Доходы государственного бюджета

Государственный бюджет

Государственный бюджет – финансовый документ, содержащий совокупные доходы и расходы страны. Состоит из двух частей: доходной и расходной.

Доходы государства складываются из налоговых поступлений — налогов на имущество, подоходных налогов на физических лиц, налогов с оборота, таких как налог на добавленную стоимость (НДС), акцизов и других сборов, корпоративных налогов на прибыль, а также штрафов, пеней и других платежей.

Расходы государства состоят из затрат на социальные программы, оплату услуг государственного аппарата, расходов на оборону и прочих статей.

Если доходы бюджета превышают расходы, это принято называть профицитом бюджета. В обратной ситуации, когда расходы превышают доходы, – дефицитом. Бюджетный профицит способствует созданию государственных резервов. Дефицит финансируется прежде всего при помощи государственных заимствований. Таким образом, создается внутренний и внешний долг государства.

Госбюджет бывает нескольких уровней: федеральный, региональный, муниципальный, местный, а также бюджеты государственных внебюджетных фондов.

В России бюджетные отношения регулируются Бюджетным кодексом Российской Федерации (БК РФ) от 31 июля 1998 года № 145-ФЗ. В частности, закон дает такое определение государственного бюджета: «Бюджет — форма образования и расходования денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления».

Государственный бюджет РФ принимается на один год. При этом предложение бюджета разрабатывается на основе бюджетного послания президента России и вносится правительством в Государственную думу не позднее 1 октября. Дума его рассматривает в трех чтениях: при первом утверждаются общие параметры, при втором – разделы, а при третьем – подразделы статей. В случае если депутаты не примут бюджет, создается согласительная комиссия совместно с правительством. При этом по закону Госдума не может увеличивать размер планируемых доходов без заключения Кабинета министров. После того как Дума приняла бюджет на предстоящий год, его утверждает Совет Федерации и подписывает президент. С этого момента госбюджет имеет силу закона.

Основные параметры государственного бюджета РФ на 2010 год: доходы – 6,95 трлн, расходы – 9,87 трлн рублей. При этом 3,19 трлн (приблизительно 46%) доходов приходятся на нефтегазовую отрасль. Бюджетный дефицит — 2,9 трлн рублей.

Он утверждается парламентом страны на определённый период (на год), а правительство отвечает за исполнение бюджета. Доходная часть бюджета показывает, откуда поступают денежные средства.
Источники доходов:
1) налоги;
2) государственные займы (ценные бумаги, казначейские векселя и др.);
3) эмиссия (дополнительный выпуск) бумажных и кредитных денег;
4) займы у международных организаций.
Основные статьи расходов:
Версия № 1: 1) содержание государственного аппарата, армии; 2) субсидии, дотации, льготные кредиты отраслям и отдельным предприятиям, их государственная поддержка; 3) содержание бюджетных учреждений – образования, здравоохранения, социального обеспечения; 4) инвестиции в производственную и социальную инфраструктуру, охрану окружающей среды, оборону.
Версия № 2: 1) национальная оборона; 2) правоохранительная деятельность; 3) обеспечение безопасности и судебная власть; 4) государственное управление; 5) экономическое развитие различных отраслей хозяйства; 6) обслуживание государственного долга; 7) социальное обеспечение.
Профицит и дефицит бюджета.
1) Когда ожидаемые доходы равняются ожидаемым расходам, бюджет называется сбалансированным.
2) Когда доходы превышают расходы, эта разница является положительным сальдо (профицитный бюджет).
3) Когда бюджетные расходы больше доходов, то разница называется отрицательным сальдо, или дефицитом бюджета.
Сальдо (итал. saldo – расчет, остаток) – 1) разность между финансовыми поступлениями и расходами за определенный промежуток времени; 2) разность между стоимостью экспорта и импорта страны (сальдо торгового баланса); 3) разность между заграничными платежами и поступлениями (сальдо платежного баланса).
Профицит бюджета (от лат. двигается вперед, он преуспевает, он достигает) – превышение доходов бюджета над его расходами.
Дефицит (от лат. deficit – недостаёт) – недостаточность средств, ресурсов в сравнении с ранее намечавшимся, запланированным или необходимым уровнем.
Источники покрытия бюджетного дефицита:
1) выпуск в обращение дополнительных денег (эмиссия);
2) привлечение средств фирм и домашних хозяйств через выпуск государственных ценных бумаг;
3) займы у хозяйственных и финансовых организаций (отечественных и международных).
Государственный долг.
Государство может покрыть дефицит бюджета, выпустив в обращение дополнительные деньги или взяв в долг у населения. Но возможности кредитования государства населением обычно ограничены, а выпуск государством новых бумажных денег, не обеспеченных товарами, обычно ведёт к инфляции. Большинство правительств в условиях дефицита предпочитает занимать деньги у хозяйственных и финансовых организаций (отечественных и международных).
Государственный долг – сумма задолженности государства внешним и внутренним кредиторам; различают внешний и внутренний государственный долг.
Внутренний государственный долг – это сумма задолженности государства перед собственным населением и предприятиями; внешний – задолженность государства международным банкам, иностранным правительствам, крупным частным банкам.
Панически бояться крупного внутреннего и внешнего государственного долга не следует. В США на сентябрь 2009 г. он достиг 12 триллионов долларов.
Обслуживание долга – это выплата процентов по задолженности, постепенное погашение основной суммы долга.
Внешний государственный долг является более серьёзной проблемой, чем внутренний, так как с его появлением возникают не только кредитные обязательства, но и обязательства другого рода – за оказание финансовой помощи кредиторы требуют выполнения ряда условий.
Важны не абсолютные показатели долга, а его отношение к другим экономическим показателям государства: 1) величина долга на душу населения; 2) отношение долга к ВВП (оно не должно быть больше 80%); 3) отношение величины госдолга к объёму экспорта (он не должен превышать сумму экспорта более чем в 2 раза); 4) расходы по обслуживанию долга по отношению к сумме экспорта (не должны превышать 15-20%); 5) отношение внешнего долга к размеру золотовалютных резервов.
Реструктуризация долга – процесс, при котором пересматриваются условия обслуживания долга (процент, суммы, сроки начала возврата).
Реструктуризация долга производится тогда, когда страна не может осуществлять выплаты в соответствии с первоначальными соглашениями о предоставлении займа.
Меры по управлению государственным долгом: 1) недопущение долговой ловушки, при которой все ресурсы работают на выплату долга, а не на увеличение национального богатства; 2) поиск средств для выплаты долга; 3) нейтрализация негативных последствий государственного долга; 4) эффективное использование средств заимствования, т.е. направление их в проекты, которые в отведённый срок позволят обеспечить доходы, превышающие размер долга и проценты по нему.

Государственный бюджет

Финансы

Финансовое право
Финансовая система

Государственный бюджет — важнейший финансовый документ страны. Он представляет собой совокупность финансовых смет всех ведомств, государственных служб, правительственных программ и т. д. В нём определяются потребности, подлежащие удовлетворению за счёт государственной казны, равно как указываются источники и размеры ожидаемых поступлений в государственную казну.

Деятельность государства по формированию, рассмотрению, утверждению, исполнению бюджета, а также составлению и утверждению отчёта о его исполнении (формулировка касается бюджетов всех уровней, входящих в бюджетную систему РФ) называется бюджетный проце́сс.

В бюджетную систему Российской Федерации входят бюджеты следующих уровней:

  • Федеральный бюджет
  • бюджеты субъектов Российской Федерации (региональные бюджеты)
  • бюджеты муниципальных образований (местные бюджеты)

Согласно статье 215.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации кассовое обслуживание исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации осуществляется Федеральным казначейством.

Если запланированные доходы государственного бюджета превышают его расходы, то это называется бюджетный профицит (или профицит бюджета).

Запланированное превышение расходов бюджета над его доходами называют бюджетный дефицит (или дефицит бюджета). Когда при исполнении бюджета уровень дефицита бюджета превышает установленный при утверждении бюджета показатель, или происходит значительное снижение ожидавшихся доходов бюджета, то представительный орган власти (на основе предложений органа исполнительной власти) принимает решение о введении установленного законом механизма уменьшения расходов. Такое «урезание» запланированных бюджетом расходов называется секве́стр.

Доходы и расходы

Основная статья: Доходы государственного бюджета

Доходы государственного бюджета — денежные средства, поступающие в безвозмездном и безвозвратном порядке в соответствии с действующей классификацией и существующим законодательством.

Доходы формируются за счёт:

  • налогов, взимаемых как центральными, так и местными органами власти;
  • неналоговых доходов, складывающихся из доходов от внешнеэкономической деятельности, а также доходов от имущества, находящегося в государственной собственности;
  • доходов целевых бюджетных фондов.

В соответствии с последней редакцией бюджетного кодекса доходы бюджета состоят из налоговых, неналоговых и безвозмездных поступлений. Налоговые доходы составляют около 84 % Федерального бюджета РФ, неналоговые доходы — 7 %, доходы целевых бюджетных фондов — 9 %.

Основная статья: Расходы государственного бюджета

Расходы государственного бюджета — это денежные средства, направленные на финансовое обеспечение задач и функций государственного и местного самоуправления.

Все расходы можно подразделить на следующие группы:

  • военные;
  • экономические;
  • на социальные нужды;
  • на внешнеполитическую деятельность;
  • на содержание аппарата управления.

Бюджетная классификация Российской Федерации

Бюджетная классификация Российской Федерации — группировка доходов, расходов и источников финансирования дефицитов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, используемая для составления и исполнения бюджетов, составления бюджетной отчётности, обеспечивающая сопоставимость показателей бюджетов бюджетной системы Российской Федерации. Существуют унифицированные коды бюджетной классификации (КБК). Их использование позволяет формировать базу для наблюдения за движением бюджетных средств и факторного анализа бюджетных статей. Применение бюджетной классификации заметно упрощает объединение смет и бюджетов в общие сводные документы.

Бюджетная классификация Российской Федерации включает:

  • классификацию доходов бюджетов;
  • классификацию расходов бюджетов;
  • классификацию источников финансирования дефицитов бюджетов;
  • классификацию операций публично-правовых образований (классификация операций сектора государственного управления — КОСГУ).

В 2019 году введен в действие новый порядок применения КОСГУ по Приказу Минфина №209н от 29.11.2017.

Бюджетный учёт

Бюджетный учёт в российском законодательстве — упорядоченная система сбора, регистрации и обобщения информации в денежном выражении о состоянии финансовых и нефинансовых активов и обязательств Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, а также об операциях, изменяющих указанные активы и обязательства.

Кроме того, Минфин несколько уточняет данное определение. Согласно его приказу, бюджетный учёт представляет собой упорядоченную систему сбора, регистрации и обобщения информации в денежном выражении о состоянии финансовых и нефинансовых активов и обязательств Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований (органов государственной власти, органов управления государственных внебюджетных фондов, органов управления территориальных государственных внебюджетных фондов, органов местного самоуправления и созданных ими бюджетных учреждений) и операциях, приводящих к изменению вышеуказанных активов и обязательств.

Бюджетный учёт осуществляется в соответствии с планом счетов, включающим в себя бюджетную классификацию Российской Федерации.

План счетов бюджетного учёта и инструкция по его применению утверждаются Министерством финансов Российской Федерации.

Коррупция

Коррупция в сфере управления государственными финансами — старая и распространённая проблема. На этапе планирования бюджета коррупция в сфере государственных финансов влияет на распределение государственных инвестиций (отбор проектов, определение места их реализации, предоставление налоговых льгот и т. п.). Однако самые благоприятные условия для появления коррупции возникают на этапе исполнения бюджета. Этому способствуют: неполнота и непрозрачность информации, недостаточный контроль за доходами и расходами, безнаказанность отклонения от целевых уровней доходов и расходов. Коррупция может появляться и на этапе внешнего контроля и надзора, в случае если под влиянием политических сил скрываются факты мошенничества, а расследования проводятся неэффективно.

См. также

  • Бюджет
  • Государственный бюджет по странам
  • Федеральный бюджет России
  • Расходы государственного бюджета
  • Доходы государственного бюджета

Примечания

  1. Финансы и кредит: Доходы государственного бюджета
  2. 1 2 Государственный бюджет: доходы и расходы
  3. Финансы и кредит: Расходы государственного бюджета
  4. КБК в реквизитах: 20 важных цифр (недоступная ссылка). PPT.ru. Дата обращения 21 октября 2019. Архивировано 25 декабря 2018 года.
  5. Последние изменения в таблице соответствия КВР и КОСГУ на 2019 год. Учет в учреждении (23 сентября 2019). Дата обращения 11 октября 2019.
  6. «Бюджетный кодекс Российской Федерации» от 31.07.1998 N 145-ФЗ (принят ГД ФС РФ 17.07.1998) (ред. от 29.11.2014)
  7. Инструкция по бюджетному учёту
  8. Многоликая коррупция, 2010.

Литература

  • Многоликая коррупция. Выявление уязвимых мест на уровне секторов экономики и государственного управления = The Many Faces of Coruption: Tracking Vulnerabilities at the Sector Level. — М.: «Альпина Паблишер», 2010. — 552 с. — ISBN 978-5-9614-1062-4.

Словари и энциклопедии

Нормативный контроль

GND: 4072349-5 · NDL: 00564992

Понятие государственнoго бюджета

Курсовая работа.

по дисциплине: «Финансы и кредиты»

на тему: «Проблемы бюджетного устройства в современной России»

Выполнил:

Васильева А.С. 3 курс

факультет Управления Бизнесом

Проверил:

Иванова Р.И.

Санкт-Петербург

2015 г.

План

Введение…………………………………………………………………………………………2

1.Понятие государственнoго бюджета……………………………………………………..4

2.Принципы построения государственнoго бюджета……………………………………9
3.Структура расходов и доходов государственного бюджета………………………..12
4.Проблема сбалансированности структуры государственного бюджета………….22
5.Проблемы формирования государственного бюджета в РФ……………………….34

Заключение……………………………………………………………………………………39

Список литературы…………………………………………………………………………..41

Введение.

На данный момент Россия вступила на новый этап развития. Мировое сообщество признало российскую экономику как рыночную структуру, происходит относительная стабилизация экономики и финансов, расширяются социальные функции государства и местных органов самоуправления. Нынешний этап развития России в целом можно охарактеризовать как этап государственного, экономического, финансового и социального реформирования. В то же время нельзя не отметить и тот факт, что многие реформы не дают пока желаемого результата. Важнейшей причиной тому обычно называют отсутствие достаточной и стабильной финансовой базы. Однако, в конечном счете, все упирается в отсутствие целостной научно обоснованной концепции, стратегии и тактики развития государственного (муниципального) финансового хозяйства. В современных условиях проблемы формирования и реализации на практике эффективной бюджетной политики в масштабах всей страны в целом и на субфедеральном уровне приобретают особую значимость. Последний аспект является сейчас наиболее важным. Финансовая стабильность такой огромной страны, как Россия, будет гарантирована только при условии финансового благополучия ее многочисленных территорий. Отсюда — значимость проблем разработки концепции эффективной бюджетной политики. В условияx рыночных отношений, нестабильности курса рубля, кризиса производства и неплатежей, большое значeние уделяется формированию бюджета. В мире трудно отыскать страну, у которой бы не возникали проблемы и сложности в бюджетных взаимоотношeниях между центром и территориями. И чем больше государство, тем актуальнее задача сбалансирования бюджетных интересов центра и регионов. Прaвительство ведет интенсивную работу по совершенствованию системы управления бюджетными средствами. И эта система должна начать свою работу уже сейчас, ведь расхoды любого бюджета осуществляются за счет средств налогоплательщиков и, следовательно, государство должно изыскивать наиболее рациональные пути получения финансовых средств. Для проведeния анализа необходимо рассмотреть все стороны взаимодействия между участниками межбюджетных отношений, попытаться найти пути выхода из столь трудной финансовой ситуaции. Целью курсoвой работы является анализ государственного бюджета как важнейшего элемента финансовой системы общества, основных черт бюджетной системы и бюджетного процесса, выявления наиболее значительных проблем в функционировании бюджетного механизма и рассмотрение возможных путей их решения на примере государственного бюджета (бюджетной системы и бюджетного процесса) Российской Федерации. Повышение результативности бюджетного воздействия во многом зависит от степени постижения сути этой системы, знания факторов, определяющих ее развитие, теоретической обоснованности необходимых изменений. Изучение бюджетной политики РФ.

Для достижения данной цели необходимо решить следующие задачи:

· определить понятие бюджета;

· рассмотреть принципы бюджетной системы;

· рассмотреть понятие, цели и задачи бюджетной политики;

· проанализировать бюджетную политику РФ на современном этапе;

· рассмотреть расходные обязательства РФ выделить основные направления бюджетной политики в период кризиса

Понятие государственнoго бюджета

Государственный бюджет — важнейший финансовый документ страны. Он представляет собой совокупность финансовых смет всех ведомств, государственных служб, правительственных программ и т. д. В нём определяются потребности, подлежащие удовлетворению за счёт государственной казны, равно как указываются источники и размеры ожидаемых поступлений в государственную казну.

Деятельность государства по формированию, рассмотрению, утверждению, исполнению бюджета, а также составлению и утверждению отчёта об его исполнении (формулировка касается бюджетов всех уровней, входящих в бюджетную систему РФ) называется бюджетный процесс

Центральное место в финансовой системе занимает государственный бюджет. Он является самым крупным денежным фондом, который использует правительство для финансирования своей деятельности.
По своей экономической сущности государственный бюджет — это совокупность финансовых отношений, возникающих между государством и физическими и юридическими лицами по поводу создания, распределения и использования общегосударственных фондов денежных средств.
За счет государственного бюджета содержится армия, полиция, госаппарат, значительная часть образования, здравоохранения и т.д. С его помощью государство оказывает значительное воздействие на экономические процессы.
В силу своего особого положения государственный бюджет взаимодействует с другими звеньями финансовой системы, оказывая им при необходимости “помощь” денежными средствами.
В каждой стране структура бюджета имеет свои особенности. Она определяется государственными устройством данной страны.

Государственный бюджет призван выполнять следующие основные функции:

1. Распределительная функция: через госбюджет перераспределяется в разных странах значительная часть НД (от 20 до 60 %).

2. Контрольная функция: динамика бюджетных ресурсов (их поступление) позволяет судить о финансовом состоянии экономики и постоянно его контролировать.

3. Регулирующая функция: сосредоточение в руках государства значительной части НД служит материальной основой для его регулирующей роли в экономике. Изменяя доходы и расходы госбюджета, правительство может смягчать спады производства, снижать уровень безработицы и т.д.

Государственный бюджет состоит из двух взаимосвязанных и взаимодополняющих частей: доходной и расходной

Доходная часть показывает, откуда поступают денежные средства для финансирования деятельности государства, а также какие слои общества отчисляют больше всего из своих доходов на содержание государства. Доходы бюджета формируются за счёт:

1. Налогов (85-90% от всех доходов).

2. Государственных займов.

3. Различного рода пошлин, сборов и т.д.

4. Эмиссии (выпуска) бумажных и кредитных (взятых у центрального банка) денег, когда расходы превышают доходы.

В условиях перехода к рыночной экономике источником дохода могут быть поступления от продажи государственной собственности.

Расходная часть показывает, на какие цели направляются
аккумулируемые государством средства. Наиболее крупными расходными статьями являются:

1. Военные расходы.

2. Расходу по государственному долгу.

3. Расходы по финансированию экономики (строительство государственных предприятий, компенсации бывшим собственникам национализированных предприятий, выдача субсидий фермерам с целью сокращения посевных площадей, предоставление кредитов иностранным государствам, создание инфраструктуры и т.д.).

4. Расходы на содержание государственного аппарата (чиновников, полиции, суда и т.п.).

5. Расходы на социально-культурные мероприятия (образование, здравоохранение, социальное обеспечение).

6. Расходы на пропаганду своих ценностей, идеологии, идей и т.д.

Общественное назначение налогов проявляется в их функциях. Таких функций как:

· Фиксальная функция

· Перераспределительная функция

· Экономическая функция

1. Фискальная функция. Она состоит в формировании денежных доходов государства, которые нужны ему для содержания государственного аппарата, армии, развития науки и техники, поддержки малообеспеченных слоев населения и т.д.

2. Перераспределительная функция. Она заключается в перераспределении доходов от богатых к бедным, из одних отраслей в другие и т.д.

3. Экономическая функция. Она состоит в воздействии через налоги на общественное воспроизводство и социально-экономические процессы в обществе. Налоги в этой функции могут играть: стимулирующую, ограничительную, контролирующую роль.

Предприятия, которым предоставлены налоговые льготы, развиваются быстрее других. Не облагая налогом часть прибыли, идущей на внедрение новой техники, государство поощряет технический прогресс. Не облагая налогом часть прибыли, идущей на благотворительную деятельность, государство привлекает предприятия к решению социальных проблем. Назначая более высокие налоги на сверхприбыль, государство контролирует движение цен на товары и услуги и т.д.

Функции налогов взаимосвязаны. Так, рост налоговых поступлений в бюджет (т.е. реализация фискальной функции) создает материальную возможность для осуществления экономической роли государства, т.е. экономической функции налогов. В то же время, достигаемое в результате экономического регулирования ускорение развития, а также рост доходности производства позволяют государству получать больше средств в виде налогов. Это означает, что экономическая функция налогов способствует фискальной функции, расширяя и укрепляя ее. В мировой практике сложились две концепции налогообложения.

· Концепция получающих преимущества (или полученных благ). Она означает взимание налогов как платы за те услуги, которыми пользуется налогоплательщик, то есть кто выигрывает от данной правительственной программы, тот и должен платить за ее осуществление. Такой подход может быть оправдан, когда, например, дело касается оплаты за пользование автомобильной дорогой, пляжем, построенным мостом и т.д. Однако его применение имеет свои границы. Так, нереально предлагать семьям с низкими доходами или инвалидам самим оплачивать стоимость программ правительственной помощи неимущим. Поэтому установление размера налога в зависимости от степени выгоды, которую граждане получают от государства, не может быть положено в основу налогообложения.

Часть потраченных государством налогов имеет косвенный эффект для отдельных граждан. Если дети, например, посещают школу, то родители непосредственно ощущают пользу
от налогов, направляемых на содержание школ. Однако бездетные супруги не получают никакой личной выгоды от уплаты налогов на образование. Вместе с тем все общество в целом выигрывает от повышения уровня образования работников, ибо с ростом образования растет и производительность труда в стране, и все пользуются полученным в результате этого дополнительным национальным доходом.

· Концепция платежеспособности (или уплаты по возможностям). Она означает уплату налогов в зависимости от получаемого дохода: получающие больший доход платят и более высокий налог, и наоборот.

Этот принцип является доминирующим почти во всех странах, хотя на практике обычно используются для разных видов налогов обе концепции. Опыт развития рыночной экономики в индустриальных странах показывает, что никакого лучшего способа налогообложения, кроме опирающегося на размер получаемого дохода (платежеспособность), пока не существует. В некоторых случаях, однако, учитывается и степень получения определенных благ от государства, но такие налоги должны лишь дополнять основное налогообложение по размерам получаемого дохода, не заменяя его. В каждой стране система налогообложения и налоговая политика устанавливаются законодательством, и поэтому здесь возможны определенные различия.

Налогоплательщик или субъект налога — это тот, кто обязан платить налог. В ряде случаев, благодаря механизму цен, частично или даже полностью налоговое бремя может быть переложено субъектом налога на других людей, которые выступают в таком случае носителями налога, так как они факти
чески уплачивают налог. Следовательно, субъект налога и носитель налога могут не совпадать.
Объект налога — это доход или имущество, на которые начисляется налог, т.е. то, что облагается налогом (заработная плата, прибыль, товары, недвижимость и т.д.).
Ставка налога- это величина налога на единицу обложения (единицу дохода в деньгах, единицу товара, единицу земельной площади и т.д.).
Налоговые ставки бывают:

1. Твердые. Они определяются в абсолютной величине на физическую единицу объекта обложения налогом (на кубометр древесины, тонну нефти, метр кубический газа и т.д.). Такие ставки не зависят от величины дохода и относятся в первую очередь к сырьевым товарам.

2. Пропорциональные. Они устанавливаются пропорционально доходу, без дальнейшей дифференциации от размера этого дохода. Следовательно, средняя налоговая ставка (устанавливается как постоянный процент) при этом остается неизменной.

3. Прогрессивные. Здесь налоговые ставки повышаются по мере роста дохода. По величине изымаемого дохода налоги по этим ставкам превышают все другие налоги. Прогрессивные ставки налогообложения связаны в основном с прямыми налогами на доходы и на наследство. Их основная цель заключается в перераспределении доходов. Прогрессивные налоги — это те налоги, бремя которых сильнее “давит” на лиц с большим доходом.

4. Регрессивные. Здесь с ростом дохода налоговые ставки по отношению к нему понижаются. Налоги в таком случае изымают все меньшую и меньшую часть получаемого дохода при его увеличении. Например, налог на продажи, как и все косвенные налоги, большим бременем ложится на лиц с меньшими доходами. Поэтому косвенные налоги носят, как правило, регрессивный характер. Сюда относятся и такие налоги, как налог на автомобили, на владельцев собак и т.д. Они не исчисляются в процентах к доходу, а представляют собой одинаковую для каждого плательщика (владельца машины или собаки) денежную сумму, независимо от величины дохода.

По форме взимания налоги делятся на два вида: прямые и косвенные.
Прямые налоги взимаются государством непосредственно с доходов и имущества налогоплательщиков. Их объектом выступает доход (зарплата, прибыль, процент и т.д.) и стоимость имущества налогоплательщиков (земли, дачи, дома, автомобиля и т.д.).
Косвенные налоги представляют собой надбавку к цене товаров или услуг. В отличие от прямых, косвенные налоги не связаны с размерами доходов или стоимостью имущества налогоплательщиков.

Понятие государственного бюджета

Бюджет – это форма образования и расходования фонда денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления.
Государственный бюджет представляет собой централизованный фонд денежных ресурсов, необходимый для выполнения функций государства. Эти функции сводятся к перераспределению средств и контролю за их эффективным использованием.

Принято выделять следующие функции, связанные с государственным устройством, влияющими на бюджет:

  • вмешательство в экономику,
  • поддержание государственного аппарата управления,
  • правоохранительные органы и судоустройство,
  • медицина,
  • здравоохранение и образование,
  • оборона страны.

Направления

Давайте разберемся, на что конкретно направлено это понятие.

Государственный бюджет, являясь основным финансовым планом государства, дает органам власти реальную экономическую возможность осуществления властных полномочий.

Государственный бюджет отражает размеры необходимых государству финансовых ресурсов и определяет тем самым налоговую политику в стране. Бюджет фиксирует конкретные направления расходования средств, перераспределение НД и ВВП, что позволяет ему выступать в качестве эффективного регулятора экономики.

По уровню управления государственный бюджет подразделяется на федеральный бюджет и бюджет субъектов Федерации.
Государственный бюджет является основным финансовым планом страны, утверждаемым Федеральным Собранием РФ как закон. Через государственный бюджет государство концентрирует значительную долю НД для финансирования народного хозяйства, социально-культурных мероприятий, укрепления обороны страны и содержания органов государственной власти и управления.

С помощью бюджета происходит перераспределение НД, что создает возможность маневрировать денежными средствами и целенаправленно влиять на темпы и уровень развития общественного производства.

Средства бюджета должны направляться на осуществление инвестиционной политики, субсидирование предприятий, финансирование конверсии оборонных отраслей. Расходы государственного бюджета призваны способствовать формированию рациональной структуры общественного производства, наращиванию научно-технического потенциала, обновлению материально-технической базы. Роль госбюджета не ограничивается финансированием сферы материального производства. Бюджетные ресурсы направляются и в непроизводственную сферу. За счет бюджетных и внебюджетных фондов финансируются предприятия и учреждения социально-культурного направления. Эти расходы имеют огромное значение. Они позволяют государству развивать систему народного образования, финансировать культуру, удовлетворять потребности граждан в медицинском обслуживании, осуществлять социальную защиту.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *