрыть свою точку зрения по этому вопросу.

Когда появилось местничество и что это такое

В 15 веке появилось понятие местничества как закрепление места службы за представителями знатных семей, возникшее в период феодализма. Систему, которая позволила распределять назначения на должность с учетом знатности семьи и продвижения родни по службе, стали называть местничеством.

Термин получил распространение из-за появления традиции считаться чинами и местом за столом государя. Оно просуществовало с конца 15 века до января 1682 года. Было отменено решением Земского Собора. Значительную роль в появлении механизма распределения чинов сыграло польско-литовское законодательство.

Именно в нем активно развивалось понятие передачи наследственной власти, а также присвоение должности в соответствии со знатностью рода. Википедия подчеркивает, что иерархические элементы распределения места были прописаны так запутанно, что часто были причиной раздора между родственниками. Погасить скандал мог только царь при участии чиновника из разрядного приказа.

Предпосылки возникновения местничества

После потери удельных княжеств Рюриковичи отправились в Москву, чтобы занять значимое положение при дворе. Следом за господами в столицу приехали бояре из различных мест.

Сложившиеся обстоятельства не устраивали московскую аристократию, которая всегда занимала исключительное положение возле великого князя. Уступать свои теплые места они не желали. Система ограждала их от претензий представителей более низкого сословия.

С появлением родовых счетов удалось установить паритет среди знати.

Соловьев (русский историк) отметил, что важной причиной появления местничества стала слабая привязанность русской знати к определенной территории в отличие от западноевропейских аристократов.

Принципы местничества

В конце 15 века сложились принципы формирования государственного аппарата. Большое влияние приобрело местничество в стране. Выбор человека зависел только от семейного положения. Учитывалась родовитость, знатность. Способности и талант не имели значения. Со временем уровень управления и контроля над государством потерял эффективность.

Однако от такого подхода была и польза. Он позволял примирить дворянство. Каждому строго предписывалось, какой чин он сможет получить, а о какой должности не стоит даже мечтать, если «на роду не написано». В этот период между представителями элиты царили междоусобицы и конфликты.

Чтобы понять, что такое местничество, следует обратить внимание на то, что аристократы были способны вступить в затяжную внутреннюю войну в любой момент.

Для получения высокой должности учитывались следующие критерии:

  1. Возраст. Приоритет при назначении получал старший брат либо сестра.
  2. Способность проявить себя на службе. Если в армии один из родственников проявлял себя с лучшей стороны, то он имел больше возможностей получить высокую должность при прочих равных условиях.
  3. Ведущая роль в назначении была за фамилией. Высокое положение одного из родственников давало возможность распределять лучшие места среди остальных членов семьи.

Система назначений на должность была специфической. Получение места зависело от предписанного разрядной книгой. Знатность рода позволяла занимать высокую должность в отличие от поместного дворянства, которое стало основой для становления централизованного управления государством.

В России эта сложная, запутанная система приводила к затяжным распрям. Разбирались тяжбы царем совместно с Боярской думой. Отсутствовала сплоченность для осуществления общего дела. Примером стало Смутное время, когда московская боярская элита стала на путь предательства. Система постепенно проникла в купеческую среду и городовые чины. Впоследствии причины отмены местничества обосновывались наличием в госаппарате значительного количества глупых личностей.

Обратите внимание! Очевидным недостатком системы стали назначения неспособных и непригодных для военных и государственных должностей людей. Выбор делался в пользу знатности и положения отца и деда.

Механизм назначений позволял боярам занимать государственные должности в зависимости от значимости своей фамилии. Расцвет такого подхода к назначениям приходится на 15-16 века. Чем выше была должность предка, тем больше возможностей открывалось перед представителем рода. Окончательно порядок назначений сложился при князе Московском в 16 веке после того, как исчерпала себя удельная система. На места в иерархической лестнице чинов претендовали бояре с учетом послужного списка предков.

>Полезное видео: что такое местничество?

Оценка системы в истории

Устоявшаяся система местничества неоднозначно толкуется в историческом процессе. Считается, что правила назначений в зависимости от родовитости ослабляли царя. В тоже время, приверженцы другого взгляда на исторический процесс убеждены, что оно было оружием в руках царя для разобщения аристократии. В период 15-17 веков аристократы были представлены:

  • русскими князьями;
  • татарскими царевичами;
  • литовскими беглыми боярами.

Споры по поводу выгодных должностей, особенно при назначении воевод, влияли на боеспособность войск. Одним из первых, кто оценил опасность местнических тяжб, был Иван Грозный. По его повелению воинству сообщили о запрете оспаривания чина воеводы в период военных походов.

Местничество

Среди положительных сторон местничества историки выделяют:

  1. Возможность примирить представителей аристократии различных государств. Должность, которую занял каждый из них, переходила по наследству.
  2. Исключались споры и конфликты по национальному признаку, характеру и менталитету.

Большая часть историков дает негативную оценку местнических процессов в развитии государства. Принцип распределения должностей в зависимости от знатности фамилии привел к тому, что контролирующие должности заняли люди без способностей. Часто их глупость создавала неразрешимые проблемы.

Обратите внимание! Гарантия занять высокое положение независимо от своих талантов, не стимулировала к обучению и старательному отношению к управлению государством.

Отмена местничества

Середина 16 века стала периодом, когда Иван Грозный сделал ставку на развитие войска и дружины. Достигнув 18 лет, царь объявил о начале реформ. Перемены, которые были намечены в армии, касались каждого дворянина.

Теперь молодые дворяне служили там, где было целесообразно, без учета места, закрепленного за его родом. Результатом стала модернизация армии.

Это позволило быстрее поставить под ружье все войско, чем в предшествующий период. Армия эффективнее защищала границы, была расширена территория. На полное проведение реформы И.Грозного потребовалось более 100 лет. Вторая половина 17 века принесла понимание, что система местничества мешает развиваться государству, модернизироваться с учетом новых реалий. Однако полностью устранить проявления системы было сложно – мешала приверженность к традициям.

Когда правил царь Федор III была успешная попытка по отмене местничества. Он взошел на престол 15-летним юношей в 1676 году после смерти своего брата. О нем остались воспоминания, как о болезненном, но обладавшем глубокими знаниями, умном человеке. Он изучал западную историю, интересовался культурой и политикой. Владел языками, среди которых латынь, польский.

Тяжелая болезнь не помешала Федору III полностью удерживать власть в собственных руках. Его правление ознаменовалось отменой местничества на армейской службе. Если говорить кратко, необходимость отмены существующих правил возникла после окончания Крымской кампании, которая завершилась подписанием Бахчисарайского мира (1681 год). Молодой царь отметил значительный прогресс противника. Созвав государственный аппарат и военный совет, он объявил, что система назначений на должность устарела и необходимо проводить ее модернизацию.

Это интересно! После уничтожения разрядных книг была проведена кодификация дворянских родов, которая отразилась в родословных книгах.

Поддержка князя Голицына сыграла ключевую роль в реформе. Совет проходил в январе 1682 года. Когда была провозглашена воля царя об устранении системы назначений на должность по родовитости, ее объявили «богомерзкой». Сразу же сожгли разрядные книги и предали их забвению. Однако столкновения между дворянами и боярами продолжались и при Петре I. Он постоянно напоминал знати о прекращении разрядных списков и грозил судом, а также казнями. Быстрого сплочения элиты не произошло. Все объясняется вековыми устоями, которые крайне сложно побороть.

>Полезное видео: Что такое «местничество» и почему он такое прилипчивое

Вывод

Местничество в Википедии определяется, как система, созданная для формирования аппарата управления государством. Этот период характеризуется историками по-разному. Но все едины в том, что изучение местничества в России – ключ к пониманию необходимости введения новых, прогрессивных форм правления, реформ Петра I.

Что такое местничество? Определение, суть, введение и отмена в России

Определение местничества – система норм в социальной, служебной, бытовой среде знати, действовавшая в 15-17 веке в России.

В свое время московский князь объединил вокруг себя земли. Потомки былых владельцев этих земель стали частью правительственного класса. Именно бояре создали систему служебных отношений, которая известна как местничество. Кто такие бояре?

Боярство

В былые времена существовал Государев родословец. В нем были записаны представители важнейших служилых родов. Составлен родословец был при Иване Грозном. Именно на этот документ опирались при разбирательстве генеалогических споров.

Фамилии, которые находились в документе, стали называться родословными. Вот эта самая родословная знать стала именоваться московским боярством. Чтобы сохранить за собой право относиться к знати, необходимо было входить в родословный круг. Для этого среди предков должны находиться московские бояре, окольничие и прочие высшие чины.

Создание местничества

Обычай распределять места московских бояр за столом князя появился в 14-м веке. Сформировалось местничество к середине 16-го века. Система постоянно развивалась. В нее входили новые роды, которые возвышались по разным причинам.

Понять, что такое местничество, довольно сложно. Прежде всего необходимо разобрать принцип этой системы.

Принцип местничества

В современном мире при назначении лиц на службу учитываются такие факторы, как образование, опыт работы, личные качества и прочее. По-другому обстояло дело в 16-м веке на территории Московского царства.

Когда выбирали человека на замещение высшей должности, учитывались не личные качества претендента, а значимость его фамилии. Также важно было генеалогическое положение каждого представителя внутри своего рода.

Например, князья Одоевские ставились выше Бутурлиных. Поэтому представитель Одоевских получал должность выше. При этом старшие Бутурлины могли сравниваться с младшими князьями Одоевскими.

Немаловажное значение имело не только служебное положение предков, но и его давность. Другими словами, представитель знати, у которого дед был боярином, претендовал на более высокое назначение, чем лицо, у которого боярином был отец. Во внимание бралась только мужская линия.

Старшинство внутри рода работало по следующему принципу: младший брат на одну ступень ниже старшего. Из этой схемы получалось, что старший сын старшего брата в правах сравнивался с четвертым братом, то есть своим дядей. В некоторых случаях человек мог занять ступень выше, чем ему полагалась в иерархии.

На подавляющее большинство государственных должностей служащих назначали по нормам местничества. Следить за всеми назначениями и фиксировать их в специальной книге полагалось дьякам Разрядного приказа.

Теперь разберемся, что такое местничество, конкретнее.

В придворной сфере

Поскольку большинство лиц были связаны родственными отношениями с семьей царя либо были фаворитами, то за столом вместе с государем все рассаживались согласно этикету и церемониалу. Служащие одного чина размещались по местническому счету.

По-настоящему суть местничества раскрывалась во время подготовки к торжественным церемониям:

  • свадьба;
  • венчание на престол;
  • крестный ход;
  • прием послов;
  • посещение летнего дворца.

Служащие спорили за получение «места».

В военной службе

Чтобы понять, что такое местничество в полках, следует упомянуть Приговор о местничестве. Он был составлен в 1550 году при Иване 4-м Грозном. Но некоторые формулировки были настолько туманными, что вызывали множество споров.

В каждый полк ставили одного-четырех воевод. Главным считался первый воевода большого полка. Воеводы других полков стояли на ступень ниже. Во многих вопросах не было ясности. Например, не до конца определялось положение воеводы полка левой руки.

Кто решал конфликтные ситуации?

Множественные споры относительно местничества в России разбирались разными способами. Решить вопрос мог человек, который осуществлял назначение. Нередко в ситуации разбиралась боярская комиссия, которую назначал царь. В некоторых случаях правитель руководил комиссией.

Судьи занимались проверкой фактов по разрядным книгам, документам личных архивов, информации Разрядного приказа. Также собирались свидетельские показания, и сравнивался счет «мест» предков спорящих сторон.

На решение могли влиять не только высокие должности предков, но и сведения о низших службах, позорящих знатный род. Лицо, которое проигрывало спор, обвинялось в нанесении «бесчестья». Его приговаривали к выплате штрафа, формальному кратковременному аресту, называли «ослушником царской воли». Иногда применялись телесные наказания. Существовала такая форма наказания, как «выдача головой». Проигравшее лицо приходило под конвоем к победителю и публично просило прощения.

Неподчинение приговору могло повлечь за собой более суровые последствия. Конфликтные разбирательства могли тянуться годами, ничем не заканчиваясь. В редких случаях признавалось равенство сторон. Разбор споров откладывался во время военных действий.

Ограничение местничества

Подобная система существенно осложняла должностные назначения. Особенно тяжело было распределить «места» в полковых воеводствах. Лицо должно было соответствовать генеалогическим и разрядным требованиям. При этом следовало минимизировать вероятность возможных фамильных притязаний.

Чтобы исключить споры относительно важнейших должностей в полках, в 1550 году был оглашен приговор царя и Боярской думы. По нему некоторые должности были убраны из местнического счета, они объявлялись «без мест».

Идея местничества

Система местничества является строго консервативной и аристократической. Отношения между фамилиями, которые когда-то были установлены, не изменялись. Если отцы и деды стояли на определенной службе, их место занимали потомки.

Местничество не являлось фамильной наследственностью конкретных служебных должностей. Оно было наследственностью служебных взаимоотношений между фамилиями. Например, князь Одоевский мог занимать любую должность, но она должна была быть на ступень выше, чем у Бутурлина.

Политическое значение местничества

Введение местничества привело к тому, что положение бояр стало зависеть от службы их предков. Другими словами, политическое значение фамилии не зависело от усмотрения царя, личных заслуг лица либо его удач.

Если предки занимали определенную ступень, на ней же должны находиться и потомки. И менять этот порядок было не позволено. Повлиять на подобную иерархию не могла ни милость государева, ни личные таланты, ни заслуги перед государством.

В службе не существовало соперничества, поскольку все предопределялось родословной. Место не нужно было заслуживать, завоевывать, оно доставалось по наследству. Служивый человек не занимался собственной карьерой, он мог только выискивать для себя более выгодное «место», судиться за него в спорных ситуациях. Весь род следил за ним. В случае служебного выигрыша все его родичи повышались. В то время как служебная «потерька» понижала всех представителей рода.

Фамилия выступала как единое целое в служебных столкновениях. Ее интерес стоял превыше личных желаний и нравственных побуждений. Родовая знать устанавливала между своими представителями служебную солидарность, круговую поруку, взаимную ответственность.

Существует пример, который объясняет важность местничества для бояр. В 1598 году состоялся поход. В нем князь Репин-Оболенский занимал место ниже князя Сицкого. Он должен был добиться для себя пересмотра, но не стал этого делать, поскольку дружил с Сицким. Фамилия Оболенских обиделась на своего родственника. Они обратились к царю. Государь разобрал дело и вынес решение, что князь Репин-Оболенский понизил только себя перед родом Сицких, то есть род Оболенских от этого не опустится ниже своего отечества. Получается, что местничество защищало фамилию не только от произвола со стороны правителя, но и от необдуманных решений отдельных лиц.

Боярин мог лишиться имущества, быть изгнан, избит. Однако никто не мог заставить его занять «место» в управлении ниже своего отечества.

Повлиять на распределение мест не мог даже государь. Примером этому служит случай с Волконским. Когда он пожелал стать выше боярина Головина, суд посадил его в тюрьму. Дума приняла сторону родовитого Головина. То есть царь может обогатить своего служивого человека, но не может сделать его родовитым. Это под силу только предкам.

Недостатки местничества

Для понимания, что такое местничество, следует больше узнать о недостатках этой системы. Исследователи выделяют два основных пункта.

Во-первых, людей на государственную службу брали не по их качествам, а исключительно по происхождению. Никто не оценивал их служебную годность. Вместо послушных и способных людей на службу приходили породистые и часто бестолковые неслухи. Петр Великий считал эту систему вредительной.

Во-вторых, институт местничества негативно влиял на взаимоотношения как между фамилиями, так и внутри их. Соперничество вызывало зависть и неприязнь. Боярство занималось мелочным сутяжничеством, вместо того чтобы думать про общественную выгоду.

Местничество стало вредным не только для государства, но и для боярства.

С середины 16-го века время от времени начали объявлять «безместие». Чаще всего это происходило в военное время, хотя встречалось и в мирное.

Этапы отмены местничества:

  • в 1555 году при дворе во время отдельных дворцовых церемоний;
  • в 1598 году во время венчаний на царство, на свадьбах правителя;
  • в 1606 на свадьбе Василия Шуйского сожгли разрядную роспись;
  • вторая половина пятидесятых годов 16 века – упразднен институт наместников, введено воеводское управление в большей части городов;
  • в 1621 году введено «безместие» в посольской службе;
  • в 1649 году «безместие» введено в приказной службе.

Во второй половине 17-го века государев двор уже не мог удовлетворять потребности державы в кадрах. Поэтому было принято решение об окончательном упразднении института местничества. В новоучрежденных службах вводилось «безместие». В 1680 году система навсегда была отменена в войсках. Через год появился указ, который полностью отменял местничество. В 1682 году это подтвердилось на решении Земского собора.

В заключение

Местничество являлось ключевым элементом светской субкультуры Российского государства в 15-17-м вв. В этой системе вырабатывались нормы морали и этикета, а также историко-культурные генеалогические традиции.

Молодых дворян воспитывали так, чтобы они умели защищать свой род от посягательств со стороны. Местничество сыграло важную роль в развитии дворянского самосознания.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *