Как подготовить ребёнка к детскому саду?

Практически все родители рано или поздно сталкиваются с ситуацией, когда их подросшие малыши вынуждены знакомиться с детсадом. В этот момент перед взрослыми членами семьи и встаёт множество вопросов, например, как будет проходить адаптация в детском саду, в каком возрасте отдать своё чадо в ДОУ, как ускорить привыкание к изменившимся требованиям и условиям.

Играйте с ребенком в детский сад.

Сейчас расскажу, как именно это надо делать, доступно даже для «чайников»))

Цель таких игр – познакомить ребенка с бытом в детском саду.

Берете игрушки (кошечек и тому подобное, лучше любимые игрушки ребенка) и предлагаете сюжет для игры: «А давай сегодня наши игрушки пойдут в детский садик! Вот эта игрушка будет воспитательницей, а Бараш и Крош будут у нас детками, которые пришли в садик. Они будут играть и воспитательницу слушаться».

Сначала используйте короткие и позитивные сюжеты про детский сад: например как дети играют в саду, как кушают, как рисуют, как воспитательница укладывает их спать.

Потом уже подключайте сюжет отделения от мамы: «Вот Лунтик пришел в детский садик, поздоровался с воспитателем. В группе он увидел много игрушек, поцеловал на прощание маму и пошел играть. Вот он немного поиграл и стал завтракать в садике. Потом  (все) дети немного позанимались, и каждый нарисовал красивую картинку.  Свой рисунок Лунтик подарит маме» и продолжаем в таком ключе.

Если ребенок уже умеет играть в развернутые сюжетно-ролевые игры, можем целый день проигрывать. Так ребенок будет морально готов к тому, что его ждет в детском саду, а значит, будет меньше переживать и адаптация пройдет успешнее.

Раздел  О часе икс, вылете птенцов из гнезда и что с этим делать 

Вам знакомо такое состояние мамы? «Такая грусть меня охватывает…», «Я просто смирилась…», «У меня чувство вины и уверенности, что так быть не должно…», «Завтра меня пугает, сердце не на месте, я очень переживаю…», «Обида его на меня нарастает – я чувствую это…», «Садизм это — уже два месяца мы плачем… — мы сами способствуем приобретению невроза, я уже не уверена, что сама этого хочу… может быть, это вообще нам не нужно?», «Отрыв тяжело мне дается…», «Я уже хотела наплевать, сама пью (название лекарства), дочери даю успокоительный сироп», «Мне кажется, что я слышу плач за три километра», «Меня сегодня чуть не трясло саму, как вспоминала его слезы…», «Главное – не раскисать  самой, твердость характера… убеждаю себя в этом каждый день»,  «Я сегодня утром ходила по квартире как тигрица в клетке, ничего не могла делать, все мысли только о нем… ни о чем думать больше не могу».

Как вы думаете, о чем, о какой ситуации в жизни были сказаны эти слова и фразы? Прошу дальше не читать, пока Вы не ответите сами себе на этот вопрос. Когда у Вас было такое состояние? На что оно похоже? Похоже на развод, правда, или на потерю близкого человека, на драму в жизни? Но это не так.   Все эти слова были сказаны самыми обычными мамами про самую обычную ситуацию, которая бывает в жизни очень большого количества семей – о первых днях ребенка в детском саду и адаптации к садику. О «часе икс» — первом выходе ребенка из семьи в «общество», который настал в жизни ребенка и который, увы, закончился его тяжелой адаптации.

А почему адаптация к детскому саду у ребенка тяжелая? Можно ли было это предсказать и предупредить сложности? Все ли дети готовы к садику или есть «несадовские» дети? Чем адаптация отличается от дезадаптации?  К  какому возрасту дети готовы к садику? Почему дети по-разному адаптируются? Как готовить малыша к садику – готовить заранее, а не в последний день — к этому очень важному в его жизни событию? Достаточно ли просто рассказать ему о садике или нет? Как избежать типичных ошибок? Правильно ли мнение «Адаптация со слезами – хорошая адаптация, хуже, если без слез, плохо, когда ребенок молчит и не плачет? Давать ли в садик домашние игрушки или вещи в садик? Правда ли, что надо  оставлять ребенка в садике как можно быстрее, пока он не видит, что Вы ушли?  На эти и другие ваши вопросы я буду отвечать в  этой статье. Для меня очень важно, чтобы адаптация ваших малышей прошла по-другому. Я хочу чтобы Вы знали  самые главные закономерности адаптации детей и уберегли малышей от тех сложностей, которые всегда возникают в этот период.

Читайте также:  Вреден ли мед при нагревании? Узнайте ПРАВДУ!

Ведь первый «вылет из гнезда» может проходить у ребенка и по-другому – цитирую из писем моих постоянных читателей и участниц курсов моего сайта «Родная тропинка:

  • «Сейчас сын ходит в садик первый месяц, и я могу сказать что адаптация у  него проходит довольно легко, он с удовольствием идет туда, знает что мама всегда вернется за ним».
  • «Я учла те нюансы, о которых вы говорили, и в сад пошли без проблем адаптации. В те дни,  когда мы туда попадаем, воспитатели говорят, что моя дочь там первой из всех одевается, ест, играет со всеми, участвует везде и домой не всегда хочет идти».
  • «А я поняла, послушав Вас, что моему ребенку сейчас не нужен детский сад. Еще рано. Хорошо, что я это поняла вовремя и не наделала ошибок. Мы решили отдать дочку в садик через два года».

Я расскажу в этой свой статье об адаптации с точки зрения и ребенка, и родителя,  и с точки зрения педагога с 20-летним опытом работы с малышами. Ведь за эти годы я видела адаптацию сотен деток в самых разных учреждениях образования и поэтому знаю, как можно им помочь. Советы мои будут реальные, жизненные, из моего опыта ведения детей и семей.

Если Вашему ребенку скоро идти в первый раз в садик, прошу написать в комментариях в конце статьи: Что больше всего тревожит (тревожило) Вас в новом этапе жизни ребенка – его «вылете из гнезда» и в первом дне «вне семьи» (не важно, это садик государственный, группа в детском центре или семейная группа)? Какой помощи Вам не хватило, а она так была нужна в тот период? Что Вам интересно узнать по этой теме? Какие вопросы Вас волнуют?

А пока, чтобы Вы лучше прочувствовали, что думает ребенок, идя в первый раз в детский сад или  в группу детского центра, я расскажу одну интересную историю. Историю о ребенке… без головы!

2Выбор подходящего детского сада

Это одно из самых важных решений, которое следует принимать родителям. Дети в возрасте 2-3 лет не всегда могут подробно рассказать родителям о том, как проходит их день.

  • Необходимо заранее узнать, по какой программе развития работает тот или иной садик. Возможно, помимо общих занятий, имеются дополнительные спортивные или музыкальные кружки, программы закаливания, питания и пр.
  • Обязательно обратите внимание на отзывы других родителей, как о садике в целом, так и о педагогическом составе. Далеко не всегда частный, дорогостоящий детский сад является самым лучшим. Решающее значение имеет все же не ремонт и оборудование, а опыт работы воспитателей, контакт с детьми и родителями, атмосфера в детском коллективе.
Читайте также:  Обзор трендов на рынке ЗОЖ-продуктов

Адаптация родителей к детскому саду

Когда малыш идет в детский садик, все внимание уделяется его поведению, вплоть да анализа каждого слова и взгляда. Но нельзя забывать и про настроение родителей, ведь именно они задают эмоциональный климат в семье. Не секрет, что в спокойной обстановке растут психологически уравновешенные дети. А если в доме нет гармонии, то ее не будет и в душе малыша.

Обычно наиболее прочная связь у маленького ребенка с матерью, поэтому зачастую именно она определяет, как пройдет адаптация, и про это нельзя забывать. Ей нужно быть уверенной в своем решении зачислить ребенка в ДОУ, и не мучиться сомнениями, которые передаются малышу. Не секрет, что женщины склонны драматизировать расставание, чувствовать вину, за то, что отдают свою кровиночку в садик. В таком случае следует сесть, и по пунктам разобрать причины и последствия такого действия. Например: ребенок идет в сад, потому что нужно выходить на работу, значит, в семье улучшится финансовое положение, а малыш научится общаться со сверстниками. Одни плюсы, так стоит ли переживать?

Если нервничает мама, то будет нервничать и малыш

Адаптация родителей к детскому саду

Еще одной распространенной проблемой адаптации родителей становится, как ни странно, распространение интернета и возможность свободно общаться с другими мамами. Сейчас в каждой группе создается свой родительский чат, в котором в режиме реального времени происходит практически круглосуточное обсуждение любого мало-мальски значимого события, происходящего у детей. Посредством этого чих ребенка, неосторожное слово воспитателя или негативный настрой родственников становятся достоянием общественности и гиперболизируются. В результате такого общения мамы целый день мучаются и переживают, а не заразился ли ребенок, не обижают ли его, не замерз ли, выспался ли…

Самым эффективным средством помощи адаптации родителей к детскому саду является, как говорил великий Карлсон: «Спокойствие, только спокойствие».

Если мама и папа будут вести себя адекватно, не тревожась по каждой мелочи, то и малыш станет ходить в садик с удовольствием, без слез и скандалов. Конечно, не все могут самостоятельно справиться с волнением, ведь дело идет о самом дорогом человечке – ребенке. В таком случае сможет помочь штатный психолог ДОУ, посоветовав правильную линию поведения для спокойного привыкания к детскому саду всех членов семьи.

Что нужно ребенку в садик

Важный момент подготовки малыша к садику — продумать все то, что сделает пребывание крохи вне дома максимально комфортным.

Сменная одежда и обувь. Удобные тапочки, трусики, пара колготок, футболка, шорты/платье. В случае чего, ребенок не должен оставаться в грязной одежде. «Сменку» можно оставить в шкафчике ребенка и забирать при необходимости для стирки.

Нагрудник. Актуально для самых маленьких. Воспитателю проще надеть ребенку нагрудник перед приемом пищи, чем потом умывать и переодевать карапуза.

Клеенка в кроватку. Не во всех садах они предусмотрены изначально. И если вы знаете, что у малыша во время сна еще бывают «аварии», лучше принести ее заранее и попросить постелить в кровать вашего ребенка. Страх «испортить» постель может всерьез лишить малыша сна.

Расческа, полотенце и прочие предметы личной гигиены. У каждого — свои. Это обязательное правило, с которым важно ознакомить ребенка.

Игрушка или книжка, которые малыш захочет показать другим деткам. Знакомая забава, как напоминание о доме, облегчит ребенку пребывание в новом месте. Единственное, выбирайте те игрушки, о которых малыш не будет плакать в случае поломки — одногруппники вряд ли с трепетом будут относиться к любимой вещи вашего крохи.

Читайте также:  Препараты у которых побочные действия похудение

Занятия с детьми по подготовке к садику

Сюжетно-ролевая игра и прослушивание сказочных историй – любимые развлечения маленьких детей. Поэтому советы психолога часто включают такие пункты, как занятия и сказки для успешной адаптации в детском саду. Цель подобных игр – в непринуждённой форме ознакомить малыша с режимом и правилами детского сада.

Заручитесь «поддержкой» детских игрушек – кукол, плюшевых медвежат. Пусть любимая пластиковая подружка станет воспитателем, а плюшевый мишка и робот – детсадовцами, которые только посещают дошкольное учреждение.

Причём занятия должны повторять практически весь день будущего дошкольника. То есть плюшевый мишка пришёл в садик, поздоровался с тётей-воспитательницей, поцеловал мамочку на прощание и начал играть с другими ребятишками. Затем он позавтракал и начал заниматься.

Если ребёнок с трудом расстаётся с мамой, особый упор нужно делать именно на данном моменте. Для этого лучше использовать специальные сказки для быстрой адаптации в детском саду, в которых, к примеру, котёнок перестаёт плакать после ухода матери и начинает весело играть с другими зверушками.

Ещё одна возможность облегчить адаптацию к садику – использование подручных средств: презентация, мультфильмы и сборник стихотворений про детский сад. Подобные полезные инновационные материалы адаптируют малышей не хуже, а порой и лучше обычных рассказов.

Первый день в саду: что делать родителям

Приводим ребенка в детский сад. Итак, Вы в первый раз оставляете малыша в группе. Постарайтесь сохранять спокойствие сами: Ваше волнение легко передастся ребенку. Не торопите его – дождитесь, пока малыш снимет одежду (при необходимости помогите ему), покажите ему личный шкафчик, уберите вместе с ним туда вещи. Пройдите в группу, познакомьте его с воспитателями. Не уходите сразу, подождите, пока малыш немного освоится. В некоторых детских садах в первый день родителям можно провести несколько часов в группе вместе с ребенком. Но если воспитатель просит Вас уйти, отнеситесь с пониманием – некоторым малышам проще освоиться в коллективе, когда мамы нет рядом.

Правильно прощаемся. Когда Вы будете готовы уйти, обязательно попрощайтесь с малышом. Не исчезайте внезапно – это может сильно напугать ребенка, и в дальнейшем он будет тяжело переживать расставание. Вспомните Ваш ритуал прощания. Обнимите и поцелуйте малыша, обязательно скажите, когда вернетесь за ним. После этого уверенно уходите. Даже если ребенок расплакался, не стоит сильно задерживаться. В первый день воспитатели приложат все усилия, чтобы успокоить малыша. У него впереди столько дел: помыть руки, позаниматься с педагогами, собраться на прогулку – на слезы часто просто не остается времени. Многие дети перестают плакать уже через 10–15 минут после ухода мамы или папы, хотя возможны и исключения – все зависит от индивидуальных особенностей конкретного ребенка.

Забираем малыша из детского сада. Будьте верны своему слову – заберите ребенка именно в то время, в которое Вы обещали прийти за ним

В первый день особенно важно не опаздывать. Встречайте малыша с улыбкой, обязательно расспросите его, чем он занимался

Остаток дня проведите с ребенком: можно вместе готовить еду, всей семьей поужинать, поиграть, почитать на ночь. Пусть вечер проходит в привычном для малыша режиме, а родители уделяют ему максимум внимания. Ребенок должен убедиться, что с началом посещения детского сада отношения в семье не изменились – его все так же любят.