Экономические санкции

Добавлено в закладки: 0

Что такое экономические санкции? Описание и определение термина.

Экономические санкции – это ограничительные меры экономического характера, применяемые в страны или группы стран в отношении другой страны или группы стран, чтобы заставить правительства стран-объектов санкций менять свою политику. Санкции могут включать полный или частичный запрет импорта из этих стран товаров, экспорта товаров в эти страны и в ограничении финансовых операций с данными странами, в том числе трансграничные расчеты и инвестиции. В последние десятилетия отмечается многосторонних механизмов введения санкций на отдельные страны со стороны международного сообщества, в первую очередь, на основе резолюции ООН.

Цель экономических санкций-заставить правительство той или иной страны или группы стран на процесс принятия решений, различные уровни значимости: от заключения индивидуальных договоров для существенных изменений в системе государства. Такие решения могут включать в себя вывод войск с оккупированных территорий, присоединения к Международному договору (например, договор о нераспространении ядерного оружия), продолжающееся нарушение прав человека, честных выборов, прекращение поддержки международного терроризма.

В международных документах нет точного и исчерпывающего определения экономических санкций: каждый конкретный случай их применения рассматривается отдельно, который устанавливает набор мер экономической нагрузки на эту страна. В Уставе ООН нет понятия “экономические санкции” или “эмбарго”, но означает, что “полный или частичный перерыв экономических отношений, железнодорожных, морских, воздушных, почтовых, телеграфных, радио или других средств сообщения”, который полностью соответствует народным представлениям о санкциях.

Первые в истории санкции

Например, в страны, которые торговали с Китаем, периодически вводят запреты на ношение одежды из шелка, для того, чтобы подорвать экономику и уменьшить влияние Китая.

Воюя с Англией, Император Франции Наполеон Бонапарт установил “континентальную блокаду”, то есть европейских стран, оккупированных Францией или склонность к ним, чтобы покупать английские товары.

Использование таких политических методов привело ко многим конфликтов и войн. Постепенно в мире господствует точка зрения, согласно которой свободная торговля выгодна для всех — и для продавцов и покупателей.

Стратегия применения торговых санкций против недружественных государств была впервые разработана и использована в практике тогдашней супердержавы — Британской империи в конце 19-го века. В 1888 году население Великобритании составляет всего лишь 2% населения, а на долю этой страны приходилось 54% всех промышленных товаров, циркулирующих в мире. Эта запись никогда не был превышен.

Торговые санкции были одним из наиболее часто используемых инструментов в Великобритании, чтобы оказывать давление на другие государства. Британский философ Томас Хаксли в 1890 году он записал мысль, которая стала своеобразным идеологическим обоснованием всех торговых войн: “наш народ — народ покупателей. Покупатели хотят приобрести лучшие продукты по лучшим ценам. Также мы хотим, чтобы жители других государств. Если их правители позволит нам продавать свои товары, 5 или 6 миллионов британских очень быстро, не имеет денег на еду. Поэтому мы должны защищать наши магазины от товаров, которые предлагают нам такие государства и стремиться повлиять на их правителей”.

Однако Первая мировая война возродила дух изоляционизма. По словам американского исследователя Джона Смита, директор Института экономической демократии, одной из причин начала первой и второй мировых войн стали торговые конфликты, постоянно имели место между наиболее богатыми и могущественными странами мира.

Например, Англия и Франция в войне с Германией (1914) тогда политика была оправдана необходимостью “защиты национальных торговых интересов против германской экспансии”.

Юридическая ответственность в международном результат закона из любого действия или бездействия государства, нарушает свои международные обязательства. Учитывая тот факт, что нормы, регулирующие вопросы ответственности, приходят в действие только тогда, когда нарушение основных (материальных) норм, некоторые авторы называют производные правовой ответственности или вторичными1 .

Санкции в современном международном праве

Законов, регулирующих ответственность субъектов международного права отличаются от “основных” или “первичных” норм. Представитель Нидерландов в международном праве А. комиссия ООН Tammes правильно заметил, что “основные нормы являются те, которые непосредственно влияют на действия государства. Производные нормы-это те, которые относятся к ответственности государств, имеет целью способствовать практической реализации содержания международного права, содержащиеся в основной нормы”.2 очень важно не забывать, что создание “основополагающих” принципов и содержание обязательства, основанного на ней – одна сторона дела, признавая, что это, было ли нарушено обязательство, и если да, то каковы должны быть последствия этого нарушения, – другая сторона.

Только этот последний отвечает как таковой. Создание норм международного права, называются “первичные” часто требует создания длинных и многочисленных статей, в то время как вопрос об ответственности связан с производством очень мало правил, иногда общего характера. Однако нельзя не согласиться с замечаниями, содержащимися в докладе комиссии международного права ООН о том, что, может быть, в этом случае “краткость формулировок не означает, что речь идет о простой проблемы. Наоборот, в связи с каждый раз, когда появляется много сложных вопросов, каждый из которых должен быть рассмотрен, потому что все они влияют на выбор надлежащей формулировки”1 . Применение норм международно-правовой ответственности приводит к возникновению нового международного правового отношения, которое вызывает, с одной стороны, обязанность государства-правонарушителя прекратить противоправные действия, восстановить нарушенное право пострадавшего государства, возместить причиненный ущерб или подвергнуться санкциям, а с другой стороны, право пострадавшей стороны требовать от государства-правонарушителя выполнения этих обязанностей и получить соответствующее возмещение убытков и удовлетворение.

Комиссия международного права ООН, занимаясь подготовкой проекта статей об ответственности государства за правонарушения, пришла к выводу о необходимости сосредоточить свои усилия на исследования норм, регулирующих ответственность и провести хотя четкое разграничение между этой задачей и задачей которой является установление “первичных” норм, назначив на государство обязательство, нарушение которых может повлечь ответственность.

Алиментные обязательства, определенные в “первичных” нормах, не могут быть приняты во внимание при определении содержания и последствий правонарушения. “Первичной”, или основные нормы международного права, и “вторичных” норм международно-правовой ответственности следует рассматривать в их взаимосвязанности и взаимозависимости. Другими словами, без понимания содержания основных стандартов и вытекающие из них права и обязанности субъектов международного права, не может определить точные последствия их нарушения и изменения категории преступлений.

Последствия от налагаемых санкций

Последствия нарушения международного обязательства, должны быть в зависимости от содержание “первичных” норм, для которых это международное обязательство основано, и их значение для всего международного сообщества. Это относится, прежде всего, в нарушении обязанностей, связанных с поддержанием международного мира и безопасности, право на самоопределение, защита прав человека, защита окружающей среды, которые следует рассматривать как международные преступления, то есть в качестве особой категории преступления.

Доклад комиссии международного права о работе ее двадцать пятой сессии говорится, что, когда обсуждаются проблемы, касающиеся определения отдельных категорий преступлений”, то есть будет в первую очередь вопрос, возможно ли в наше время, чтобы признать существование различий на основе стоимости нарушениями обязательств в отношении международного сообщества, и, таким образом, определить, в соответствии с нынешним международным правом одной более тяжелой категории международно-противоправных деяний, которые, может быть, можно квалифицировать международными преступлениями”.

Учет всех изменений, таким образом, приобретает решающее значение для достижения положительных результатов в процессе кодификации норм и принципов ответственности в международном праве. Правильное их отражение является одним из законов развития современного международного права. Кодифицированных норм и принципов международно-правовой ответственности необходимо заполнить образуется в области международного космического права. Это, на мой взгляд, одной из целей кодификации в сфере международно-правовой ответственности. В этой работе, считая необходимым коснуться вопросов терминологии и определение места международно-правовой ответственности в общем международном праве. На своей XXV сессии комиссия международного права сочла нужным, чтобы передать преступление, чтобы использовать выражение “противоправное деяние”, а не слово “делом” или других подобных выражений, которые иногда можно принять специальные тени точки зрения некоторых системах национального права. Например, выражение “международно противоправного поведения” с точки зрения русского языка, наверное, более правильным, чем выражение “противоправное деяние”, потому что причиной того, что противоправность часто проявляется в бездействии, а последнее не точно определяется термином “акт”, который, по существу, основывается на действии этих и других причин, комиссия приняла решение и на испанский язык для использования, соответственно, термин “hecho internacionalemente illicito”, и для английского языка, чтобы сохранить термин “международно wrongfull право”, как английский термин акт не такие ассоциации, что этот термин вызывает на французском и испанском языках.

В экс-Советской международно-правовой литературе прочно входит термин “международное преступление”. Термин “противоправное деяние”, на мой взгляд, не вызывается необходимостью. Все эти разумные соображения, которые были установлены, чтобы изменить этот термин на английском, французском и испанском языках на русский язык не имеют значения, потому что термин “международное преступление” в английском языке означает как действие, так и бездействие, и использовать в каждом случае противоправного поведения. Термин “международное преступление” в русском языке используется для обозначения действия или бездействия, которое и представляет собой нарушение международного обязательства, имеющего основополагающее значение для всего международного сообщества будет использовать термин “международное преступление”.

Д. Б. Левин пишет, что развитие международного права в современную эпоху ведет к выделению в отдельную отрасль права международной ответственности. В этой отрасли, по его мнению, должен включать три основные категории норм и институтов: во-первых, нормы и институты, касающиеся ответственности государства за международное преступление, и определить основания и формы этой ответственности; во-вторых, нормы, касающиеся уголовной ответственности физических лиц за международные преступления.1 в той же отрасли, на мой взгляд, должна быть ответственность государства за ущерб, причиненный в связи с международной деятельностью, которая вытекает из других причин, чем международное право.

Примеры

Развитие международного права требует в отношении того, что происходит в мире глубоких изменений, преодоления немалых трудностей в нахождении общеприемлемого соглашения, что и как международные отношения должны рассматриваться право.

В целях поддержания глобального мира и безопасности ООН призван способствовать соблюдение следующих отношений между государствами и народами, которые можно наблюдать и уважения обязательств, вытекающих из договоров и других источников международного права.
Так, если в период с момента его создания в 1989 году Совет Безопасности ООН ввел экономические санкции дважды: в отношении Южной Родезии (1966 г.) и ЮАР (1977),5 затем, начиная с 1990 года, и в настоящее время режим экономических санкций был введен в 16 случаях. Диапазон этих целей санкций, а постоянно расширяющийся к отражению агрессии, восстановление демократических правительств, прав человека, прекращение войн, борьбу с терроризмом и поддержку мирных соглашений.

Увеличение числа экономических санкций из-за нескольких объективных причин. Прежде всего, это глобализация международных экономических процессов, характеризующийся возрастающей степени интенсивная интеграция рынков, товаров и услуг и капитала. В результате углубления сотрудничества национальных экономик большинства стран, интернационализация финансового и промышленного капитала является усиление взаимозависимости государств, разнообразных связей, экономического сотрудничества, от нормального функционирования которых зависят их жизненные интересы.

Всем известно, что стабильное положение государства зависит, прежде всего, уровнем развития его экономики. В связи с этим, прекращение или ограничение экономических отношений может иметь существенные последствия, экономические санкции являются мощным инструментом влияния на преступника. Это особенно важно для развивающихся стран.

Кроме того, появление все более разрушительных средств и методов ведения войны создало объективные предпосылки для того, чтобы отказаться от широкого использования вооруженных жестоких мер.

Косвенное влияние на изменение концепции принуждения имело и изменение характера угроз для международного мира и безопасности. Мы должны признать, что самые серьезные угрозы безопасности, с которыми мы сталкиваемся в настоящее время, не сводятся к агрессивным войнам между государствами, в которых роль прямого военного принуждения. Современные угрозы включают в себя бедность, деградация окружающей среды не прекращаются локальные конфликты, распространение и возможность применения ядерного, химического и биологического оружия, международного терроризма и международной организованной преступности. Эти угрозы исходят как от государств, так и негосударственных субъектов.

Экономические санкции – оружие, стреляющее в обе стороны

В последнее время нет темы актуальнее, чем введение экономических санкций. В то же время, немногие понимают формы, методы и цели этих санкций. Введенные ограничения всегда касаются, как одной, так и другой стороны, отражаясь на состоянии экономики, деловом климате и настроениях потребителей. Образно говоря, санкции – это оружие, которое стреляет в обе стороны.

Экономические санкции — понятие и цели

Экономические санкции представляют собой применяемые одной или несколькими странами меры экономического характера по отношению к другой стране или группе стран. Экономические санкции могут иметь форму полного или частичного запрета импорта товаров из страны, экспорта в страну, а также ограничения финансовых операций.

Целью санкций является принуждение правительства страны, на которую эти санкции наложены, изменить свою политику в разных сферах: вывод войск с оккупированной территории, прекращение нарушений прав человека, прекращение всех видов поддержки международного терроризма и прочее.

Как ни странно, в международном праве отсутствует точное определение экономических санкций: каждый случай их применения подлежит отдельному рассмотрению.

В одностороннем порядке санкции могут быть наложены решением президента страны, правительства или законодательного органа. Возможно применение санкций несколькими государствами. Тем не менее, официальным международным статусом обладают только санкции, которые приняты Советом Безопасности ООН. В теории, они являются самыми действенными, поскольку обязательны для исполнения всеми странами-членами ООН. На практике, действенность таких санкций зависит от конкретных стран, являющихся торговыми партнерами «оштрафованного» государства, поскольку эффективных методов воздействия на нарушителей санкционного режима у Совбеза ООН нет.

История экономических санкций

Первое упоминание об экономических санкциях в письменных источниках встречается в 432 до н. э. Санкции были приняты Афинским морским союзом против города Мегара, с целью прекратить в этом городе укрывательство беглых рабов из Афин и распашки приграничных территорий, считавшихся священными. Стоит отметить, что введенные санкции произвели обратный эффект. Мегарские купцы были вынуждены обратиться за военной помощью к своему союзнику – Спарте, и в результате Пелопонесской войны Афины потерпели поражение

В Средневековье экономические санкции распространения не получили, из-за отсутствия постоянной конфигурации военных и торговых союзов. В 19 веке экономические санкции приняли форму морских блокад. За почти столетний период морские блокады осуществлялись: 12 раз Великобританией, 11 раз Францией, по 3 раза Германией и Италией, по 2 раза Россией и Австрией и 1 раз Чили.

В 20 веке, на фоне бурного развития международной торговли, экономические санкции получили широкое распространение. Самым ярким примером коллективных санкций является ограничение поставок стратегических технологий и товаров в страны социалистического блока. Для контроля за этими санкциями был организован специальный комитет, в который входили 17 стран.

Ярчайшим примером односторонних санкций является введенное США в 1960 году и продолжающееся до сих пор эмбарго в отношении Кубы. Ущерб Кубы от санкций США оценивается в 1 трлн. долларов. Тем не менее, основная цель эмбарго – установление на Кубе демократического режима, так и не достигнуто.

Начиная с 1990 года СБ ООН начинает более активное использование международных экономических санкций против различных стран: Ирак (с 1990), Югославия (1991–2001), Сомали (с 1992), Ливия (1992–2003), Либерия (с 1992), Ангола (1993–2002), Гаити (1993–1994), Руанда (1994–2008), Сьерра-Леоне (с 1997), Афганистан (с 1999), Эритрея и Эфиопия (с 2000), ДР Конго (с 2003), Кот-д’Ивуар (с 2004), Судан (с 2004), Ливан (с 2005), Иран (с 2006), КНДР (с 2006).

Наложенные ООН санкции, в основном, носят частичный характер и направлены на ограничение поставок военного оборудования и оружия в эти страны, а также замораживание активов, размещенных за рубежом.

Влияние экономических санкций на Россию

Рассмотрим совсем недавние примеры. США и ЕС введены санкции против ряда российских банков. Какое влияние это окажет на рядового гражданина?

Представьте, что вам снизили зарплату на 5 тысяч рублей. С голоду вы не умрете, уровень вашей жизни немного снизится, но образ жизни, в целом, вряд ли изменится. В краткосрочной перспективе, вроде бы ничего страшного нет. Однако, если взять более длительный временной промежуток, то получится, что за 10 лет вы лишились суммы, достаточной для покупки новой машины. Санкции несут ярко выраженный ущерб, но не чувствующий сразу. В итоге окажется, что десятилетний санкционный период можно было прожить гораздо лучше.

Возьмем ограничения на импорт продукции из ЕС и США, введенные Россией. Не касаясь политической подоплеки, рассмотрим их возможные последствия, как говорится, «на пальцах».

Представьте, что вместо того, чтобы купить какие-то определенные продукты, вам нужно их выращивать самостоятельно. Вроде бы и сложностей никаких нет. К примеру, картошку может растить всякий, кто располагает небольшим земельным участком. Но уровень вашей жизни от этого, несомненно, понизится. Судите сами, силы, которые раньше уходили на работу, вы будете вынуждены тратить на огород, хотя раньше покупали овощи, и деньги еще оставались. Продукты, которые раньше покупались в странах, где их производство было налажено лучше, теперь нужно будет производить самим. В итоге, самостоятельно производим продукт более низкого качества, дополнительно к этому тратя на это ресурсы, которые раньше были направлены на дело, которое получалось лучше, чем у остальных.

Или обратная ситуация все с тем же ограничением на импорт, только в этом случае – на экспорт. Вы имеете завод по производству молока и молочных продуктов. Объем вашего производства таков, что вы кормите жителей своей страны и парочки соседних. И вдруг один из ваших партнеров теряет интерес к вашему продукту, запрещая его распространение на своей территории. Что происходит?

Как вы знаете, товары производятся и продаются заранее, это значит, что вы имеете переизбыток молока на складах, которое некуда деть. Конечно, можно реализовать его на других рынках, но срок годности продуктов не вечен, а запасы значительны. Кроме того, нужно сократить производство, ведь теперь вам не нужно столько молока. А это увольнения, простой мощностей, не говоря уже о прямых убытках. А если и другие соседние страны отказывают в тех же объемах закупок, так как сами подпали под санкции?

В практике современных международных отношений считается, что наибольший эффект имеют экономические санкции, направленные не на страну в целом, а на ее руководство: замораживание их зарубежных активов, отказ в инвестировании, запрет на въезд в страну. Экономические санкции, имеющие жесткий характер и направленные на подрыв экономики государства, признаны негуманными, так как от них больше всего страдает население, в основном беднейшие его слои.

Экономические санкции

У этого термина существуют и другие значения, см. Экономические санкции (значения). Эта статья — о санкциях отдельных стран. О санкциях ООН см. Санкции ООН; о санкциях Лиги Наций см. Санкции Лиги Наций.

Экономические санкции (включают торговые санкции и финансовые санкции) — экономические мероприятия запретительного характера, которые используются одним участником международной торговли (страной или группой стран) по отношению к другому участнику («объекту санкций») с целью принудить последнего к изменению политического курса.

Определение

Поскольку в реальном мире экономические санкции переплетены с другими экономическими мерами, а политические цели с чисто экономическими, Хафбауэр с соавторами применил следующее определение экономических санкций: «преднамеренные, вызванные действиями правительства меры по прекращению (или угрозы прекращения) традиционных торговых или финансовых отношений» с политическими целями. В частности:

  • исключаются случаи позитивного воздействия (помощь или кредиты в обмен на изменение политики), если только это не часть политики «кнута и пряника», связанной с собственно санкциями (когда пряником зачастую является отмена санкций);
  • включаются те случаи, когда истинные политические цели государством не высказываются (Хафбауэр полагается на неофициальные оценки экспертов);
  • исключаются случаи нормальных экономических мер, связанных с давлением для достижения договорённостей между государствами в области торговли, финансов, налогообложения. В виде исключения Хафбауэр включает в определение случаи экспроприации имущества, так как оно обычно связано с политикой;
  • исключаются ограничения, связанные с экспортом вооружений. Однако, ограничения КоКом и ЧинКом, как исключение, признаются санкциями, так как их цель состояла не в ограничении экспорта вооружений, но в разрушении экономик СССР и Китая соответственно.

Причины санкций

Санкции применяются в том случае, когда полномасштабная война обойдётся слишком дорого, а дипломатические протесты выглядят бессильными.

Санкции обычно вводятся большими странами, ведущими активную глобальную внешнюю политику. Встречаются, в виде исключения, экономические санкции, связанные с региональными конфликтами, например, испанские санкции против Великобритании с 1950 по 1984 год в связи с гибралтарским спором. Однако обычно санкции налагаются великими державами,. Коллективные санкции: Лиги Наций против Италии в 1935—1936 году, ООН против Ирака в 1990 году обычно являются примерами того, как великие державы понукают к санкциям своих союзников. Хафбауэр указывает на санкции, наложенные ООН и африканскими организациями на страны Чёрной Африки, начиная с 1990-х годов, как на исключение из этого правила.

Хафбауэр с соавторами выделяют следующие мотивы, побуждающие страны ввести санкции:

  • демонстрация решимости является наиболее частой причиной санкций, особенно со стороны США. Даже в том случае, когда шанс на успех санкций минимален, политическая система США вынуждает президентов драматизировать своё отношение к поступкам других стран. По сути, санкции вводятся потому, что цена введения санкций для США оказывается меньше, чем цена бездействия, так как бездействие подрывает как внутри страны, так и зарубежом, уверенность в силе Америки. Союзники США часто ожидают в таких случаях наложения санкций просто для подтверждения союзнических обязательств со стороны США;
  • предотвращение будущего проблемного поведения с помощью повышения затрат санкционированной страны;
  • внутриполитические цели зачастую являются более важными, чем воздействие на другие государства: властям выгодно выглядеть решительно, но при этом не проливать крови.

В некоторых случаях санкции принимаются практически исключительно с целью удовлетворить избирателей и послать сигнал третьим странам; воздействие на страну, подвергшуюся санкциям, при этом не важно. Примерами являются: санкции США, Европы и Японии против Китая после разгона протестов на Тяньаньмэнь, санкции против Бирмы.

Цели санкций

Хафбауэр с соавторами выделяет пять возможных целей санкций; в некоторых случаях преследуется несколько целей сразу:

  1. Изменение политики санкционированной страны в ограниченной области. Сюда относятся некоторые случаи нарушения прав человека и религиозных свобод, а также, для США, пособничества террористам до 11 сентября 2001 года.
  2. Смена режима с вторичной целью изменения политики санкционируемой страны. В течение Холодной войны эта цель для США выражалась в дестабилизации правительств, в основном в странах Латинской Америки (Фиделя Кастро на Кубе, Жуанна Гуларта в Бразилии, Сальвадора Альенде в Чили). СССР пытался разрушить власть Тито в Югославии. Сюда же относятся санкции против правительства Мануэля Норьеги в Панаме и Саддама Хусейна в Ираке.
  3. Прекращение военных действий; такой цели США добивались санкциями против Индии и Пакистана во время войны за независимость Бангладеш.
  4. Разрушение военного потенциала страны. Классическими примерами являются санкции времен Первой мировой и Второй мировой войн, а также Холодной войны. С 1970-х годов для США в эту же категорию попадает предотвращение разработки ядерного и другого оружиям массового поражения.
  5. Изменение других важных аспектов политики санкционируемых стран, например, попытки заставить Саддама Хусейна уйти из Кувейта в 1990 году.

Эффективность санкций

Споры об эффективности санкций начались после Первой мировой войны и продолжаются по нынешний день.

Санкции могут провалиться по нескольким причинам:

  • несоразмерность целей и средств: слишком амбициозные цели, недостаточные усилия, нехватка поддержки со стороны других государств;
  • мобилизация страны, подвергшейся санкциям: санкции зачастую имеют эффект сплочения населения санкционированной страны вокруг правительства и поиска альтернатив во внешней торговле. Примерами являются санкции Лиги Наций против Италии в 1935—1936 годах, санкции СССР против Югославии в 1948—1955 годах;
  • появление у санкционированной страны внешних спонсоров, готовых компенсировать возникающие в связи с санкциями проблемы. Во время Холодной войны такая компенсация происходила почти автоматически в случаях, когда малые страны оказывались втянутыми в противостояние великих держав (американские санкции против Кубы, советские санкции против Югославии и Албании). При этом как Куба, так и Югославия оказались в результате применения санкций одной стороной и поддержки другой в экономически более выгодной позиции, чем до введения санкций;
  • противодействие со стороны союзников и деловых кругов внутри страны, налагающей санкции. Союзники не только могут отказаться следовать предложенным жёстким мерам, но и ввести собственные законы, запрещающие участие компаний в санкциях (примерами являются антибойкотные законы (англ.)русск. США и закон Великобритании «О защите коммерческих интересов» (англ.)русск.). Особенно серьёзным противодействие союзников может стать в случае попыток экстерриториального использования санкций, как в случае санкций США, связанных с трубопроводными сделками Европы, когда европейцы не могли понять, кто же является истинной мишенью: СССР или европейские компании.

Хафбауэр с соавторами классифицируют 204 случая санкций как успешные или неуспешные. По их наблюдениям, успех зависит от поставленной цели, в среднем санкции достигают успеха примерно в трети случаев:

Цель Число случаев Процент успеха
Умеренная модификация политики 43 51
Смена режима или демократизация 80 31
Прекращение военных действий 19 21
Разрушение военного потенциала 29 31
Другие существенные изменения политики 33 30

Хафбауэр с соавторами отмечают, что санкции существенно более эффективны тогда, когда они направлены против дружественных или нейтральных стран: почти 50 % успеха в случае дружественных стран, 33 % в случае нейтральных, и лишь 19 % в случае враждебных. При этом цели прекращения военных действий в случае враждебных стран с помощью санкций не удалось добиться ни разу.

Типы санкций

Торговые санкции налагаются как на импорт из санкционированной страны, так и на экспорт в эту страну. Исторически, три четверти санкций относились к экспорту, так как сравнительно больши́е страны, налагающие санкции, с большой вероятностью доминируют на подвергающихся санкциям экспортных рынках (например, военной техники или средств производства), в то время как санкционированная страна с большой вероятностью может найти альтернативные рынки сбыта своей продукции. Другая причина перевеса экспортных мер состоит в том, что законы США, которые участвовали в 2/3 санкций (140 из 204, рассмотренных Хафбауэром), дают президенту гораздо больше возможностей для запрета экспорта, чем для ограничений на импорт. Однако к XXI веку глобализация привела к тому, что ограничения на экспорт даже в области самых сложных технологий дают меньший эффект, чем в период после Второй мировой войны. Ограничения на торговлю обычно избирательны, и в глобализированном мире приводят к перенаправлению торговли, а не её прекращению; изменение импортных и экспортных цен при этом для санкционированной страны зависит от конкретного рынка и зачастую минимально.

Финансовые санкции (в узком определении Хафбауэра, «отмена или задержка выдачи кредитов или грантов»), в чистом виде применялись лишь в четверти случаев. Однако финансовые санкции имеют преимущество перед торговыми в нескольких областях:

  • убытки от торговых санкций в санкционированной стране более-менее равномерно распределяются по всему населению, в то время как финансовые санкции концентрируются на узком круге, приближённом к властям;
  • убытки от торговых санкций внутри страны, налагающей их, концентрируются в отдельных областях промышленности, фактически некоторые компании вынуждаются к субсидированию политики всего государства. Финансовые санкции распределяются гораздо более равномерно и, в случае отказа в государственных кредитах, убытки несёт та же структура (государство), которая может получить от санкций выгоду;
  • экономические последствия торговых санкций для подвергающейся им страны (снижение цен на экспорт и увеличение их на импорт) имеют нежелательный для налагающей санкции страны саморегулирующий эффект: поощрение экспорта и повышение привлекательности импорта на рынок санкционированной страны. Эффекты финансовых санкций (ограничение кредита и повышение ставок), наоборот, увеличивают риск финансирования.

Замораживание имущества санкционируемых стран исторически применялось лишь в ситуации войны или очень серьёзного международного конфликта. Однако в XXI веке сравнительно большое распространение получило замораживание имущества отдельных граждан.

Издержки

Хафбауэр отмечает, что отрицательный эффект санкций на экономику налагающей их страны трудно подсчитать, но обычно он незначителен. Это связано с тем, что эффект санкций редко превышает 2 % ВВП страны, на которую направлены санкции, а экономика страны/стран, применяющих санкции, обычно значительно больше, и санкции потому ещё менее заметны. Тем не менее, наложение санкций может привести к отрицательным внутриполитическим последствиям, так как ущерб наносится отдельным компаниям и отраслям, и может быть очень длительным (так как компании будут считаться впредь «ненадёжными поставщиками»). По сути, экономические санкции для налагающей страны являются особым видом налога для финансирования внешнеполитической деятельности, но при этом очень неравномерно распределённым в обществе.

Под давлением пострадавших экспортёров в некоторых странах были приняты специальные законы, ограничивающие возможности исполнительной власти по наложению санкций. Так, в США в 1979 году был принят Закон «О регулировании экспорта» (англ.)русск., который, вместе с поправками, принятыми в 1985 году, требует, чтобы:

  • эмбарго на поставки сельскохозяйственной продукции не продолжалось более 60 дней;
  • не налагались новые запрещения на уже заключённый контракты, если только не произошло «нарушение мира» (англ. breach of peace);
  • ограничения на экспорт отменялись, если товары того же качества можно купить в других странах.

История

Основные статьи: Мегарская псефизма и Репрессалии

Экономические санкции имеют длительную историю (в истории античности и средневековья они известны под названием «репрессалии»). Ещё в 432 году до н. э. Aфинский морской союз наложил санкции на город Мегару. Аристофан в антивоенной комедии «Ахарняне» отводит этим санкциям важную роль в развязывании катастрофической для Афин Пелопонесской войны (перевод С. Апта):

И вот Перикл, как олимпиец, молнии

И громы мечет, потрясая Грецию.
Его законы, словно песня пьяная:
«На рынке, в поле, на земле и на море
Мегарцам находиться запрещается».
Тогда мегарцы, натерпевшись голода,
Спартанцев просят отменить решение,
Что из-за девок приняли афиняне.
А нас просили часто – мы не сжалились.
Тут началось бряцание оружием.
«Вот не бряцали б», – скажут. Но, помилуйте,
Что оставалось им?

Средневековые санкции обычно были локальными и краткосорчными из-за быстро меняющихся интересов стран и правителей, приводящих к краткосрочным конфигурциям торговых и военных союзов.

В новое время популярным инструментом санкций стали блокады, морские блокады получили широкое распространение в XIX веке. Так, с 1827 по 1914 год были объявлены 21 блокада против Турции, Португалии, Нидерландов, Колумбии, Панамы, Мексики, Аргентины (французская (исп.)русск. и англо-французская блокады) и Сальвадора. Блокады объявлялись Великобританией (12 раз), Францией (11 раз), Италией(трижды), Германией (трижды), Россией (дважды), Австрией (дважды) и Чили.

Особенно широкое распространение экономические санкции получили в XX и XXI веке. Вначале санкции обычно были частью ведущихся войн. Идея о санкциях как заменителе агрессии привлекла внимание лишь после Первой мировой войны, но до Второй мировой войны санкции налагались практически исключительно в связи с военными действиями. После расширения списка поставленных перед санкциями целей количество случаев их применения значительно выросло (хотя потери от санкций никогда не превышали нескольких процентов мирового валового продукта). Хофбауэр с соавторами группирует санкции по пятилеткам:

Годы Количество случаев санкций
1911-1915 1
1916-1920 2
1921-1925 2
1926-1930 0
1931-1935 3
1936-1940 3
1941-1945 1
1946-1950 8
1951-1955 5
1956-1960 10
1961-1965 15
1966-1970 4
1971-1975 13
1976-1980 25
1981-1985 15
1986-1990 20
1991-1995 34
1996-2000 13

Санкции и Лига Наций

Идея о том, что коллективное применение экономических санкций может предотвратить агрессию, была положена в основу Лиги Наций. Президент США Вудро Вильсон сказал в 1919 году в Индианополисе: «Страна подвергнувшаяся бойкоту, близка к капитуляции. Приложите экономические, мирные, тихие, смертельные меры, и в применении силы не будет необходимости. Это ужасное лекарство. От него никто не гибнет за пределами бойкотируемого государства, но оно создаёт давление, которого, на мой взгляд, не может выдержать ни одна современная страна».

Обход санкций

Действенным и успешным методом обхода санкций является бартер. Например, Германия, Франция и Великобритания вводят в действие систему обхода санкций США в торговле с Ираном. Другими действенными методами являются: отказ от использования в расчетах как валюты, так и платежных систем страны, которая инициировала санкции, периодическое создание множества вариантов одной и той же компании под разными юридическими названиями с новыми лицами в руководстве, создание цепочек фирм в промежуточных странах, выдающих продукт за свой, и использование ряда других юридических изысков. Создание из санкционных продуктов других продуктов, которые таковыми не являются (например, российские санкции на ввоз яблок против некоторых стран и их обход продажей яблочных чипсов, которые под санкции не подпадают). Еще одним методом избегания санкций является экономическое объединение тех, против кого эти санкции применены. И, наконец, наиболее действенным методом уменьшения роли санкционного давления является экономическая самообеспеченность — в таком случае, процент ущерба от санкций становится практически ничтожным («Как государство богатеет, и чем живет, и почему не нужно золота ему, когда простой продукт имеет» А.С.Пушкин, Евгений Онегин).

Отказ от санкций

Одним из методов торговли с инициаторами для снятия санкций самими инициаторами является выявление горячей фазы дележа власти и выставление на всеобщее обозрение проблем отдельных территориальных делений внутри территории страны, инициирующей санкции. Например, выявление проблем банкротства штата Иллинойс, который уже два года живёт без принятого бюджета, заложенный дефицит в текущем проекте бюджета составляет 6,2 миллиарда долларов, а уже имеющиеся неоплаченные счета — 14,6 миллиарда, вместо развития этой территории, что заставляет задуматься об экономической эффективности использования санкционного давления.

Причиной отказа от санкций их инициатором могут являться и новая серьезная общая угроза или, как бы странно это ни звучало, общие грандиозные проекты, объединяющие сотрудничество, например общая кооперация в добыче ресурсов на астероидах, совместное развитие технологий бытовой роботизации (например, роботов-строителей для быстрой печати жилья), в совместном использовании космоса (например, МКС), а в будущем, с учетом наиболее вероятной колонизации космоса, возможно и совместное развитие роботизации строительства гигантских космических поселений.

> См. также

  • Экономические санкции России и против России

Литература

  • Экономические санкции. // Банковская энциклопедия, 2013.
  • История экономических санкций. // Банковская энциклопедия, 2013.

Международные санкции как метод дестабилизации экономики и финансов государства

Международные санкции – это особая форма международно-правовой ответственности за нарушение государством международных соглашений. Они представляют собой экономические и политические меры принуждения, которые применяются государствами и международными организациями против государств, уклоняющихся от ответственности за совершенные ими международные правонарушения.

Международные санкции считаются промежуточной формой воздействия на государство или часть его территории между словесным осуждением и прямым применением силы. Международные санкции включают как экономические, так и неэкономические методы воздействия на государство, его экономику и финансы.

Что касается экономических санкций, то в литературе встречается несколько определений этого понятия.

Словарь бизнес-терминов определяет экономические санкции как меры принуждения экономического характера, применяемые одним юридическим или физическим лицом, государством по отношению к другим лицам или государствам с целью добиться изменения каких-то экономических, политических или социальных условий.

В «Большом бухгалтерском словаре» экономические санкции определяются как действия, предпринимаемые одной страной или группой стран и направленные против экономических интересов другой страны или группы стран, обычно с целью добиться проведения в этой стране социальных или политических изменений.

По ст. 41 Устава ООН, международные санкции вводятся на основании резолюции Совета Безопасности этой организации в отношении государства – правонарушителя международного мира и безопасности. На сегодняшний день санкции были применены Советом Безопасности 19 раз (табл. 2.7). Как считают политики, Россия как постоянный член Совета Безопасности ООН, обладающий правом вето, не может стать объектом такого рода изоляции. Тем не менее введение санкций против России возможно либо на основании вердикта международного суда, либо по решению руководства одного или группы государств.

Таблица 2.7

Применение международных санкций Организацией Объединенных Наций

Страна – объект введения санкций

Дата принятия решения о введении санкций

Ангола

15 сентября 1993 г.

Афганистан

15 октября 1999 г.

Гаити

15 июня 1993 г.

Зимбабве

16 декабря 1966 г.

Конго

28 июля 2003 г.

Ирак и Кувейт

6 августа 1990 г. и 22 мая 2003 г.

Иран

23 декабря 2006 г.

КНДР

14 октября 2006 г.

Кот-д’Ивуар

15 ноября 2004 г.

Либерия

19 ноября 1992 г.

Ливан

7 апреля 2005 г.

Ливия

31 марта 1992 г.

Руанда

17 мая 1994 г.

Сомали

23 января 1992 г.

Судан

30 июля 2004 г.

Сьерра-Леоне

8 октября 1997 г.

Югославия

25 сентября 1991 г.

Эритрея и Эфиопия

17 мая 2000 г.

ЮАР

4 ноября 1977 г.

Европейский союз не обладает полномочиями ввода санкций, так как данная прерогатива принадлежит только ООН, но страны ЕС могут вводить ограничительные меры, которые действуют на территории стран-участниц.

Ущерб от санкций со стороны одного государства может быть не намного меньше, чем ущерб от глобальной изоляции, особенно если они вводятся важными экономическими партнерами страны. Так, вследствие российских экономических санкций Грузия только за 2006 г., по данным Национального банка Грузии, понесла убытков па общую сумму до 100 млн долл. США. Причем 50 млн долл. США Грузия потеряла из-за запрета ввоза грузинских вин на российский рынок, так как переключить экспорт на другие рынки удалось лишь для 12% всех вин.

Можно выделить следующие виды международных санкций:

  • 1) коммерческие и торговые санкции, к которым относятся полное (всеобъемлющее) эмбарго, частичное (выборочное) эмбарго, прекращение технического обслуживания (например, эмбарго на ввоз на Запад советских товаров, введенное наряду с отказом принимать советское золото непосредственно после высылки Троцкого из страны; эмбарго на ввоз зерна в СССР, наложенное американской администрацией с целью воспрепятствовать строительству российского газопровода в Западную Европу, под предлогом протеста из-за войны в Афганистане);
  • 2) финансовые санкции, которые широко применяются в международной практике как эффективный метод подрыва валютно-экономического положения страны; они включают в себя блокирование иностранных активов правительства, ограничение доступа на финансовые рынки, прекращение предоставления финансовой помощи (наиболее ярким примером финансовой изоляции России является отказ Запада от приема золота из СССР в 1929 г.);
  • 3) научные, спортивные и культурные санкции, к которым относятся запреты на участие в спортивных соревнованиях лиц или групп лиц, представляющих страну – объект санкций, прекращение научного, технического и культурного сотрудничества (широко известен бойкот летних Олимпийские игр 1980 г. в Москве со стороны США и ряда их союзников из-за ввода советских войск в Афганистан в 1979 г. Участие в Играх тогда не приняли спортсмены из 64 государств, включая США, Канаду, Турцию, Южную Корею, Японию);
  • 4) санкции в отношении передвижения, к этому типу санкций относится запрет на перемещение за границу своего государства определенных лиц или групп лиц, запрет на перемещение любых средств сообщения (в большинстве случаев воздушного сообщения);
  • 5) дипломатические санкции, включающие полный или частичный отзыв сотрудников дипломатических представительств из страны – объекта санкций, аннулирование дипломатических виз. Дипломатические санкции обычно сопровождают период открытой конфронтации между государствами, однако их введение возможно и в мирное время;
  • 6) процессуальные санкции, к которым относятся прекращение или лишение права голоса, лишение права на представительство в выборных органах международной организации, неприятие или исключение из членства в международной организации.

В настоящее время против Ирана, Афганистана, Конго, Ирака и России действуют следующие виды санкций, представленные в табл. 2.8. Также до сегодняшнего дня действуют санкции ООН против таких стран, как КНДР, Кот-д’Ивуар, Либерия, Ливан, Сомали, Судан, Сьерра-Леоне, ЮАР.

Таблица 2.8

Международные санкции, действующие в 2014 г.

Страна – объект введения санкций

Субъект

введения

санкций

Дата принятия решения о введении санкций

Вид санкций

Афганистан

ООН

15 октября 1999 г.

Замораживание активов. Запрет на поездки.

Эмбарго на поставку оружия

Ирак

ООН

22 мая 2003 г.

Замораживание и перевод активов. Эмбарго на поставку оружия

Иран

ООН

  • 27 октября 2010 г.
  • (27 июля 2010 г. – усиление санкций)

Ограничения во внешней торговле, в финансовой, технологической, энергетической сфере:

  • – запрет страховать иностранным страховым компаниям иранские компании;
  • – эмбарго на поставку радиоактивных материалов, оружия;
  • – запрет на поездки и замораживание активов

Конго

ООН

28 июля 2003 г.

Замораживание активов. Запрет на поездки.

Эмбарго на поставку оружия

КНДР

ООН

14 октября 2006 г.

Эмбарго на поставки оружия. Эмбарго, связанное с ядерными программами.

Запрет на экспорт в КНДР предметов роскоши.

Запрет на поездки.

Замораживание активов

Кот-д’Ивуар

ООН

15 ноября 2004 г.

Эмбарго на поставки оружия. Запрет на поездки. Замораживание активов. Санкции в отношении алмазов

Либерия

ООН

19 ноября 1992 г.

Эмбарго на поставки оружия, включая оружие и боеприпасы, военные автотранспортные средства и технику, полувоенное снаряжение и запасные части для всего вышеупомянутого. Запрет на импорт любой круглой древесины и лесоматериалов либерийского происхождения.

Запрет на поездки.

Замораживание активов

Ливан

ООН

7 апреля 2005 г.

Запрет на поездки. Замораживание активов

Россия

ЕС

17 марта 2014 г. 20 марта 2014 г. 31 июля 2014 г.

Запрет на въезд некоторых российских лиц на территорию отдельных стран, замораживание их счетов, а также запрет на ведение бизнеса с компаниями, которые им принадлежат.

Запрет на военно-техническое сотрудничество.

Санкции против российских банков: «Сбербанка России», банка ВТБ, «Газпромбанка», «Внешэкономбанка», «Россельхозбанка».

Запрет на экспорт в Россию товаров двойного назначения и технологий для военного использования.

Запрет на поставки в Россию высокотехнологичного оборудования для добычи нефти в Арктике, на глубоководном шельфе и сланцевой нефти

Сомали

ООН

23 января 1992 г.

Эмбарго в отношении оружия (территориальное).

Эмбарго в отношении оружия (целенаправленный запрет на передачу оружия физическим лицам).

Запрет на поездки.

Замораживание активов

Судан

ООН

30 июля 2004 г.

Эмбарго на поставки оружия. Запрет на поездки. Замораживание активов

Сьерра-

Леоне

ООН

8 октября 1997 г.

Эмбарго в отношении оружия для негосударственных субъектов. Запрет на поездки

Санкции ЕС против России были введены 17 марта 2014 г., второй этап санкций начался 20 марта, третий – в июле 2014 г. Поводом для введения санкций против России послужило признание ею общекрымского референдума и вхождение Крыма в состав России. Последующее усиление санкций было связано с обострением ситуации на востоке Украины, так как организаторы санкций обвинили Россию в поставке туда оружия и подрыве территориальной целостности Украины. Следующий виток санкций западные страны мотивировали событиями, связанными с катастрофой малазийского боинга.

В общей сложности санкции против России поддержали Организация экономического сотрудничества и развития, Организация североатлантического договора, «Большая семерка», Европейский союз. Следующие страны ввели санкции против России: Великобритания, Германия, Латвия, Франция, США, Австралия, Албания, Исландия, Канада, Лихтенштейн, Молдавия, Норвегия, Новая Зеландия, Черногория, Швейцария, Япония.

Следует выделить следующие основные риски российской экономики в условиях введения международных экономических санкций.

Во-первых, ориентация российской экономики на экспорт преимущественно нефти и газа, что определяет зависимость федерального бюджета от нефтегазовых доходов, а следовательно, от спроса на эти энергоносители на мировом рынке и от цен на них. Так, доля нефтегазовых доходов в доходах федерального бюджета выросла с 30,2% в 2004 г. до 46,1% в 2013 г., а его ненефтегазовый дефицит увеличился с 1,8 до 9,7% ВВП. Если в предкризисном 2007 г. при цене на нефть 69,3 долл. США за баррель федеральный бюджет был исполнен с профицитом 5,4% ВВП, то в 2012 г. при цене на нефть 110,5 долл. США за баррель – с дефицитом 0,06% ВВП.

Во-вторых, доминирование в российской экономике сырьевого сектора, причем с большим отрывом от других, что при ухудшении внешнеэкономической ситуации генерирует риски для предприятий других секторов экономики, чьи портфели заказов ориентированы на спрос со стороны нефтегазовых компаний.

В-третьих, низкий уровень развития высокотехнологичного сектора, в то время когда наукоемкие отрасли и производства играют стратегическую роль в обеспечении качества и темпов развития экономики любой страны. Сегодня отставание России по применяемым технологическим нормам от стран-лидеров – США, Японии, Тайваня – составляет примерно 20–25 лет. Промышленная продукция высокой степени переработки составляет порядка 7% российского экспорта, в то время как в Германии аналогичный показатель превышает 80%.

В-четвертых, слабое развитие банковской системы – лишь один российский банк (Сбербанк России) входит в список 50 крупнейших банков мира. По данным рейтингового агентства Standard & Poor’s, российский банковский сектор является самым уязвимым среди банковских систем семи крупнейших развивающихся рынков, что создает угрозу ликвидности в условиях кризисных ситуаций.

В-пятых, слабое развитие отечественного сельского хозяйства, которое, по оценкам экспертов, отстает от передовых стран как минимум на 40 лет. Потери урожая достигают 30%, только 2% всех сельхозугодий обрабатываются по землесберегающим технологиям, удельные затраты электроэнергии в несколько раз выше, чем в Европе и США. Непомерно высокие цены на горюче-смазочные материалы делают невозможным организацию высокорентабельного сельхозпроизводства. Высокая степень изношенности сельскохозяйственной техники и низкая производительность работающих машин не позволяют российским аграриям полноценно конкурировать с западными фермерами, что при высокой доле импортируемых товаров является стратегической угрозой для России.

В-шестых, высокие темпы инфляции по сравнению с экономиками развитых зарубежных стран. Так, по итогам 2013 г. темпы инфляции в России составили 6,1%, в то время как в США и в странах еврозоны этот показатель составляет 1,5 и 1,1 соответственно.

В-седьмых, низкий уровень производительности труда – по производительности труда в отдельных отраслях Россия отстает от ЕС и США более чем в 30 раз. По данным информационного агентства «Финмаркет», Россия отстает по производительности труда не только от развитых стран, но и от ряда государств бывшего СССР. При этом темпы роста заработной платы опережают темпы роста производства, что усиливает снижение конкурентоспособности российской экономики.

В торговом балансе России ее главными партнерами остаются страны ЕС, АТЭС и СНГ (табл. 2.9), крупнейшие из них – Китай и Германия.

В структуре внешней торговли России по группам стран особое место занимает Европейский союз, па долю которого в 2013 г. приходилось 42,2% импортных поставок и 53,8% экспорта российской продукции. На втором и третьем местах находятся страны АТЭС и СНГ.

Основные торговые партнеры России (но данным на 2013 г.)

Наименование

Доля импорта, %

Доля экспорта, %

Страны ЕС

42,2

53,8

Страны АТЭС

34,3

18,9

Страны СНГ

13,0

14,0

Самым крупным торговым партнером России в 2013 г. стал Китай, товарооборот с которым составил 88,8 млрд долл. США. На втором месте с показателем 76 млрд долл. США Нидерланды, но следует отметить, что объемы торговли с этой страной упали па 8,3%. Товарооборот с Германией вырос в 2013 г. на 2,2% до 75 млрд долл. США, с Италией – на 17,8% до 53,9 млрд долл., Японией – на 6,6% до 33,2 млрд долл. США.

Объемы внешней торговли России с Турцией составили 32,8 млрд долл. США (95,5% к уровню 2012 г.), Польшей – 27,9 млрд долл. (102,0%), Соединенными Штатами – 27,7 млрд долл. (98,4%), Республикой Корея – 25,2 млрд долл. (101,5%), Соединенным Королевством – 24,6 млрд долл. США (105,8%).

Структура внешней торговли России по странам представлена в табл. 2.10.

Основными торговыми партнерами России в 2013 г. года были: Нидерланды, Китай и Германия (табл. 2.11).

Таблица 2.10

Страновая структура внешней торговли России в 2012–2013 гг.

Наименование

Доля товарооборота, %

2012 г.

2013 г.

Страны ЕС

48,7

49,4

Страны СНГ

14,7

13,6

Страны Таможенного союза

7,7

7,1

Страны ЕврАзЭС

8,0

7,5

Страны АТЭС

23,8

24,7

Таблица 2.11

Крупнейшие торговые партнеры России, % к общему импорту и экспорту (по данным Федеральной таможенной службы России, 2013 г.)

Страна

% к общему импорту

% к общему экспорту

Беларусь

4,3

3,7

Германия

11,9

7,0

Италия

4,6

7,5

Казахстан

2,8

3,3

Китай

16,7

Республика Корея

3,6

2,6

Нидерланды

н/д

13,3

Польша

н/д

США

5,2

2,13

Турция

н/д

Украина

5,0

4,5

Франция

3,2

н/д

Япония

4,3

3,7

В результате введенных экономических санкций Россия может столкнуться с серьезными проблемами нехватки ряда продовольственных товаров, лекарств, комплектующих изделий и полуфабрикатов.

Во-первых, российский фармацевтический рынок, доля импортной продукции на котором превышает 70%, в значительной степени зависит от поставок импортных лекарств из стран Европы (на крупнейших европейских поставщиков приходится 71,8%, на США – 4,7% и на Индию – 6,1%) (рис. 2.8). А лекарственные средства – это стратегически важная продукция, и обойтись без нее в течение длительного времени страна не сможет.

Рис. 2.8. Крупнейшие поставщики фармацевтической продукции в Россию, % к общему объему импорта лекарственных средств (по данным ФТС, 2013 г.)

Во-вторых, экономика России чрезмерно зависит от импорта механического оборудования, запасных частей, ядерных реакторов и др. Обеспечить собственные потребности в данном сегменте Россия в краткосрочной перспективе не сможет, но в то же время более 30% импорта данной продукции поступает из стран Европы и США.

В-третьих, существует угроза стабильности экспортных поставок нефти из-за возможного отказа США от покупки российской нефти. Основная доля экспорта нефти приходится на страны Европы – 67,5%, второй партнер – это Китай, на долю которого приходится 16,85% российской нефти, и третье место занимает США – 6%. Так как в европейской структуре потребления нефти на долю российской приходится 46,38% всей нефти, Европе будет экономически невыгодно объявлять эмбарго и лишать себя энергоресурсов. В быстрый срок восстановить снабжение не удастся, поэтому с этой точки зрения Европа является надежным партнером. Напротив, США, выступающие главными инициаторами санкций, способны объявить эмбарго и прекратить покупку российской нефти, так как она составляет всего 5% от их общего потребления.

В-четвертых, газовая отрасль России практически полностью ориентирована на страны Европы и СНГ. Так, в Европу через трубопроводы поступает 64,7% российского газа, в страны постсоветского пространства – 27,85%, оставшаяся доля – в Азию в виде сжиженного природного газа. Отечественные сырьевые компании полностью зависимы от европейского газового рынка, в то время как Европа более диверсифицировала свои торговые отношения, доля российского газа в структуре импорта составляет 34,46%, вторым поставщиком выступает Норвегия, третьим – Нидерланды. США удовлетворяют свои потребности в газе за счет Канады и, по оценкам экономистов, с учетом сланцевой революции заинтересованы в том, чтобы Европа постепенно стала переходить на американский сланцевый газ. В настоящее время для большинства стран Европы российский газ – важнейшая статья импорта, но в дальнейшем ситуация может измениться не в пользу России.

В-пятых, введение санкций отрицательно повлияло на курс российской валюты. Так как зависимость российской валюты от внешнеполитического курса страны сильная, то уже после введения первого и второго пакетов санкций в марте 2014 г. наметился планомерный рост курса доллара. С апреля по июнь рубль укрепил свои позиции, однако с введением третьего пакета санкций в июле курс рубля по отношению к доллару США значительно снизился (рис. 2.9).

В-шестых, в конце апреля 2014 г. рейтинговое агентство Standard & Poor’s понизило долгосрочный рейтинг России по обязательствам в иностранной валюте с ВВВ до ВВВ-. Дальнейший прогноз по рейтингу России – «негативный». Долгосрочный рейтинг в национальной валюте был снижен с ВВВ+ до ВВВ, прогноз по нему также «негативный». Рейтинг краткосрочных обязательств в иностранной валюте был снижен с А2 до АЗ, краткосрочный рейтинг в национальной валюте подтвержден на уровне А2. Ранее, в марте 2014 г., другие международные рейтинговые агентства из «большой тройки» (Fitch и Moody’s) также ухудшили прогнозы по суверенным рейтингам РФ.

Рис. 2.9. Динамика курса доллара США

Снижение суверенного рейтинга приведет к тому, что внешние заимствования на финансовых рынках станут дороже в связи с увеличившейся премией за риск, могут также возникнуть ограничения доступа российским корпорациям к внешним источникам финансирования.

В-седьмых, приток иностранных инвестиций находится в прямой связи с внешнеполитическим курсом. Если США прервали переговоры с Россией по вопросам торговли и инвестиций до разрешения конфликта вокруг Украины, то, по мнению специалистов, Европа не предпримет аналогичных мер, так как через европейские офшоры проходит значительный поток инвестиций как из России в Европу, так и наоборот. Если посмотреть на структуру иностранных инвестиций в Россию (рис. 2.10), то можно увидеть, что США выступают далеко не главным инвестором, на их долю приходится 2,7% всех иностранных инвестиций. Однако при сокращении инвестиций от Вашингтона могут пострадать такие отрасли, как производство кокса и нефтепродуктов (12% поступают из США) и производство машин и оборудования (28,1%).

В-восьмых, возможны санкции на российскую банковскую систему и иностранные счета. Именно здесь США имеют наибольшие рычаги давления на Россию, однако применять экономические санкции против России в данной сфере для США опасно, так как, по некоторым оценкам, объем российских государственных средств, находящихся на счетах в США, составляет около 400 млрд долл. США. Россия является крупным держателем долларов США, а следовательно, замораживать российские активы – это опасное решение для американской валютной системы, которое могло бы вызвать цепную реакцию и существенно ослабить доверие российского рынка к американской валюте.

Многие эксперты считают высокими риски дестабилизации состояния российской экономики, а следовательно, и бюджетной устойчивости в среднесрочной перспективе из-за событий на Украине и международных экономических санкций. Среди возможных последствий можно выделить ухудшение условий заимствования, усиление оттока капитала, ослабление курса рубля, ускорение инфляции, дальнейшее сокращение инвестиций.

Рис. 2.10. Распределение накопленных в России и за рубежом из России иностранных инвестиций по странам, млн долл. США (по данным Росстата, 2013 г.):

– объем инвестиций, накопленных в России;

– объем инвестиций, накопленных за рубежом

По мнению экспертов, наиболее негативные последствия для России будут иметь ограничения, накладываемые па экспорт в нашу страну высоких технологий и доступ российских банков к дешевым кредитным ресурсам. Из-за санкций сложились неблагоприятные условия для внешних заимствований и притока иностранных инвестиций.

В краткосрочном и среднесрочном периодах у России достаточно резервов для компенсации большей части возможных экономических потерь, связанных с санкциями, в то же время эскалация напряженности может понизить прирост ВВП до 0,2-0,3% уже в 2014 г. В более длительной перспективе санкции могут оказать существенное влияние на снижение бюджетной устойчивости, а также ухудшение условий и сокращение возможностей для модернизации при ограничении импорта технологий, инвестиций и передовых практик.

В то же время, по оценке ряда российских экспертов, санкции Запада способны стать стимулом для развития российской экономики, прежде всего для аграрного сектора. Также санкции Запада могут переориентировать Россию на рынки Азии и Латинской Америки.

  • Международные санкции // Биржевой лидер . URL: profi-forex.org/wiki/mezhdunaiOdnye-sankcii.html (дата обращения: 02.12.2014).
  • Словарь бизнес-терминов// Академик.ру 2001 . URL: dic. academic.ru/dic.nsf/business/11764 (дата обращения: 02.12.2014).
  • Большой бухгалтерский словарь // Академик.ру 2001 . URL: dic.academic.ru/dic.nsf/business/11764 (дата обращения: 02.12.2014).
  • Международные санкции // Биржевой лидер.
  • URL: problemanalysis.ni/idea/idea_38.h (дата обращения: 02.12.2014).
  • Система санкций против России. Центр проблемного анализа и государственно-управленческого проектирования . URL: piOblemanalysis.ru/idea/ idea_38.html (дата обращения: 02.12.2014).
  • Международные санкции // Биржевой лидер.
  • Бюджетное послание Президента РФ В. В. Путина от 13 июня 2013 г. «О бюджетной политике в 2014–2016 годах» . URL: base.garant.ru/70394910 (дата обращения: 14.01.2015).
  • Сажана М. А. Управление кризисом. С. 174.
  • Интервью с президентом Национального союза экспортеров продовольствия Д. Булатовым // Эксперт. 2014. № 49. С. 42–43.
  • С 49 на 34 место. Expert Online . URL: expert.ru/2013/07/2/ s-49-na-34-mesto (дата обращения: 14.01.2015).
  • Буйлов М. Кредитование с потерей физического лица // Деньги. 2014. № 46. С. 72.
  • Основные проблемы сельского хозяйства в России . URL: http: // kakprosto.ru/kak-854410-osnovnye-problemy-selskogo-hozyaystva-v-rossii (лата обращения: 14.01.2015).
  • Центральный банк РФ. Основные направления единой государственной денежно- кредитной политики на 2014 год и период 2015 и 2016 годов . URL: cbr.ru/today/publications_reports/on_2014%282015–2016%29.pdf (дата обращения: 14.01.2015).
  • Производительность труда в России сильно отстает от показателей Европы и США . URL: fundshub.ru/society/russia/15203.php (дата обращения: 14.01.2015).
  • Кравченко Л. Экономические санкции против России: вызовы и угрозы. Центр научной политической мысли и идеологии . URL: rusrand.ru/events/ ekonomicheskie-sanktsii-protiv-rossii-vyzovy-i-ugrozy (дата обращения: 02.12.2014).
  • Официальный сайт Информационного телеграфного агентства России ИТАР-ТАСС . URL: itar-tass.com/ekonomika/960119 (дата обращения: 02.12.2014).
  • Там же.
  • Там же.
  • Кравченко Л. Экономические санкции против России: выводы и угрозы.
  • Кравченко Л. Экономические санкции против России: выводы и угрозы.
  • Там же.
  • РБК daily – ежедневная деловая газета. 25.04.2014 . URL: rbcdaily.ru/economy/562949991296482 (дата обращения: 02.12.2014).
  • URL: доллар-курс.рф/.
  • URL: ria.ru/economy/20140710/1015439632.html.

Курсовая работа: Сущность и виды санкций

Тема: Сущность и виды санкций

Раздел: Бесплатные рефераты по институциональной экономике

Тип: Курсовая работа | Размер: 104.66K | Скачано: 128 | Добавлен 29.09.15 в 21:22 | 0 | Еще Курсовые работы

Введение 3

1. Теоретические основы понятия санкция 5

1.1 Понятие, сущность и различные трактовки понятия «санкция» 5

1.2 Основные виды санкций 8

1.3 Виды санкций в законодательстве РФ 10

2.Особенности проявления санкций в современных условиях 15

2.1 Экономические санкции США против СССР 15

2.2 Экономический анализ санкций против Ирана 18

2.3 Анализ санкций против России в 2014 году 22

3. Возможные методы совершенствования различных видов санкций 27

3.1 Направления совершенствования института ответственности в гражданском праве 27

3.2 Совершенствование механизма применения финансовых санкций в России 30

3.3 Анализ необходимости разработки новых мер пресечения альтернативных заключению под стражу 33

Заключение 38

Список литературы 40

Введение

Санкция — составляющий элемент правовой нормы, предусматривающий негативные последствия для лица, нарушившего находящееся в данной норме правило. Кроме того санкцию можно толковать как меру воздействия, используемую к правонарушителю и влекущую для него неблагоприятные результаты.

Для поддержания правопорядка и обеспечения серьезного соблюдения законности огромное значение на современной стадии развития русского государства и общества приобретает правовая санкция. Ведь именно санкции повторяющие вид конкретных мер правового принуждения, воздействующих на сознание и волю преступника, считаются мерами, которые восстанавливают и гарантируют правопорядок. Но не только лишь принуждение, внешне обусловленное негативными санкциями, но и поощрение, представленное санкциями позитивными, побуждают субъектов права действовать согласно общепризнанным меркам законодательства.

Проблема юридической природы правовых наказаний считается очень острой и актуальной, так как они призваны обеспечить поддержание должного правопорядка, строгое и неуклонное соблюдение правовых предписаний, эффективность правового регулирования финансовых либо социальных взаимоотношений.

Объектом исследования является теоретическое осмысление категории «санкция», а также правовые отношения, складывающиеся в ходе внедрения санкций органами государственной власти Российской Федерации.

Предметом исследования выступает состояние и степень разработанности в юридической науке понятия и значения правовой санкции как составляющей юридической ответственности.

Целью настоящего исследования считается комплексное изучение теоретических и практических проблем применения понятия санкция и разработка научно обоснованных рекомендаций, имеющих цель улучшенияправового регулирования деятельности, образующийся в связи с их внедрением.

Цели курсовой работы:

  • изучение теоретических организационно-правовых основ санкций в России;
  • анализ механизма применения санкций;
  • рассмотрение путей совершенствования механизма санкций.

Многие актуальные вопросы проблематики правовых санкций изучались в работах выдающихся правоведов конца XIX — начала XX веков, таких как Алексеев А.С., Еллинек Г., Елистратов А.И., Иеринг Р., Кистяковский Б.А., Коркунов Н.М., Новгородцев П.И., Лазарев Н.И., Меркель А., Палиенко Н.И., Петражицкий Л.И., Трубецкой Е.Н., Чичерин Б.Н., Шершеневич Г.Ф. и др.

Современные научные исследования существующей проблемы предпринимались в работах Алексеева С.С., Ардашкина В.Д., Базылева Б.Т., Байтина М.И., Голунского С.А., Строговича М.С., Недбайло П.Е., Лейста О.Э., Томашевского Н.П. и других исследователей, а также в работах представителей отраслевых наук: Веремеенко И.И., Бахраха Д.Н., Галагана И.А., Додина Е.В., Зинатуллина 3.3., Клюшниченко А.П., Лазарева Б.М., Лунева А.Е., Петрова Г.И., Попова Л.Л., Студеникина М.С., Юсупова В.А. и др.

Список литературы

  1. Конституция Российской Федерации от 12 декабря 1993г. // СПС «Гарант»
  2. Бюджетный кодекс РФ от 31 июля 1998 г.№145-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. 1998.
  3. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая)от 30 ноября 1994 г. № 51-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. 1994.
  4. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 26.01.1996 N 14-ФЗ (ред. от 07.02.2011) // СПС «Консультант Плюс» -59 с.
  5. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть четвертая) от 18.12.2006 N 230-ФЗ (ред. от 31.12.2014) // СПС «Консультант Плюс» -2 с.
  6. Земельный кодекс Российской Федерации от 25 октября 2001 г. № 136-Ф3 (ред. от 08.03.2015) // Собрание законодательства Российской Федерации. 2001.
  7. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях» от 30.12.2001 N 195-ФЗ (ред. от 02.05.2015) // СПС «Консультант Плюс» -2с.
  8. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая) от 31 июля 1998 г. № 146-ФЗ (ред. от 02.05.2015) // СПС «Консультант плюс»
  9. Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации» от 18.12.2001 N 174-ФЗ (ред. от 30.03.2015)
  10. Конвенция о защите прав человека и основных свобод ETS N 005 (Рим, 4 ноября 1950 г.) (с изменениями и дополнениями от 13 мая 2004 г.) // СПС «Гарант»
  11. Концепция развития гражданского законодательства Российской Федерации» (одобрена решением Совета при Президенте РФ по кодификации и совершенствованию гражданского законодательства от 07.10.2009) // СПС «Консультант Плюс»
  12. Федеральный закон от 01.12.2014 N 408-ФЗ «О внесении изменения в статью 1 Федерального закона «О минимальном размере оплаты труда»
  13. Федеральный закон от 06.12.2011 N 402-ФЗ (ред. от 04.11.2014) «О бухгалтерском учете»
  14. Гражданское право: Учебник: В 2-х ч. Ч. 1 / Под общ.ред. В.П.Мозолина, А.В.Масляева. М.: Юристъ, 2010. -204c.
  15. Грибанов, В.П. Ответственность за нарушение гражданских прав и обязанностей // Осуществление и защита гражданских прав / В.П. Грибанов. — М.: Статут, 2010. -286 с.
  16. Гродских В.С. Экономическая теория / В.С. Гродских. – СПб.: Питер, 2013. – 208 с.
  17. Зыбин, С.Ф. К вопросу об институте ответственности в российском гражданском праве / С.Ф. Зыбин //Вестник Санкт-Петербургской юридической академии. — 2010. — № 2 (7).
  18. Кашанина Т.В., Кашанин А.В. Основы российского права: Учебник для вузов. 4-е изд. М.: Норма, 2010. – 356c.
  19. Колосова Н.М. К вопросу о конституционных санкциях // Журнал российского права. 2010. 15 c.
  20. Краснов А.В. К вопросу о сущности санкции правовой нормы // Трибуна молодого ученого — 2010: Сборник научно-исследовательских работ. Казань: Познание, 2010. –198 с.
  21. Краснов А.В. Правовая санкция в контексте предоставительно-обязывающего характера нормы права // Научный Татарстан. 2010. -130c.
  22. Лейст О.Э. Сущность права. Проблемы теории и философии права / Под ред. В.А.Томсинова. М.: Зерцало, 2010. -61c.
  23. Мягких А.И. Санкция как структурный элемент правовой нормы // Правоведение (Санкт-Петербург). 2010. -110c.
  24. Руднев В.И. «О необходимости разработки новых мер пресечения альтернативных заключению под стражу»//Журнал российского права №6 2010. -63c.
  25. Сатина Э.А. Содержание и виды правовых санкций // Историко-правовой вестник: Сборник науч. статей. Тамбов: Изд-во ТГУ им. Г.Р.Державина, 2010. -25c, 28с.
  26. Ячменев, Ю.В. Гражданско-правовая ответственность: учеб.пособие / Ю.В. Ячменев; СПб. ин-т внешнеэкономических связей, экономики и права. — СПб.: Изд-во ИВЭСЭП, 2010. -59c, 98с, 153с.

Сколько стоит заказать работу?

Бесплатная оценка

0 Размер: 104.66K Скачано: 128 29.09.15 в 21:22 vgdyikb

Понравилось? Нажмите на кнопочку ниже. Вам не сложно, а нам приятно).

Чтобы скачать бесплатно Курсовые работы на максимальной скорости, зарегистрируйтесь или авторизуйтесь на сайте.

Важно! Все представленные Курсовые работы для бесплатного скачивания предназначены для составления плана или основы собственных научных трудов.

Друзья! У вас есть уникальная возможность помочь таким же студентам как и вы! Если наш сайт помог вам найти нужную работу, то вы, безусловно, понимаете как добавленная вами работа может облегчить труд другим.

Добавить работу

Если Курсовая работа, по Вашему мнению, плохого качества, или эту работу Вы уже встречали, сообщите об этом нам.

>Добавление отзыва к работе

Добавить отзыв могут только зарегистрированные пользователи.

>Похожие работы

  • Сущность и типы санкций

Виды экономических санкций

Наиболее распространенный вид экономических санкций – эмбарго, то есть запрет на экспорт товаров из страны и импорт товаров в страну. В условиях международного разделения труда запрет на экспорт должен приводить к существенному падению валютной выручки и, соответственно, к существенному ограничению возможности закупать необходимые товары за рубежом. Однако в случае, если подвергаемая санкциям страна ориентирована на внутреннее производство и потребление или в силу экономической отсталости не поставляет на мировой рынок значимого для себя объема товаров, ограничение экспорта может оказаться недостаточно действенным.

Также распространен такой вид санкций, как запрет на поставки определенных (оружие, высокие технологии) или всех товаров в страну. Последствия и риски в данном случае те же, что и при ограничениях на экспорт.

Экономические санкции могут применяться не только к определенному государству, но и к компаниям из третьих стран, имеющим торговые отношения с фирмами страны, подвергаемой санкциям. Правительство государства, налагающего санкции, не может напрямую запретить третьим странам и их фирмам иметь экономические отношения с подвергаемой санкциям страной, но может ограничить отношения своих компаний и государственных органов с такими фирмами. Этой возможностью, например, активно пользуются США, составляя черные списки компаний из многих стран мира, которые, по мнению официальных органов США, сотрудничают со «странами-изгоями». Американские компании получают предписание о запрете поставок определенных товаров и технологий в адрес компаний из черных списков. В первую очередь это касается военных товаров, а также товаров и технологий двойного назначения.

К другому виду экономических санкций относится запрет на финансовые операции с определенной страной и компаниями оттуда, а также инвестиции в экономику этой страны. Подобные меры могут носить частичный характер, запрещая лишь крупные финансовые операции, но разрешая мелкие. Например, США в 1996 году ввели санкции против иностранных компаний, которые планировали вложить более 40 млн долларов в разработку нефтяных месторождений Ирана и Ливии.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *