Конгресс в США

Добавлено в закладки: 0

Что такое конгресс? Описание и определение понятия.
Конгресс – это собрание или встреча ( в переводе с латинского) .

Значения термина конгресс

В современном языке чаще используется в связи с разными совещаниями, съездами, встречами, обычно, на международном уровне.

Конгресс – так в некоторых странах называют политические партии, парламент, в международных организациях – высший орган правления.

К примеру, в 1992 году на общественных началах создана неправительственная организация, которая призвана развивать деловое международное сотрудничество.

Международный конгресс промышленников и предпринимателей в настоящее время вобрал в себя участников 25 стран Европы и Азии. Конгресс США – парламент Америки, который состоит из двух палат и является одним из высших законодательных органов Америки.

Конгре́сс (лат. congredior, congressus sum — вместе сходиться) – название разных конференций, собраний, парламентов, съездов и политических партий в различных странах мира.

Рассмотрим, более детально, что значит конгресс.

Суть конгресса

Конгресс (слово происходит от латинского congredior, congressus sum — что означает сходиться вместе) — это название различных собраний, конференций, съездов, парламентов и политических партий в разных странах мира.

Самые известные исторические конгрессы

Парижский конгресс — многосторонние международные переговоры с целью завершения Крымской войны, увенчавшиеся подписанием Парижского трактата.

Венский конгресс 1814—1815 годов, международный конгресс, завершивший войны коалиций европейских держав против наполеоновской Франции; был созван по инициативе держав-победительниц — России, Англии, Австрии и Пруссии, к-рые и осуществляли фактич. руководство им. Венский конгресс создал новую систему международных отношений в Европе, основанную на господстве четырёх «великих держав» (России, Англии, Австрии, Пруссии), к которым в 1818 г. после вывода союзных войск присоединилась Франция.

Берли́нский конгресс — это международный конгресс (его созыв был вызван недовольством Великобритании и Австро-Венгрии), созванный для пересмотра условий Сан-Стефанского мирного договора1878 года, завершившего Русско-турецкую войну 1877—1878 годов. В конгрессе участвовали: Россия, Турция, Англия, Австро-Венгрия, Германия, Франция и Италия. Представители балканских государств были приглашены, но не допущены к работе. Завершился подписанием Берлинского трактата. Его основные положения оставались в силе вплоть до Балканских войн 1912—1913 годов. Заседания конгресса проходили в здании рейхсканцелярии в Берлине

Таким образом, конгрессы представляют собой одну из высших форм политического и научного сотрудничества.

Если говорить о научных конгрессах, то сам факт проведения научных конгрессов говорит о сформированности научного знания, о завершенном этапе его институционализации и востребованности обществом.

Конгресс США

Конгресс США – это парламент Соединенных Штатов Америки, являющийся высшим законодательным и представительским органом власти, структурно организованный по принципу двухпалатной системы, нижней Палаты представителей США, состоящей из 435 постоянных конгрессменов, занимающихся в основном разработкой законопроектов, и верхней палаты – Сената, состоящего из 100 сенаторов, осуществляющих одобрение нормативно-правового акта перед подачей его на утверждение президенту США.

Конгресс США, что это – это законодательный орган, один из трёх высших федеральных органов государственной власти США. Полномочия определены Конституцией США. Конгресс является двухпалатным, состоящим из Палаты американского конгресса и Палаты представителей. Заседает в Капитолии Вашингтона. Другими словами это парламент, осуществляющий на федеральном уровне законодательные функции. Конституция признает за ним юридически первое место в системе федеральных органов государственной власти.

Структура конгресса. Конгресс является двухпалатным, состоящим из Палаты конгресса США и Палаты представителей.

Председателем палаты представителей есть спикер. Под его руководством действуют должностные лица палаты — клерк палаты представителей, секретари, пристав, привратник, почтмейстер и эксперт по парламентской практике. Каждый из них имеет подчиненный ему аппарат. Согласно Конституции, председателем палаты конгресса США является вице-президент. Он лишен права голоса, но может вести заседания палаты.

В палате представителей лидер большинства избирается тайным голосованием (то есть по бюллетеням) на конференции партии, имеющей большинство депутатских мест. В иерархии палаты он — второе лицо после спикера, хотя и не является ее должностным лицом. Функции лидера большинства ни в одном из актов не определены. Но роль его достаточно весома. Он отвечает в первую очередь за планирование партийной стратегии, за единство фракции в законодательной деятельности, за связи с общественностью и прессой. Через него в основном осуществляются все контакты исполнительной власти с руководством палаты.

Cенат США. Организация партийных органов верхней палаты во многом совпадает с той, которая существует в палате представителей.

Конституция США – закон определяющий полномочия Конгресса Соединенных Штатов Америки.

Процедура деятельности конгресса . Порядок деятельности конгресса регламентируется Конституцией США, а также и отдельными законодательными актами.

Роль конгресса в управлении государством. Наиболее полно роль конгресса раскрывается в тех многочисленных функциях, которыми наделен он по Конституции США.

Если кратко перечислить функции, то они могут быть представлены в следующем виде :

  1. Принятие законодательства;
  2. Фрмирование бюджета и планирование финансов;
  3. Непосредственное участие в формировании аппарата исполнительной и судебной власти;
  4. Осуществление контроля за деятельностью правительственного аппарата;
  5. Осуществление квазисудебных функций;
  6. Урегулирование отношений между правительствами.

К данному перечню можно свободно добавить те функции, которые не отражены в Конституции государства, но благодаря которым во многом определяется роль конгресса. К неконституционным функциям можно отнести представительство партий, социальных прослоек и групп, общественных и профессиональных организаций; принятие участия в составлении мнения общества; выявления направленности политической линии развития и другие особенности.

Законотворчество. Акты конгресса по форме различаются на законы (билли), резолюции и приказы.

Законы всегда подразделяют на публичные билли и частные билли. Первые определяют как акты общего действия. Вторые называют актами индивидуального применения или локального действия. Говоря о резолюциях, то Конгресс может принимать три вида резолюций: совместные, совпадающие и простые. Совместные резолюции по факту не имеют особенного отличия от биллей ни что касается порядка их прохождения, ни по характеру их порядка. Довольно часто изменения в существующие законы были внесены совместными резолюциями, а вот изменения в совместные резолюции — законами. Как и билли, совместные резолюции предоставляются презоденту для подписи. В форме совместных резолюций принимаются проекты конституционных поправок. В тех случаях когда они бывают одобреными большинством в две трети голосов обеих палат они, без санкции президента, направляются законодательным собраниями штатов для ратификации. Характеризуя законотворческую деятельность конгресса, важно отметить: данная деятельность находится под значительным влиянием президента. Как правило президент определяет во многом не только программу законодательной деятельности, но и весь процесс законотворчества государства находится под его контролем.

Мы коротко рассмотрели конгресс и основные значения этого термина.

Парламент США

Парламент США Капитолий.

Конгресс США (англ. United States Congress) — законодательный орган, один из трех высших федеральных органов государственной власти США. Полномочия определены Конституцией США. Конгресс является двухпалатным, состоящим из Сената и Палаты представителей. Заседает в Капитолии в Вашингтоне.

Структура

  • Палата представителей насчитывает 435 участвующих в голосовании членов, каждый из которых представляет свой избирательный округ и переизбирается раз в два года. Места в палате представителей распределяются среди штатов на основе численности населения.
  • Сенат состоит из 100 членов, работающих шестилетний срок. Каждый штат имеет двух сенаторов, независимо от населения. Раз в два года, примерно одна треть Сената переизбирается.

Комплектование

Объединенная сессия Конгресса в Палате Представителей 28 января 2003 года

Обе палаты избираются путем прямых выборов.

C 3 января 2009 года вступил в полномочия 111-й созыв Конгресса.

Права

Конгресс имеет право:

  • устанавливать и взимать налоги, сборы, пошлины и акцизы, для того чтобы выплачивать долги, обеспечивать совместную оборону и всеобщее благоденствие Соединённых Штатов; причём все сборы, пошлины и акцизы должны быть единообразны повсеместно в Соединённых Штатах;
  • занимать деньги в кредит Соединённых Штатов;
  • регулировать торговлю с иностранными государствами, между отдельными штатами и с индейскими племенами;
  • устанавливать повсеместно в Соединённых Штатах единообразные правила натурализации и принимать единообразные законы по вопросу о банкротствах;
  • чеканить монету, регулировать ценность оной и ценность иностранной монеты, устанавливать единицы весов и мер;
  • предусматривать меры наказания за подделку ценных бумаг и находящейся в обращении монеты Соединённых Штатов;
  • создавать почтовые службы и почтовые пути;
  • содействовать развитию науки и полезных ремёсел, закрепляя на определённый срок за авторами и изобретателями исключительные права на их сочинения и открытия;
  • учреждать суды, нижестоящие по отношению к Верховному суду;
  • определять и карать акты пиратства, тяжкие преступления, совершаемые в открытом море, и преступления против права наций;
  • объявлять войну, выдавать свидетельства на каперство и репрессалии и устанавливать правила относительно захватов трофеев на суше и на воде;
  • формировать и обеспечивать армии, но ассигнования на эти цели не должны выделяться более чем на двухлетний срок;
  • создавать и содержать военно-морской флот;
  • издавать правила по организации сухопутных и морских сил и управлению ими;
  • предусматривать меры по призыву полиции для обеспечения исполнения законов Союза, подавления мятежей и отражения вторжений;
  • предусматривать меры по организации, вооружению и обучению полиции и руководству той её частью, которая может быть использована на службе Соединённых Штатов, сохраняя за штатами право назначения должностных лиц и организации подготовки полиции в соответствии с требованиями, предписанными Конгрессом;
  • осуществлять во всех случаях исключительные законодательные полномочия в отношении округа (не больше квадрата со стороной десять миль), каковой, будучи уступлен отдельными штатами и принят Конгрессом, станет местом пребывания правительства Соединённых Штатов; осуществлять подобную власть в отношении всех земель, приобретённых с согласия законодательного собрания штата, в котором эти земли находятся, для возведения фортов, постройки складов, арсеналов, верфей и других потребных сооружений;
  • издавать все законы, каковые будут необходимы и уместны для приведения в действие вышеперечисленных полномочий и всех других полномочий, предоставленных настоящей Конституцией правительству Соединённых Штатов или какому-либо департаменту или должностному лицу оного.

История

История Конгресса США начинается с Континентального конгресса, собравшегося в 1774 в Филадельфии. Первый двухпалатный конгресс современного типа был собран в 1789. В 1800 он переехал в здание Капитолия в Вашингтоне.

Комитеты и комиссии Конгресса

Существуют комитеты и комиссии каждой из палат Конгресса.

Одновременно действует четыре постоянных совместных комитета:

  • Объединённый издательский комитет (U.S. Congress Joint Committee on Printing);
  • Объединённый комитет по Библиотеке Конгресса (U.S. Congress Joint Committee on the Library);
  • Объединённый комитет по налогообложению (U.S. Congress Joint Committee on Taxation);
  • Объединённый экономический комитет (U.S. Congress Joint Economic Committee).

Также каждые четыре года для проведения инаугурации Президента США создаётся Объединённый комитет Конгресса США по церемонии инаугурации (U.S. Congress Joint Committee on Inaugural Ceremonies).

Службы Конгресса

Основная статья: Вспомогательные агентства при Конгрессе США

  • Бюджетная служба Конгресса (Congressional Budget Office, CBO)
  • Библиотека Конгресса (Library of Congress, LOC)
    • Управление по защите интеллектуальных прав собственности в США (U.S. Copyright Office)
  • Управление общего учёта (Government Accountability Office, GAO; бывшее the General Accounting Office)
    • Главный ревизор США (Comptroller General of the United States)
  • Типография Правительства США (U.S. Government Printing Office, GPO)
  • Архитектор Капитолия (Architect of the Capitol)
    • Ботанический сад США (U.S. Botanic Garden)
  • U.S. Congress Office of Compliance

Текущие события

[http://newsru.com/world/08nov2006/usa_elections.html#1 На выборах в Конгресс 4 ноября 2008 г. убедительную победу одержала Демократическая партия США. Демократы получили 257 мест (из 435) в Палате представителей и 56 мест (из 100) в Сенате США.

3 января 2009 г. Конгресс США 111-го созыва вступил в свои полномочия.

> См. также

  • Список сенаторов США
  • Список сенаторов США в 2004—2006 годах

Ссылки

  • Томас. Официальная база данных американского законодательства (англ.)
  • Официальный сайт Сената США (англ.)
  • Официальный сайт Палаты представителей США (англ.)
  • Коррупционные скандалы в Конгрессе США

Страны Северной Америки: Парламенты

Антигуа и Барбуда | Багамы | Барбадос | Белиз | Гаити | Гватемала | Гондурас | Гренада | Доминика | Доминиканская Республика | Канада | Коста-Рика | Куба | Мексика | Никарагуа | Панама | Сальвадор | Сент-Люсия | Сент-Винсент и Гренадины | Сент-Китс и Невис | США | Тринидад и Тобаго | Ямайка

Зависимые территории: Американские Виргинские острова | Ангилья | Аруба | Бермуды | Британские Виргинские острова | Гваделупа | Гренландия | Каймановы острова | Клиппертон | Мартиника | Монтсеррат | Навасса | Нидерландские Антильские острова | Пуэрто-Рико | Сен-Бартельми | Сен-Мартен | Сен-Пьер и Микелон | Тёркс и Кайкос

Перевес, впрочем, был не существенный, такое решение поддержали даже не все демократы, которые и инициировали этот процесс. Сам хозяин Белого Дома во время обсуждения своей судьбы выплескивал эмоции в социальных сетях и выступая среди сторонников. Благо времени было много.

Споры об импичменте затянулись почти на 10 часов. Нижняя палата, которую контролируют демократы, только ближе к ночи поддержала оба пункта обвинения — злоупотребление властью со стороны президента и препятствование работе конгресса. Дональд Трамп в это время был в Мичигане — встречался со сторонниками

«Бездельники-демократы открыто выражают свою глубокую ненависть к американским избирателям. Этот беззаконный и политически ангажированный импичмент является маршем политического самоубийства Демократической партии», — заявил Дональд Трамп.

Дональд Трамп весь день выплескивал гнев в Твиттер — написал больше 30 сообщений. Обвинил демократов во лжи, нападении на США и Республиканскую партию, призывал за него молиться. Правда, молитвы не переубедили спикера Нижней палаты Нэнси Пелоси. Черный наряд в тон основному посылу ее речи — для Америки настал грустный день.

“Республика в том виде, какой ее себе представлял основатель, под угрозой из-за действий Белого Дома. И если мы не предпримем меры, то мы, как люди, служащие стране, будем ничтожны. Печально, что безрассудные шаги президента вынудили нас запустить процедуру импичмента. Но он не оставил нам выбора», — заявила спикер Палаты представителей Конгресса США Нэнси Пелоси.

Пелоси, конечно, лукавит: выбор был. Демократы могли отказаться от обвинений, на этом настаивал Белый Дом и сторонники президента. Республиканцы в последний момент внесли в Конгресс резолюцию, осуждающую импичмент, но демократы ее заблокировали.

«Сегодня, за неделю до Рождества, помните: когда Иисус был оклеветан и обвинен в измене, Понтий Пилат дал ему возможность посмотреть в глаза обвинителям. Понтий Пилат дал Иисусу больше прав, чем демократы нашему президенту на этом процессе», — сказал конгрессмен от Республиканской партии Барри Лудермилк.

Республиканец Расс Фулчер выразил свою поддержку президенту молчанием.

«В день, когда у нас проходят ожесточенные дебаты, я хочу использовать данное на мое выступление время, чтобы перечислить все совершенные президентом США преступления», — сказал Фулчер.

Так Фулчер дал понять: преступлений не было. Но демократы считают иначе. Трампа обвинили в том, что давил на президента Украины Зеленского, заставляя открыть расследование против его политического противника Джо Байдена. Правда, главных свидетелей в конгресс не позвали. Американский госсекретарь сегодня заявил: он не против высказаться по делу.

«Что касается моего участия в процедуре импичмента, то его условия связаны с требованиями законодательства. Я рад предоставить документы, выступать на слушаниях, если это целесообразно и требуется по закону», — сказал Майк Помпео.

Возможно, Помпео пригласят в Верхнюю палату — Сенат. Туда дело Трампа передадут уже в начале января. Сенаторы будут выступать в качестве присяжных — выслушают обвинителей-демократов и решат, заслуживает ли президент оправдания.

Республиканцы хотели бы услышать и семейство Байденов. Юрист Трамп утверждает: папа и сын на Украине проворачивали сомнительные коррупционные схемы. А импичмент демократы затеяли из-за того, что правда начала всплывать в самый неудобный для Байдена момент — в разгар предвыборной кампании.

«Он сам не рад, что попал в центр такого медийного внимания. И я думаю, теперь ни ему, ни семье, ни сыну не дадут спокойно жить до конца дней, и клеймо нечестного политика и коррупционера будет всегда его сопровождать. Плохой расчет демократов заключался в том, что они убили и так слабого, но все-таки своего главного кандидата в президенты», — считает политолог Николай Злобин.

Убили — в политическом смысле, то есть выстрелили себе в ногу. И к тому же внесли раскол в собственные ряды: двое демократов не поддержали импичмент. Рейтинг Трампа за последнее время вырос, а число сторонников импичмента наоборот сократилось.

«У нас сейчас как будто идет война племен. Две половины общества, которые не верят друг другу, живут как будто в параллельных реальностях и не хотят ничего слышать. Это серьезная проблема для нашей демократии», — отмечает Питер Кузник.

И, конечно, самый интригующий вопрос — как эта проблема отразится на президентской гонке. Очередные выборы в Америке — в ноябре 2020 года.

Чем отличаются Конгресс и Сенат США?

Высшим органом законодательной власти в Соединенных Штатах Америки является Конгресс, чьи полномочия закреплены в Конституции США. Он является одним из трёх высших федеральных органов власти.

Что такое Конгресс США?

Конгресс США состоит из двух палат – Сената (Высшая палата) и Палаты представителей (Нижняя палата). Аналогии с Верхней и Нижней палатами Конгресса можно провести, сравнив их с российской Государственной думой и Федеральным собранием. Сенат обязан предоставить в своем составе равное представительство всех штатов США. Палата представителей предполагает представительство пропорционально числу населения в штатах страны. Председателем Сената США является вице-президент США.

Что такое Сенат США?

Сенат имеет 100 членов, каждый из которых избирается на шестилетний срок, а каждый штат представляет не менее двух сенаторов. Один раз в каждые два года происходит ротация примерно одной трети Сената — таким образом в США соблюдается условие принципа независимости штатов.

Что такое Палата представителей США?

Палата представителей насчитывает 435 участников, тогда как Сенат всего 100. Каждый из 435 участников представляет свой избирательный округ с возможным переизбранием каждые 2 года. Места в нижней палате парламента распределяются исходя из количества населения того или иного штата.

Вместе с исполнительной властью в лице Президента США и судебной, которая представлена Верховным судом США они составляют три ветви власти Федерального правительства страны. Его история началась в 1774 году, однако первый парламент современного типа, включавший две палаты, был создан позднее.

Конгресс США

англ. United States Congress

116-й конгресс США

Тип

Тип

двухпалатный парламент

Палаты

Сенат (верхняя)
Палата представителей (нижняя)

Руководство

Вице-президент

Майк Пенс, Республиканская
с 20 января 2017 года

Временный президент

Грассли Чак, Республиканская
с 3 января 2019 года

Спикер Палаты представителей

Нэнси Пелоси, Демократическая
с 3 января 2019 года

Структура

Членов

535 голосующих членов

  • 100 сенаторов
  • 435 представителей

6 не голосующих членов

Сенат Фракции

  • Республиканская партия (53)
  • Демократическая партия (45)
  • Беспартийные (2)
    (в коалиции с Демократической партией)

Палата представителей Фракции

  • Демократическая партия (235)
  • Республиканская партия (197)
  • Вакантно (3)

Выборы

Сенат Последние выборы

6 ноября 2018 года

Палата представителей Последние выборы

6 ноября 2018 года

Зал заседаний

Капитолий, Вашингтон

Медиафайлы на Викискладе

Конгресс США (англ. United States Congress) — законодательный орган, один из трёх высших федеральных органов государственной власти США. Полномочия определены Конституцией США. Конгресс является двухпалатным, состоящим из Сената и Палаты представителей. Заседает в Капитолии Вашингтона. Согласно статье 1 разделу 4 Конституции США Конгресс собирается не реже одного раза в год, и его сессии начинаются в первый понедельник декабря. Последнее положение было изменено в 1933 году принятием 20-й поправки, которая определила начало сессии 3 января в полдень.

  • Палата представителей насчитывает 435 участвующих в голосовании членов и 6 неучаствующих, каждый из которых представляет свой избирательный округ и переизбирается раз в два года. Места в палате представителей распределяются среди штатов на основе численности населения. Данным порядком выборов в США реализуется принцип народовластия.
  • Сенат состоит из 100 членов, работающих шестилетний срок. Каждый штат имеет двух сенаторов, независимо от населения. Так реализуется принцип независимости штатов. Раз в два года примерно одна треть Сената переизбирается в порядке ротации. Ротация построена таким образом, чтобы в течение любого шестилетнего цикла сенаторы от каждого штата переизбирались дважды: по разу на каждую из двух позиций от штата.

Текущий созыв

На выборах в Конгресс США 116-го созыва, которые состоялись 6 ноября 2018 года, в Палате представителей победу одержали Демократы, занявшие 235 мест из 435, а в Сенате — Республиканцы, взяв 53 места из 100, против 45 у Демократов (2 оставшихся являются независимыми).

116 созыв действует с 3 января 2019 по 3 января 2021.

Объединенная сессия Конгресса в Палате Представителей 28 января 2003 года

Обе палаты избираются путём прямых выборов. Но до принятия 17 поправки к конституции США в 1913 году Сенат избирался двухступенчатыми выборами. Сначала граждане избирали законодательные собрания штатов, затем эти собрания избирали сенаторов.

К кандидатам в депутаты Палаты представителей предъявляются следующие требования: достижение 25-летнего возраста; иметь гражданство США; на момент выборов не менее семи лет быть жителем штата, от которого депутат избирается. Палата представителей избирает своего Спикера и других должностных лиц. К кандидатам в сенаторы требования немного жёстче: достижение 30-летнего возраста; иметь гражданство США; на момент выборов не менее девяти лет быть жителем штата, от которого депутат избирается.

С 1904 года и до середины 1950-х годов каждому новому члену Конгресса вручалась Библия Джефферсона, изданная Управлением правительственной печати (англ.)русск. по заказу Конгресса. Эта традиция была возобновлена в 1997 году частной организацией, а издателем выступила компания American Book Distributors (подразделение издательства Libertarian Press).

Законодательный процесс

Основная статья: Законодательный процесс в США

Принятие законопроекта в Конгрессе происходит следующим образом: законопроект поступает в Палату представителей, та большинством голосов его принимает, такая же процедура проходит в Сенате. Затем законопроект направляется президенту США, который в течение 10 дней либо должен его подписать, либо применить своё право вето. Здесь чётко прослеживается система сдерживания и противовесов между ветвями власти. Если президент применил вето, то законопроект возвращается в Палату представителей, и теперь для дальнейшего его продвижения уже нужно две трети голосов всех представителей. Когда законопроект получает нужное количество голосов, он отправляется в Сенат, где эта процедура повторяется. Если удаётся набрать нужное количество голосов, то законопроект получает статус федерального закона и без подписи президента.

На территории современных США первый представительный орган появился в 1619 году в Виргинии. Это была Генеральная Ассамблея (с англ. — »The House of Burgesses»).

Прототипом Конгресса был созванный в 1774 году в Филадельфии «Первый континентальный конгресс». Но парламентом данный орган считать нельзя, потому что это был в сущности съезд представителей независимых штатов. Второй континентальный конгресс, созванный в 1776 году, принял «Декларацию независимости» 4 июля, также он принял резолюцию о том, чтобы был подготовлен план создания конфедерации штатов. Этот план вылился в создание Статей Конфедерации, окончательно ратифицированных штатами в 1781 году. Статьи Конфедерации предусматривали создание Конгресса представителей от штатов. Однако Конгресс не был сильным политическим институтом наделенным властью, так как не было создано механизма принуждения штатов, исполнять его решения, а также в наиболее важных сферах деятельности Конгресс мог действовать только с согласия 9 из 13 штатов.

После войны за независимость в Филадельфии в 1787 году собрался Конституционный конвент, который разработал Конституцию США и модель нового американского Конгресса. На Конституционном конвенте делегатам было ясно, что стране необходимо сильное национальное правительство, и именно вопрос: насколько сильным это правительство должно быть, был главным на этом собрании. Делегаты разделились на два лагеря: на «федералистов», выступающих за сильное правительство и «антифедералистов», выступавших за права штатов. Взгляды федералистов доминировали на Конституционном конвенте, однако предстояло достичь компромисса с антифедералистами, что и было сделано. Так конвент разработал Конституцию, которая была ратифицирована, и новый Конгресс начал работать 4 марта 1789 года. Но в то же время, новый Конгресс был во многом основан на Статьях Конфедерации.

На Конституционном конвенте делегаты решали, какими полномочиями следует наделить Конгресс. Делегаты штата Вирджиния предложили наделить Конгресс законодательными полномочиями во всех случаях, когда отдельные штаты на то неправомочны. Другие делегаты возражали этой норме, считая, что Конгресс, таким образом, получит слишком большую власть. В итоге, было решено наделить Конгресс полномочиями, которые дадут ему возможность исполнять свои обязанности, а остальные полномочия передавались властям Штатов. Такой принцип разделения полномочий называется дуалистический федерализм.

В 1800 году Конгресс переехал в здание Капитолия в Вашингтоне.

Существуют комитеты и комиссии каждой из палат Конгресса.

Одновременно действует четыре постоянных совместных комитета:

  • Объединённый издательский комитет (англ. United States Congress Joint Committee on Printing);
  • Объединённый комитет по Библиотеке Конгресса (англ. United States Congress Joint Committee on the Library);
  • Объединённый комитет по налогообложению (англ. United States Congress Joint Committee on Taxation);
  • Объединённый экономический комитет (англ. United States Congress Joint Economic Committee).

Также каждые четыре года для проведения инаугурации Президента США создаётся Объединённый комитет Конгресса США по церемонии инаугурации.

Основная статья: Вспомогательные агентства при Конгрессе США

  • Бюджетная служба Конгресса
  • Библиотека Конгресса
    • Управление по защите интеллектуальных прав собственности в США
  • Управление общего учёта
    • Главный ревизор США (англ. Comptroller General of the United States)
  • Типография Правительства США (англ. United States Government Printing Office; GPO)
  • Архитектор Капитолия
    • Ботанический сад США
  • Управление по соответствию (англ. United States Congress Office of Compliance)

> См. также

  • Список сенаторов США в 2013—2015 годах
  • Список сенаторов США в 2015—2017 годах
  • Список сенаторов США в 2017—2019 годах

Примечания

  1. 1 2 3 4 Бернам У. Правовая система Соединенных Штатов Америки. — Москва: РИО «Новая юстиция», 2006. — С. 46—48, 50-51, 69-72, 77-87, 91-92, 1033-1034, 1187.
  2. 1 2 3 Токвиль А. Демократия в Америке / Гарольд Дж. Ласки. — Москва: Прогресс, 1992. — С. 45—51, 103-104, 107-108, 145-147.
  3. Christopher Hitchens. Jefferson’s Quran. What Jefferson Really Thought About Islam (англ.). Slate (9 January 2007). Дата обращения 24 января 2007.
  4. 1 2 Richard N. Ostling. Jefferson’s Abridged Bible. Ex-President Dismissed Old Testament, Took What He Found Credible in New (англ.). scars.tv. Associated Press (25 August 2001). Дата обращения 9 июля 2017. Архивировано 10 марта 2006 года.
  • Томас. Официальная база данных американского законодательства (англ.)
  • Официальный сайт Сената США (англ.)
  • Официальный сайт Палаты представителей США (англ.)
  • Конгресс (1933-69) и (с 1969) на Политическом атласе
  • Коррупционные скандалы в Конгрессе США

Штаты

Айдахо (П С) · Айова (П С) · Алабама (П С) · Аляска (П С) · Аризона (П С) · Арканзас (П С) · Вайоминг (П С) · Вашингтон (П С) · Вермонт (П С) · Виргиния (П С) · Висконсин (П С) · Гавайи (П С) · Делавэр (П С) · Джорджия (П С) · Западная Виргиния (П С) · Иллинойс (П С) · Индиана (П С) · Калифорния (П С) · Канзас (П С) · Кентукки (П С) · Колорадо (П С) · Коннектикут (П С) · Луизиана (П С) · Массачусетс (П С) · Миннесота (П С) · Миссисипи (П С) · Миссури (П С) · Мичиган (П С) · Монтана (П С) · Мэн (П С) · Мэриленд (П С) · Небраска (П С) · Невада (П С) · Нью-Гэмпшир (П С) · Нью-Джерси (П С) · Нью-Йорк (П С) · Нью-Мексико (П С) · Огайо (П С) · Оклахома (П С) · Орегон (П С) · Пенсильвания (П С) · Род-Айленд (П С) · Северная Дакота (П С) · Северная Каролина (П С) · Теннесси (П С) · Техас (П С) · Флорида (П С) · Южная Дакота (П С) · Южная Каролина (П С) · Юта (П С)

Другие

Бывшие

Конгресс США
United States Congress
Парламентская система Двухпалатная
Палаты

Палата представителей США

Спикер Джон Бейнер
— из партии Республиканская партия (США)
— избран январь 2011 года

Сенат США

Вице-президент США Джозеф Байден
— из партии Демократическая партия
— избран 20 января 2009 года
Депутатов 435+100
Политические группы (фракции) Демократическая партия, Республиканская партия
Год основания 1789
Последние выборы 2 ноября 2010 года
Веб-сайт Палата представителей
Сенат

Конгресс США (англ. United States Congress) — законодательный орган, один из трёх высших федеральных органов государственной власти США. Полномочия определены Конституцией США. Конгресс является двухпалатным, состоящим из Сената и Палаты представителей. Заседает в Капитолии Вашингтона.

Состав

По состоянию на начало 2009 года, состав конгресса был следующим:

1. По возрасту: средний возраст членов конгресса — 57,2 года, членов Сената — 63,1. Самому старшему было 92 года (сенатор Роберт Бёрд, демократ из Западной Виргинии), самому молодому — 28 лет (член Палаты представителей, республиканец Аарон Шок из штата Иллинойс).

2. По месту рождения: Лишь 14 членов Палаты представителей и один сенатор (Майкл Беннет, демократ из Колорадо) родились вне США. Все остальные родились в США.

3. По полу: В Палате представителей — 76 женщин (среди них 59 членов демократической партии и 17 членов республиканской партии), в Сенате — 17 женщин (среди них 13 членов демократической партии и 4 члена республиканской партии).

4. По расово-этническому происхождению: Среди членов конгресса 12 — азиатского происхождения, 42 — афроамериканцы (в том числе 41 член Палаты представителей и один сенатор — Роланд Буррис, демократ из Иллинойса), 29 — латиноамериканского происхождения (в том числе 28 членов Палаты представителей и один сенатор — Роберт Менендес из Нью-Джерси). Все остальные — представители белой расы не латиноамериканского происхождения (латиноамериканцы могут принадлежать к любой расе).

5. По религиозным верованиям: Большинство членов конгресса — протестанты, хотя самую крупную деноминацию внутри конгресса составляют католики. В конгрессе 111-го созыва 54,7 процента составляют протестанты, 30,1 — католики, 8,4 — иудейского вероисповедания, 2,6 — Мормоны. Среди членов конгресса США — два мусульманина и два буддиста.

6. По образовательному уровню: Лишь 27 членов Палаты представителей и один сенатор (Марк Бегич из Аляски) имеют образование, не выходящее за рамки средней школы. У 24 членов Палаты представителей — докторская степень, у 168 членов Палаты представителей и 57 сенаторов — юридическое образование.

Объединенная сессия Конгресса в Палате Представителей 28 января 2003 года

Обе палаты избираются путём прямых выборов.

C 3 января 2011 года вступил в полномочия 112-й созыв конгресса.

На выборах в Конгресс США 112-го созыва, которые состоялись 2 ноября 2010 года, в палате представителей США победу одержала Республиканская партия США. В сенате США большинство осталось за Демократической партией США, которая заняла 51 место из 100.

3 января 2011 года Конгресс США 112-го созыва вступил в свои полномочия.

Интересные факты

С 1904 года и до середины 1950-х годов каждому новому члену Конгресса вручалась Библия Джефферсона. Эта традиция была возобновлена в 1997 году частной организацией Libertarian Press.

> См. также

  • Список сенаторов США
  • Список сенаторов США в 2004—2006 годах
  • Томас. Официальная база данных американского законодательства (англ.)
  • Официальный сайт Сената США (англ.)
  • Официальный сайт Палаты представителей США (англ.)
  • Конгресс (1933-69) и (с 1969) на Политическом атласе
  • Коррупционные скандалы в Конгрессе США

Список делегатов Конгресса США

Штаты

Айдахо (П С) · Айова (П С) · Алабама (П С) · Аляска (П С) · Аризона (П С) · Вайоминг (П С) · Вашингтон (П С) · Вермонт (П С) · Виргиния (П С) · Висконсин (П С) · Гавайи (П С) · Делавэр (П С) · Джорджия (П С) · Западная Виргиния (П С) · Иллинойс (П С) · Калифорния (П С) · Канзас (П С) · Кентукки (П С) · Колорадо (П С) · Коннектикут (П С) · Луизиана (П С) · Массачусетс (П С) · Миннесота (П С) · Миссисипи (П С) · Миссури (П С) · Мичиган (П С) · Монтана (П С) · Мэн (П С) · Мэриленд (П С) · Небраска (П С) · Невада (П С) · Нью-Гэмпшир (П С) · Нью-Джерси (П С) · Нью-Йорк (П С) · Нью-Мексико (П С) · Огайо (П С) · Оклахома (П С) · Орегон (П С) · Пенсильвания (П С) · Род-Айленд (П С) · Северная Дакота (П С) · Северная Каролина (П С) · Теннесси (П С) · Техас (П С) · Флорида (П С) · Южная Дакота (П С) · Южная Каролина (П С) · Юта (П С)

Другие

Американские Виргинские острова · Американское Самоа · Гуам · Окргуг Колумбия · Пуэрто-Рико · Северные Марианские острова

Бывшие

Территория Дакота · Территория Нортвест · Территория Орлеан · Территория Саутвест · Филиппины

Список сенаторов США · Список членов Палаты представителей США

Законодательные собрания штатов США

Конгресс США

Штаты

Айдахо • Айова • Алабама • Аляска • Аризона • Арканзас • Вайоминг • Вашингтон • Вермонт • Виргиния • Висконсин • Гавайи • Делавэр • Джорджия • Западная Виргиния • Иллинойс • Индиана • Калифорния • Канзас • Кентукки • Колорадо • Коннектикут • Луизиана • Массачусетс • Миннесота • Миссисипи • Миссури • Мичиган • Монтана • Мэн • Мэриленд • Небраска • Невада • Нью-Гэмпшир • Нью-Джерси • Нью-Йорк • Нью-Мексико • Огайо • Оклахома • Орегон • Пенсильвания • Род-Айленд • Северная Дакота • Северная Каролина • Теннесси • Техас • Флорида • Южная Дакота • Южная Каролина • Юта

Территории

Американское Самоа • Гуам • Северные Марианские острова • Пуэрто-Рико • Американские Виргинские острова

США в темах

Герб • Флаг • Гимн • Государственный строй • Конституция • Парламент • Административное деление • География • Города • Столица • Население • Языки • История • Экономика • Валюта • Культура • Религия • Литература • Музыка • Праздники • Спорт • Образование • Телевидение •Наука • Здравоохранение • Транспорт • Туризм • Почта (история и марки) • Радио • Интернет (.us) • Вооружённые силы • Внешняя политика

Портал «США» • Проект «США»

Страны Северной Америки: Парламенты

Антигуа и Барбуда • Багамы • Барбадос • Белиз • Гаити • Гватемала • Гондурас • Гренада • Доминика • Доминиканская Республика • Канада • Коста-Рика • Куба • Мексика • Никарагуа • Панама • Сальвадор • Сент-Люсия • Сент-Винсент и Гренадины • Сент-Китс и Невис • США • Тринидад и Тобаго • Ямайка

Зависимые территории

Американские Виргинские острова • Ангилья • Аруба • Бермуды • Бонайре, Синт-Эстатиус и Саба (Карибские Нидерланды) • Британские Виргинские острова • Гваделупа • Гренландия • Каймановы острова • Клиппертон • Кюрасао • Мартиника • Монтсеррат • Навасса • Пуэрто-Рико • Сен-Бартельми • Сен-Мартен • Сен-Пьер и Микелон • Синт-Мартен • Тёркс и Кайкос

Конгресс США состоит из двух палат — сената и палаты представителей. Заседания проходят в здании Капитолия, расположенного на холме в центре Вашингтона.

Палата представителей. Число ее членов зафиксировано в 1912 году законом и с тех пор не изменялось — 435. В настоящее время каждый член палаты представляет около 500 тыс. избирателей. В соответствии с результатами переписи населения, проводимой каждые 10 лет, места в палате представителей перераспределяются между штатами. Право определять границы избирательных округов по выборам в палату представителей принадлежит законодательному собранию каждого штата. По Конституции США каждый штат должен быть представлен в палате хотя бы одним членом.

Члены палаты представителей избираются на срок 2 года, исчисление начинается с января следующего после выборов года. Значит каждые два года состав палаты представителей обновляется, таков же интервал срока полномочий всего конгресса, каждого созыва (в 1977-87 гг. работал конгресс сотого созыва). Конгресс каждого созыва проводит две сессии, начинающиеся в январе и продолжающиеся с перерывами почти весь год. По конституции президент имеет право созвать конгресс на чрезвычайную сессию.

Сенат.Каждый штат представлен в сенате двумя членами, т.е. в его состав входят 100 сенаторов. Каждый избирается в своем штате на шестилетний срок, начинающийся в январе следующего после выборов года. (В отличие от палаты представителей каждые два года подлежит переизбранию только треть сенаторов, что обеспечивает определенную стабильность состава этой палаты и преемственность в ее деятельности. По традиции сенат занимает более привилегированное положение, чем палата представителей.

Состав и полномочия конгресса. В Конгрессе США представлены лишь буржуазные слои населения; в его составе нет не только ни одного промышленного рабочего, но и политических фракций, которые провозглашали бы своей целью борьбу за их интересы. Самые многочисленные группы в обеих палатах образуют юристы в палате представителей — 184, в сенате — 62.

Конституционные полномочия конгресса весьма широки. Самое важное место среди них занимают прерогативы в финансовой области — то, что в США принято называть «властью кошелька», конгресс устанавливает единообразные для всей территории страны налоги, пошлины, подати и акцизные сборы, утверждает федеральный бюджет и выделяет ассигнования на все без исключения государственные акции, занимает деньги в кредит и уплачивает долги от имени США, регулирует внешнюю торговлю между штатами и т.д.

«Власть кошелька» дает конгрессу мощные рычаги влияния на экономику и внутреннюю политику страны и является потенциально важным средством воздействия на внешнюю и военную политику. Конгресс может отказать президенту в выделении ассигнований для той или иной цели, сократить или увеличить их, либо оговорить их использование выполнением определенных условий.

Конгрессу принадлежит важная функция контроля за деятельностью правительственных учреждений и ведомств. Такой контроль осуществляется путем проведения расследований по различным вопросам, проверки расходования бюджетных ассигнований, надзора за организацией и действиями правительственных учреждений. Большая роль в осуществлении этой функции принадлежит специализированным учреждениям конгресса, таким как Главное контрольно-финансовое управление, Управление по оценке технологии.

Бюджетное управление при Конгрессе. Конгресс имеет право объявлять войну, формировать вооруженные силы и выделять ассигнования на их содержание, издавать правила по управлению и организации сухопутных и морских сил.

Эти полномочия дают конгрессу возможность оказывать влияние на формирование военного бюджета страны и организацию ее вооруженных сил.

Действенность права конгресса объявлять войну значительно ограничена тем, что президенту как главнокомандующему армией и флотом принадлежит право вести войну или отражать внезапное нападение, поэтому использование вооруженных сил фактически превратилось в прерогативу президентской власти.

За всю свою историю США около 200 раз использовали вооруженные силы в различных конфликтах, но до настоящего времени конгресс лишь 5 раз воспользовался правом объявления войны: в 1912, 1846, 1898 гг. и в двух мировых войнах. При этом в четырех случаях конгресс лишь признавал фактическое состояние войны, в которую страна уже вступила. Наряду с полномочиями, осуществляемыми совместно обеими палатами, существуют также такие, которые может осуществлять только одна из палат. По конституции все законопроекты о государственных доходах должны исходить от палаты представителей: сенат может предлагать к ним поправки и участвовать в их обсуждении. Это право предоставляет палате представителей определенные преимущества при рассмотрении финансовых вопросов. Палате принадлежит также право избрания Президента США, если ни один из кандидатов не получит более половины голосов выборщиков (за всю историю США палата представителей воспользовалась этим правом только 2 раза — в 1801 и 1825 гг.)

Важнейшими полномочиями сената являются его участие в принятии США международных обязательств в форме договоров и участие в назначении на высшие должности государственного аппарата. Президент имеет право ратифицировать заключенный им международный договор, только получив принятую двумя третями присутствующих сенаторов резолюцию одобрения договора, содержащую формулу «совета и согласия» сената. Сенат может одобрить или отвергнуть договор полностью или обусловить его принятие поправками, оговорками и т.д.

Исполнительной власти удается обходить конституционное требование о том, что заключение международных договоров возможно только с одобрения сената, для этого используется форма международной договоренности, именуемая исполнительным соглашением. Оно заключается президентом или другими органами исполнительной власти с представителями иностранных правительств и не подлежит одобрению сенатом. Исполнительные соглашения или представляются конгрессу в порядке информации или подлежат одобрению обеими палатами простым большинством после их заключения.

В ХХ в. исполнительное соглашение как форма международной договоренности широко используется, и в настоящее время количество исполнительных соглашений в несколько раз превышает количество договоров, заключенных США. Исполнительные соглашения имеют такую же юридическую силу, как договоры.

Согласно закону от 1961 г. никакие обязательства от имени США, касающиеся разоружения, сокращения или ограничения вооруженных сил и вооружений не могут быть приняты иначе, как или в виде соглашения, одобренного простым большинством обеих палат, или в виде договора, утвержденного двумя третями голосов в сенате.

Прерогативой сената является контроль за назначениями должностных лиц правительства. Сенат утверждает назначение руководителей правительственных ведомств, дипломатических представителей, членов Верховного суда, федеральных судей, а также продвижения и передвижения высших чинов вооруженных сил и заграничной службы. Но сенат редко оспаривает назначения президента на высшие правительственные должности; отклонение кандидатур в члены Верховного суда случается чаще. Не подлежат утверждению сенатом назначения на посты в аппарате Белого дома.

Если ни один из кандидатов в вице-президенты не получит больше половины голосов выборщиков, сенат осуществляет выборы вице-президента.

Конституция предоставляет конгрессу право отстранять от должности при осуждении в порядке импичмента гражданских должностных лиц, включая президента и вице-президента, если они будут признаны виновными в измене, взяточничестве или других серьезных преступлениях или проступках. При этом полномочия палат также разделены: только палата представителей имеет право возбуждать преследование в порядке импичмента, и только сенат осуществляет в этом случае суд (для осуждения необходимо согласие 2/3 присутствующих сенаторов). В случае признания привлеченного к ответственности лица виновным сенат может применить в его отношении только одну меру наказания — отстранить от занимаемой должности, после чего лицо, признанное виновным, может подлежать уголовной ответственности на общих основаниях.

5 раз процедура импичмента возбуждалась против президента: три предложения об импичменте президентов были отклонены палатой, в 1858 г. президент Э. Джонсон ушел в отставку, после того как юридический комитет палаты представителей выдвинул против него обвинения в порядке импичмента. В 1972 г. ушел в отставку под угрозой импичмента Президент США Р. Никсон.

Конгресс вправе принимать законы о предоставлении американского гражданства, о банкротстве, а также в сфере патентного и авторского права; учреждать федеральные суды и почтовые службы. Имеет право эмиссии денег и установление наказания за их подделку и ряд других полномочий.

Комитеты Конгресса. Важную роль в деятельности конгресса играют постоянные и специальные комитеты. Они создаются в обеих палатах, каждый комитет специализируется в конкретной области государственного управления. В сенате 16 постоянных и 4 специальных комитета:

а) Постоянные комитеты:

· по сельскому хозяйству,

· пищевым продуктам,

· лесному хозяйству,

· по ассигнованиям,

· по делам вооруженных сил,

· по банковскому делу,

· жилищному строительству и проблемам городов,

· бюджетный,

· по торговле,

· науке,

· транспорту,

· энергии и естественным ресурсам,

· по вопросам окружающей среды и общественных работ,

· финансовый,

· по иностранным делам,

· по правительственным вопросам,

· юридический,

· по труду и людским ресурсам,

· по регламенту и административным вопросам сената,

· по вопросам малого бизнеса,

· по делам ветеранов.

б) Специальные:

· по разведке,

· по делам индейцев,

· по делам престарелых,

· этике.

В палате представителей 22 постоянных и 5 специальных комитетов. Председатели комитетов являются весьма влиятельными фигурами в конгрессе. Председатель руководит всей работой комитета — назначает заседания, определяет, какие законопроекты и когда будут рассматриваться, назначает проведение слушаний и формирует подкомитеты.

Почти все постоянные комитеты создают подкомитеты, которые занимаются более узким кругом проблем в рамках компетенции комитета. В сенате конгресса 100-го созыва, например, 60 подкомитетов, а в палате представителей — 82.

Подкомитеты являются теми органами конгресса, где теснее всего сотрудничают три стороны — законодатели, занимающиеся проблемой, соответствующие ведомства федеральной бюрократии и лоббисты заинтересованных групп капитала. В таком «железном» треугольнике (по американской терминологии) самым большим весом и независимостью обладают представители капитала, и это неизбежно сказывается на сущности тех законопроектов, которые выходят из подкомитета.

Партийные фракции конгресса (республиканской и демократической партий) в своих действиях не зависят от национального руководства партии, а сами члены конгресса не связаны фракционной дисциплиной, т.е. не обязаны голосовать в соответствии с указаниями лидера фракции. Это объясняется тем, что в борьбе за переизбрание член конгресса зависит, прежде всего, от местной партийной организации своего округа или штата и финансирующих его на выборах местных капиталистов, и, следовательно, его позиция определяется политическими, экономическими и иными интересами этих кругов.

Партийные фракции каждой из палат выбирают лидера и его заместителя. Лидер большинства в сенате является самой важной фигурой, влияющей на ход работы этой палаты.

В партийной иерархии лидер большинства в палате представителей занимает второе место после спикера палаты.

А роль лидера меньшинства и в сенате и в палате представителей сводится к формулированию политики оппозиции и организации поддержки в ее пользу. Руководство партийных фракций обеих палат — связующее звено между исполнительной властью и конгрессом.

Президент часто консультируется с лидерами своей партии в конгрессе, иногда с лидерами обеих партий совместно и через это сотрудничество стремится получить от конгресса поддержку своим инициативам.

Должностные лица конгресса.Каждая из палат имеет своих должностных лиц. Спикер палаты представителей — председательствует в палате и руководит фракцией большинства, определяет порядок рассмотрения законопроектов, направляет внесенные законопроекты в комитеты, выносит окончательное решение по всем процедурным вопросам. Особенно важна роль спикера в отношениях с администрацией тогда, когда президент принадлежит к одной партии, а палату представителей контролирует другая.

Председателем сената является вице-президент; не будучи членом сената, он получает право голоса только в том случае, если при голосовании голоса сенаторов разделились поровну. Свои обязанности председателя сената вице-президент исполняет лишь время от времени. Поэтому сенат избирает из числа своих старейших и уважаемых деятелей «временного председателя», он подписывает одобренные сенатом законопроекты.

Формы законодательных предложений. В конгрессе существуют четыре формы законодательных предложений:

· законопроект,

· совместная резолюция,

· совпадающая резолюция

· простая резолюция.

Законопроект приобретает силу закона после принятия в идентичной форме обеими палатами и подписания президентом.

Совместная резолюция принимается обеими палатами в идентичной форме, подписывается президентом и становится законом. Между этими двумя формами нет принципиальной разницы. Они одобряются простым большинством голосов, кроме тех случаев, когда эти законодательные формы используются для принятия поправок к конституции. Тогда требуется большинство в две трети голосов.

Совпадающая резолюция принимается обеими палатами в идентичной форме, но ее не подписывает президент, и она не приобретает силы закона. Путем принятия этой резолюции конгресс выражает свое мнение, провозглашает те или иные принципы и цели. Бюджетные резолюции конгресса по форме являются совпадающими.

Простую резолюцию принимает одна из палат. Силы закона не имеет и служит для принятия решения, действие которого распространяется только на данную палату или для выражения ее мнения.

Прохождение законодательных предложений в конгрессе. Право законодательной инициативы принадлежит каждому члену конгресса. Он вносится в каждой из палат, и в зависимости от его содержания палаты направляют его в один или несколько постоянных комитетов, а они передают предложение на рассмотрение своих подкомитетов. И ни одна из палат не будет рассматривать законопроект, пока не получит от комитета доклад с итогами его обсуждения. Только тогда назначается рассмотрение законопроекта.

В палате представителей он может быть предварительно рассмотрен комитетом всей палаты. Его образуют 100 или больше присутствующих членов палаты, и председательствует в нем не спикер, а назначенный председатель. Это позволяет упростить процедуру работы палаты.

В сенате комитет всего сената работает только при рассмотрении международных договоров. В ходе дебатов по законопроекту на заседании палат в его текст могут быть внесены поправки. В законодательном процессе обе палаты равноправны и если одни из них не принимают проект, он считается отвергнутым. Если проект принят обеими палатами, но в разных вариантах, для устранения различий создается согласительный комитет, в который каждая из палат назначает своих представителей.

Представители палат голосуют раздельно. Текст законопроекта, выработанный согласительным комитетом, снова ставится на голосование в каждой из палат. Он принимается или отвергается в целом, поправки не вносятся. Если на этом этапе законопроект отвергнут одной или двумя палатами, он может быть опять направлен в согласительный комитет прежнего или нового состава. Если проект одобрен обеими палатами, согласительный комитет прекращает свое существование. Одобренный идентичный текст законопроекта подписывается спикером палаты представителей и председателем сената.

Дальше законопроект поступает на подпись к президенту. Он имеет право в течение 10 дней, за вычетом воскресных и праздничных, подписать или отклонить законопроект. В случае несогласия президент возвращает его в ту палату, откуда проект исходил. Это называется правом президентского вето. Конгресс может преодолеть право президентского вето. Для этого нужно повторное голосование в обеих палатах, и если законопроект будет одобрен большинством в две трети голосов, он становится законом без согласия президента. Если 10 дней при продолжающейся сессии конгресса президент не предпримет в отношении законопроекта никаких действий, проект обретает силу закона, как если бы был подписан президентом. Но если представленный президенту 10-дневный срок прерывается окончанием работы конгресса, а законопроект президентом не подписан, он в силу не вступает.

Это называется «карманное вето» президента. Конгресс не может преодолеть «карманное вето», никакой процедуры на этот случай не предусмотрено.

Законопроект становится законом в тот день, когда его подписал президент или обе палаты преодолели вето, или дата вступления закона в силу предусмотрена в самом законе.

Многоступенчатость прохождения законопроекта в конгрессе предполагает необходимость одобрения его на каждой стадии. Чтобы он провалился, достаточно не принять решения на одной из стадий. Торможение принятия закона тоже часто равносильно провалу, т.к. действует принцип дисконтинуитета, т.е. законопроект, внесенный на данной сессии конгресса, должен быть одобрен в течение работы конгресса данного созыва и на следующую сессию не переносится. Исключение — международные договоры, переданные на рассмотрение сената, не снимаются до тех пор, пока сенат не примет по ним решения или президент не отзовет договор из сената.

Во время каждого созыва конгресса вносится большое количество законопроектов — около 20 тыс., но принимаются конгрессом только несколько сотен.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *