Что нужно для получения лицензии

Процедуры лицензирования

Правовую базу лицензионного производства образуют ряд нор­мативных правовых актов, к числу которых относятся: Федеральный закон «О лицензировании отдельных видов дея­тельности», Федеральный закон «Об об­разовании», Федеральный закон «О высшем и послевузовском профессиональном образовании», законы Российской Федерации «О безопасности дорожного движения», «О частной детективной и охранной деятельности», «Об оружии» и многие другие.

Очевидно, что включение любой деятельности в сферу действия разрешительной системы означает ограничение свободы ее осуществ­ления, означает принятие ограничительных норм. Поэтому такая деятельность должна осуществляться только на основании закона.

Например, Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответст­венность за занятие деятельностью, которая включена в разреши­тельную систему, без разрешения. Так, в Кодексе Российской Федерации об администра­тивных правонарушениях есть статьи об ответственности за осуществление предпринимательской деятельности без специально­го разрешения (лицензии).

Лицензионное производство обладает следующими характер­ными чертами.

Лицензия представляет собой официальное разрешение на осуществление конкретного вида деятельности при обязательном соблюдении лицензионных требований и условий, выданное лицен­зирующим органом юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю.

К лицензируемым видам деятельности относятся такие виды деятельности, осуществление которых может повлечь за собой нане­сение ущерба правам, законным интересам, здоровью граждан, обо­роне и безопасности государства, культурному наследию народов Российской Федерации и регулирование которых не может осущест­вляться иными методами, кроме как лицензированием.

Пункт 1 ст. 17 Федерального закона от 8 августа 2001 г. «О лицензировании отдельных видов деятельности» перечисляет 120 видов деятельности, подлежащих лицензированию.

В свою очередь действие Федерального закона от 8 августа 2001 г. «О лицензи­ровании отдельных видов деятельности» не распространяется на следующие виды деятельности:

– деятельность кредитных организаций;

– деятельность, связанную с защитой государственной тайны;

– деятельность в области производства и оборота этилового
спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции;

– деятельность в области связи;

– биржевую деятельность;

– деятельность в области таможенного дела;

– нотариальную деятельность;

– страховую деятельность;

– деятельность профессиональных участников рынка ценных
бумаг;

– осуществление внешнеэкономических операций;

– осуществление международных автомобильных перевозок
грузов и пассажиров;

– приобретение оружия и патронов к нему;

– использование результатов интеллектуальной деятельности;

– использование арбитально-частотных ресурсов и радиочастот для осуществления телевизионного вещания и радиовещания (в
том числе вещания дополнительной информации);

– использование природных ресурсов, в том числе недр, лесного фонда, объектов растительного и животного мира;

– деятельность, работы и услуги в области использования
атомной энергии;

– образовательную деятельность.

Закон установил, что основными принципами осуществления лицензирования являются: обеспечение единства экономического пространства на территории Российской Федерации; установление единого перечня лицензируемых видов деятельности; установление единого порядка лицензирования на территории Российской Феде­рации; установление лицензионных требований и условий положе­ниями о лицензировании конкретных видов деятельности; гласность и открытость лицензирования; соблюдение законности при осуще­ствлении лицензирования.

Особенностью данного вида административного производства является множественность субъектов, правомочных осуществлять эту деятельность. Данное обстоятельство четко сформулировано в Законе от 8 августа 2001 г. «О лицензировании отдельных видов деятельности», который «регулирует отношения, возникающие ме­жду федеральными органами исполнительной власти, органами ис­полнительной власти субъектов Российской Федерации, юридиче­скими лицами и индивидуальными предпринимателями в связи с осуществлением лицензирования отдельных видов деятельности в соответствии с перечнем, предусмотренным п. 1 ст. 17 настоящего Федерального закона».

В организации лицензирования отдельных видов деятельности ключевая роль принадлежит Правительству Российской Федерации. Согласно ст. 5 Закона в целях обеспечения единства экономического пространства на территории Российской Федерации Правительство Российской Федерации в соответствии с определенными Президен­том Российской Федерации основными направлениями внутренней политики государства:

– утверждает положения о лицензировании конкретных видов
деятельности;

– определяет федеральные органы исполнительной власти, осуще­ствляющие лицензирование конкретных видов деятельности;

– устанавливает виды деятельности, лицензирование которых
осуществляется органами исполнительной власти субъектов Россий­ской Федерации.

Согласно закону лицензирующие органы осуществляют сле­дующие полномочия:

– предоставление лицензий;

– переоформление документов, подтверждающих наличие лицензий;

– приостановление действия лицензий;

– аннулирование лицензий в случаях, предусмотренных зако­ном;

– ведение реестра лицензий;

– контроль за соблюдением лицензиатами при осуществлении
лицензируемых видов деятельности соответствующих лицензион­ных требований и условий.

Порядок осуществления полномочий лицензирующих органов устанавливается положениями о лицензировании конкретных видов деятельности.

Лицензия выдается на каждый вид деятельности, которая может осуществляться только получившим лицензию юридическим
лицом или индивидуальным предпринимателем. Деятельность, на
осуществление которой лицензия предоставлена федеральным орга­ном исполнительной власти или органом исполнительной власти
субъекта Российской Федерации, может осуществляться на всей территории Российской Федерации. Деятельность, на осуществление
которой лицензия предоставлена лицензирующим органом субъекта
Российской Федерации, может осуществляться на территории иных
субъектов Российской Федерации при условии уведомления лицен­зиатом лицензирующих органов соответствующих субъектов Рос­сийской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Согласно ст. 8 Закона от 8 августа 2001 г. «О лицензировании отдельных видов деятельности» срок действия лицензии не может быть менее чем пять лет. Срок действия лицензии по его окончании может быть продлен по заявлению лицензиата. Продление срока действия лицензии осуществляется в порядке переоформления до­кумента, подтверждающего наличие лицензии. Положениями о ли­цензировании отдельных видов деятельности может быть преду­смотрено бессрочное действие лицензии.

В лицензионном производстве выделяют следующие стадии:

– возбуждение дела;

— сбор и анализ информации о лицензируемом объекте;

– принятие решения;

– исполнение решения;

– надзор за соблюдением лицами, получившими разрешение ус­тановленных требований и условий;

Ученые-административисты называют также факультативные стадии:

– аттестация, аккредитация разрешенной деятельности;

– переоформление, продление разрешений;

– применение мер принуждения за допущенные нарушения
правил и условий, прекращение действия правонаделительных актов.

Лицензионное производство – часть административно-управленческого процесса. Разре­шительная деятельность – разновидность организующей, регуля­тивной, созидательной деятельности публичной администрации. В ходе организационной деятельности не существует столь жесткой последовательности стадий, как в юрисдикционных процессах: ста­дии организационной работы могут осуществляться параллельно, даже меняться местами. Например, ответственность может насту­пить раньше, чем переоформление лицензии, либо надзор и аккре­дитация осуществляются в одно и то же время, при этом аттестацию можно считать формой надзора. Поэтому названная последователь­ность стадий условна.

Для получения лицензии соискатель лицензии представляет в
соответствующий лицензирующий орган следующие документы:

– заявление о предоставлении;

– копии учредительных документов и копию свидетельства о
государственной регистрации соискателя лицензии в качестве юри­дического лица;

– документ, подтверждающий уплату лицензионного сбора за предоставление лицензии.

В решении о предоставлении лицензии и в подтверждающем наличие лицензии документе указываются:

– наименование лицензирующего органа;

– наименование и организационно-правовая форма юридиче­ского лица, место его нахождения (для юридического лица), либо – фамилия, имя, отчество, место жительства, данные докумен­та, удостоверяющего личность, (для индивидуального предпринимателя);

– лицензируемый вид деятельности;

– срок действия лицензии;

– идентификационный номер налогоплательщика;

– номер лицензии;

– дата принятия решения о предоставлении лицензии.

В случае преобразования юридического лица, изменения его наи­менования или места его нахождения, либо изменения имени или места жительства индивидуального предпринимателя, либо утраты докумен­та, подтверждающего наличие лицензии, лицензиат – юридическое лицо (его правопреемник) или индивидуальный предприниматель обя­зан не позднее чем через пятнадцать дней подать заявление о пере­оформлении документа, подтверждающего наличие лицензии, с при­ложением документов, подтверждающих указанные изменения или утрату документа, подтверждающего наличие лицензии.

При переоформлении документа, подтверждающего наличие ли­цензии, лицензирующий орган вносит соответствующие изменения в реестр лицензий. Переоформление документа, подтверждающего нали­чие лицензии, осуществляется в течение десяти дней со дня получения лицензирующим органом соответствующего заявления.

Основанием для отказа в предоставлении лицензий является:

– наличие в документах, представленных соискателем лицензии, недостоверной или искаженной информации;

– несоответствие соискателя лицензии, принадлежащих ему или используемых им объектов, лицензионным требованиям и усло­виям.

Как предусмотрено Федеральным законом от 8 августа 2001 г., лицензирующие органы вправе приостанавливать действие лицензии в случае выявления лицензирующими органами неодно­кратных нарушений или грубого нарушения лицензиатом лицензи­онных требований и условий. При этом лицензирующий орган обя­зан установить срок устранения лицензиатом нарушений, повлекших приостановление действия лицензии. Указанный срок не может превышать шести месяцев. В случае если в установленный срок лицензиат не устранил указанные нарушения, лицензирующий орган обязан обратиться в суд с заявлением об аннулировании ли­цензии.

Лицензиат обязан уведомить в письменной форме лицензирую­щий орган об устранении им нарушений, повлекших за собой приос­тановление действия лицензии. Лицензирующий орган, приостано­вивший действие лицензии, принимает решение о возобновлении ее действия и сообщает об этом в письменной форме лицензиату в те­чение трех дней после получения соответствующего уведомления и проверки устранения лицензиатом нарушений, повлекших за собой приостановление действия лицензии.

Лицензия теряет юридическую силу в случае ликвидации юри­дического лица или прекращения его деятельности в результате ре­организации, за исключением его преобразования либо прекращения действия свидетельства о государственной регистрации гражданина в качестве индивидуального предпринимателя.

Лицензирующие органы могут также аннулировать лицензию без обращения в суд в случае неуплаты лицензиатом в течение трех месяцев лицензионного сбора за предоставление лицензии.

Лицензия может быть аннулирована решением суда на основа­нии заявления лицензирующего органа в случае, если нарушение лицензиатом лицензионных требований и условий повлекло за со­бой нанесение ущерба правам, законным интересам, здоровью граждан, обороне, безопасности государства, культурному наследию на­родов Российской Федерации и (или) в случае выявления лицензи­рующими органами неоднократных нарушений или грубого нару­шения лицензиатом лицензионных требований и условий.

Лицензирующие органы в пределах своей компетенции осущест­вляют контроль за соблюдением лицензиатом лицензионных требо­ваний и условий, определенных Положением о лицензировании
конкретного вида деятельности.

Лицензирующие органы имеют право:

– проводить проверки деятельности лицензиата на предмет со­ответствия лицензионным требованиям и условиям;

– запрашивать у лицензиата необходимые объяснения и доку­менты при проведении проверок;

– составлять на основании результатов проверок акты (прото­колы) с указанием конкретных нарушений;

– выносить решения, обязывающие лицензиата устранить вы­явленные нарушения, устанавливать сроки устранения таких нару­шений;

– выносить предупреждения лицензиату.

Лицензирующие органы ведут реестры лицензий на виды дея­тельности, лицензирование которых они осуществляют. Информация, содержащаяся в реестре, является открытой для ознакомления с ней физических и юридических лиц. Юридические лица и индивидуальные предприниматели получают содержащуюся в реестре информацию за плату, государственным органам и органам местного самоуправления содержащаяся в реест­ре информация предоставляется бесплатно.

Соискатель лицензии имеет право обжаловать в порядке, ус­тановленном законодательством Российской Федерации, отказ ли­цензирующего органа в предоставлении лицензий или его бездейст­вие, а также решение о приостановлении действия лицензии либо ее аннулировании.

Введение лицензирования иных видов деятельности возможно только путем внесения дополнений в предусмотренный настоящим Федеральным законом перечень видов деятельности, на осуществ­ление которых требуются лицензии.

Лицензионный процесс. Стадии лицензионного процесса

Лицензия (от лат. liсentia — право, разрешение) — документ (соглашение), дающий право на выполнение некоторых действий. Лицензирование — процесс выдачи специального разрешения (лицензии).

Какая же деятельность подлежит лицензированию, а какая нет. ФЗ «О лицензировании…» по этому поводу выделяется ряд критериев. В соответствии с Законом к лицензируемым видам деятельности относятся виды деятельности, осуществление которых может повлечь за собой нанесение ущерба правам, законным интересам, здоровью граждан, обороне и безопасности государства, культурному наследию народов Российской Федерации и регулирование которых не может осуществляться иными методами, кроме как лицензированием.

Таким образом, деятельность подлежащая лицензированию — это, прежде всего, такая деятельность, которая грозит нанесением ущерба нравственного или физического гражданам или угрожает безопасности государства.

При осуществлении лицензирования, государство в лице надлежащих органов руководствуется рядом принципов Анохин В.С. Предпринимательское право: Учебник. — М.: Владос, 2009. — 58 с.:

  • — защита свобод, прав, законных интересов, нравственности и здоровья граждан, обеспечение обороны страны и безопасности государства;
  • — обеспечение единства экономического пространства на территории РФ;
  • — установление единого перечня лицензируемых видов деятельности и единого порядка лицензирования на территории Российской Федерации;
  • — гласность и открытость лицензирования;
  • — соблюдение законности при осуществлении лицензирования.

Таким образом, лицензирование — это инструмент используемый государством в лице полномочных органов, для защиты непосредственно интересов граждан и самого государства.

Основным нормативным актом, регулирующим порядок лицензирования в Российской Федерации, является Федеральный закон «О лицензировании отдельных видов деятельности».

Данный Федеральный закон, согласно ст.1, регулирует отношения, возникающие между федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями в связи с осуществлением лицензирования отдельных видов деятельности в соответствии с перечнем, предусмотренным пунктом 1 статьи 17 настоящего Федерального закона.

Действие закона не распространяется на следующие виды деятельности:

  • · деятельность кредитных организаций;
  • · деятельность, связанная с защитой государственной тайны;
  • · деятельность в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции;
  • · деятельность в области связи;
  • · биржевая деятельность;
  • · деятельность в области таможенного дела;
  • · нотариальная деятельность;
  • · страховая деятельность, за исключением пенсионного страхования, осуществляемого негосударственными пенсионными фондами;
  • · деятельность профессиональных участников рынка ценных бумаг;
  • · осуществление внешнеэкономических операций;
  • · осуществление международных автомобильных перевозок грузов и пассажиров;
  • · приобретение оружия и патронов к нему;
  • · использование результатов интеллектуальной деятельности;
  • · использование орбитально-частотных ресурсов и радиочастот для осуществления телевизионного вещания и радиовещания (в том числе вещания дополнительной информации);
  • · использование природных ресурсов, в том числе недр, лесного фонда, объектов растительного и животного мира;
  • · деятельность, работы и услуги в области использования атомной энергии; образовательная деятельность.

Указанные виды деятельности лицензируются специальным отраслевым законодательством. Так при получении лицензии на пользование недр — Законом РФ «О недрах» от 21 февраля 1992 г. №2395-1, при получении лицензии на осуществление банковских операции — законом «О банках и банковской деятельности» №395-1 от 02.12.1990 и т.д.

Все остальные виды деятельности, указанные в п.1 ст. 17 ФЗ «О лицензировании…» лицензируются в строгом соответствии с положениями данного нормативного акта. Порядок лицензирования видов деятельности, указанный ст. 17, является единым и не может быть изменен по усмотрению каких-либо органов власти, участвующих в процедурах выдачи лицензий.

Перечень конкретных органов исполнительной власти, осуществляющих лицензирование соответствующих видов деятельности, утверждается каждым субъектом РФ самостоятельно. Однако проекты положений о лицензировании конкретных видов деятельности, осуществляемой органами исполнительной власти субъектов РФ, разрабатываются федеральными органами исполнительной власти — Минпромэнерго России с участием органов исполнительной власти субъектов РФ.

Таким образом, «лицензионное» законодательство Российской Федерации включает:

ь Конституция Российской Федерации от 12 декабря 1993 г.;

ь Гражданский Кодекс Российской Федерации (части первая, третья, четвертая)

ь Федеральный закон от 8 августа 2001 г. №128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности»;

ь Постановления Правительства РФ о лицензировании отдельных видов деятельности;

ь правовые акты федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих лицензирование;

ь законодательство субъектов Российской Федерации;

ь нормативные акты органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, изданные в рамках их полномочий.

К субъектам лицензионного процесса можно отнести лицензирующие органы, лицензиат, соискатель лицензии Попондопуло В.Ф. Коммерческое (предпринимательское) право. 3-е изд., перераб. и доп. — М.: Норма, 2008. — 53 с..

Лицензирующие органы — федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие лицензирование в соответствии с ФЗ «О лицензировании…».

Вообще, круг органов, осуществляющих функции лицензирующих весьма широк. Законодателем закреплены соответствующие функции и полномочия за этими органами. Так, например, одной из основных функций, за лицензирующими органами, законодатель выделяет надзор за соблюдением лицензиатами лицензионных требований и условий — система мер, осуществляемых лицензирующими органами, государственными надзорными и контрольными органами в пределах их компетенции в целях обеспечения соблюдения лицензиатами при осуществлении лицензируемых видов деятельности соответствующих лицензионных требований и условий. Осуществляя контроль, лицензирующие органы имеют право запрашивать и получать необходимые объяснения и документы; составлять на основании результатов проверок акты с указанием конкретных нарушений; выносить решения, обязывающие лицензиата устранить выявленные нарушения, устанавливать сроки устранения таких нарушений; выносить предупреждение лицензиату. С данными правами лицензирующих органов корреспондируют обязанности лицензиатов.

Лицензиат — юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, имеющие лицензию на осуществление конкретного вида деятельности;

Соискатель лицензии — юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, обратившиеся в лицензирующий орган с заявлением о предоставлении лицензии на осуществление конкретного вида деятельности.

Для того, чтобы получить лицензию соискатель лицензии представляет в соответствующий лицензирующий орган заявление о предоставлении лицензии, в котором указывается:

  • — полное и (в случае, если имеется) сокращенное наименование, в том числе фирменное наименование, и организационно-правовая форма юридического лица, место его нахождения, адреса мест осуществления лицензируемого вида деятельности, который намерен осуществлять заявитель, государственный регистрационный номер записи о создании юридического лица и данные документа, подтверждающего факт внесения сведений о юридическом лице в единый государственный реестр юридических лиц, — для юридического лица;
  • — фамилия, имя и (в случае, если имеется) отчество индивидуального предпринимателя, место его жительства, адреса мест осуществления лицензируемого вида деятельности, который намерен осуществлять заявитель, данные документа, удостоверяющего его личность, основной государственный регистрационный номер записи о государственной регистрации индивидуального предпринимателя и данные документа, подтверждающего факт внесения сведений об индивидуальном предпринимателе в единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей, — для индивидуального предпринимателя;
  • — идентификационный номер налогоплательщика и данные документа о постановке соискателя лицензии на учет в налоговом органе;
  • — лицензируемый вид деятельности в соответствии с пунктом 1 статьи 17 ФЗ «О лицензировании…», который соискатель лицензии намерен осуществлять. реквизит электронный документ лицензирование

К заявлению о предоставлении лицензии прилагаются:

  • — копии учредительных документов (с представлением оригиналов в случае, если верность копий не засвидетельствована в нотариальном порядке) — для юридического лица;
  • — документ, подтверждающий уплату государственной пошлины за рассмотрение лицензирующим органом заявления о предоставлении лицензии.

В зависимости от специфики деятельности в положении о лицензировании конкретного вида деятельности может быть предусмотрено представление иных документов, подтверждающих соответствие соискателя лицензии установленным лицензионным требованиям и условиям.

Но требовать от соискателя лицензии представления иных документов, не предусмотренных ФЗ «О лицензировании…» и иными федеральными законами и положениями о лицензировании конкретных видов деятельности, не допускается.

Заявление о предоставлении лицензии и прилагаемые к нему документы в день поступления в лицензирующий орган принимаются по описи, копия которой с отметкой о дате приема указанных заявления и документов направляется соискателю лицензии.

Лицензирующий орган проводит проверку полноты и достоверности сведений о соискателе лицензии, содержащихся в представленных соискателем лицензии заявлении и документах, а также проверку возможности выполнения соискателем лицензии лицензионных требований и условий.

На стадии рассмотрения документов о выдаче лицензии осуществляется лицензионный контроль (ст. 12 ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности») в форме проверки:

  • — полноты и достоверности сведений о соискателе лицензии, содержащихся в представленных соискателем лицензии заявлении и документах;
  • — возможности выполнения соискателем лицензии лицензионных требований и условий в порядке, предусмотренном Федеральным законом.

Проверка документов проводится путем сопоставления предоставленных сведений со сведениями из единого государственного реестра юридических лиц или единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей. Лицензирующий орган получает соответствующую информацию в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, от федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.

Лицензирующий орган принимает решение о предоставлении или об отказе в предоставлении лицензии в срок, не превышающий сорока пяти дней со дня поступления заявления о предоставлении лицензии и прилагаемых к нему документов. Указанное решение оформляется соответствующим актом лицензирующего органа.

Лицензирующий орган обязан в указанный срок уведомить соискателя лицензии о принятии решения о предоставлении или об отказе в предоставлении лицензии. Основанием отказа в предоставлении лицензии является:

  • — наличие в документах, представленных соискателем лицензии, недостоверной или искаженной информации;
  • — несоответствие соискателя лицензии, принадлежащих ему или используемых им объектов лицензионным требованиям и условиям.

Выдача документа, подтверждающего наличие лицензии, проводится в течение трех дней после представления соискателем документа, подтверждающего уплату лицензионного сбора за предоставление лицензии. Если лицензиат в течение трех месяцев не уплатил лицензионный сбор, то лицензирующий орган, выдавший лицензию, вправе ее аннулировать.

По заявлению соискателя лицензии или лицензиата в отношении отдельных видов деятельности, лицензирование которых осуществляется в целях защиты имущественных прав и законных интересов граждан, может применяться упрощенный порядок лицензирования.

Он возможен при условии заключения соискателем лицензии или лицензиатом договора страхования гражданской ответственности либо при наличии у лицензиата сертификата соответствия осуществляемого им лицензируемого вида деятельности международным стандартам в отношении лицензирования следующих видов деятельности:

ь эксплуатация пожароопасных производственных объектов;

ь деятельность по реставрации объектов культурного наследия (памятников истории и культуры);

ь перевозки морским транспортом грузов;

ь перевозки внутренним водным транспортом грузов;

ь перевозки воздушным транспортом грузов;

ь перевозки железнодорожным транспортом грузов, грузобагажа;

ь транспортировка грузов (перемещение грузов без заключения договора перевозки) по железнодорожным путям общего пользования, за исключением уборки прибывших грузов с железнодорожных выставочных путей, возврата их на железнодорожные выставочные пути;

ь погрузочно-разгрузочная деятельность применительно к опасным грузам на внутреннем водном транспорте, в морских портах, на железнодорожном транспорте;

ь деятельность по осуществлению буксировок морским транспортом (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя).

При упрощенном порядке лицензирования соискатель не представляет документы, подтверждающие его соответствие лицензионным требованиям. Срок рассмотрения документов сокращен до 15 дней. Переход на упрощенную систему носит уведомительный характер. В последующем лицензиат освобождается от плановых проверок выполнения им лицензионных требований и условий лицензирующим органом.

Введение упрощенной процедуры лицензирования, обусловлено общей тенденцией снижения контроля за предпринимательской деятельностью и необходимостью исключения дублирования государственных функций, ведь наличие договора страхования ответственности или сертификата соответствия определенным требованиям предполагает, что требования, предъявляемые к лицу при получении лицензии, также выполняются Попондопуло В.Ф. Коммерческое (предпринимательское) право. 3-е изд., перераб. и доп. — М.: Норма, 2008. — 64 с..

В соответствии с ФЗ «О лицензировании…» приостановление действия лицензии осуществляется лицензирующим органом в случае привлечения лицензиата за нарушение лицензионных требований и условий к административной ответственности в порядке, установленном Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях. Лицензирующие органы наделены правом приостанавливать действие лицензии в случаях выявления ими неоднократных нарушений или грубого нарушения лицензиатом лицензионных требований и условий.

Действие лицензии возобновляется в двух случаях:

  • — лицензирующим органом — со дня, следующего за днем истечения срока административного приостановления деятельности;
  • — с наступлением дня досрочного прекращения исполнения административного наказания в виде административного приостановления деятельности. Для этого будет необходимо обратиться с соответствующим заявлением к судье.

Срок действия лицензии на время приостановления ее действия не продлевается.

В случае, если в установленный судьей срок лицензиат не устранил нарушение лицензионных требований и условий, повлекшее за собой административное приостановление деятельности лицензиата, лицензирующий орган обязан обратиться в суд с заявлением об аннулировании лицензии.

Лицензия аннулируется решением суда на основании рассмотрения заявления лицензирующего органа.

Основаниями для аннулирования лицензии, согласно настоящей п.4 ст.13 ФЗ «О лицензировании…» являются:

  • 1) неустранение лицензиатом в указанный лицензирующим органом срок грубых или неоднократных нарушений лицензионных требований и условий; 2) неуплата лицензиатом лицензионного сбора за предоставление лицензии в течение трех месяцев со дня предоставления лицензии;
  • 3) нарушения лицензиатом лицензионных требований и условий, повлекших за собой нанесение ущерба правам, законным интересам, здоровью граждан, обороне и безопасности государства, культурному наследию народов РФ.

В Гражданском кодексе РФ возможность заключения ряда договоров прямо обусловлена наличием соответствующей лицензии (ст. 825, 835, п. 4 ст. 845, 938, 1063).

В соответствии со ст. 173 ГК РФ сделка, совершенная юридическим лицом, у которого нет лицензии на занятие соответствующим видом деятельности, может быть признана судом недействительной. Исковое заявление о признании сделки таковой подается юридическим лицом, его учредителем (участником) или государственным органом, осуществляющим контроль и надзор за его деятельностью, если доказано, что другая сторона сделки знала или должна была знать о ее незаконности.

Условием законной деятельности хозяйствующих субъектов является обязательное получение лицензии в случаях, предусмотренных законом, и соблюдение правил лицензирования.

Перечень документов для получения лицензии

Для получения лицензии соискатель лицензии представляет в лицензирующий орган заявление о предоставлении лицензии, в котором указываются:

1) в случае, если соискателем лицензии является юридическое лицо:

Ø полное и (в случае, если имеется) сокращенное наименование, в том числе фирменное наименование,

Ø организационно-правовая форма юридического лица,

Ø адрес его места нахождения,

Ø номер телефона и (в случае, если имеется) адрес электронной почты юридического лица,

Ø адреса мест осуществления лицензируемого вида деятельности, который намерен осуществлять соискатель лицензии,

Ø государственный регистрационный номер записи о создании юридического лица,

Ø данные документа, подтверждающего факт внесения сведений о юридическом лице в единый государственный реестр юридических лиц, с указанием адреса места нахождения органа, осуществившего государственную регистрацию,

Ø идентификационный номер налогоплательщика, данные документа о постановке соискателя лицензии на учет в налоговом органе,

Ø лицензируемый вид деятельности в соответствии с пунктом 42 части 1 статьи 12 Федерального закона от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности», который соискатель лицензии намерен осуществлять, с указанием выполняемых работ, оказываемых услуг, составляющих лицензируемый вид деятельности (в соответствии с Положением о лицензировании геодезической и картографической деятельности, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 28.10.2016 № 1099),

Ø реквизиты документа, подтверждающего наличие у юридического лица принадлежащих ему на праве собственности или на ином законном основании зданий и (или) помещений для осуществления заявленных видов работ, права на которые зарегистрированы в Едином государственном реестре недвижимости,

Ø опись прилагаемых документов;

2) в случае, если соискателем лицензии является индивидуальный предприниматель:

Ø фамилия, имя и (в случае, если имеется) отчество индивидуального предпринимателя,

Ø адрес его места жительства,

Ø адреса мест осуществления лицензируемого вида деятельности, который намерен осуществлять соискатель лицензии,

Ø данные документа, удостоверяющего его личность,

Ø государственный регистрационный номер записи о государственной регистрации индивидуального предпринимателя,

Ø данные документа, подтверждающего факт внесения сведений об индивидуальном предпринимателе в единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей, с указанием адреса места нахождения органа, осуществившего государственную регистрацию,

Ø номер телефона и (в случае, если имеется) адрес электронной почты индивидуального предпринимателя,

Ø идентификационный номер налогоплательщика, данные документа о постановке соискателя лицензии на учет в налоговом органе,

Ø лицензируемый вид деятельности в соответствии с пунктом 42 части 1 статьи 12 Федерального закона от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности», который соискатель лицензии намерен осуществлять, с указанием выполняемых работ, оказываемых услуг, составляющих лицензируемый вид деятельности (в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 28.10.2016 № 1099 «О лицензировании геодезической и картографической деятельности»),

Ø реквизиты документа, подтверждающего наличие у индивидуального предпринимателя принадлежащих ему на праве собственности или на ином законном основании зданий и (или) помещений для осуществления заявленных видов работ, права на которые зарегистрированы в Едином государственном реестре недвижимости,

Ø опись прилагаемых документов.

В соответствии со статьей 13 Федерального закона от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» и пунктом 6 Положения о лицензировании геодезической и картографической деятельности, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 28.10.2016 № 1099, к заявлению о предоставлении лицензии прилагаются следующие документы:

а) копии документов, подтверждающих наличие у индивидуального предпринимателя либо у работников юридического лица высшего или среднего профессионального образования по необходимым специальностям или направлениям подготовки, а также копии документов, подтверждающих наличие работников в штате организации, стаж работы индивидуального предпринимателя либо работников юридического лица по соответствующим специальностям или направлениям подготовки;

б) копии документов, подтверждающих наличие у соискателя лицензии принадлежащих ему на праве собственности или на ином законном основании зданий и (или) помещений для осуществления заявленных работ, права на которые не зарегистрированы в Едином государственном реестре недвижимости (в случае, если такие права зарегистрированы в указанном реестре, — сведения об этих зданиях и (или) помещениях);

в) копии документов, подтверждающих наличие у соискателя лицензии принадлежащих ему на праве собственности или на ином законном основании технических средств и оборудования, необходимых для проведения заявленных работ, с приложением свидетельств (сертификатов) об их поверке (калибровке), а также копии документов на используемые в этих технических средствах и оборудовании программные средства;

г) копии документов об организации системы производственного контроля за соблюдением требований к выполнению геодезических и картографических работ и их результатам.

Заявление о предоставлении лицензии и прилагаемые к нему документы соискателем лицензии представляются в лицензирующий орган непосредственно или направляются заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении.

В соответствии с Федеральным законом от 27.07.2010 № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» соискатели лицензии вправе не представлять:

— документы, подтверждающие факт внесения сведений в единый государственный реестр юридических лиц и документы, подтверждающие факт постановки юридического лица на учет в налоговом органе,

— документы, подтверждающие факт внесения сведений об индивидуальном предпринимателе в единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей и документы, подтверждающие факт постановки индивидуального предпринимателя на учет в налоговом органе,

— документы, подтверждающие факт уплаты государственной пошлины.

Однако соискатели лицензии вправе по собственной инициативе предоставить вышеуказанные документы в лицензирующий орган.

Кроме того, соискатель лицензии вправе по собственной инициативе представить документ, подтверждающий оплату государственной пошлины, таким документом может быть:

1. Платежное поручение со штампом банка о списании соответствующей суммы (для юридических лиц);

2. Корешок квитанции ПД-4 при оплате наличными в кассе банка. В этом случае в квитанции, кроме фамилии плательщика, обязательно указывается ИНН (для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей) и наименование организации – плательщика (только для юридических лиц).

> Условия и требования для получения лицензий

Основные сроки рассмотрения заявки и действия

Первый шаг в процедуре получения разрешения – подача заявки в соответствующий орган. Помимо заявления необходимо собрать определённый пакет документов. Заявка рассматривается в течение 3-х суток. Если в документах заявителя имеются неточности, или предоставлен неполный перечень документов, то заявление с бумагами возвращаются соискателю для устранения недостатков.

В течение 45 суток органы, ответственные за выдачу разрешения, обязаны принять решение: рассматриваются полученные от заявителя сведения, проверяется достоверность предоставленных данных, учитывается, насколько соискатель соответствует лицензионным требованиям. Если органами принято положительное решение, то лицензия выдаётся заявителю в течение 3-х суток. При отрицательном – соискателю предоставляют уведомление об отказе.

Начинать ведение бизнеса, на который получен документ, можно уже на следующие сутки. Лицензия действует бессрочно. На некоторые виды деятельности разрешение выдаётся на ограниченный срок, после чего документ можно переоформить заново.

Бизнес, подлежащий лицензированию

Порядок и процедура получения лицензии требует разрешения для следующих видов предпринимательства:

  1. Производство, продажа и использование фармацевтических средств и медицинской техники, медицинское обслуживание. Лицензия на медицинскую деятельность считается одной из самых популярных.
  2. Воспитательная и образовательная деятельность. Растёт число частных воспитательных и образовательных организаций и, соответственно, число обращений за разрешением в соответствующие органы.
  3. Страховой, нотариальный, таможенный бизнес.
  4. Частные охранные предприятия и детективные агентства.
  5. Услуги связи.
  6. Теле- и радиовещание.
  7. Создание организаций в сфере ЖКХ.
  8. Биржевые, инвестиционные фонды, кредитные организации, негосударственные пенсионные фонды.
  9. Изготовление и продажа алкоголя.
  10. Деятельность по тушению пожаров и осуществлению контроля над пожарной безопасностью.
  11. Бизнес, связанный с использованием природных ресурсов.
  12. Виды деятельности в сфере разработки шифровальных средств и шифрования информации.
  13. Бизнес в области геодезии и картографии.
  14. Железнодорожные и международные грузоперевозки. На деятельность в сфере пассажироперевозок потребуется один из следующих видов разрешений: лицензия на такси или на перевозку пассажиров.
  15. Внешнеэкономическая деятельность; бизнес, связанный с защитой государственной тайны.
  16. Деятельность, в которой применяются (для исследований, опытов и т.д.) возбудители инфекционных заболеваний.
  17. Деятельность, связанная с применением атомной энергии.
  18. Разработка, реализация, использование и утилизация военной техники, оружия и боеприпасов.
  19. Архитектурное и инженерное строительство, реставрационные работы.
  20. Бизнес в сфере международного сотрудничества: турагентства, туроператоры и т.д.

Выдачей лицензий занимаются органы исполнительной власти субъектов России или органы местного управления, ответственные за ту сферу деятельности, которая подлежит лицензированию.

Куда обращаться, чтобы оформить лицензию

Далее приведён список государственных организаций, осуществляющих выдачу разрешений, и указаны сферы деятельности, которые входят в компетенцию этих органов:

  1. МВД (частная сыскная или охранная деятельность; реализация, экспонирование и коллекционирование огнестрельного оружия, его основных частей, патронов и т.п).
  2. ФМС (трудоустройство граждан России за границей и т.п.)
  3. МЧС (тушение пожаров; деятельность по охране пожарной безопасности; производство и обслуживание средств пожарной безопасности и т.п.).
  4. ФСТЭК (производство, использование и обслуживание средств технической защиты конфиденциальной информации и т.п.).
  5. ФСБ (деятельность по изготовлению, применению средств тайного получения информации: «жучков», скрытых видеокамер, средств шифрования информации; услуги с данных сферах и т.п.).
  6. Роспотребнадзор (бизнес, связанный с использованием возбудителей инфекционных заболеваний и т.п.).
  7. Росздравнадзор (все виды медицинской деятельности; производство медицинских товаров и изделий и т.п.).
  8. Россельхознадзор (фармакология, фармацевтическая деятельность и т.п.).
  9. Росохранкультура (строительство; реставрация памятников архитектуры, культуры, истории; изготовление экземпляров аудио произведений и фонограмм и т.п.).
  10. Роспром (разработка, изготовление, распространение, обслуживание и утилизация оружия, патронов, боеприпасов, пиротехнических изделий, авиационной техники, химического оружия, вооружения, военной техники; производство и реализация оборудования для азартных игр и т.п.).
  11. Ространснадзор (водные и железнодорожные перевозки пассажиров; транспортировка опасных грузов, погрузо-разгрузочная деятельность; пассажироперевозки на транспортных средствах вместимостью более восьми человек и т.п.).
  12. Ростехрегулирование (изготовление, обслуживание измерительных средств и техники и т.п.).
  13. ФСКН (выращивание растений для производства психотропных и наркотических препаратов и т.п.).
  14. Росавиация (грузоперевозки и перевозки пассажиров на воздушном транспорте и т.п.).
  15. Роскартография (геодезия, картография и т.п.).
  16. ФНС (изготовление и торговля ценными бумагами и другими видами полиграфической продукции, защищённой законом от подделок; проведение азартных игр и т.п.).
  17. Росгидромет (бизнес, воздействующий на гидрометеорологические, геофизические явления и процессы и т.п.).
  18. ФСФР (создание и управление негосударственными пенсионными, инвестиционными и финансовыми фондами и т.п.).
  19. Ростехнадзор (производство, эксплуатация, хранение и утилизация взрывоопасных и химически опасных материалов, веществ и объектов; продажа электроэнергии; проведение маркшейдерских работ и экспертиз в промышленной сфере и т.п.).
  20. Роскосмос (космическая деятельность и т.п.).

Перечень необходимых документов

Представителю организации или индивидуальному предпринимателю нужно подать в орган государственной власти, осуществляющий лицензирование, заявление с указанием нижеизложенных данных. Его образец находится тут.

Перечень документов юридическим лицам:

  • название и организационно-правовая форма предприятия;
  • юридический, фактический адреса;
  • регистрационный номер юридического лица и данные о внесении его в единый государственный реестр;
  • сведения об организации, осуществившей государственную регистрацию данного юридического лица;
  • номер ИНН и сведения о постановке юридического лица на налоговый учёт;
  • вид деятельности, который организация собирается осуществлять, с указанием перечня услуг и выполняемых работ;
  • контактные данные заявителя (организации): контактный телефон и e-mail.

Индивидуальным предпринимателям:

  • ФИО заявителя;
  • адрес проживания, фактические адреса осуществления предпринимательской деятельности;
  • серия, номер и данные о месте и дате выдачи паспорта;
  • регистрационный номер и сведения о внесении ИП в единый государственный реестр;
  • данные об организации, осуществившей государственную регистрацию ИП;
  • номер ИНН и данные о постановке на налоговый учёт;
  • вид деятельности, который ИП собирается осуществлять, с указанием перечня услуг и выполняемых работ;
  • e-mail и номер телефона заявителя.

Дополнительные необходимые документы:

  • заверенные нотариусом копии учредительных документов ИП или юр. лица;
  • данные об оплате государственной пошлины;
  • копии документов, подтверждающих, что заявитель соответствует требованиям лицензирования (список документов, предусмотренных в части 4 статьи 1 закона N 99-ФЗ: документы о квалификации, наличие помещений и др.).

Орган, осуществляющий лицензирование, имеет право требовать только перечень сведений документов, указанный в статье 13 закона N 99-ФЗ.

Заявление в соответствующий орган можно подать 3-мя способами:

  • лично;
  • по почте;
  • по e-mail (заявление должно быть заверено электронно-цифровой подписью).

Копия описи предоставленных документов (с указанием даты приёма) отдаётся заявителю напрямую (при личном обращении) или отправляется по почте (при дистанционной подаче заявления).

О доверенности и госпошлине

Иногда случается, что лицо, которому нужно получить разрешение, не может лично заниматься оформлением документа. В этом случае вопрос решается следующим образом: подписывается доверенность, через которую процедуру подачи заявления и последующее получение лицензии будет осуществлять другое лицо.

Доверенность должна содержать следующие сведения:

  1. Город, в котором была оформлена доверенность, дата её оформления.
  2. Сведения о доверителе: наименование организации с указанием ФИО и должности руководителя или данные физического лица (ИП).
  3. ФИО лица, на которого оформляется доверенность, с указанием места его регистрации, данные документа, удостоверяющего его личность.
  4. Перечисление всех действий, которые доверитель разрешает осуществлять представителю.
  5. Срок действия доверенности.
  6. Образец подписи представителя.
  7. Должность, подпись и инициалы доверителя.

Это основные моменты, которые необходимо отразить в документе. Точный образец можно скачать у нас.

Перед подачей заявки на оформление разрешения для бизнеса необходимо оплатить госпошлину. Сумма государственной пошлины может варьироваться в зависимости от сферы деятельности, подлежащей лицензированию, но не должна превышать десятикратный МРОТ (минимальный размер оплаты труда).

Точный размер госпошлины можно узнать в государственной организации по месту подачи заявления на оформление лицензии.

Если предприниматель не хочет в дальнейшем столкнуться с административной или уголовной ответственностью, получение лицензии – неотъемлемая часть процедуры регистрации бизнеса.

Благодаря этому требованию государство ограничивает деятельность тех организаций и ИП, которые вследствие недостаточной квалификации, навыков, методов и средств ведения бизнеса способны нанести ущерб гражданам страны и её окружающей среде.

Свой бизнес: агентство помощи в получении лицензии на медицинскую деятельность

* В расчетах используются средние данные по России

Многие предприятия в процессе своей работы вынуждены получать лицензии на осуществление своей деятельности. Самый простой пример – медицинская деятельность, без лицензии не могут работать не только клиники или частные кабинеты, но и даже SPA-салоны, салоны красоты (в некоторых направлениях, например, пирсинг), косметические салоны и некоторые другие организации. Разобраться самостоятельно в тонкостях законодательства может далеко не каждый предприниматель, поэтому на рынке существуют компании, которые помогают разрешать этот вопрос. Обычно агентства, которые помогают в регистрации, гарантируют получение лицензий, если, конечно, компания-заказчик отвечает всем требованиям.

Само агентство выступает в качестве консалтинговой компании, оно не обладает каким-то существенными преимуществами с юридической точки зрения перед своими заказчиками, потому что деятельность, направленная на помощь при получении лицензии, не предполагает в свою очередь лицензирования. Фактически такая компания оказывает юридические услуги, которые может оказывать любой грамотный юрист. Тем более, учитывая, что компания избавлена от необходимости (в большинстве случаев) представлять интересы своего заказчика в суде. По факту всё, что необходимо для работы в этом направлении – это знания и, по возможности, связи в местном отделении Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения. Уже только с этими возможностями есть немало шансов найти себе немало клиентов и, что особенно важно, успешно решить поставленную задачу.

Предпринимателю стоит определиться с направлениями, которые он будет развивать в своей работе. Во-первых, это определение, направлена ли работа на юридических или физических лиц (им тоже может быть выдана лицензия в некоторых случаях), или же на обе категории. Тут нужно оценить уровень конкуренции в своём регионе. Если это крупный город, то почти наверняка существует немало компаний, которые занимаются подобными услугами, и лучше начинать с маленькой конторы, но узкоспециализированной. Во-вторых, ведь нужно ещё определиться с тем, медицинскую лицензию на какую деятельность будет помогать предприятие получать. Например, есть конторы, которые помогают исключительно малым предприятиям или салонам красоты. А есть те, которые занимаются только с крупными поликлиниками, которые работают по многим профилям. Лучше стать профессионалом в узкой области, достичь фактически стопроцентной уверенности в том, что заказ клиента будет выполнен успешно, и только после этого можно будет развиваться в других направлениях. Работая в большом городе, можно без труда находить клиентов только своей выбранной специализации. А вот в небольшом населённом пункте есть смысл начать заниматься сразу всеми возможными направлениями, потому что иначе поток клиентов не позволит формировать прибыль. И да, если там уже работают конкуренты, будет сложно привлечь потребителей на свою сторону. В работе такой фирмы особенно важна репутация и положительные отзывы, для чего нужно неизменно держать высокий уровень предоставляемых услуг.

Итак, для начала нужно определиться с местом работы. Лучшее решение – центр города, там будет поблизости располагаться достаточно большое количество потенциальных клиентов. Ими становятся все начинающие предприниматели, и немалый их процент тоже ищет места ближе к центру для открытия своего дела. Правда, клиники могут располагаться на территории всего города, но деловые кварталы – всё равно удобное место для ведения переговоров. Впрочем, можно существенно сэкономить, если найти помещение не в центре, потому что там стоимость аренды обычно ниже. Саму стоимость просчитать достаточно трудно, но для подобной работы понадобится (во всяком случае вначале) небольшой офис размером до 30 м2. В среднем обходиться он будет в 20-30 тысяч рублей, в мегаполисах на порядок дороже (может доходить до 100 тысяч рублей в каком-нибудь бизнес-центре), в небольших городах – несколько дешевле. Также нужно учитывать, что может потребоваться ремонт своего помещения, и, конечно, нужно будет купить соответствующую технику для работы.

В целом за 100 тысяч рублей можно свой небольшой офис привести в хорошее состояние, так, что будет возможно принимать в офисе клиентов и выполнять все необходимые работы. По своей сути, за 200 тысяч рублей можно открыть агентство, которое помогает в получении медицинской лицензии, в эту сумму войдёт стоимость аренды, деньги на регистрацию, ремонт и оборудование офиса (некоторые предприниматели начинают подобный бизнес и с инвестициями несколько меньше – до 100 тысяч). Если не закладывать резерв денежных средств, то это минимальная сумма для открытия такого бизнеса.

Теперь следующий этап – наём профессионалов, которые будут заниматься непосредственно помощью в получении лицензий, и просто работников для своего офиса. Сам предприниматель может занять руководящую должность, но лучше всего, если он сам разбирается в юриспруденции, то есть сможет выполнять и обязанности консультанта и юриста, который и занимается непосредственно получением лицензий. Итак, начнём с юристов. Чтобы разбираться во всех тонкостях, нужно иметь как минимум двух специалистов-юристов, причём один из них будет заниматься простыми, «общими» вопросами, например, собирать документацию, проводить консультирование, при необходимости – отстаивать интересы заказчика. Второй занимается непосредственно получением лицензий, и тут неплохо найти профессионала, который уже ранее был занят в юриспруденции, связанной с медицинской деятельностью. Например, работал в какой-нибудь клинике в качестве консультанта на штатной должности. Простой юрист получает заработную плату от 25 тысяч рублей в месяц, а вот опытный профессионал со специализацией получает уже 35-40 тысяч. На каждое направление лучше нанимать своего специалиста, потому что не нужны компании люди, которые понемногу разбираются во всём, нужны люди, которые знают одну область, но очень хорошо. Впоследствии, когда компания начнёт развиваться, придётся привлекать новых юристов, и штат будет сильно увеличиваться, потому что один человек не сможет выполнять слишком большой объём работы. Как правило, один юрист может в месяц заниматься одним-двумя проектами, если это простые задачи, то вести дела 3-4 компаний, но не больше. Помимо юристов нужно нанять людей, которые будут заниматься организаторскими и административными вопросами, это простые офисные работники, в первое время будет достаточно одного человека на телефоне, который также будет консультировать пришедших в офис людей. Если вдруг он не будет успевать, то административной работой сможет заняться и сам предприниматель. Он вообще должен активно принимать участие в работе хотя бы в первое время, пока компания развивается. Теперь подсчитаем – для обеспечения заработной платы потребуется ежемесячно иметь 90 тысяч рублей, порядка 10 тысяч рублей придётся выделить на оплату коммунальных платежей и аутсорсинга (охрана своего офиса и передача ведения бухгалтерии), то есть вместе с арендой сумма ежемесячных расходов составит 130 тысяч рублей.

Чтобы привлекать клиентов, нужно развернуть полноценную маркетинговую кампанию. В целом, клиент сам ищет компании, которые готовы за него решить вопрос с получением лицензии, но из-за достаточно высокого уровня конкуренции приходится размещать сведения о себе во всех средствах местной массовой информации, а также при возможности создавать сайт и заниматься его продвижением. Отсюда – дополнительные траты, которые могут достигать 100 тысяч рублей, а иногда эта сумма в разы больше за счёт того, что оптимизация сайта становится сложной. Если конкурентов много, то, чтобы сайт был на верхних строчках поиска в поисковых машинах, придётся потратить немало времени и денег. Некоторые компании занимаются также тем, что пытаются самостоятельно привлекать клиентов, то есть нанимают представителей, которые обзванивают потенциальных клиентов или даже посещают их офисы. Эффективность данного метода может быть очень низкой, поэтому лучше сконцентрироваться на том, чтобы увеличить представленность фирмы в СМИ, а клиенты уже сами найдутся. Есть также специализированные компании, которые занимаются поиском потенциальных потребителей, это может быть достаточно дорого, но отличается особенной эффективностью. В любом случае при развитии своего предприятия придётся постоянно заниматься рекламой, и даже когда будет наработанная клиентская база – а ведь клиент не всегда обходится только получением лицензии, часто он обращается в компанию в процессе своей работы за консультациями – всё равно придётся искать новых клиентов, потому что именно новые клиенты формируют основную прибыль организации.

И также для работы нужно иметь некоторые связи в Федеральной службе по надзору в сфере здравоохранения. Знакомые в этой организации, конечно, не позволят ускорить получение лицензии, но снизят риск того, что она не будет выдана. По сути компания, которая занимается помощью в получении лицензии, занимается двумя вещами. Во-первых, она проверяет соответствие заказчика установленным требованиям – это определённое оборудование, наличие работников, которые проработали определённый срок в медицине и при этом имеют соответствующее образование. Компания, зная, что именно требуется для получения лицензии, оценивает шансы своего клиента и в зависимости от предполагаемого успеха либо составляет и подаёт документацию в министерство, либо указывает на недочёты и вместе с заказчиком исправляет их. Во-вторых, компания имеет больше возможностей как раз за счёт связей, благодаря им исключается вероятность того, что заявление на выдачу лицензии будет отклонено. Это не только экономия времени, но и денег для клиента, потому что оплачивать государственную пошлину он обязан вне зависимости от того, было принято положительное или отрицательное решение по его вопросу. То есть каждый раз, подавая прошение, приходится платить 6 тысяч рублей. При этом министерство может отказывать сколько угодно раз. Далее сроки – рассмотрение одной заявки в случае медицинской лицензии затягивается на 45 дней, и уже отсюда становится понятно, что предприниматель заинтересован в том, чтобы решить этот вопрос с первого же раза. Конечно, обращение в агентство – это зачастую самый оптимальный выход из ситуации.

Стоимость услуг агентства относительно велика – обычно сумма доходит до 50 тысяч рублей за получение одной лицензии, причём помощь в получении медицинских лицензий одна из самых дорогих среди аналогичных направлений; дороже зачастую только урегулирование вопросов и получение лицензий ФСБ, иногда – вступления в СРО. Для сравнения – получение лицензий по другим направлениям обходится для клиента в сумму в пределах 10 тысяч рублей. Однако нужно понимать, что компания получает эти 50 тысяч зачастую не раз в месяц, а именно раз в полтора месяца с одной компании. Учитывая, что сумма ежемесячных расходов составляет примерно 130 тысяч рублей, то за три месяца придётся потратить 390 тысяч рублей. Получается нужно найти 4 компании в первый месяц и ещё 4 компании во второй, чтобы покрыть свои расходы. Два юриста без проблем справятся с таким объёмом работы, потому что активно заниматься проектом им не приходится на протяжении всех 45 дней, пока рассматривается вопрос о выдаче лицензии. Таким образом, выполнив заказ 10 компаниям, агентство получит доход в размере 500 тысяч рублей, но операционная прибыль составит всего 110 тысяч рублей за три месяца или чуть больше 35 тысяч рублей в месяц. Однако это неплохой показатель для начинающего агентства, потому что, развиваясь, рентабельность бизнеса повышается и увеличивается её прибыль.

Матиас Лауданум
(c) www.openbusiness.ru — портал бизнес-планов и руководств по открытию малого бизнеса

Где и как получить лицензию на любой вид деятельности

Многие интересуются, как получить лицензию на ту или иную деятельность. На самом деле процесс не такой уж и простой. Особенно если заранее не побеспокоиться о нюансах лицензирования деятельности. Далеко не все типы работы требуют получения лицензии. И этот факт требуется учитывать. Сегодня предстоит выяснить все, что только касается получения упомянутого документа. Порядок оформления бумаги будет рассмотрен на примере лицензирования деятельности охранника, а также на примере получения лицензии на оружие. Эти 2 процесса серьезно отличаются друг от друга. Так что о лицензиях должен знать каждый гражданин? На что обратить внимание? Каков порядок получения документа?

Описание

Все чаще и чаще граждане думают над тем, как получить лицензию. Но что это за документ такой? Не понимая этот нюанс, нельзя в полной мере утверждать о том, что человек знает, что делает.

Лицензия — своеобразное разрешение на что-либо. Например, на ведение какой-либо деятельности в пределах России. Или на ношение конкретного оружия. Крайне важный документ.

Перечень типов деятельности, которые подразумевают оформление указанного документа для работы, можно увидеть в ФЗ №99 «О лицензировании отдельных типов деятельности» от 4.05.2011 г. Например, если человек планирует заниматься охранной или детективной работой, он должен получить на это разрешение. Сейчас активно ведутся обсуждения лицензирования психологов. Но пока что подобное нововведение — это лишь слухи. Как получить лицензию? Что должен знать каждый гражданин о данном процессе? Например, уже стало понятно, что та или иная работа требует оформления указанной бумаги. Что дальше?

Куда обращаться за помощью

Далее необходимо разобраться, куда обращаться за помощью. Все чаще и чаще граждане начинают спрашивать, где получить лицензию. Вопрос интересный. Ответить на него однозначно не получится. Ведь современному населению предлагается небольшой выбор мест для реализации поставленной задачи.

Среди наиболее распространенных организаций, которые занимаются выдачей лицензий, стоит выделить:

  • многофункциональные центры (не всегда и не во всех городах);
  • портал «Госуслуги»;
  • частные лицензирующие фирмы;
  • лицензирующий орган (например, МВД или МЧС).

Довольно часто последний вариант развития событий имеет место. Основная проблема — точно понять, при какой деятельности и куда обращаться. Например, Росздравнадзор ведет лицензирование фармацевтической деятельности, а МЧС — пожарной. Данные особенности стоит уточнять, например, в МФЦ. Там окажут консультацию относительно того, где получить лицензию на ту или иную работу. Во многофункциональные центры тоже очень часто обращаются ради реализации поставленной задачи.

Могут ли отказать

Стоит обратить внимание на то, что если человек задумался, как получить лицензию, придется подготовиться заранее. Почему? Это далеко не самый простой процесс. И лицензирующая организация имеет право отказать в выдаче документа.

Обычно после подачи заявления установленного образца с определенным пакетом бумаг придется подождать некоторое время. Приблизительно 3-5 дней ожидания решения, следующего после проверки бумаг. В конечном итоге или гражданин приходит и получает свидетельство, или ему отказывают с обоснованием решения. Это обязательный нюанс.

При всем этом у гражданина будет 30 дней на исправление ситуации. Если ошибки устранены, то лицензия будет выдана. Разумеется, как только причина отказа будет исчерпана, необходимо обратиться с доказательствами в лицензирующий орган. Доказательства рассматриваются на протяжении 45 дней. Но этот срок может увеличиваться. Касается первичного рассмотрения заявления. Поэтому не стоит думать, что получение указанного документа — быстрый процесс. Придется набраться терпения. Но как получить лицензию? О каких еще особенностях должен знать каждый гражданин?

Контроль

Например, если человек все-таки получил лицензию (или организация сделала это), то придется смириться с тем, что деятельность будет контролироваться. Что это значит? Владельцев организаций ждут разнообразные проверки лицензирующих органов. О требованиях, которые выдвигаются в основном к организациям для ведения той или иной деятельности. немного позже. Но стоит отметить, что соответствие выставленным запросам регулируется тщательно. И указанный документ могут аннулировать в ходе плановой или внеплановой проверки.

Например, управляющие компании, получившие лицензию, в обязательном порядке подвергаются контролю. Для каждого типа деятельности существует свой специальный график плановых проверок. Обычно он составляет от 1 до 3 лет. Иными словами, за указанные периоды проводится 1 проверка на соответствие требованиям.

Управляющие компании, получившие лицензию, должны проходить планово через указанный процесс раз в 3 года. Но есть ситуации, при которых соответствующие комиссии способны приехать раньше.

О внеплановых проверках

Перед тем как задумываться над получением лицензии, каждый человек должен понимать — вести свою работу придется с соблюдением всех установленных правил. Ведь плановые проверки — это не единственный способ контроля. Иногда соответствующие службы способны выезжать на внеплановые мероприятия.

Когда такое возможно? Среди наиболее распространенных вариантов развития событий выделяют:

  • истечение срока, отведенного на устранение тех или иных нарушений;
  • при заявлениях в лицензирующие органы на наличие нарушений;
  • конец срока действия лицензии или приостановление действительности документа;
  • самостоятельная просьба организации или гражданина;
  • если есть приказ лицензирующего органа.

Чаще всего имеют место жалобы. Именно поэтому рекомендуется тщательно следить за деятельностью и выполнением работы. Иначе комиссия с проверкой может появиться довольно неожиданно.

Требования к организациям и ИП

Теперь понятно, где можно получить лицензию, а также к чему стоит заранее подготовиться. Ведь некоторые полагают, что на оформлении соответствующего пакета документов все проблемы заканчиваются.

Как оформляется лицензия? Дело все в том, что многое зависит от типа деятельности. К каждому труду выдвигаются свои требования. Чему должен соответствовать предприниматель, если, к примеру, он хочет открыть оргнизацию, которая занимается врачебной деятельностью?

В данном случае придется учитывать следующие особенности:

  1. В собственности или в аренде должно находиться помещение, пригодное для осуществления деятельности.
  2. У предпринимателя должно быть установлено все необходимое медицинское оборудование для оказания тех или иных услуг.
  3. Руководители и ответственные лица в обязательном порядке должны иметь высшее образование, причем медицинское. Квалификация при этом — соответствовать направлению работы. И общий стаж в медицинской области — 5 лет.
  4. При наличии работников со всеми заключаются трудовые договоры.
  5. Контроль качества и безопасности. Это наиболее важный пункт, которому предприниматель должен уделить отдельное внимание. Очень часто проверки именно к этой составляющей проявляют интерес.

Похожие требования выдвигаются к любому типу деятельности. Поэтому, если человек задумался над тем, чтобы получить лицензию в Москве или любом другом городе, придется сначала:

  • получить необходимое образование;
  • обеспечить помещение и оборудование для деятельности;
  • удостовериться в обеспечении безопасности работникам и клиентам;
  • заключить договоры с подчиненными.

Документы для ИП или организаций

Что дальше? Стоит обратить внимание на документы, которые требуется предоставить в те или иные органы для получения лицензии. Особенно если речь идет об организациях или ИП.

Среди бумаг выделяют:

  • заявление установленного образца;
  • учредительные документы, копии (заверяются нотариусом);
  • бумаги, которые необходимы для конкретного типа деятельности (их перечень узнают в лицензирующем органе);
  • опись документов, приложенных к заявлению.

Основной принцип получения документа понятен. Теперь стоит разобраться, как получить лицензию охранника или на оружие. Что предстоит сделать? На самом деле все не так трудно.

Для охранников

Где получить лицензию охранника? Требуется обратиться в ЛРО с определенным пакетом бумаг. Кроме того, следует обратить внимание, что охранная деятельность — это куда большие проблемы для гражданина. Почему? Придется заблаговременно подумать над тем, какую категорию гражданин хочет получить. У охранников имеется несколько разрядов. В зависимости от них придется проходить через те или иные процедуры.

Как получить лицензию охранника? Если не задумываться над разрядом, то можно выделить следующий алгоритм действий:

  1. Прохождение медицинской комиссии. Стоит сообщить, что планируется получение лицензии охранника.
  2. Обучение в академии. Обычно длится несколько месяцев.
  3. Сдача экзаменов в зависимости от того или иного разряда охранника.
  4. Сбор документов: удостоверение личности, заключение комиссии в академии, справки о состоянии здоровья, фотографии.
  5. Подача заявления в ЛРО с пакетом бумаг.
  6. Получение документа установленного образца при положительном решении.

Теперь понятно, где можно получить лицензию на ведение охранной деятельности. А что делать с оружием? Каким образом гражданин имеет право на законных основаниях носить с собой, к примеру, пистолет?

Оружие

Данный вопрос требует довольно серьезного подхода. Если человек задумался над тем, как получить лицензию на оружие, стоит руководствоваться следующим алгоритмом:

  1. Определиться с типом оружия, который хочется носить. Лучше всего делать это в оружейном магазине. Работник сможет помочь в определении типа лицензии, которую требуется получить.
  2. Для хранения оружия придется установить сейф. Такое требование очень часто выдвигается.
  3. Человек должен пройти медицинскую комиссию. Обязательно прохождение психиатра.
  4. Сбор документов: удостоверение личности, мед.заключение, справки о наличии сейфа, документы об отсутствии судимости, фотографии, заявление, охотничий билет (если речь идет об охотничьем оружии).
  5. Подача заявления в ЛРО и ожидание решения.
  6. Получение лицензирующего сертификата.

На самом деле ничего трудного или особенного нет. Отныне понятно, как получить лицензию на оружие или на какую-то деятельность. Рекомендуется более точную информацию по каждому типу работ уточнять в соответствующих органах.

>Лицензируемые виды
деятельности в 2019 году

Перечень видов деятельности, на которые требуются лицензии

В соответствии с настоящим Федеральным законом лицензированию подлежат следующие виды деятельности:

  • разработка, производство, распространение шифровальных (криптографических) средств, информационных систем и телекоммуникационных систем, защищенных с использованием шифровальных (криптографических) средств, выполнение работ, оказание услуг в области шифрования информации, техническое обслуживание шифровальных (криптографических) средств, информационных систем и телекоммуникационных систем, защищенных с использованием шифровальных (криптографических) средств (за исключением случая, если техническое обслуживание шифровальных (криптографических) средств, информационных систем и телекоммуникационных систем, защищенных с использованием шифровальных (криптографических) средств, осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя);
  • разработка, производство, реализация и приобретение в целях продажи специальных технических средств, предназначенных для негласного получения информации;
  • деятельность по выявлению электронных устройств, предназначенных для негласного получения информации (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя);
  • разработка и производство средств защиты конфиденциальной информации;
  • деятельность по технической защите конфиденциальной информации;
  • производство и реализация защищенной от подделок полиграфической продукции;
  • разработка, производство, испытание и ремонт авиационной техники;
  • разработка, производство, испытание, установка, монтаж, техническое обслуживание, ремонт, утилизация и реализация вооружения и военной техники;
  • разработка, производство, испытание, хранение, ремонт и утилизация гражданского и служебного оружия и основных частей огнестрельного оружия, торговля гражданским и служебным оружием и основными частями огнестрельного оружия;
  • разработка, производство, испытание, хранение, реализация и утилизация боеприпасов (в том числе патронов к гражданскому и служебному оружию и составных частей патронов), пиротехнических изделий IV и V классов в соответствии с национальным стандартом, применение пиротехнических изделий IV и V классов в соответствии с техническим регламентом;
  • деятельность по хранению и уничтожению химического оружия;
  • эксплуатация взрывопожароопасных и химически опасных производственных объектов I, II и III классов опасности;
  • деятельность по тушению пожаров в населенных пунктах, на производственных объектах и объектах инфраструктуры, по тушению лесных пожаров (за исключением деятельности добровольной пожарной охраны);
  • деятельность по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений;
  • производство лекарственных средств;
  • производство и техническое обслуживание (за исключением случая, если техническое обслуживание осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя) медицинской техники;
  • оборот наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, культивирование наркосодержащих растений;
  • деятельность в области использования возбудителей инфекционных заболеваний человека и животных (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется в медицинских целях) и генно-инженерно-модифицированных организмов III и IV степеней потенциальной опасности, осуществляемая в замкнутых системах;
  • деятельность по перевозкам внутренним водным транспортом, морским транспортом пассажиров;
  • деятельность по перевозкам внутренним водным транспортом, морским транспортом опасных грузов;
  • деятельность по перевозкам воздушным транспортом пассажиров (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя);
  • деятельность по перевозкам воздушным транспортом грузов (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя);
  • деятельность по перевозкам пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более восьми человек (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется по заказам либо для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя);
  • деятельность по перевозкам железнодорожным транспортом пассажиров;
  • деятельность по перевозкам железнодорожным транспортом опасных грузов;
  • погрузочно-разгрузочная деятельность применительно к опасным грузам на железнодорожном транспорте;
  • погрузочно-разгрузочная деятельность применительно к опасным грузам на внутреннем водном транспорте, в морских портах;
  • деятельность по осуществлению буксировок морским транспортом (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя);
  • деятельность по обезвреживанию и размещению отходов I — IV классов опасности;
  • деятельность по организации и проведению азартных игр в букмекерских конторах и тотализаторах;
  • частная охранная деятельность;
  • частная детективная (сыскная) деятельность;
  • заготовка, хранение, переработка и реализация лома черных металлов, цветных металлов;
  • оказание услуг по трудоустройству граждан Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации;
  • оказание услуг связи;
  • телевизионное вещание и радиовещание;
  • деятельность по изготовлению экземпляров аудиовизуальных произведений, программ для электронных вычислительных машин, баз данных и фонограмм на любых видах носителей (за исключением случаев, если указанная деятельность самостоятельно осуществляется лицами, обладающими правами на использование данных объектов авторских и смежных прав в силу федерального закона или договора);
  • деятельность в области использования источников ионизирующего излучения (генерирующих) (за исключением случая, если эти источники используются в медицинской деятельности);
  • образовательная деятельность (за исключением указанной деятельности, осуществляемой частными образовательными организациями, находящимися на территории инновационного центра «Сколково»);
  • космическая деятельность;
  • геодезические и картографические работы федерального назначения, результаты которых имеют общегосударственное, межотраслевое значение (за исключением указанных видов деятельности, осуществляемых в ходе инженерных изысканий, выполняемых для подготовки проектной документации, строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства);
  • производство маркшейдерских работ;
  • работы по активному воздействию на гидрометеорологические и геофизические процессы и явления;
  • деятельность в области гидрометеорологии и в смежных с ней областях (за исключением указанной деятельности, осуществляемой в ходе инженерных изысканий, выполняемых для подготовки проектной документации, строительства, реконструкции объектов капитального строительства);
  • медицинская деятельность (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра «Сколково»);

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *