Автаркия

Автаркия

Авта́рки́я (от др.-греч. αὐτάρκεια — самообеспеченность; самодостаточность) — система замкнутого воспроизводства сообщества, с минимальной зависимостью от обмена с внешней средой; экономический режим самообеспечения страны, в котором минимизируется внешний товарный оборот. В современной экономической лексике автаркией обозначают экономику, ориентированную внутрь, на саму себя, на развитие без связей с другими странами. В этом плане автаркия — закрытая экономика, экономика, предполагающая абсолютный суверенитет.

Автаркия предстаёт не столько как понятие, отражающее существующую экономическую реальность, сколько как инструмент экономического анализа. В этом, инструментальном, качестве автаркия позволяет показать, в какой точке между двумя полюсами — открытой экономикой и автаркией — должна находиться конкретная национальная экономика с позиций устойчивого экономического роста. Доказано, например, что к полюсу «открытая экономика» должны тяготеть малые страны — они получают более ощутимые выгоды от внешних связей. Большие же страны с их огромным внутренним рынком тяготеют ближе к полюсу «автаркия». Поэтому смысл автаркии оказывается неразрывно связан с размером страны.

Принцип автаркии был, например, одним из ключевых моментов политической доктрины корпоратизма. Автаркия направлена на создание замкнутой, независимой экономики, способной самостоятельно обеспечить себя всем необходимым, но в этом и заключается её потенциальная неэффективность: бросая все силы на обеспечение государства всем необходимым, она рискует быть неспособной сконцентрировать силы на чём-то одном, чтобы улучшить его качество и свою производительность. Развитие автаркии в стране, по мнению некоторых экспертов, идёт вразрез с трендом развития современной мировой экономики, что в некоторых случаях приводит к экономической и, порой, технологической отсталости страны. Политика стремления к автаркии как самоцели отражает, как правило, нездоровое состояние экономики, основывается на болезненно обострённом чувстве патриотизма, не имеющем ничего общего с подлинным патриотизмом, желании избежать превращения экономики в придаток мировой экономики.

В разные годы некоторые страны стремились к автаркии (примеры: Германия, Италия, СССР, Япония и некоторые другие), но это было обусловлено вынужденными обстоятельствами. В период Второй мировой войны правящие круги Германии, Италии, Японии использовали политику автаркии как средство в борьбе за передел мира, СССР же, как средство защиты от внешнего давления. Тоталитарные режимы использовали политику автаркии ради милитаризации экономики и реализации экономической власти над населением. Нацистская доктрина автаркии была изложена Герингом (речь 17 декабря 1936 на заседании Прусского ландтага в Берлине) и нашла отображение в четырёхлетнем плане, который был утверждён правительством Германии в 1936 году. Политика автаркии (её нацистский вариант) была осуждена на Нюрнбергском процессе как политика подготовки к войне.

Политика автаркии является экономической политикой государств, которые готовятся к войне, и характеризуется консервированием экономики, его отделением от экономики других государств и «замыканием» её самой на себе.

Автаркия как абсолютный экономический суверенитет страны в глобальной экономике XXI века недостижима — настолько тесными стали торговые связи. Идея автаркии на практике является утопической. То есть, абсолютная автаркия невозможна в принципе. Страны, которые пытались её осуществить, не смогли как следует выстроить экономику и выбраться из нищеты. Даже Северная Корея, часто приводимая в качестве примера государства с автаркической экономикой, таковой уже давно практически не является — ещё в 1994 году президентом КНДР Ким Ир Сеном был объявлен отход от идеологии чучхе (стратегии опоры на исключительно свои собственные силы) и взят курс на участие в мировой торговле.

Абсолютная автаркия в современном мире невозможна даже для больших и богатых ресурсами стран. Потому, как правило, в литературе и говорят об «автаркичных тенденциях» в экономической политике (Северной Кореи, Албании). Следовательно любая наблюдаемая на практике автаркия — относительная или частичная самодостаточность. То есть, иными словами, практически автаркическая экономика — лишь относительно самодостаточная экономика. Просто такая экономика растёт изнутри и прежде всего вовнутрь, не являясь, естественно, абсолютной автаркией, — внешняя торговля ведётся и довольно активно. Исторический опыт показал, что автаркические тенденции, доведённые до крайности, — когда автаркия ради автаркии — наносят непоправимый вред экономике страны, часто отбрасывая её обратно в области научно-технического прогресса, экономической эффективности общественного производства и уровня благосостояния народа. Уровень автаркии измеряют с помощью разных коэффициентов, в частности, отношение внешнеторгового обращения к валовому внутреннему продукту страны, части импорта важнейших ресурсов в их общем потреблении и тому подобное.

Автаркия — что это такое и к чему она приводит?

В современных словарях автаркия – это замкнутая, направленная внутрь себя система, с низкой зависимостью от внешней среды – т.е. полный суверенитет. Противоположным по значению понятием является полностью открытая система, зависимая от окружения.

Что такое автаркия?

Автаркия – это понятие, как и многие другие, пришло из Древней Греции. Поначалу с помощью этого термина характеризовали личность, не нуждающуюся в помощи и обеспечении какими-либо ресурсами. Автаркию иногда путают с автократией, но это разные понятия и второе означает неограниченную власть одного лица. В словаре бизнес-терминов автаркизм – это создание закрытых блоков в экономике, например, как форма борьбы за передел экономических зон.

Что такое автаркия в философии?

Автаркия в философии означает естественность, самодовольство, воздержанность – всеми этими качествами можно охарактеризовать гомеровскую Грецию. Термин автаркия использовался Аристотелем и неоплатонами для обозначения группы философских понятий, таких как:

  • «сам по себе человек»;
  • кто-то или что-то, способное сохранить жизнь, обеспечить автономное существование и защитить от гибели.

Далее термин претерпевает изменения и встречается у философов при обозначении личности, которую Плотин, Прокл и другие называли как:

  • «автаркийное тело»;
  • «автаркийное тело вселенной»;
  • «автаркийное тело космоса».

У Демокрита автаркия встречается в контексте естества, скромности, природы. Например, «автаркийная трапеза» – это противоположность роскошному, неумеренному пиру. Автаркия образа жизни в чужой стороне – солома для подстилки и лепешка из ячменя, которых хватит, чтобы утолить голод и усталость. Автаркия у Демокрита – это нечто, обеспечивающее минимальные потребности тела, но способствующее росту «благодушия», «благосостояния души».

У Платона автаркия имеет противоположное начало – это не минимум, а максимум. По представлению этого философа автаркичен космос – это «живой бог», он нетленен и не нуждается ни в чем, его душа простирается всюду, все объемлет и познает себя. Позднее это значение автаркии продолжается в трудах философов и христианских богословов. Автаркия – это атирибут Бога, духовности, мудрости.

Экономическая автаркия

Автаркия в экономике – это понятие, характеризующее закрытую экономику, направленную внутрь себя. Самообеспечение и абсолютный суверенитет – вот главные признаки автаркийного государства, к чему тяготеют в основном крупные страны. В 21 веке такие условия для государства невозможны, даже самые закрытые общества и страны имеют связи с другими государствами.

Автаркия и открытая экономика

Открытая экономика или автаркия – такого выбора современные государства уже практически не имеют. Автаркизм возможен лишь в некоторых сферах. Например, некоторые страны не ввозят импортные продукты питания, создавая закрытый блок в данной сфере производства, что благотворно сказывается на развитии фермерских хозяйств данного государства. Небольшие государства в целом не способны поддерживать автаркизм, т.к. не могут обеспечить население всем необходимым.

Автаркия — плюсы и минусы

Принцип автаркии в настоящее время в наибольшей степени присущ Северной Корее, но даже эта страна все в большей степени вовлекается в мировую экономику. Такая относительная самодостаточность (на недолгий срок) благотворно сказывается на внутреннем производстве, т.к. население вынуждено приобретать только то, что производится внутри страны, поэтому спрос на товары всегда высок. Минус такой системы напрямую связан с плюсом, поскольку ничего, кроме товаров собственного производства, население приобрести не может.

Автаркия в мировой экономике

Мировыми экономистами доказано, что автаркия наносит серьезный вред экономике страны и ее жителям. Политика автаркии как экономический суверенитет страны рассматривается на нескольких примерах, подтверждающих эту теорию.

  1. СССР – долговременный суверенитет страны привел к технической отсталости страны, поэтому великая держава сегодня по большей степени является лишь поставщиком энергетических ресурсов. Автаркия использовалась государством как защита от давления извне.
  2. Германия, Япония, Италия – эти страны в период Второй мировой войны использовали автаркию как средство, способствующее дальнейшему переделу мира, а также для усиления власти над населением. Выражалась политика автаркии в милитаризации экономики.
  3. В Афганистане автаркия царила в период с 1996 по 2001 во время режима Талибан.
  4. США – эта страна была близка к принципам автаркии с 1807 по 1809 во время блокады, когда президентом Джефферсоном было объявлено добровольное эмбарго.
  5. Австро-Венгрия придерживалась автаркии с 1867 по 1918. Это практически единственный положительный пример, поскольку суверенитет был естественным, и страна не зависела от мирового рынка.

АВТАРКИЯ

Значения в других словарях

  1. автаркия — орф. автаркия, -и Орфографический словарь Лопатина
  2. АВТАРКИЯ — АВТАРКИЯ (от греч. αὐτάρκεια) – как новоевропейский термин означает самодостаточность, самодовление, однако в текстах античных авторов слово αὐτάρκεια многозначно (переводится как «исполнение», «произвольность», «воздержность», «благосостояние»… Новая философская энциклопедия
  3. Автаркия — (греч. autárkeia, от autós — сам и arkéō — нахожусь в достатке) самодостаточность, самоудовлетворённость, в экономическом отношении — создание замкнутого самодовлеющего хозяйства в рамках отдельной капиталистической страны… Большая советская энциклопедия
  4. АВТАРКИЯ — АВТАРКИЯ (от греч. autarkeia — независимость, самоудовлетворение) — англ. autarky; нем. Autarkie. , полит, и культ, связей с внешнем миром. Социологический словарь
  5. автаркия — Автаркии, мн. нет, ж. . 1. В философии стоиков – самоудовлетворенность как идеал добродетельного человека (филос.). 2. Такая система хозяйства, при к-рой страна (область, район) сама производит всё нужное для себя и сама потребляет свое производство (экон.). Большой словарь иностранных слов
  6. автаркия — автаркия, автаркия ж. Экономическая политика, направленная на создание замкнутого национального или регионального хозяйства, обособленного от экономики других стран или других регионов. Толковый словарь Ефремовой
  7. автаркия — Авта́рки́/я . Морфемно-орфографический словарь
  8. автаркия — Автаркия, автаркии, автаркии, автаркий, автаркии, автаркиям, автаркию, автаркии, автаркией, автаркиею, автаркиями, автаркии, автаркиях Грамматический словарь Зализняка
  9. АВТАРКИЯ — АВТАРКИЯ (греч. autarkeia — самоудовлетворение) — независимость от всех вещей внешнего мира или других людей (Платон, Аристотель), жизненный идеал киренаиков и стоиков. Мудрецу-стоику «достаточно самого себя». Новейший философский словарь
  10. автаркия — АВТАРКИЯ, и и АВТАРКИЯ, и, ж. (книжн.). Политика нек-рых государств, направленная на создание замкнутого национального хозяйства, обособленного от экономики других государств. | прил. автаркический, ая, ое. Толковый словарь Ожегова
  11. автаркия — сущ., кол-во синонимов: 5 акатаплексия 2 политика 12 психагогия 2 самообеспечение 3 самостоятельность 46 Словарь синонимов русского языка
  12. Автаркия — (греч. autarkeia — самоудовлетворение) состояние или ощущение достаточности. В греческой философии (прежде всего в трудах Платона и Аристотеля) оно характеризовало независимость от внешнего мира, от вещей и людей… Педагогический терминологический словарь
  13. автаркия — И автаркия, -и, ж. Экономическая политика империалистических государств, направленная на обособление национального хозяйства страны. Малый академический словарь
  14. АВТАРКИЯ — АВТАРКИЯ (от греч. autarkeia — самоудовлетворение) — создание замкнутого хозяйства в рамках отдельной страны. Большой энциклопедический словарь
  15. автаркия — АВТАРКИЯ, АВТАРКИЯ, -и; ж. . Экономическая политика, направленная на обособление национального или регионального хозяйства, создание замкнутой, самообеспечивающейся экономики. Толковый словарь Кузнецова
  16. АВТАРКИЯ — (от греч. autarkeia — самоудовлетворение) политика экономического обособления, проводимая страной, регионом. Автаркия направлена на создание замкнутой, независимой экономики, способной обеспечить себя всем необходимым самостоятельно. Автаркия сродни натуральному хозяйству. Экономический словарь терминов
  17. автаркия — АВТ’АРКИЯ, автаркии, мн. нет, ·жен. (·греч. autarkeia). 1. В философии стоиков — самоудовлетворенность как идеал добродетельного человека (филос.). 2. Такая система хозяйства, при которой страна (область, район) сама производит всё нужное для себя и сама потребляет свое производство (экон.). Толковый словарь Ушакова
  18. автаркия — АВТАРКИЯ и, ж. autarcie <�гр. autarkeia самодостаточность. 1793. Лексис. Экономическая политика обособления какой-л. страны от экономики других стран с целью создания замкнутого самообеспечивающегося хозяйства… Словарь галлицизмов русского языка

Экономические дилеммы автаркии

Самодостаточная экономика может подвергаться воздействию эффекта масштаба в государственном и частном секторах бизнеса. Очевидно, что ряд стран в мире не имеют прямого доступа к некоторым видам сырья, таких как различные ископаемые углеводороды, пшеница или шерсть в силу таких факторов как географическое положение, размер территории, а также климат и численность населения. Таким образом, производство дефицитных ресурсов становится довольно дорогостоящим и требует больших затрат для потребителей (как отдельных граждан так и коммерческих и иных организаций), которые должны платить высшую цену за эти товары и услуги. В долгосрочной перспективе это может сделать экономику неэффективной и даже внутри страны правительство не сможет в максимальной мере использовать все доступные экономические возможности. Экономическая глобализация усилила концепцию сравнительных преимуществ. Экономики разных стран решили устранить барьеры, которые минимизируют производительность. Такими барьерами являются методы самодостаточности. Удешевление материальных расходов, доступ к целому ряду продуктов и повышения уровня жизни являются мотивационными факторами к снижению полной самодостаточности.

Черты автаркичной экономики:

  • Обособленность
  • Технологическая структура сформирована самостоятельно
  • Стремление к самостоятельности
  • Доверие членов общества лишь к созданному внутри (или преимущественно созданному внутри)

Вышеуказанное порой экономически выгодно. Кроме того, для многих экономически автаркичных обществ характерно и следующее:

  • Плановая экономика,
  • Ресурсо-ориентированная экономика
  • Политическое и военное противостояние внешнему сообществу

См. также

В Викисловаре есть статья «автаркия»

  • Антиглобализм
  • Изоляционизм
  • Почему Россия не Америка
  • Экосистема
  • Фашизм
  • Открытая экономика

> Примечания

  1. Толковый словарь «Инновационная деятельность», 2008. — ISBN 5-91124-005-X

Литература

  • Юрьев М. З.. Крепость Россия: прощание с либерализмом. Сб. статей. — М.: «Яуза», «Эксмо», 2005. — ISBN 5-699-12354-7 (о практической реализации идеи автаркии применительно к современной России).
  • Филатов, Г. С. «История фашизма в Западной Европе» — М.: «Наука», 1978.
  • Автаркия // Большая советская энциклопедия : в 66 т. (65 т. и 1 доп.) / гл. ред. О. Ю. Шмидт. — М. : Советская энциклопедия, 1926—1947.

Ссылки

  • Автаркия — Экономика
  • Завершение строительства «корпоративного государства» и политика автаркии

Словари и энциклопедии

Нормативный контроль

GND: 4253273-5

Оригинал взят у awas1952 в Тем, кого это касается: доведите до лиц, принимающих решения»Самодостаточный рынок» + «Индийская карта: США и Россия в борьбе за благосклонность Дели». Напомню: на саммите ШОС и БРИКС в Уфе в 2015-м году Индия и Пакистан подали заявки на вступление в Шанхайскую организацию сотрудничества.
Рассуждения по первому тексту.
1. «В конце 1970‑х группа западноевропейских экономистов исследовала факторы, влияющие на окупаемость технических новинок. Несравненно важнее всего прочего оказалось общее число жителей того рынка, где продается изделие. По расчетам исследователей, в то время в Европейском экономическом сообществе заведомо не мог окупиться товар с зоной распространения, охватывающей менее 300 миллионов человек.
Публикация результатов исследования возымела немедленные практические последствия. Начались и успешно прошли переговоры о преобразовании ЕЭС в Европейский союз. Быстро сформировалась Северо-Американская зона свободной торговли (СГА, Канада, Мексика).»
Причина непонимания.
Большинство людей живёт в английском, продолженном прошлом времени, понимая слова из любимой книги «что было то и будет, и ни что не ново подЛуной», как логическую цепочку одного и того же процесса, а не циклические Перемены процессов радикально отличающихся по самим принципам, где весна – не последствие зимы, а осень – отнюдь не последствие лета. Кардинальная смена доминирующего процесса.
В цитате всё написанное верно, т.е. в наблюдательность у awas1952 на высоком уровне, а объяснение (и понимание) даётся в продолженном прошлом времени, без смены концепта. А между тем циклическая смена концепта налицо. Достигнув пределов распространения продукции получаемой за счёт НТП\НТР, часть стран перешла к решению задачи на другом, на социальном уровне, на уровне НСП\НСР, научно-социального прогресса, научно-социальной революции (!). А революция предполагает смену концепта, не так ли?
Кто же пошёл на смену концепта? Как минимум США, Евросоюз, и Китай, хотя это трудно заметить без определённой подготовки. Именно в 70-х годах эти страны пошли на странные союзы, изменились отношения между коллективами\странами. СССР, руководимый геронтократами и военными, безнадёжно отстал, хотя поднялся до понимания «сосуществования стран с разным государственным строем», но не дорос до понимания сохранения «своего строя».
Для понимающих китайские образы. Боевые Вепри и Крысы-выживальщики играющие по законам Зимы проиграли Драконам и Лошадям, атаковавшим спарринг-партнёра в лёгком стиле Весны.
1.1. Сумятицу в головах технократов внесла волна-последыш, итоговый этап НТР 2000-х годов, тонких технологий, которые имеют старый дефект – их возможно окупить только на глобальном рынке. А глобальный рынок, Мир-рынок, можно сохранить только социальными технологиями, а чтобы на них решиться требуется очень много того, что начали понимать мыслители 70-х. Пошёл ли кто-то из них дальше, если это не китай, большой вопрос?
2. «Китай выплачивает за право производства американских разработок лицензионные отчисления, сопоставимые с ценой всех товаров, поставляемых им в СГА.»
Если подходить с позиций смены концепта, что НТР завершается и больше почти ничего нового не произведёт, то, ради элементарного сохранения технологических достижений, следует изменить\отменить авторское право. В прежних циклах люди уже приходили к пониманию простой истины, что всё изобретённое создано силами всех поколений изобретателей всего мира. Можно даже ожидать, что китай это сделает первым.
Остальные страны утратят самые сложные технологии. Россия, к примеру, хоть и построила новый космодром, подошла к рубежу утраты ракетных технологий – погублена инженерная школа, некому встать на замену выпускникам ВУЗов 80-х.
2.1. «Взаимодействие внутри БРИКС способно сформировать единый рынок, благосостояние которого достаточно для приобретения высокотехнологичной продукции, а число жителей — для приобретения ее в количестве, достаточном для покрытия расходов на разработку.»
Опять же потребуются социальные технологии – придётся заставить корпорации вернуться к производству дешёвой ремонтопригодной техники, которую смогут приобретать во всём Мире-рынке.
3. Пока что социальные законы известны миру на уровне религиозных догматов, т.е. на уровне, достигнутом в прошлом и позапрошлом (!) циклах развития социальной науки. Есть небольшие группы энтузиастов работающих на будущее. Но власть технократов сегодня столь велика, что у властителей отсутствует намерение слушать философские советы об ином устройстве общества, на основе открытия социальных закономерностей. Пока что деньги работают ради денег.
А время нового цикла требует чтобы деньги работали ради людей, чтобы люди успевали в течение жизни стать Людьми. В 2020-х всем придётся задуматься об этом, и Небу совершенно безразлично, утратим или сохраним мы технологии ХХ века.

АВТАРКИЯ (от греч. αὐτάρκεια) – как новоевропейский термин означает самодостаточность, самодовление, однако в текстах античных авторов слово αὐτάρκεια многозначно (переводится как «исполнение», «произвольность», «воздержность», «благосостояние», «самодовольство» и т.д.) и только в отдельных случаях отвечает семантике новоевропейского термина. Между тем новоевропейское понятие автаркии как экономической самодостаточности (= независимости) было спроецировано на древность, и автаркия стала характеризовать для европейских мыслителей реальный экономический уклад и гомеровской Греции, и военной демократии Спарты, и торговых Афин, и императорского Рима, а вместе с тем ему был придан статус экономической категории, якобы выработанной самими эллинами для описания общего для всех социальных слоев и периодов греческой и римской истории идеала. Хотя до Аристотеля экономической автаркии нет ни как термина, ни как идеала натурального хозяйства (ср. Xen., Оес. XI 10), у Аристотеля ее наличие весьма проблематично, а после Аристотеля об экономически автаркийном полисе или домохозяйстве упоминают только его комментаторы или эпигоны (см. Oec. 1343all; Stob. II, 7, 26.48–62; apud Stob. 4.1.138.45–60), в научной и энциклопедической литературе 20 в. рисуется стройная схема: автаркия – первоначально экономический принцип примитивного (натурального) домохозяйства, затем политический принцип независимости самообеспечивающегося государства, затем этический принцип жизни ни в чем не нуждающихся древних мудрецов и, наконец, у неоплатоников и отцов Церкви – теологический принцип бытия Бога.

Как философский термин автаркия была создана, по-видимому, Демокритом в рамках характерной для философа полемики с обыденным языком и воплощенными в нем расхожими представлениями о благе и счастье. До Демокрита существовало только прилагательное αὐτάρκης, причем αὐτο- в греческом значит не только «само-«, но может обозначать и естественность, чистоту состава, идентичность, совместность, точность, возвратность, совпадение, личную причастность, усиление, изобилие (позднее использовалось для образования группы «философских слов», обозначающих платоновские идеи соответствующих предметов: αὐτοάνθρωπος, αὐτογραμμή etc.). Корень ἀρκ- также обладает не абстрактным значением «быть достаточным», а более конкретным: «удерживать и отклонять все плохое от живого, защищать от гибели живое и защищаться»; ἄρκιος – надежный, или обеспеченный, причем тоже с точки зрения сохранения жизни. В слове «автаркия» αὐτο- обозначает усиление выраженной в корне способности жить и сопротивляться гибели, поэтому автаркийным греки называли не любые вещи, но живые существа в их полноте и неущербности, их тела, органы, функции и беспрепятственные отправления тела или, например, недра земли как живую, родящую силу (см., напр., Aesch. Cho. 757; поэт 6 в. до н. э. цит. у Платона: Epist. 310a4–10; ср. πανταρκής – всесильный: Aesch. Pers. 855). Позднее прилагательное «автаркийный» становится синонимом для «достаточный», сохраняя, однако, связь с медицинским контекстом (несколько сот раз встречается у Галена), а существительное (αὐτάρκεια и τò αὔταρκες) используется только в философском языке. У Демокрита и прилагательное, и существительное засвидетельствованы по два раза в диетико-гигаенических рекомендациях, из которых вырастает особое этическое отношение к внешним благам: «При автаркии пищи ночь никогда не бывает слишком длинной» (fr. 209, 1 DK); «Пребывание на чужбине учит автаркии образа жизни: ячменная лепешка и соломенная подстилка – вот самые сладкие лекарства от голода и усталости» (246, 1). Автаркийными у Демокрита бывают также естество (природа), противопоставленное случаю, и трапеза как дар умеренности, а не роскоши (fr. 176,2; 210, 2). Поздние источники приписывают полагание автаркии целью жизни также софисту Гиппию (Suda) и Гекатею Абдерскому (Clem. Strom. II 184, 10 St.), но терминология в обоих случаях едва ли аутентична. Авторство Демокрита для термина косвенно подтверждается появлением этого редкого слова в знаменитом 17-м письме Гиппократова корпуса, где воспроизводится якобы слышанная Гиппократом речь самого философа. Демокрит противопоставляет безграничному рвению вожделения «созерцание благодаря автаркии изобильной природы – всеобщей кормилицы». Демокрит – автор нескольких полемических терминов этики: если толпа именует счастье «благо-демония» («благодолие») (εὐδαιμονία) или «благо-случай» (εὐτυχία), то Демокрит придумывает термины, которые помещают источник счастья внутрь человека – благо-душие (εὐθυμία) и благо-состояние (души, εὐεστώ). Автаркия также была неологизмом и морфологическим (существительное, а не прилагательное), и – главное – семантическим. Αὐτο – в термине Демокрита дает не усиление, а точность, отсутствие выхода за строго ограниченные пределы, тем самым автаркия у него обеспечивает минимальные жизненные потребности и имеет коннотации естественности. «Природное богатство» тождественно «автаркии образа жизни», богатство равно аскезе, в чем и заключен вызов общепринятым представлениям. Мерцающий смысл, с амплитудой значений от «абсолютной полноты» до «аскетического минимума», делает проблемой понимание термина в каждом данном контексте.

Платон только однажды обратился к «Демокритову» термину, завершая рассмотрение удовольствия и разумности (Phileb. 67а7): благо есть нечто совершенное и достаточное, удовольствие же и разумность не блага, ибо «лишены автаркии, то есть силы (δύναμις) совершенного и достаточного». Т. о. Платон задал противоположную по сравнению с Демокритом семантическую перспективу автаркии с опорой на традиционное общеязыковое значение, согласно которому в термин вкладывается идея максимума, а не минимума. В «Тимее» автаркийно «тело космоса» – живого бога: оно устроено так, чтобы получать пищу от себя самого и не нуждаться ни в чем; космос автаркиен и духовно, его душа простирается из центра и все объемлет, так что он может пребывать в общении с самим собою и познании себя (Tim. 33e, 68d). В позднейшей метафизической и теологической традиции – от Хрисиппа (fr. 604,7) и Тимея Локрского до неоплатоников и христианских богословов продолжена эта платоновская линия: автаркия как синоним абсолютного бытия, абсолютной божественной полноты и прежде всего как атрибут Бога перешла впоследствии в апофатическую теологию. Всякое сознательное использование слова в философских контекстах после Демокрита и Платона будет иметь дело с выбором между заданными ими альтернативами или их примирением и согласованием.

Проповедь Демокрита, по-видимому, имела своего сторонника в Сократе; и хотя аутентичность его дикции не может быть доказана, у Ксенофонта из пяти прилагательных «автаркийный» четыре связаны с Сократом: Сократ считал порочным нуждающегося в других, не автаркийного, человека, полагая, что мудрец тем ближе к божеству, чем меньше у него потребностей, а божество автаркийно, потому что таковых не имеет; сам Сократ был «в высшей степени автаркиен», причем это его свойство распространялось не только на материальную, но и на духовную сферу и в материальной означало умеренность, скромность, а в интеллектуальной и духовной ровно наоборот – обеспеченность богатством мудрости, знаниями, интуицией добра и зла (Mem. 1.2.14.5; 2.6.2.2; 4.7.1.3; 4.8.11.11). И у Платона и существительное «автаркия», и три из пяти прилагательных «автаркийный» вложены в уста Сократа, который применяет это прилагательное только к человеку, тогда как в устах иных персонажей оно отнесено к космосу и богу (демону).

Мысль о том, что мудрец ни в ком и ни в чем не нуждается и тем подобен богу, стала общим местом послесократовской философии (особенно кинической и стоической). Возможно, Сократ передал ученикам и термин Демокритовой чеканки. Автаркия непременно характеризует Антисфена и Диогена. Автаркия добродетели для счастья – излюбленная максима стоика Хрисиппа и т. д. Внешние «блага», здоровье, богатство-это и не блага, с этической точки зрения они «безразличное» (адиафора ) и могут использоваться и хорошо, и дурно. Вся кинико-стоическая традиция сосредоточена на индивидуальной автаркии человека, прежде всего мудреца-философа, как на его духовно-практической гигиене, хотя у поздних стоиков (напр., Посидоний,Diog. L. VII, 103; 128) и перипатетиков внешние блага признаются в какой-то мере необходимыми условиями счастья. Формулировки этой идеи в школьной философии без контекста (как в псевдо-Платоновых «Определениях») легко могут быть приняты за формулировки экономического принципа, главным образом из-за многозначности термина ἕξις (букв. владение, обладание). «Автаркия – это совершенство в приобретении благ; владение (ἕξις), благодаря которому те, у кого оно есть, сами над собой начальствуют» («Определения» 412 В 6 cл.). Однако определение автаркии как «ἕξις с широтою свободного довольствования чем угодно, находясь меж нищетой и роскошью» (Stob. 2.7.25.47) ясно обнаруживает контекст не экономики, а нравственной философии (ср. у ап. Павла: «Я научился быть автаркиен в тех обстоятельствах, в каких нахожусь; знаю, как жить в нищете, знаю, как в изобилии», Phil. 4.11–12). Есть немалая доля иронии в том, что принципы индивидуальной свободы безземельных и бессемейных бродяг-интеллектуалов эпохи эллинизма и империи были приняты в современной науке за хозяйственные принципы крестьянства патриархальной поры. Для формирования в европейской науке представлений об античной экономической и политической автаркии важнейшую роль сыграли 1) «Политика» Аристотеля, в начале которой заявлено, что «автаркия – цель и наилучшее для полиса» и что «совершенный полис обладает пределом всякой автаркии благ», 2) пассаж из «Государства» Платона, где говорится о происхождении полиса из потребности друг в друге самих по себе неавтаркийных людей, 3) речь Перикла у Фукидида, где Афины названы автаркийнейшим полисом для мира и для войны (Thuc, II, 36, 3). Но уже Перикл не сводит автаркию полиса к сумме ресурсов граждан, а трактует ее как совершенство социальной структуры, сообщающей это качество своим членам. Полис делает «тело» гражданина автаркийным, дополняя каждого физического индивидуума до состояния полной проявленности его возможностей: несамодостаточный по природе человек становится самодостаточным в качестве гражданина. Утопия Перикла у Фукидида противостоит пессимизму Геродотова Солона, у которого «не автаркии – ное тело человека» (Hdt., I, 32, 8), т.е. сам человек предстает не как часть защищающего его социума, а один на один с природой, судьбой и завистливыми богами. У Платона в «Государстве» Сократ также сначала высказывает предположение, что «полис возникает, когда каждый из нас оказывается не автаркийным, а во многом нуждающимся» (Resp. 369b5–7; ср. Arist. Eth. Nic. 1178b34), но в ходе всего рассуждения в целом выясняется, что автаркия полиса не сводится к суммированию ресурсов неавтаркийных по одиночке людей (ср. у Полибия: автаркийные (= воздержные) спартанцы в сумме образуют не автаркийный, но агрессивный полис: 6.48.7.4) и что устрояет полис действительно другое начало – а именно справедливость. Аристотель использует слова «автаркия» и «автаркийный» едва ли не больше, чем его предшественники, вместе взятые. Как систематизатор предшествующего знания в биологических сочинениях он использует медико-физиологическую автаркию, в логических автаркия означает логическую достаточность, в космологических термин характеризует зримые божества, небесные тела, которые ведут блаженную и самую автаркийную жизнь; в этических сочинениях автаркия определяет конечное, совершенное благо и счастье. Аристотель применяет автаркию для обозначения и изобилия, и идеала скромности. Но главным созданием Аристотеля была автаркия как цель полиса, представляющая собою совмещение всех автаркий: биологической, этической и космической, а также особой «философской», или «идеальной».

Понятие экономической автаркии у Аристотеля не вполне оформлено. Квазиэкономическая автаркия на глазах вырастает из биологической «диетической» автаркии и тотчас приобретает этическую окраску. Перечисляя в начале «Политики» различные образы жизни, Аристотель называет кочевников, земледельцев, охотников и разбойников. Эти образы жизни продолжают ряд травоядных и плотоядных. Номады и земледельцы – это аналоги разных пород животных, образ жизни определяется способом добывания пищи. Чем больше способов добывания пищи человек умеет соединить, тем он автаркийнее. И как насыщение – естественный предел потребления пищи, так и для хорошей в этическом смысле жизни автаркийная собственность – это собственность, имеющая «естественный» предел. Полисная же автаркия предполагает удовлетворение нужды не только и не столько в необходимом, сколько в прекрасном-духовное единство («согласие») граждан, моральная потребность в справедливости (1252b30). Автаркия полиса основана, по Аристотелю, на сложной уравновешенности общественной структуры, обеспечивающей, однако, функции «души», а не «тела» государства: автаркийное бытие он приписывает только тем, кто участвует в совещательной и судебной власти. Автаркия в полисе аналогична способности организма к поддержанию своей жизни замкнутого, отдельного существа; услуги рабов, ремесленников, наемных воинов и других неполноправных категорий населения аналогичны пище, воде и воздуху – всему, что, находясь вне организма, питает его. Домохозяйство автаркийнее человека, полис – домохозяйства; автаркия полиса, – это зрелость человеческой общности, достигшая своего полного «природного» развития. По Аристотелю, все происходящее в соответствии с природой достигает идеального состояния – таков и его совершенный полис, напоминающий космос из «Тимея», и так же, как космос, не имеющий внутри себя начала разложения, старения и умирания. В Аристотелевой автаркии начинает слышаться αὐτο- из слов с «философским», идеальным значением. За пределами полисной автаркии Аристотель оставил зверя и бога, автаркийных по-иному, без включения в полисный организм. После крушения полисной системы, теоретически обоснованной Аристотелем, именно такого типа автаркия стала предметом моральной и теологической трактовки в эллинистическую эпоху: автаркия как самоограничение индивидуума, ориентированное на природу, а не на цивилизацию, и автаркия как абсолютная полнота божества.

В эллинистических философских школах автаркия могла принимать вид апатии , атараксии, апраксии и тем самым пониматься как исключительно внутреннее состояние, внутренняя свобода, не зависящая от случая и внешних условий, или допускать разницу между жизнью блаженной и наиблаженнейшей, которая предполагает наличие и внешних благ (Sen. Epist. 85,18; Cic. Tusc. 5,10,29–30, Acad. 2, 42,131; 4,6,14; Clem. Strom. 2,133) или друга у перипатетиков и Эпикура. От этого круга представлений отходит Плотин, для которого автаркией обладает в полной мере только Единое , существующее из самого себя (Εnn. V 3, 17.1 сл.; VI 9, 6.16 и др.). Ум-нус уже обладает автаркией в меньшей степени, ибо нуждается в мышлении и познании себя (V 3,13). Если для стоиков равенство себе есть благо, то для Плотина Ум обладает благом и, значит, автаркиен (V 3, 16,30). Пафос человеческого самоосвобождения исчезает: человек не обладает самосущностью (VI 8, 12), мудрец не имеет в самом себе основы бытия, и доступная ему автаркия покоится на его причастности трансцендентному благу (I 4, 4–5; VI 8, 15). Вместо самозамкнутости эллинистического мудреца мудрец Ямвлиха через молитву участвует в беседе божества с самим собой (De myst. 1.15). Для христианской мысли не характерна опора добродетели на себя самое. Хотя мученик с его равнодушием к телесным страданиям похож на древнего киника, но вместо добродетели у него вера. Отрешенность от дольнего мира строится на вере в мир горний, а не на моральном и интеллектуальном превосходстве мудреца. История автаркии как идеи представляет собой историю античной антропологии, которая от представления о тотальной зависимости и несамодостаточности человека перешла к мысли о восполнении человека в социуме (полисе), с крушением полиса – к проповеди внутренней свободы от мира, а затем к преодолению человеческой несамодостаточной природы через слияние с самодостаточным божественным началом в созерцании, молитве, вере. Новый «экономический» смысл автаркии как хозяйственного (натурального) уклада в научный обиход ввел немецкий политэконом Иоанн Карл Родбертус, однако и он, и его последователи приписывали его самой античности. В историко-экономических дискуссиях последней трети 19 в. (Мейер – Бюхер) экономическое значение становится привычным, а затем, в период между 1-й и 2-й мировыми войнами, переходит в лексику идеологического обеспечения одновременно и изоляционизма, и экспансии (линия преемства: Родбертус – учитель Бюхера, Бюхер – Хазебрека, Хазебрек-Лаума). В Италии и Германии, сравнительно недавно объединенных и «самоуправляемых», автаркия, слившаяся с «автархией» (самоуправление), делается лозунгом, за которым стоит уже «всеохватное мировоззрение» тотального обособления нации (Фрид). Флуктуация от максимума до минимума сопровождает автаркию и в этой роли пропагандистского лозунга итальянского и немецкого фашизма: от неограниченных экспансионистских аппетитов 30-х гг. 20 в. до призыва к немецким хозяйкам весной 1945 готовить «полноценный обед» из того, что растет в собственном палисаднике. Исходное мерцание смысла потенцировано в европейской культуре непроясненными (неизученными), а потому многозначительно гулкими высказываниями древних авторитетов. В результате автаркия становится средством интеллектуального самогипноза, который распространяется не только на фашистских идеологов (см., напр., Frid F. Autarkie. Jena, 1932), но и на либеральных ученых. Джон Фергюсон пишет о классической Греции как о «триумфе автаркии», бесконечно расширяя сферу применения термина: автаркия характеризует у него не только полис и мудреца, но и храм как архитектурное произведение, и трагедию, и эпиграммы и т. п. (Ferguson J. Moral values in ancient world. L., 1958, p. 133–138). Автаркия в экономике может обозначать «идеальный» нулевой уровень импорта, по отношению к которому исчисляется интегрированность страны в мировое хозяйство. Автаркия в политике – установка на изоляцию страны и исключение ее из мирохозяйственных связей, а также обслуживание этой тенденции – институциональное, идеологическое и проч.

Литература:

1. Novak J. L’idée de l’autarcie économique. P., 1925;

2. Laum B. Die Geschlossene Wirtschaft. Soziologische Grundlegung des Autarkieproblems. Tüb., 1933;

5. Predähl A. Aussenwirtschaft. Weltwirtschaft, Handelspolitik und Währungspolitik. Gott., 1949;

6. Wilpert P. Autarkie. – «Reallexicon für Antike und Christentum», Bd. I, 1950, cols. 1039–1050;

7. Wheeler M. Self-Sufficiency and the Greek City. – «Journal of the History of Ideas», 1955, 16, p. 416–420;

8. Heiander S. Das Autarkie-Problem in der Weltwirtschaft. В.–München, 1955;

9. Rich A.N.M. The Cynic Conception of Autarkeia. – «Mnemosyne», 1956, 9, S. 23–29;

10. Adkins A.W.H. Friendship and «Self-Sufficiency» in Homer and Aristotle. – «Classical Quarterly», 1963, 13, p. 30–45;

11. Hasebroek J. Trade and Politics in Ancient Greece. N. Y., 1965;

12. Warnch W.E. Autarkie (antik), Historisches Wörterbuch der Philosophie, Bd 1. Basel–Stuttg., 1971, S. 685–690;

13. Gigon O. Antinomien im Polisbegriff des Aristoteles. – Hellenische Poleis, ed. E. Ch. Weiskopf. B., 1974, Bd. IV;

14. Gaiser K. Das Staatsmodell des Thukidides: zur Rede des Perikles für die Gefallenen. Hdlb., 1975;

15. Austin M.M., Vidal-Naquet P. Economic and Social History of Ancient Greece. Berkley – Los Angeles, 1977;

H.В.Брагинская

Источник: Новая философская энциклопедия на Gufo.me

  1. автаркия — орф. автаркия, -и Орфографический словарь Лопатина
  2. Автаркия — (греч. autárkeia, от autós — сам и arkéō — нахожусь в достатке) самодостаточность, самоудовлетворённость, в экономическом отношении — создание замкнутого самодовлеющего хозяйства в рамках отдельной капиталистической страны… Большая советская энциклопедия
  3. АВТАРКИЯ — АВТАРКИЯ (от греч. autarkeia — независимость, самоудовлетворение) — англ. autarky; нем. Autarkie. , полит, и культ, связей с внешнем миром. Социологический словарь
  4. АВТАРКИЯ — (греч. aytarkeia) — самодостаточность, самоудовлетворенность) в экономике — хоз. обособление данной страны, направленное на создание замкнутого национального х-ва, способного обходиться без импорта существенно необходимых товаров. Советская историческая энциклопедия
  5. автаркия — Автаркии, мн. нет, ж. . 1. В философии стоиков – самоудовлетворенность как идеал добродетельного человека (филос.). 2. Такая система хозяйства, при к-рой страна (область, район) сама производит всё нужное для себя и сама потребляет свое производство (экон.). Большой словарь иностранных слов
  6. автаркия — автаркия, автаркия ж. Экономическая политика, направленная на создание замкнутого национального или регионального хозяйства, обособленного от экономики других стран или других регионов. Толковый словарь Ефремовой
  7. автаркия — Авта́рки́/я . Морфемно-орфографический словарь
  8. автаркия — Автаркия, автаркии, автаркии, автаркий, автаркии, автаркиям, автаркию, автаркии, автаркией, автаркиею, автаркиями, автаркии, автаркиях Грамматический словарь Зализняка
  9. АВТАРКИЯ — АВТАРКИЯ (греч. autarkeia — самоудовлетворение) — независимость от всех вещей внешнего мира или других людей (Платон, Аристотель), жизненный идеал киренаиков и стоиков. Мудрецу-стоику «достаточно самого себя». Новейший философский словарь
  10. автаркия — АВТАРКИЯ, и и АВТАРКИЯ, и, ж. (книжн.). Политика нек-рых государств, направленная на создание замкнутого национального хозяйства, обособленного от экономики других государств. | прил. автаркический, ая, ое. Толковый словарь Ожегова
  11. автаркия — сущ., кол-во синонимов: 5 акатаплексия 2 политика 12 психагогия 2 самообеспечение 3 самостоятельность 46 Словарь синонимов русского языка
  12. Автаркия — (греч. autarkeia — самоудовлетворение) состояние или ощущение достаточности. В греческой философии (прежде всего в трудах Платона и Аристотеля) оно характеризовало независимость от внешнего мира, от вещей и людей… Педагогический терминологический словарь
  13. автаркия — И автаркия, -и, ж. Экономическая политика империалистических государств, направленная на обособление национального хозяйства страны. Малый академический словарь
  14. АВТАРКИЯ — АВТАРКИЯ (от греч. autarkeia — самоудовлетворение) — создание замкнутого хозяйства в рамках отдельной страны. Большой энциклопедический словарь
  15. автаркия — АВТАРКИЯ, АВТАРКИЯ, -и; ж. . Экономическая политика, направленная на обособление национального или регионального хозяйства, создание замкнутой, самообеспечивающейся экономики. Толковый словарь Кузнецова
  16. АВТАРКИЯ — (от греч. autarkeia — самоудовлетворение) политика экономического обособления, проводимая страной, регионом. Автаркия направлена на создание замкнутой, независимой экономики, способной обеспечить себя всем необходимым самостоятельно. Автаркия сродни натуральному хозяйству. Экономический словарь терминов
  17. автаркия — АВТ’АРКИЯ, автаркии, мн. нет, ·жен. (·греч. autarkeia). 1. В философии стоиков — самоудовлетворенность как идеал добродетельного человека (филос.). 2. Такая система хозяйства, при которой страна (область, район) сама производит всё нужное для себя и сама потребляет свое производство (экон.). Толковый словарь Ушакова
  18. автаркия — АВТАРКИЯ и, ж. autarcie <�гр. autarkeia самодостаточность. 1793. Лексис. Экономическая политика обособления какой-л. страны от экономики других стран с целью создания замкнутого самообеспечивающегося хозяйства… Словарь галлицизмов русского языка

Термин » автархия» имеет два разных этимологических корня, оба произошли от греческого языка . С одной стороны, автаркия может происходить от autarchía, концепции, которая переводится как «полная власть» . С другой стороны, в автаркии может возникнуть понятие «самодостаточность» .

Таким образом, идея автаркии подразумевает самоконтроль или самодостаточность . Более того, говорят об автаркии, когда государство пытается удовлетворить свои потребности своими собственными ресурсами, не завися от других .

Таким образом, режим или система, которая стремится достичь самодостаточности, преследует самодостаточность . Цель состоит в том, чтобы создать необходимые ресурсы, чтобы не обращаться за внешней помощью. Самодостаточность означает независимость : никакие другие или другие не нужны для функционирования или существования.

Вообще, автаркия — это идеальная или теоретическая концепция, поскольку на практике ее практически невозможно достичь. Человек, например, имеет автаркию, если он не зависит от общества в удовлетворении его основных потребностей. Это может быть случай человека, который выращивает себе еду, делает свою одежду и закупает необходимые лекарства, чтобы назвать случай.

Страна достигает автаркии, когда она может удовлетворить потребности своих жителей, не завися от экономических обменов с внешним миром и не беря внешних кредитов. Чтобы это было возможно, соответствующая нация должна иметь огромное количество природных ресурсов и иметь развитые и устойчивые отрасли, которые производят все необходимые товары.

Иногда о диктатурах говорят как об автаркиях, принимающих первое упомянутое значение термина (диспозиция абсолютной власти ).

Как видно из предыдущих параграфов, концепция автаркии (которая также известна под названиями самодостаточная экономика, самодостаточность и самодостаточность ) не ориентирована исключительно на правительства, но служит для описания состояния любого общества, механизма, промышленной системы., место, нация или человек, который борется, чтобы достичь ситуации самообеспечения.

Согласно точке зрения, с которой оно анализируется, указанное состояние можно считать положительным или отрицательным. Позитивно, если мы понимаем, что отказ в получении помощи от внешнего субъекта оказывает влияние на больший рост и использование самих ресурсов; отрицательно, если это приводит к культурному обнищанию из-за ограниченного контакта с остальным миром.

С другой стороны, важно указать, что ни одна страна или отдельное лицо не может стремиться к автаркии, и это возвращает нас к предыдущей дилемме. Если нация, у которой достаточно природных ресурсов для выращивания собственных продуктов питания и разработки сырья, необходимого для различных производственных процессов, которые могут поддержать ее экономику, то решение отказаться от помощи других может привести к стадии более высокая производительность

Различные направления философии, развитые в Древней Греции, рассматривали автаркию как идеальный образ жизни. Циренейская, эпикурейская, стоическая и циническая школы считали, что возможность достичь счастья, используя исключительно добродетель, является синонимом мудрости. Идеальными чертами мудрого человека являются атараксия, автономность и самостоятельность, которые ведут к невозмутимости, свободе и независимости.

В области административного права автаркия понимается как способ децентрализации, благодаря которому правительство само по себе возможно; это одна из главных особенностей автаркической сущности. Конституционное право определяет его аналогичным образом, поскольку оно говорит о способности к самоуправлению или самоуправлению, хотя и с разницей в подчинении определенным законам, которые исходят от высшей власти.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *